Теркин, кто же он такой?

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Василий Тёркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме А. Твардовского. Новаторский характер и образы в поэме) Цели урока: Образовательные: - продолжить работу над главами из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» (чтение фрагментов текста и комментарий); - проникнуть в замысел автора; - понимание идейно-художественного богатства поэмы; - систематизация литературоведческих понятий. Развивающие: - развитие ассоциативного и логического мышления; - совершенствование навыка самостоятельной работы над анализом поэтического текста; - развитие творческих способностей. Воспитательные: - учиться понимать чувства и переживание человека; - проникнуться гордостью за русский народ-победитель; - воспитывать интерес к истории родной страны.
Иконка файла материала Конспект урока Тёркин - кто же он такой.docx
Конспект открытого урока литературы в 8 классе Тема:  «Тёркин – кто же он такой?»  (содержание урока: Василий Тёркин – защитник родной страны. Правда о войне в поэме А.  Твардовского. Новаторский характер и образы в поэме) Цели урока: Образовательные: ­ продолжить работу над главами из поэмы А.Твардовского «Василий  Тёркин» (чтение фрагментов текста и комментарий); ­ проникнуть в замысел автора; ­ понимание идейно­художественного богатства поэмы; ­ систематизация литературоведческих понятий. Развивающие: ­ развитие ассоциативного и логического мышления; ­ совершенствование навыка самостоятельной работы над анализом  поэтического текста; ­ развитие творческих способностей. Воспитательные: ­ учиться понимать чувства и переживание человека; ­ проникнуться гордостью за русский народ­победитель; ­ воспитывать интерес к истории родной страны. Оборудование урока: ­ портрет А.Т. Твардовского, тема и  эпиграф к уроку,  ­ слайдовая презентация (иллюстрации к поэме, памятник А.Твардовскому и  В. Тёркину в Смоленске), ­ инструкции для работы в группах (вопросы и задания, справочный  материал), ­ сводный лист творческой работы группы. Ход урока          Оргмомент  (приветствие, настроение) КомментарииI. Вступление. Актуализация знаний. П.   выразительно читает строки        эпиграфа: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны, В том, что они – кто старше, кто моложе –  Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, ­  Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…                                          А.Твардовский ­ Грустные, скорбные строчки лирика  Твардовского… Как вы думаете, связаны они с  изучаемым вами произведением? (Да, эти строки о солдатах, участниках войны, с которой «они – кто старше, кто моложе» не  вернулись. Поэма «Василий Тёркин» тоже о  войне) ­ А как творчество поэта Твардовского  соотносится с Великой Отечественной войной? (Александр Трифонович Твардовский был  участником войны, ушёл на фронт на второй  день войны, воевал в битве за Москву, сражался за земли Белоруссии, Украины, освобождал  Польшу и дошёл до Берлина. Военная тема –  главная тема в его творчестве. Был военным  корреспондентом, написал много стихов,  очерков о войне) П:  Верно, встречи с солдатами, испытанное и  увиденное своими глазами на дорогах войны  повлияло на творчество писателя. Постепенно  сложилась «Книга про бойца» и создался образ  всеобщего любимца…  (подхватывают: Василия Тёркина) ­ Ребята, а понравился ли вам Василий Тёркин?  Чем он вам запомнился? Что привлекло в нём? (понравился, потому что весёлый, не унывает; меня Тёркин удивил своим мужеством во  время переправы; мне понравился тем, что он  На доске портрет  А.Твардовского (слайд 1), эпиграф к уроку; Введение в тему урока, создание эмоционального настроя актуализация знаний: в ходе диалога уч­ся  отвечают на вопросы,  повторяют ранее  изученное ­ уч­ся могут назвать  биографические факты,  некоторые произведения, материал, услышанный  на предыдущем уроке ­ выявление первичного  восприятия  прочитанного, обмен  мнениямиразговорчивый, шутник…) ­ Скажите, а почему автор  наделил героя такой  фамилией – Тёркин? ( Тёркин – значит «тёртый», битый, многое  перетерпел, испытал, «тёртый калач» и т.п.) ­ размышление  (рассуждение),  обращение к тексту  (если видят цитаты) П:    В общем, битый, тёртый, жжёный, Раной меченный двойной,         В сорок первом окружённый,         По земле он шёл родной. II. Формулирование темы, постановка проблемы  ­ Я думаю, что вы догадались, какова тема  сегодняшнего урока. Назовите её.   ( Василий Тёркин) П:      Тёркин – кто же он такой? Этот  вопрос звучит в поэме.  Постараемся найти  ответ на него. Но главное  ­  каким предстаёт  Тёркин в поэме, что хотел автор воплотить в этом образе? III. «Тёркин – кто же он такой?»  Практическая работа  (работа в группах) П:   Предлагаю вам разделиться на  3 группы.  Каждая группа проведёт самостоятельное  исследование по тексту отдельной главы согласно инструкции (в ней даны вопросы, задания).  Совместная работа участников группы должна  воплотиться в «продукт» деятельности –  выступление представителя группы с сообщением по данным вопросам. Практическая работа – 8­10 минут.     ( Преподаватель – помощник, наблюдает,  оказывает поддержку, если это необходимо  учащимся) ­ предлагают варианты  темы урока ­ подведение к цели  урока, постановка  проблемы ­ Определение проблемы  и способов её решения Преподаватель чётко  знакомит группы с  задачами, порядком  работы (инструкции) и  итогом (выступление –  защита найденных  решений) ­ самостоятельная  работа (работа с  текстом, выразительное чтение отрывков,  обсуждение в группеIV. Решение проблемы.  Исследовательский продукт. П: Итак, «Тёркин – кто же он такой?» Слушаем  выступления.  (Выступающий от группы I: В главе «Переправа» автор рассказывает об  опасной переправе через реку. Если возле понтона разрывался снаряд, одетые «с полной выкладкой» солдаты шли на дно. Автор рисует правдивые картины: под огнём  неразбериха, переправа сорвалась – потянулся  кровавый след. Твардовский говорит о стриженых ребятах, мальчишках, которые стали родными во  время переправы. Тёркин выполняет ответственное задание. Он  переплывает реку в ледяной воде, рискуя своей  жизнью, он должен сообщить, что первый взвод  нуждается в огневой поддержке. Он  дисциплинированный боец, выполняющий приказ.  Доложил – и обратно.  А ещё мы видим Тёркина  неунывающим парнем, весёлым. ­ Чтение подготовленных отрывков из текста В этой главе самыми трагическими являются  строки о смерти молодых бойцов: Люди тёплые, живые Шли на одно, на дно, на одно… Но вцепился в берег правый, Там остался первый взвод –  И о нём молчат ребята В боевом родном кругу, Словно чем­то виноваты… П: ­ Можно ли сказать, что в  этих строках звучит тема вины перед погибшими? (поворачиваясь к эпиграфу на доске) Читает строчку:  Я знаю, никакой вины………… Как видим, чувство вины не покидает автора и в  ответов,  согласованность в  работе, распределение  работы между членами  группы,  самостоятельное  оценивание) ­ монологическая речь  уч­ся, внимание к слову,  цитирование                       ­работа с текстом:  выразительное чтение ­ обращение к строчкамдругих произведениях. ­ В этой главе есть и смешной момент, когда   Тёркина растирают спиртом, он шутит, попросив  погреться изнутри. П:  А какими строками заканчивается эта глава? (читают) Ради жизни на земле воюет наш герой. Он  ­  защитник родной земли. П: «Тёркин – кто же он такой?» Каким вы  увидели героя в главе «На привале» (Выступающий  от группы II: …. П: И Василий Тёркин в главе «О награде» (Выступающий от группы III: … V. П:  Итак, Василий Тёркин – настоящий патриот, как большинство русских  солдат. Рисуя образ героя, автор  воплотил в нём лучшие черты русского  воина: мужество и самообладание,  душевную открытость и щедрость,  сметливость и непоказную удаль.  Посмотрите, удалось ли художнику А.  Верейскому передать эти черты в  портрете героя? ……… П: Вот такой образ защитника родной страны  получился у Твардовского.  ­ Можно ли Тёркина назвать народным героем? Постараемся найти ответ, что помогло поэту  создать образ народного героя. VI. Работа над жанром, особенностями. эпиграфа, сопоставление чувств, переживаний ­ выразительное чтение  строк, наблюдение над  средствами создания  юмора. ­ рефрен в поэме,   серьёзность и глубина  чувств ­ аналогичная работа по  главам «На привале», «О награде» ­обобщение учителя,  работа с иллюстрацией СЛАЙД 2(Тёркин)­работа с  теоретическим  понятием ­лексическая работа ­место и роль диалога в  поэме ­ автор в поэме ­слайд 3– Памятник  Тёркину и Твардовскому  в Смоленске П:  Во­первых, выбор жанра: поэма. Почему не  роман, не стихотворение?  (Работа со словарём) Поэма – это… П:  Мы увидели с вами несколько событий:  переправа, отдых перед  боем, обед. Тёркин –  участник этих событий. ­ Ребята, понятны вам чувства автора и его героя? ­ Какую лексику (см. инструкцию) использует  автор? Для чего?  (Речь близка к народной, солдатской, поговорки,  пословицы, прибаутки), благодаря этому –  Тёркин – «свой», родной, из народа. ­ В какой форме (монологической или  диалогической) построено большинство глав  поэмы? Кто и с кем ведёт разговор?    (диалог часто звучит в поэме, он придаёт  движение, живость речи, позволяет увидеть  картины военных будней, услышать говор, шутку, смех) ­ Является ли автор героем поэмы?  (Да, в поэме есть главы «От автора». Автор ведёт беседу со своим героем, с читателем, чувствуется его присутствие на протяжении всей поэмы, есть  его размышления о войне и его отношение к ней.) П:  И это, ребята, было новым в литературе  периода военных лет. Произведение стало  новаторским. Об особенностях поэмы, о  новаторстве Твардовского мы подробно будем  говорить на следующем уроке.  (СЛАЙД 3 – памятник) ­ В одном из тихих и уютных уголков города  Смоленска расположен памятник участникам  Великой Отечественной войны. На постаменте  высечены имена: Александр Твардовский,  Василий Тёркин. Удобно расположившись набревне,они увлечённо беседуют… о чём? Как вы  думаете?  ­ Почему они изображены вместе?  Д/З: письменный ответ  на вопрос; отрывки из  глав наизусть ­ оценку учащиеся  поставили в группах,  учитель тоже  оценивает работу  отдельных учеников на  уроке.

Посмотрите также