Урок-проект
Оценка 4.7

Урок-проект

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
02.02.2023
Урок-проект
Проблема слабой мотивации учащихся к изучению литературы, проблема воспитания нравственной личности актуальна сегодня как никогда. Данный проект задуман как необходимое звено в повышении мотивации учащихся к изучению литературы, а также проект помогает реализовать индивидуальный подход к обучению учащихся, в частности, формирование универсальных учебных действий. В классе учатся дети разного уровня. Часто талантливые дети начинают скучать на уроках, так как опережают учебный материал. Таких детей можно увлечь этим проектом, а они, в свою очередь, могут увлечь за собой других детей.
урок.docx

 

 

 

Урок-проект  по литературе 

«Тема дружбы в стихотворении А.С.Пушкина «19 октября»

                                                                  Аннотация


      Урок-проект проводился в 8 классе. В основу урока была поставлена жизненная проблема, актуальная для обучающихся на сегодняшний момент. 8 класс - подростковый возраст, когда уровень скептицизма, пренебрежения общепринятыми нормами порой превалирует, поэтому очень важно именно в этом возрасте обратить внимание подростков на роль укрепления дружбы.

        Предварительно к уроку учащиеся изучили историю жизни поэта, прочитали стихотворение «19 октября». На уроке было предложено рассмотреть и проанализировать роль дружбы  в жизни  выдающегося писателя А.С. Пушкина,  доказать верность пословицы «Старый друг лучше новых двух».   К уроку были подготовлены учителем задания и материал для  кейсов.

Урок-проект имеет достаточно жесткую структуру и жесткие временные рамки:

1.      Инструктаж, введение в проблему.

2.      Самостоятельная работа обучающихся.

3.      Презентация результатов работы группы.

4.      Рефлексия.

      Роль учителя определяется в зависимости от типа урока. В нашем случае – эксперт.

       Учащихся увлекла тема проекта, заставила изменить свое отношение к ценностям жизни, в частности – отношение к друзьям, одноклассникам. Презентация результатов работы групп была настолько разнообразна по форме и по подаче материала, что эмоциональный настрой, устойчивое внимание всех присутствующих на уроке было налицо. Учащиеся с помощью слайдовых презентаций рассказали о друзьях А.С.Пушкина, о том, как продолжались  их взаимоотношения после окончания лицея. Выступления подкреплялись строками из послания «19 октября», которые дали возможность оценить отношение поэта к его друзьям-лицеистам.

        Рефлексия – это один из видов обратной связи – показала, что цель была достигнута: обучающиеся проявили явный интерес к новому знанию, которое добывали самостоятельно. Ученики  сделали вывод, что те друзья, которые появились у них в школьные годы, являются самыми верными и преданными.

        Работа над  проектом решала задачу развития устной и письменной речи учащихся, воспитывала чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям.

          Домашнее задание логично завершило урок: сочинение-рассуждение «Роль дружбы в моей жизни.      

            В процессе работы над проектом учащимися было выявлено, что тема дружбы  у А.С. Пушкина является ведущей,  было решено продолжить работу над изучением стихотворений по данной теме, был намечен план работы над следующим этапом проекта.

 

 

 

Ход урока:

№ 

Этап занятия, задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Орг. - мотивационный этап

Задача: создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя на работу.

- Здравствуйте, ребята.

- Поприветствуйте друг друга: соседу справа - пожмите руку, соседу слева - дайте пять. Надеюсь, наш урок будет вам на пользу.

Приветствуют учителя.

Приветствуют друг друга.

Положительно настроены на занятие.

Осознают смысл и понимают ответственность за будущий результат.

2

Этап целеполагание

Задача: обеспечение условий для последующего самостоятельного определения детьми темы урока.

- Ребята, как вы считаете, кого мы называем своим другом?

- А у вас есть друзья? Как зовут вашего лучшего друга?

-Какое стихотворение А.С.Пушкина вы читали дома?

-Попробуйте сформулировать тему урока.

- Тема нашего урока «Тема дружбы в стихотворении А.С.Пушкина «19 октября»

 Отвечают на вопросы учителя.

 

Перечисляют имена своих друзей.

 

 

 

 

Учащиеся формулируют тему урока.

 

 

 

 

Подготовлены к определению темы занятия. Ориентируются в своей системе знаний и умений. Учатся вступать в беседу и обсуждение.

3

Этап планирование

Задача: самостоятельное определение темы и постановка обучающимися цели классного часа.

- Правильно, сегодняшний урок будет посвящён теме «Дружба».

- Какое определение вы бы дали этому слову?

- Проверим ваши варианты ответов с помощью толкового словаря. (слайдовая презентация)

- В словаре Владимира Даля:  Дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь».

- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

И сегодня на уроке мы начнем работу над большим проектом «Дружба в жизни выдающихся личностей литературы»

 Путем анализа стихотворения вы должны доказать или опровергнуть пословицу «Старый друг лучше новых двух»

Слушают и анализируют полученную информацию.

 

 

Дают определение понятию.

Формулируют тему и цель урока. Определяют цель и задачи деятельности  с помощью учителя.

