Технологическая карта урока
Предмет, класс |
Информатика, 6класс |
Ф.И.О. преподавателя |
Шахова Светлана Владимировна |
Блоки |
Компоненты блоков |
Содержание компонентов |
|||
Концептуальный этап: блок целеполагания § тема § цель § планируемый результат (знания, умения, навыки) § Личностно-ориентированная направленность урока |
Тема урока
|
«Кодирование информации»
|
|||
Актуальность использования средств ИКТ
|
|
||||
Цель урока |
Обобщить знания по теме «Кодирование информации», состоящего из групповых исследований учащихся. |
||||
Планируемый результат |
Знания |
Умения |
Навыки |
||
- основных возможностей онлайн-сервиса по созданию кроссвордов «Биоуроки» и текстового редактора WordPad. |
- работать с информацией; - выделять главное; - сравнивать и делать выводы; - мыслить критически; - генерировать идеи; -определять проблемы собственной учебной деятельности |
- создание кроссворда; использование шрифтового оформления и других операций форматирования; разгадывания кроссворда; - решение задач на кодирование информации; - поиска информации; - оформления результатов деятельности средствами ИКТ. |
|||
Личностно-ориентированная направленность урока |
Способствовать формированию ключевых компетентностей обучающихся: - информационной (умение искать информацию в Интернет, уметь выделять главное, умение структурировать информацию) - коммуникативной (умение работать в группе, принимать другое мнение, представлять себя) |
||||
Технологический этап: блок инструментальный.
|
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
|
- развитие интереса к решению практических задач (через кроссвордов), к активной творческой деятельности. |
Способствовать: - развитию навыков самостоятельного мышления; - формированию информационно-коммуникативных компетентностей. |
Способствовать: - формированию познавательного интереса к предмету; - формированию умения четко планировать свои действия и последовательно достигать результата по своему плану; - развитию творческих способностей учащихся; - осознанию обучающимся своей значимости в образовательном процессе. |
|||
Тип урока |
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. |
||||
Используемая технология |
Проектно-исследовательская технология. |
||||
Межпредметные связи |
Создание тестов и кроссвордов по различным предметам (математики, физики, истории и информатики) |
||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Универсальные (мультимедийная презентация, текстовый редактор Word Pad, ресурсы сети Интернет. |
||||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Компьютеры, с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, прикладная программа Word Pad |
||||
Образовательные ресурсы Интернет |
• http://ru.wikipedia.org – Википедия. • https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html -Биоуроки |
||||
|
Методическое описание использования ЦОР на уроке
|
|
|||
Операциональный этап: блок организационно -деятельностный:
|
ЭТАП 1 |
Организационный |
|||
Цель |
• Определение цели учебного занятия и постановка задач • Определение путей и средств достижения цели • Планирование работы на учебном занятии • Определение критериев достижения цели учебного занятия |
||||
Длительность этапа |
2 минуты |
||||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация слайдов презентации учителя |
||||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная: просмотр слайдов, ответы на вопросы учителя: Отгадаем ребус, какую тему мы с вами повторяем (Кодирование информации). На предыдущем уроке мы с вами создали кроссворд с помощью онлайн-сервиса Биоуроки. Какую цель мы сегодня поставим? • Повторение теоретических основ. • Решение практических задач по кодированию информации • Изучение возможностей программы Word Pad для решения поставленной цели. • Создание кроссворда средствами онлайн-сервиса • Представление своей разработки. |
||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
||||
Основные виды деятельности преподавателя |
Настраивает обучающихся на работу по достижению цели |
||||
Промежуточный контроль |
Проверка готовности обучающихся к работе на уроке. |
||||
ЭТАП 2 |
Актуализация знаний учащихся |
||||
Цель |
Повторяются знания и умения, необходимые для работы на данном уроке |
||||
Длительность этапа |
3 минуты. |
||||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация слайдов презентации учителя. |
||||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная. • Для чего предназначены текстовые редакторы? (Для работы с текстовой информацией). • Для чего необходимы инструменты форматирование редактора Word Pad? • Каким образом мы с вами создавали кроссворд в программе Word Pad с помощью онлайн-сервиса? |
||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Координатор: организует беседу, обобщает. |
||||
Основные виды деятельности преподавателя |
Инструктаж обучающихся перед защитой проектов. |
||||
Промежуточный контроль |
Обсуждение вопросов, комментарий |
||||
ЭТАП 3 |
Предъявление полученных знаний и способов деятельности |
||||
Цель |
Представление обучающимися результатов деятельности по созданию проекта. |
||||
Длительность этапа |
25 минут |
||||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Представление хода и результатов исследования средствами программы Word Pad. Демонстрация проекта, рисунков, созданных с помощью метода координат |
||||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная – оценивание защиты (заполнение оценочных листов). Групповая – при работе над проектом, двое учащихся работают на компьютере по созданию кроссворда, двое остальных решают логические задачи. Коллективная – при обсуждении результатов исследования по результатам заполнения оценочных листов. |
||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Организатор, помощник, участник. |
||||
Основные виды деятельности преподавателя |
Организация и оказание поддержки в обсуждении |
||||
Промежуточный контроль |
Оценка деятельности обучающихся, одноклассниками и учителями. |
||||
ЭТАП 4 |
Подведение итогов учебного занятия |
||||
Цель |
|
||||
Длительность этапа |
2 минут |
||||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
- |
||||
Форма организации деятельности учащихся |
Фронтальная. |
||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Оценка преподавателем работ учащихся |
||||
Основные виды деятельности преподавателя |
Анализ результатов |
||||
Завершающий контроль. |
Выставление отметок обучающимся за работу на уроке. |
||||
ЭТАП 5 |
Рефлексия |
||||
Цель |
Личностное осмысление каждым участником, результатов деятельности. |
||||
Длительность этапа |
3 минут |
||||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Демонстрация слайда учительской презентации с вопросами для рефлексии.
