Урок-проект по литературе
«Тема дружбы в стихотворении А.С.Пушкина «19 октября»
Аннотация
Урок-проект проводился в 8 классе. В основу урока была поставлена жизненная
проблема, актуальная для обучающихся на сегодняшний момент. 8 класс - подростковый
возраст, когда уровень скептицизма, пренебрежения общепринятыми нормами порой
превалирует, поэтому очень важно именно в этом возрасте обратить внимание
подростков на роль укрепления дружбы.
Предварительно к уроку учащиеся изучили историю жизни поэта, прочитали стихотворение «19 октября». На уроке было предложено рассмотреть и проанализировать роль дружбы в жизни выдающегося писателя А.С. Пушкина, доказать верность пословицы «Старый друг лучше новых двух». К уроку были подготовлены учителем задания и материал для кейсов.
Урок-проект имеет достаточно жесткую структуру и жесткие временные рамки:
1. Инструктаж, введение в проблему.
2. Самостоятельная работа обучающихся.
3. Презентация результатов работы группы.
4. Рефлексия.
Роль учителя определяется в зависимости от типа урока. В нашем случае – эксперт.
Учащихся увлекла тема проекта, заставила изменить свое отношение к ценностям жизни, в частности – отношение к друзьям, одноклассникам. Презентация результатов работы групп была настолько разнообразна по форме и по подаче материала, что эмоциональный настрой, устойчивое внимание всех присутствующих на уроке было налицо. Учащиеся с помощью слайдовых презентаций рассказали о друзьях А.С.Пушкина, о том, как продолжались их взаимоотношения после окончания лицея. Выступления подкреплялись строками из послания «19 октября», которые дали возможность оценить отношение поэта к его друзьям-лицеистам.
Рефлексия – это один из видов обратной связи – показала, что цель была достигнута: обучающиеся проявили явный интерес к новому знанию, которое добывали самостоятельно. Ученики сделали вывод, что те друзья, которые появились у них в школьные годы, являются самыми верными и преданными.
Работа над проектом решала задачу развития устной и письменной речи учащихся, воспитывала чувство товарищества, дружбы, бережное и чуткое отношение к друзьям.
Домашнее задание логично завершило урок: сочинение-рассуждение «Роль дружбы в моей жизни.
В процессе работы над проектом учащимися было выявлено, что тема дружбы у А.С. Пушкина является ведущей, было решено продолжить работу над изучением стихотворений по данной теме, был намечен план работы над следующим этапом проекта.
Ход урока:
№ |
Этап занятия, задача этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1 |
Орг. - мотивационный этап Задача: создание доброжелательной атмосферы, положительного эмоционального настроя на работу. |
- Здравствуйте, ребята. - Поприветствуйте друг друга: соседу справа - пожмите руку, соседу слева - дайте пять. Надеюсь, наш урок будет вам на пользу. |
Приветствуют учителя. Приветствуют друг друга. |
Положительно настроены на занятие. Осознают смысл и понимают ответственность за будущий результат. |
2 |
Этап целеполагание Задача: обеспечение условий для последующего самостоятельного определения детьми темы урока. |
- Ребята, как вы считаете, кого мы называем своим другом? - А у вас есть друзья? Как зовут вашего лучшего друга? -Какое стихотворение А.С.Пушкина вы читали дома? -Попробуйте сформулировать тему урока. - Тема нашего урока «Тема дружбы в стихотворении А.С.Пушкина «19 октября» |
Отвечают на вопросы учителя.
Перечисляют имена своих друзей.
Учащиеся формулируют тему урока.
|
Подготовлены к определению темы занятия. Ориентируются в своей системе знаний и умений. Учатся вступать в беседу и обсуждение. |
3 |
Этап планирование Задача: самостоятельное определение темы и постановка обучающимися цели классного часа. |
- Правильно, сегодняшний урок будет посвящён теме «Дружба». - Какое определение вы бы дали этому слову? - Проверим ваши варианты ответов с помощью толкового словаря. (слайдовая презентация) - В словаре Владимира Даля: Дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь». - О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». - Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. И сегодня на уроке мы начнем работу над большим проектом «Дружба в жизни выдающихся личностей литературы» Путем анализа стихотворения вы должны доказать или опровергнуть пословицу «Старый друг лучше новых двух» |
Слушают и анализируют полученную информацию.