4

Основной этап

Задача: создание условий для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели урока.

История создания стихотворения.

Александр Сергеевич Пушкин входил в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт 19 октября 1811 года. С тех пор лицеисты встречались каждый год в день открытия этого учебного заведения. Но в 1825 году Пушкин за вольнодумство находился в ссылке в Михайловском. Он не был на встрече, но передал друзьям послание — стихотворение «19 октября», которое было прочитано перед присутствующими.

Работа с жанром ПОСЛАНИЕ

Стихотворение написано в форме послания. 

Послание - лирическое произведение в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. 

В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворение - дружеское послание было распространено в пушкинское время. В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер. Главное в послании, не поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие.

- У вас на  партах лежат кейсы, в ноутбуках на рабочем столе есть кейс-папки с ссылками на информацию. В кейсах собрана информация о жизни и творчестве лицейских друзей А.С.Пушкина.  Текст стихотворения «19 октября» вами прочитан дома.

Ваша задача, проанализировав весь материал кейса, опровергнуть или подтвердить пословицу.

-У каждой группы в кейсе содержится информация о жизни одного из лицейских друзей А.С.Пушкина (Ф.Матюшкина, И.Пущина,  А.Дельвига , А.Горчакова), каждая группа  должна изучить материал и решить проблемный вопрос урока, сформулированный в пословице. Вам нужно будет аргументировать свой ответ примерами из текста стихотворения.

Слушают информацию.

 

 

 

Записывают основные важные моменты информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают инструкцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание кейса.

 

 

 

Включены в деятельность по достижению цели урока. Самостоятельно определяют и высказывают свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения. Добывают новые знания: находят необходимую информацию из сообщения учителя; перерабатывают полученную информацию из кейсов. Слушают и понимают речь других; умеют донести свою позицию до других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в группе.

5

Этап контроля

Задача: закрепить изученный материал практически.

- Время на выполнение задания подошло к концу.

-Итак, ребята, давайте посмотрим, какую информацию о жизни лицейских друзей Пушкина вы приготовили. Своим выступлением вы должны доказать или опровергнуть  пословицу             « Старый друг лучше новых двух»

- Спасибо ,у вас были очень интересные сообщения.

-Выводы каждой группы сошлись, вы подтвердили слова пословицы «Старый друг лучше новых двух»

А.С.Пушкин придавал огромное значение дружбе. Он умел дружить, был очень верным и бескорыстным другом. Всю свою жизнь А.С.Пушкин был окружен такими же преданными друзьями, как он сам. Через всё творчество Пушкина проходит мотив дружбы. Стихотворение «19 октября» проникнуто любовью к тем, с кем поэт разделил свои лучшие лицейские годы. Здесь он прославляет лицейское братство, дружеский союз.

Проанализировав материал кейсов, можно сделать вывод, что Пушкин ценил самоотверженность друзей. Для него дружба – это и самоотверженное, смелое чувство. Дружбу он ставил превыше всего. Время изменило чувства и облик друзей, но дружба их осталась прежней. Тема дружбы- одна из важных тем поэта.

Выступление групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение размышлять над заданием. Умеют самостоятельно анализировать информацию.

6

Итог занятия

Задача: оценить качество

оценки работы класса

и отдельных

учащихся;

дать

установку на закрепление учебного материала.

- И в конце нашего занятия мне хотелось бы напомнить вам те простые истины, которые были открыты нами. Прочтем их по цепочке.

Законы дружбы.

1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радость и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.

3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.

5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.

6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.

7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства».

- По цепочке читают законы дружбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы.

7

Рефлексия

Задача: проверить уровень

психо -

эмоционального

состояния учащихся,

их мотивацию

деятельности на уроке.

- Понравилась ли вам работа с кейсами?

-Оцените с помощью цвета свое эмоциональное состояние на уроке.

Отвечают на вопросы.

 

 

С помощью цветовых карт показывают свои эмоции.

Выполняют самоанализ и оценивают свою деятельность.

8

Выдача домашнего задания.

-Домашнее задание:

написать сочинение-рассуждение «Роль дружбы в жизни человека»

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 


 

Урок-проект по литературе «Тема дружбы в стихотворении

Урок-проект по литературе «Тема дружбы в стихотворении

Ход урока: № Этап занятия, задача этапа

Ход урока: № Этап занятия, задача этапа

Правильно, сегодняшний урок будет посвящён теме «Дружба»

Правильно, сегодняшний урок будет посвящён теме «Дружба»

Задача: создание условий для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели урока

Задача: создание условий для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели урока

В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер

В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер

Вам нужно будет аргументировать свой ответ примерами из текста стихотворения

Вам нужно будет аргументировать свой ответ примерами из текста стихотворения

Здесь он прославляет лицейское братство, дружеский союз

Здесь он прославляет лицейское братство, дружеский союз

Тебе не безразлично, каков твой друг

Тебе не безразлично, каков твой друг

Рефлексия Задача: проверить уровень психо - эмоционального состояния учащихся, их мотивацию деятельности на уроке

Рефлексия Задача: проверить уровень психо - эмоционального состояния учащихся, их мотивацию деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023