|
||||
Форма организации деятельности учащихся |
Индивидуальная - самоанализ деятельности. |
||||
Функции преподавателя на данном этапе |
Побуждение к размышлению. |
||||
Основные виды деятельности преподавателя |
Организация и оказание поддержки в обсуждении обучающимися деятельности на уроке. |
||||
Итоговый контроль, подведение итогов |
Оценка деятельности обучающихся учителем и обучающимися. |
||||
|
Д/З |
Составить собственный кроссворд с помощью, принести в печатном или электронном виде |
|||
Приложение 1
Инструкция по созданию кроссворда
1. Открыть сайт Биоуроки
2. перейти на страницу https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
3. в поле для создания кроссворда вводим слова для кроссворда:
Код
Кодирование
Декодирование
Двоичное
Брайль
Числовой
Символьный
Шахматы
Морзе
4. нажимаем на кнопку создать
5. выбираем любой вариант готового кроссворда, сохраняем в виде картинки
6. открываем программу Word Pad
7. Оформляем заголовок - Кодирование информации, полужирный, размер -16
8. Добавляем вопросы к кроссворду
9. С помощью помощника распределяем вопросы по горизонтали, вертикали
10. Демонстрация кроссворда
Приложение 2
Вопросы к кроссворду «Кодирование информации»
Обратное кодированию действие или процесс восстановления содержания закодированной информации называется…
Основной способ кодирования информации с помощью чисел.
Система условных знаков для представления информации.
Французский педагог, придумавший специальный способ представления информации для слепых.
Игра, в которой фигуры перемещаются по клеткам с координатами.
Представление информации с помощью некоторого кода.
Американский изобретатель и художник в честь которого был назван способ кодирование с помощью тире и точек
Способ кодирования информации с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст
Кодирование информации при помощи двух знаков
Приложение 3.
Задачи по кодированию информации
Задание №1.
Дана таблица кодировки букв:
М
|
Е |
Т |
Н |
А |
Я |
В
|
Р |
И |
Д |
К |
Ы |
Б
|
О |
П |
С |
|
А) Расшифруйте следующую запись:
Задание №2. Отметьте точки на координатной плоскости.
1.(1;1), 2. (1;10), 3.(3;10), 4.(6;7), 5. (9;10), 6.(11;10), 7.(11;1), 8. (9;1), 9.(9;7), 10.(6;4), 11.(3;7), 12. (3;1).
Соедините точки:
1- 2 - 3 – 4 - 5 - 6 - 7 - 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.
Задание №3 Какое из перечисленных слов может быть зашифровано в виде кода @^@#@? Одинаковые символы соответствуют одинаковым буквам.
1) торт; 2) шалаш; 3) киоск; 4) олово
Задание №4 Декодировать и дополнить сообщение. Оно закодировано следующим способом. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, второе — номер строки следующей кодовой таблицы. Например: лес – (2,1); (6,3); (3,2).
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
к |
л |
м |
н |
о |
ь |
ъ |
ы |
э |
ю |
я |
пробел |
2 |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ч |
ц |
ш |
щ |
, |
3 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
. |
Текст сообщения: (3,3), (10,3), (4,1), (8,2), (6,3), (3,2), (4,2), (6,3), (2,2), (12,2), (12,1), (1,1), (1,3), (2,2), (4,2), (8,1), (12,3), (1,2), (1,3), (3,1), (11,1), (4,2), (10,3), (12,2), (12,1), (12,3), (12,3), (12,3).
Приложение 4
Оценочный лист
№ п/п |
Деятельность |
Критерии |
Оценка |
1 |
Сопоставление вопросов и ответов кроссворда |
8-9 слов отгадано – 5 баллов 6-7 слов - 4 балла 3-5 слов- 3 балла |
|
2 |
Набор текста |
нет ошибок - 5 балла 3-5 ошибки – 4 балла более 5 ошибки -3 балла |
|
3 |
Нумерация вопросов |
полностью – 5 баллов частично – 3 балла отсутствует – 0 баллов |
|
4 |
Разбиение вопросов по горизонтали, вертикали |
полностью – 5 баллов частично – 3 балла отсутствует – 0 баллов |
|
5 |
Решение задачи 1 Декодировать словосочетание |
верно – 2 баллов частично верно – 1 балла неверно – 0 баллов |
|
6 |
Решение задачи 2 Построение в системе координат |
верно – 5 баллов частично верно – 3 балла неверно – 0 баллов |
|
7 |
Решение задачи 3 Декодировать слово |
верно – 2 баллов неверно– 0 баллов |
|
8 |
Решение задачи 4 Декодировать и дополнить сообщение |
Верно и дополнено– 5 баллов верно– 4 балла есть ошибки – 3 балла |
|
Баллы за креативность – 5 баллов |
|
||
Баллы за поведение – (от - 5 баллов, до + 5 балла) Выставляются учителем |
|
||
ИТОГО |
|
Состав группы
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.