Дают определение понятию. |
Формулируют тему и цель урока. Определяют цель и задачи деятельности с помощью учителя. |
4 |
Основной этап Задача: создание условий для успешного включения обучающихся в деятельность по достижению цели урока. |
История создания стихотворения. Александр Сергеевич Пушкин входил в число первых выпускников Царскосельского лицея, который был открыт 19 октября 1811 года. С тех пор лицеисты встречались каждый год в день открытия этого учебного заведения. Но в 1825 году Пушкин за вольнодумство находился в ссылке в Михайловском. Он не был на встрече, но передал друзьям послание — стихотворение «19 октября», которое было прочитано перед присутствующими. Работа с жанром ПОСЛАНИЕ Стихотворение написано в форме послания. Послание - лирическое произведение в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворение - дружеское послание было распространено в пушкинское время. В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер. Главное в послании, не поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие. - У вас на партах лежат кейсы, в ноутбуках на рабочем столе есть кейс-папки с ссылками на информацию. В кейсах собрана информация о жизни и творчестве лицейских друзей А.С.Пушкина. Текст стихотворения «19 октября» вами прочитан дома. Ваша задача, проанализировав весь материал кейса, опровергнуть или подтвердить пословицу. -У каждой группы в кейсе содержится информация о жизни одного из лицейских друзей А.С.Пушкина (Ф.Матюшкина, И.Пущина, А.Дельвига , А.Горчакова), каждая группа должна изучить материал и решить проблемный вопрос урока, сформулированный в пословице. Вам нужно будет аргументировать свой ответ примерами из текста стихотворения. |
Слушают информацию.
Записывают основные важные моменты информации.
Прослушивают инструкцию.
Выполняют задание кейса.
|
Включены в деятельность по достижению цели урока. Самостоятельно определяют и высказывают свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения. Добывают новые знания: находят необходимую информацию из сообщения учителя; перерабатывают полученную информацию из кейсов. Слушают и понимают речь других; умеют донести свою позицию до других.
Сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в группе. |
5 |
Этап контроля Задача: закрепить изученный материал практически. |
- Время на выполнение задания подошло к концу. -Итак, ребята, давайте посмотрим, какую информацию о жизни лицейских друзей Пушкина вы приготовили. Своим выступлением вы должны доказать или опровергнуть пословицу « Старый друг лучше новых двух» - Спасибо ,у вас были очень интересные сообщения. -Выводы каждой группы сошлись, вы подтвердили слова пословицы «Старый друг лучше новых двух» А.С.Пушкин придавал огромное значение дружбе. Он умел дружить, был очень верным и бескорыстным другом. Всю свою жизнь А.С.Пушкин был окружен такими же преданными друзьями, как он сам. Через всё творчество Пушкина проходит мотив дружбы. Стихотворение «19 октября» проникнуто любовью к тем, с кем поэт разделил свои лучшие лицейские годы. Здесь он прославляет лицейское братство, дружеский союз. Проанализировав материал кейсов, можно сделать вывод, что Пушкин ценил самоотверженность друзей. Для него дружба – это и самоотверженное, смелое чувство. Дружбу он ставил превыше всего. Время изменило чувства и облик друзей, но дружба их осталась прежней. Тема дружбы- одна из важных тем поэта. |
Выступление групп.
|
Умение размышлять над заданием. Умеют самостоятельно анализировать информацию. |
6 |
Итог занятия Задача: оценить качество оценки работы класса и отдельных учащихся; дать установку на закрепление учебного материала. |
- И в конце нашего занятия мне хотелось бы напомнить вам те простые истины, которые были открыты нами. Прочтем их по цепочке. Законы дружбы. 1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радость и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. 2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга. 3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность. 4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя. 5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. 6. Подлинная дружба несовместима с расчетом. 7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу. - Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства». |
- По цепочке читают законы дружбы.
|
Самостоятельно делают простейшие обобщения и выводы. |
7 |
Рефлексия Задача: проверить уровень психо - эмоционального состояния учащихся, их мотивацию деятельности на уроке. |
- Понравилась ли вам работа с кейсами? -Оцените с помощью цвета свое эмоциональное состояние на уроке. |
Отвечают на вопросы.
С помощью цветовых карт показывают свои эмоции. |
Выполняют самоанализ и оценивают свою деятельность. |
8 |
Выдача домашнего задания. |
-Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль дружбы в жизни человека»
|
Записывают домашнее задание. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.