Урок проектная задача " К звездам"
Оценка 5

Урок проектная задача " К звездам"

Оценка 5
doc
17.01.2020
Урок проектная задача " К звездам"
К звездам.doc

Форма представления урока

ФИО учителя

Валеева Надежда Александровна

Класс:  4 класс

Тема: Межзвездная экспедиция

Цели урока:

1)    расширение и систематизация знаний обучающихся о строении Вселенной; применение математических  знаний  для решения конкретных задач; закрепить знание о полезных ископаемых

2)    оценивание уровня сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.

Планируемые результаты.

Личностные:

- формирование мотивационной основы учебной деятельности, учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, одноклассников и других людей;

- развитие способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- принятие основных моральных норм поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки, понимание чувств одноклассников, учителей и других людей.

Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные):

- формирование навыков сотрудничества с одноклассниками при выполнении заданий в группе: умения устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи, допускать возможность существования разных точек зрения);  объединять полученные результаты (при решении компетентностных задач);

- развитие умения оценивать реальность ответа на вопрос, задавать вопросы с целью получения нужной информации и планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности;

- совершенствование умения принимать и сохранять учебную задачу;

-  совершенствование навыков учитывания ориентиров, данных учителем, при освоении учебного материала; умения использовать изученные правила, способы действий, приемы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

- развитие умений самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;

- развитие умений осуществлять итоговый и пошаговый контроль по  результату, а также вносить необходимые коррективы в действия на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

- совершенствование умений выделять существенное и несущественное в тексте, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в виде текста, таблицы, диаграммы и дополнять ее недостающими данными – осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире;

- развитие умений анализировать изучаемые объекты с выделением признаков и проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- развитие умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- развитие познавательного интереса к окружающему нас миру, умения самостоятельно «открывать» знания, выработка навыков групповой работы.

Предметные:

- формирование умений анализировать модели, изображающие Землю; в соответствии с учебной задачей оценивать масштаб и его соотношения (чем больше единица измерения масштаба, тем мельче изображение на карте), условные обозначения на карте, плане; применять их в практической ситуации;

- применение в практической ситуации полученных на уроках математики знаний о соотношении единиц измерения величин;

- развитие умений оформлять результаты исследовательской работы;

- развитие умений использовать готовые модели (глобус, макет) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи в природе;

Типология проекта, реализуемого в рамках урока

По доминирующей в проекте деятельности — комбинированный (решение проектной задачи).

По предметно-содержательной области — проект (проектная задача) реализуется в межпредметных рамках ( познание мира, математика)

Данная работа рассчитана на участие трех человек в каждой группе.

Этапы

ор­ганизации учебной

деятельно­сти

Этапы

проектной

 работы

 

Деятельность

учителя

 

Деятельность

учеников

Приемы

организации

проектной

работы

1

2

3

4

5

Мотивационный

 

Мотивационный

 

 

1. Вступительное слово учителя:

Ребята. Срочное сообщение! 8 февраля в 10 часов, по московскому времени, с космодрома Байконур  состоится старт межзвездной экспедиции. Но буквально 2 часа назад нам поступило видеописьмо. В нем сообщается, что всех членов экипажа поразила неведомая болезнь и они были срочно госпитализированы.Что делать? Отменять экспедицию? Но врачи уверены, что могут вылечить астронавтов в ближайшие дни. Центр управления полетами сообщил, что у астронавтов осталась незавершенной подготовительная работа. И они предлагают эту работу выполнить нам. Но предполагаемая задача необычная, для ее решения потребуются знания из большинства школьных предметов.

Справимся? Ну что ж не будем терять время.

Осуществляют вживание в ситуацию.

 

 

Обучающиеся до проведения урока распределены в группы по три человека.

Операционно-познавательный

 

 

 

 

 

Постановка цели урока

Знакомство с содержанием проектной задачи и этапами ее выполнения.

Каждая группа получает конверт с заданиями (см. приложение №1)

Знакомство с заданиями и распределение работы между обучающимися в группе.

 

 

Знакомство с содержанием проектной задачи и этапами ее выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Операционно-познавательный

 

Осуществление деятельности по решению проблемы. Знакомство с критериями оценки результатов.

Планирование деятельности

-Вы можете работать над заданиями индивидуально или в парах. Все члены команды могут помогать другу.

Решения и ответы записывайте прямо на листах с заданиями, за исключением тех случаев, когда в задании сказано, что оно должно быть выполнено на отдельном листе.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели;

личностное присвоение проблемы.

 

 

Установление процедур и критериев оценки результатов.

Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Разработка элементов объекта проектирования. Решение заданий

Основная роль учителя – создание условий для работы  групп (обеспечивают дисциплину (обсуждение внутри группы должно быть тихим); отвечать на организационные, но не на содержательные вопросы; при отсутствии необходимых инструментов и материалов находить их, а также следить за временем и информировать учащихся о приближении окончания соответствующего этапа.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем.

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Рефлексивный

Промежуточная рефлексия.

