МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №18 ГОРОДА ТОРЕЗА»
Учитель высшей категории:
Ревина Ольга Григорьевна
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край»
Микросфера «Природа Донбасса»
Тема. Зелёная аптека Донбасса.
Цели и задачи урока
Обучающие:
1) закрепить знания учащихся о растениях луга
2) дать детям представление о лекарственных травах и их целебных свойствах;
Развивающие:
1) развивать мышление, внимание (анализ, синтез)
Воспитательные:
1) мотивация учения, организация работы в парах, бригадах,
2) воспитание экологической культуры,
3) воспитание патриотизма, ответственного отношения к сохранению природных ресурсов нашего края
Здоровьесберегающие:
1) способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся( физминутка, тренинг, эмоциональный настрой, фитобар)
Обрудование:
2) Компьютер, презентация урока, таблицы и карточки для работы в парах и группах.
Ход урока
І. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Здравствуйте, дети. Давайте начнём урок с пожелания добра друг другу.
Я желаю тебе сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Мы вам желаем сегодня добра ( гостям)
( Дети приветствуют друг друга, соприкасаясь пальчиками и ладошками)
Учитель: - Давайте улыбнёмся друг другу.
ІІ. Актуализация знаний учащихся
- Приглашаю вас в путешествие по зелёной стране. ( звучит мелодия ) тренинг
- Представьте, что вы лежите в высокой траве, как на мягкой постели. Вокруг вас раскачивают своими головками цветущие травы. Словно красивые драгоценные камни – самоцветы рассыпались бордовые, красные, синие, фиолетовые, жёлтые и серебристо-белые крапинки диких цветов среди травы. Вот белая ромашка, это синий василёк. А вот малиновая гвоздика. А над всеми этими растениями водят хоровод бабочки, стрекозы, пчёлы, шмели. Всем нравится это место. Одних оно привлекает яркими цветками, других – медовым запахом сочных трав.
- Куда мы попали, дети? ( на луг) СЛАЙД – ЛУГ
- Что такое луг? ( большой участок , занятый травянистыми растениями)
- Этот кроссворд поможет определить тему урока.
( На доске кроссворд с подсказкой – рисунки растений = слово = аптека)
- Чем только не замечательны эти цветы! Есть среди них и лекарственные, которые помогают человеку справиться с болезнями.
Путешествие в прошлое
Лечение различными растениями известно с давних времён. Люди обращали внимание на то, что животные с жадностью поедали некоторые растения. И человек постепенно начал собирать эти травы и сушить. Занимаясь сбором плодов, кореньев, и трав, человек пытался с их помощью избавиться от страданий, которые причиняли ему различные болезни. Люди передавали сведения о таких растениях из поколения в поколение, сочиняли про них легенды и мифы. Человек, который умел лечить травами, очень почитался, считался мудрым и даже колдуном. Ещё в больших городах разводили так называемые, «аптекарские огороды» ( небольшие поля) , где выращивали различные лекарственные растения, чтобы лечить ими. Они появились более 350 лет назад. Лекарственные растения получили название ЗЕЛЁНОЙ АПТЕКИ.
ІІІ. Сообщение темы и цели урока.
- Так о чём мы будем говорить сегодня?
- Сегодня на уроке мы поговорим о найболее распространённых лекарственных растениях Донбасса, их целебных свойствах.
Лаборатория слов
Фронтальная работа на доске
- Сегодня мы узнаем , что значат слова «зелёная аптека», « фармацевт», «фиторетапия», «травник» , «аптека» .
- Начнём с первого понятия «зелёная аптека» ( дети с правой стороны на доске подбирают необходимое определение слова)
«Зелёная аптека» - растения не простые, а лекарственные.
«Аптека» - специальное учреждение, где продают и изготовляют лекарства.
«Фармацевт» - человек, который работает в аптеке и делает лекарства. Это слово пришло к нам из греческого язика и имеет три значения – «лекарство», « яд» , « колдовстов»
- В наше время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине. Только их нужно знать и уметь ими пользоваться.
( Дети определились с понятиями, прикрепили их возле нужного слова)
ІV. Работа над новым материалом.
- Напоминаю, что сегодня мы должны вспомнить самые распространённые лекарственные растения нашего края.
- Послушайте внимательно сказку «Цветочный переполох» и скажите, почему она так называется?
Цветочный переполох
Звучит сказка…
- Почему сказка названа «Цветочный переполох»?
- Почему цветы переполошились?
А вы запомнили о каких растениях идёт речь в сказке? Назовите растения и укажите его лечебное свойство.
Загадки + работа в парах
- Наша лаборатория продолжает свою работу. Сейчас мы будем заполнять таблицу «Целебные свойства растения Донбасса»
А помогут нам загадки…( у детей на партах карточки , идёт работа в парах)
Словарная лаборатория
- Кто такой травник? ( человек, который собирает травы)
V. Закрепление
Игра «Кто узнает?»
Карточки с рисунками растений и карточки с их названиями. Надо к картинке подобрать название.
Игра «Кто вперёд?» или «Лучший травник»
Участвуют три человека. Условия игры: участник делает шаг вперёд и называет лекарственное растение родного края, затем следующий участник. Кто не сумел назвать слово, пропускает ход. Кто дальше уйдёт.
Беседа
- Какое значение имеют растения в жизни человека?
- Где растут лекарственные растения? ( в лесу, саду, на лугу)
- Как вы считаете, за что природа могла бы вам сказать спасибо?
-А за что рассердилась бы?
Давайте пообещаем беречь и помогать природе, чтобы она могла всегда помочь нам.
- А поднимите ручки, кто из вас слышал слова « фитотерпия» или « ароматерпия»?
Фитотерапия - лечение травами. Или траволечение. «Фито» с греческого переводится как трава.
Ароматерапия – медицина, в которой используется воздействие на организм летучих ароматических веществ, получаемых преимущественно из растений.
- Кого мама дома тоже лечит травками?
- Я предлагаю нам посетить фитобар и оздоровиться с помощью ароматерапии.
- Понравился ли вам урок?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.