Теркин, кто же он такой?
Оценка 5

Теркин, кто же он такой?

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
11.02.2019
Теркин, кто же он такой?
Василий Тёркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме А. Твардовского. Новаторский характер и образы в поэме) Цели урока: Образовательные: - продолжить работу над главами из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» (чтение фрагментов текста и комментарий); - проникнуть в замысел автора; - понимание идейно-художественного богатства поэмы; - систематизация литературоведческих понятий. Развивающие: - развитие ассоциативного и логического мышления; - совершенствование навыка самостоятельной работы над анализом поэтического текста; - развитие творческих способностей. Воспитательные: - учиться понимать чувства и переживание человека; - проникнуться гордостью за русский народ-победитель; - воспитывать интерес к истории родной страны.
Конспект урока Тёркин - кто же он такой.docx
Конспект открытого урока литературы в 8 классе Тема:  «Тёркин – кто же он такой?»  (содержание урока: Василий Тёркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме А.  Твардовского. Новаторский характер и образы в поэме) Цели урока: Образовательные: ­ продолжить работу над главами из поэмы А.Твардовского «Василий  Тёркин» (чтение фрагментов текста и комментарий); ­ проникнуть в замысел автора; ­ понимание идейно­художественного богатства поэмы; ­ систематизация литературоведческих понятий. Развивающие: ­ развитие ассоциативного и логического мышления; ­ совершенствование навыка самостоятельной работы над анализом  поэтического текста; ­ развитие творческих способностей. Воспитательные: ­ учиться понимать чувства и переживание человека; ­ проникнуться гордостью за русский народ­победитель; ­ воспитывать интерес к истории родной страны. Оборудование урока: ­ портрет А.Т. Твардовского, тема и  эпиграф к уроку,  ­ слайдовая презентация (иллюстрации к поэме, памятник А.Твардовскому и  В. Тёркину в Смоленске), ­ инструкции для работы в группах (вопросы и задания, справочный  материал), ­ сводный лист творческой работы группы. Ход урока          Оргмомент  (приветствие, настроение) Комментарии I. Вступление. Актуализация знаний. П.   выразительно читает строки        эпиграфа: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе –  Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, ­  Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…                                          А.Твардовский ­ Грустные, скорбные строчки лирика  Твардовского… Как вы думаете, связаны они с  изучаемым вами произведением? (Да, эти строки о солдатах, участниках войны, с которой «они – кто старше, кто моложе» не  вернулись. Поэма «Василий Тёркин» тоже о  войне) ­ А как творчество поэта Твардовского  соотносится с Великой Отечественной войной? (Александр Трифонович Твардовский был  участником войны, ушёл на фронт на второй  день войны, воевал в битве за Москву, сражался за земли Белоруссии, Украины, освобождал  Польшу и дошёл до Берлина. Военная тема –  главная тема в его творчестве. Был военным  корреспондентом, написал много стихов,  очерков о войне) П:  Верно, встречи с солдатами, испытанное и  увиденное своими глазами на дорогах войны  повлияло на творчество писателя. Постепенно  сложилась «Книга про бойца» и создался образ  всеобщего любимца…  (подхватывают: Василия Тёркина) ­ Ребята, а понравился ли вам Василий Тёркин?  Чем он вам запомнился? Что привлекло в нём? (понравился, потому что весёлый, не унывает; меня Тёркин удивил своим мужеством во  время переправы; мне понравился тем, что он  На доске портрет  А.Твардовского (слайд 1), эпиграф к уроку; Введение в тему урока, создание эмоционального настроя актуализация знаний: в ходе диалога уч­ся  отвечают на вопросы,  повторяют ранее  изученное ­ уч­ся могут назвать  биографические факты,  некоторые произведения, материал, услышанный  на предыдущем уроке ­ выявление первичного  восприятия  прочитанного, обмен  мнениями разговорчивый, шутник…) ­ Скажите, а почему автор  наделил героя такой  фамилией – Тёркин? ( Тёркин – значит «тёртый», битый, многое  перетерпел, испытал, «тёртый калач» и т.п.) ­ размышление  (рассуждение),  обращение к тексту  (если видят цитаты) П:    В общем, битый, тёртый, жжёный, Раной меченный двойной,         В сорок первом окружённый,         По земле он шёл родной. II. Формулирование темы, постановка проблемы  ­ Я думаю, что вы догадались, какова тема  сегодняшнего урока. Назовите её.   ( Василий Тёркин) П:      Тёркин – кто же он такой? Этот  вопрос звучит в поэме.  Постараемся найти  ответ на него. Но главное  ­  каким предстаёт  Тёркин в поэме, что хотел автор воплотить в этом образе? III. «Тёркин – кто же он такой?»  Практическая работа  (работа в группах) П:   Предлагаю вам разделиться на  3 группы.  Каждая группа проведёт самостоятельное  исследование по тексту отдельной главы согласно инструкции (в ней даны вопросы, задания).  Совместная работа участников группы должна  воплотиться в «продукт» деятельности –  выступление представителя группы с сообщением по данным вопросам. Практическая работа – 8­10 минут.     ( Преподаватель – помощник, наблюдает,  оказывает поддержку, если это необходимо  учащимся) ­ предлагают варианты  темы урока ­ подведение к цели  урока, постановка  проблемы ­ Определение проблемы  и способов её решения Преподаватель чётко  знакомит группы с  задачами, порядком  работы (инструкции) и  итогом (выступление –  защита найденных  решений) ­ самостоятельная  работа (работа с  текстом, выразительное чтение отрывков,  обсуждение в группе IV. Решение проблемы.  Исследовательский продукт. П: Итак, «Тёркин – кто же он такой?» Слушаем  выступления.  (Выступающий от группы I: В главе «Переправа» автор рассказывает об  опасной переправе через реку. Если возле понтона разрывался снаряд, одетые «с полной выкладкой» солдаты шли на дно. Автор рисует правдивые картины: под огнём  неразбериха, переправа сорвалась – потянулся  кровавый след. Твардовский говорит о стриженых ребятах, мальчишках, которые стали родными во  время переправы. Тёркин выполняет ответственное задание. Он  переплывает реку в ледяной воде, рискуя своей  жизнью, он должен сообщить, что первый взвод  нуждается в огневой поддержке. Он  дисциплинированный боец, выполняющий приказ.  Доложил – и обратно.  А ещё мы видим Тёркина  неунывающим парнем, весёлым. ­ Чтение подготовленных отрывков из текста В этой главе самыми трагическими являются  строки о смерти молодых бойцов: Люди тёплые, живые Шли на одно, на дно, на одно… Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод –  И о нём молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем­то виноваты… П: ­ Можно ли сказать, что в  этих строках звучит тема вины перед погибшими? (поворачиваясь к эпиграфу на доске) Читает строчку:  Я знаю, никакой вины………… Как видим, чувство вины не покидает автора и в  ответов,  согласованность в  работе, распределение  работы между членами  группы,  самостоятельное  оценивание) ­ монологическая речь  уч­ся, внимание к слову,  цитирование                       ­работа с текстом:  выразительное чтение ­ обращение к строчкам других произведениях. ­ В этой главе есть и смешной момент, когда   Тёркина растирают спиртом, он шутит, попросив  погреться изнутри. П:  А какими строками заканчивается эта глава? (читают) Ради жизни на земле воюет наш герой. Он  ­  защитник родной земли. П: «Тёркин – кто же он такой?» Каким вы  увидели героя в главе «На привале» (Выступающий  от группы II: …. П: И Василий Тёркин в главе «О награде» (Выступающий от группы III: … V. П:  Итак, Василий Тёркин – настоящий патриот, как большинство русских  солдат. Рисуя образ героя, автор  воплотил в нём лучшие черты русского  воина: мужество и самообладание,  душевную открытость и щедрость,  сметливость и непоказную удаль.  Посмотрите, удалось ли художнику А.  Верейскому передать эти черты в  портрете героя? ……… П: Вот такой образ защитника родной страны  получился у Твардовского.  ­ Можно ли Тёркина назвать народным героем? Постараемся найти ответ, что помогло поэту  создать образ народного героя. VI. Работа над жанром, особенностями. эпиграфа, сопоставление чувств, переживаний ­ выразительное чтение  строк, наблюдение над  средствами создания  юмора. ­ рефрен в поэме,   серьёзность и глубина  чувств ­ аналогичная работа по  главам «На привале», «О награде» ­обобщение учителя,  работа с иллюстрацией СЛАЙД 2(Тёркин) ­работа с  теоретическим  понятием ­лексическая работа ­место и роль диалога в  поэме ­ автор в поэме ­слайд 3– Памятник  Тёркину и Твардовскому  в Смоленске П:  Во­первых, выбор жанра: поэма. Почему не  роман, не стихотворение?  (Работа со словарём) Поэма – это… П:  Мы увидели с вами несколько событий:  переправа, отдых перед  боем, обед. Тёркин –  участник этих событий. ­ Ребята, понятны вам чувства автора и его героя? ­ Какую лексику (см. инструкцию) использует  автор? Для чего?  (Речь близка к народной, солдатской, поговорки,  пословицы, прибаутки), благодаря этому –  Тёркин – «свой», родной, из народа. ­ В какой форме (монологической или  диалогической) построено большинство глав  поэмы? Кто и с кем ведёт разговор?    (диалог часто звучит в поэме, он придаёт  движение, живость речи, позволяет увидеть  картины военных будней, услышать говор, шутку, смех) ­ Является ли автор героем поэмы?  (Да, в поэме есть главы «От автора». Автор ведёт беседу со своим героем, с читателем, чувствуется его присутствие на протяжении всей поэмы, есть  его размышления о войне и его отношение к ней.) П:  И это, ребята, было новым в литературе  периода военных лет. Произведение стало  новаторским. Об особенностях поэмы, о  новаторстве Твардовского мы подробно будем  говорить на следующем уроке.  (СЛАЙД 3 – памятник) ­ В одном из тихих и уютных уголков города  Смоленска расположен памятник участникам  Великой Отечественной войны. На постаменте  высечены имена: Александр Твардовский,  Василий Тёркин. Удобно расположившись на бревне,они увлечённо беседуют… о чём? Как вы  думаете?  ­ Почему они изображены вместе?  Д/З: письменный ответ  на вопрос; отрывки из  глав наизусть ­ оценку учащиеся  поставили в группах,  учитель тоже  оценивает работу  отдельных учеников на  уроке.

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?

Теркин, кто же он такой?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2019