Оборудование:
1. Таблички с названиями профессий: архитекторы, зоологи, растениеводы, инженеры-конструкторы, экологи.
2. Модели домов, деревьев, машин, клумб, заводов.
3. Магнитофонные записи шумов города.
4. Схема шумов.
5. Иллюстрация к исторической справке.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
Дети сидят за партами полукругом, на доске, в центре класса стол для макета будущего города.
II. Основная часть урока.
На доске вопрос: «Как нам жить?»
Этот вопрос волнует многих людей нашей планеты, независимо от того в какой стране они живут и на каком языке общаются между собой. Но главное, что эти люди неравнодушные к судьбе нашей планеты, нашего общего дома.
Я убеждена, что и мы с вами не должны оставаться в стороне и попытаться поискать ответ на этот вопрос.
В природе всё взаимосвязано. Человек создал свои экосистемы, самые крупные из них называются городами.
-А из чего состоит экосистема города? (дома, дороги, заводы, зелёные насаждения и т.п.)
Сейчас на нашей планете больше 17 тысяч городов. Среди городов есть города-красавцы, города-чистюли, а есть города, где людям живётся плохо, у них много экологических проблем.
-Давайте обозначим эти проблемы. (шум, загрязнение окружающей среды, перенаселённость, однообразие архитектуры, отсутствие или малое количество зелёных насаждений и т. д.)
Как много проблем у современных городов! Мы сегодня проведём заседание администрации города и постараемся составить макет такого города, в котором не было бы экологических проблем.
Я буду выполнять роль мэра города. А вы – представители разных служб городского хозяйства, люди разных профессий: архитекторы и дизайнеры, зоологи, ботаники, инженеры-конструкторы, экологи. Каждая группа получила задание – подумать над тем, как изменить наш город, чтобы в нём жилось лучше. Сегодня мы выслушаем ваши мнения.
ИТАК, начинаем наше заседание. Первое слово архитекторам и дизайнерам.
Архитекторы и дизайнеры Для начала историческая справка. Люди всегда мечтали об идеальном городе, самом лучшем, самом счастливом. В 1904 году в Англии был создан проект “Город – сад”, где говорилось, что город должен иметь форму кольца: в центре большой сад с фонтаном, а по краям – небольшие дома. Другие архитекторы предлагали строить дома, которые бы имели форму шестиугольника и овала. Наша группа предлагает, чтобы в XXI веке строились бы только невысокие дома разной формы. Ученые посчитали, что для нормальной жизни человека, улицы должны быть раскрашены в 20 цветов, каждая улица должна походить на маленькую радугу.
Спасибо группе.
-Какой цвет домов преобладает в нашем микрорайоне? (Серый.)
А знаете ли вы, что серый цвет вызывает стресс.
Уважаемые архитекторы, выставляйте ваши модели домов на общий макет.
Для жизни людей в городе необходимы зелёные насаждения. Слово предоставляется специалистам по озеленению городов.
Специалисты по озеленению городов В городе будущего лучше высаживать лиственные деревья: яблони, липы, березы, клёны, потому что они поглощают в 2 раза больше пыли, чем хвойные. На каждого жителя города должно быть не меньше 6 кв. метров парков, скверов и цветочных клумб. Хвойные деревья лучше высаживать вокруг города.
В современном мире появилось понятие «электрическая ночь»
-Как вы думаете, что это такое? (Свет реклам, фонарей, прожекторов…)
Свет реклам, фонарей, прожекторов создают дневное освещение ночью – это вредит растениям, т. к. они не отдыхают.
Хорошо, ребята, размещаем деревья и клумбы в нашем городе будущего. Слово предоставляется зоологам.
Зоологи В каждом городе можно построить небольшой национальный парк, где люди могли бы отдохнуть. Здесь нет клеток, условия содержания животных напоминают заповедник, где создана природа того района, где живут эти животные.
В зоопарках ученые изучают разные виды животных, решают проблемы спасения редких видов.
Если в каждом городе будет свой зоопарк, то постепенно не нужна будет Красная книга, а человек научится общению с животным миром.
Разместите животных на макете нашего города.
Хорошо, дома мы изменим, посадим деревья, создадим экологически чистый современный зоопарк, но как человек обойдется без транспорта? Неужели будет снова ходить пешком на огромные расстояния?(Нет.)
Но вы согласны, что современные машины наносят вред окружающей среде? Какой? ( Шум, выхлопные газы. )
Закройте глаза. Я включаю магнитофонную запись, а вы должны определить, какой звук вы услышали (шепот, тиканье часов, скрип двери, крик, падение самолета, взрыв, пение птиц).
Какие звуки вы услышали? Какие звуки были неприятны? (Ответы детей). Предоставим слово экологам.
Экологи Громкость звука измеряется в децибелах. Человек слышит звуки громкостью от 10 дБ и выше, но неприятны, вызывают боль звуки громче 100 дБ – это шум большегрузных автомобилей, гром, резкий крик .
Какой можно найти выход?
Инженеры-машиностроители Бензин, сгорая, выделяет вредные вещества, скапливается в воздухе копоть и грязь. Поэтому ученые-конструкторы разрабатывают модели новых автомобилей, работающих на экологически чистом топливе – электричестве. Такие электромобили будут передвигаться с большей скоростью и не загрязнять окружающую среду, кроме того они бесшумны.
Давайте посмотрим на макет нашего города: разноцветные яркие дома, чистые зеленые улицы, зоопарк, экологически чистый транспорт. Всё это замечательно. Но должен ли измениться сам человек? Я предлагаю таблицу – тест.
Заполните таблицу. Подсчитайте сумму баллов, и вы узнаете, хорошо ли вы заботитесь о природе в экосистеме города.
Я выключаю свет, когда выхожу из комнаты. |
|
1 |
Я выключаю кран, когда выхожу из ванной. |
|
1 |
Я стараюсь не рвать цветы в лесу и парке. |
|
1 |
Я не ломаю деревья для костра, а беру валежник. |
|
1 |
Я всю зиму кормил птиц. |
|
2 |
Я не беспокою птиц у гнезда. |
|
1 |
Я сделал жилой домик для гнездования птиц. |
|
3 |
Я ухаживаю за домашними растениями и животными. |
|
1 |
Я посадил дерево. |
|
5 |
13–16 баллов – ты большой молодец, защитник природы. Все могут брать с тебя пример.
9–12 баллов – ты умеешь дружить с природой.
Меньше 9 баллов – тебе есть о чём призадуматься. Постарайся бережнее относиться к окружающей тебя природе.
Итак: вернёмся к нашему вопросу «Как нам жить?»
Заключительное слово экологам.
Наш путь – приспосабливаться к природе, учиться не разрушать её, не нарушать налаженного хозяйства, попытаться начать восстанавливать погубленное, испорченное. А к нынешней природе относиться бережно, охраняя то, что осталось. Пожалуй, этот путь – единственно возможный.
III. Итог урока
УЧ. ЧЕЛОВЕК СОЗДАЛ СВОЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ, СВОЮ ПРИРОДУ И ВАМ, РЕБЯТА, ПРЕДСТОИТ ПРИВЕСТИ ВСЮ ЭКОСИСТЕМУ ЗЕМЛИ В РАВНОВЕСИЕ, И ТОГДА ЧЕЛОВЕК СМОЖЕТ ВСТУПИТЬ В НООСФЕРУ – СФЕРУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА
Я предлагаю задание всем группам: разработать правила поведения людей в XXI веке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.