Проводится внутри групп с участием учителя. Основная цель – обсудить ход работы над задачей на каждом этапе урока, скорректировать организацию работы над задачей на следующий  этап (см. приложение №2).

Осуществляют оценивание процесса работы над заданиями и его результативности в ходе обсуждения в группе.

Групповое обсуждение промежуточных результатов работы над проектом по вопросам учителя.

Мотивационный

 

Мотивационный.

Установка на дальнейшую работу.

 

:

-Какую задачу мы должны решить к концу урока?

-Что мы с вами смогли уже сделать за первые этапы проектной задачи?

Мы с Вами продолжаем работу над поставленной задачей. Обсудите в своей группе возможный вариант выполнения следующего этапа решения задачи: определения по исходным данным планету, с предполагаемой формой жизни (см. приложение № 4

 

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы  решение Осуществляют:

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

 

Установление процедур и критериев оценки результатов.

Распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Операционно-познавательный

 

Развертывание замысла в    деятельности

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия.

При необходимости консультируются с учителем.

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Самостоятельная работа учащихся по групповым задачам проекта.

Промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Рефлексивно-оценочный.

 

Построе­ние выводов и заключений..

Группы знакомятся с формой отчета о проделанной работе(приложение № 5)

 

Оформляют отчет,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Структурирование полученной информации и интеграции полу ченных знаний, умений, навыков

Подготовка публичного выступления.

Рефлексивно-оценочный.

 

Итоговая рефлексия

1. – Вспомните слова песни Виктора Цоя: “Ты тоже являешься частью Вселенной”. Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме и почему? (Ученики высказывают свое мнение).

Человек – разумный компонент Вселенной, который должен бережно относиться к ней.

 2. Итоговая рефлексия проводится по вопросам. Каждому обучающемуся необходимо ответить: Что дала эта проектная задача лично мне?  Нужны ли проектные задачи школе или ученикам достаточно традиционных уроков?

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения и самоанализа.

Коллективное обсуждение результатов проекта.

Самоанализ проектной деятельности.

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Самоанализ

В последнее время в образовательном сообществе обсуждаются результаты международного исследования PIZA. На протяжении последних лет по математической грамотности, читательской  и естественнонаучной, у казахстанских учеников средний балл статистически значимо ниже среднего балла по странам ОЭСР.(организация экономического сотрудничества и развития).

Одна из претензий к нашим школьникам- неумение пользоваться арсеналом разных средств в новой, незнакомой, нестандартной ситуации. Эту проблему в начальной школе пытаюсь решать через организацию проектной деятельности с младшими школьниками. Но эта работа для наших детей очень сложна и не всегда соответствует возрастным возможностям. Прообразом проектной деятельности основной школы  становятся проектные задачи, которые я использую в своей практике.

Любая проектная задача - это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта» ( нового до этого неизвестного результата ). Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Именно поэтому я решила представить на конкурс данный тип урока.

Проектная задача «Межзвездная экспедиция» устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Перед собой я ставила следующие цели:

1)    расширить и систематизировать знания обучающихся о строении Вселенной; применить математические  знания  для решения конкретных задач; закрепить знание о полезных ископаемых и применить их в практической работе.

2)    оценить уровень сформированности групповых форм учебного сотрудничества в ходе различных этапов решения поставленной задачи.

3)     

 

По доминирующей в проекте деятельности — комбинированный (решение проектной задачи).

По предметно-содержательной области — проект (проектная задача) реализуется в межпредметных рамках ( познание мира, математика, самопознание)

Данная работа рассчитана на участие трех человек в каждой группе.

Проектная задача, предложенная детям состояла из 4 заданий, которые связаны между собой общим сюжетом, который не только направлял на решение задачи, но и воспитывал чувства сопереживания, ответственности за  порученное дело. Получив задачу, дети распределили работу в группе. Стали активно рассуждать, спорить, для того чтобы найти способы решения каждого задания.

Первое задание вызвало большой интерес и оживление. Зашифрованные тексты были верно расшифрованы.

Во втором и третьем задании необходимо было  оценить масштаб и его соотношения (чем больше единица измерения масштаба, тем мельче изображение на карте), применять их в практической ситуации полученные на уроках математики знания о соотношении единиц измерения величин. Это задание вызвало небольшое затруднение, так как были введены новые единицы измерения расстояния – световой год, фантастические элементы.

Большую ценность для урока несло четвертое задание, в ходе выполнения которого, ученики применяли знания из области познания мира. Ребята ответили на вопрос: может ли существовать форма жизни на предлагаемой планете и аргументировали свой выбор.

На последнем этапе урока ребята заполнили отчет о проделанной работе, что явилось логическим завершением урока.

После каждого этапа проводилась промежуточная рефлексия.

В течении урока использовалось формативное оценивание.

Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников продолжают  формироваться следующие способности:

·        рефлексировать  (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

·        целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

·        моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели,  выделяя все существенное и главное);

·        проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·        вступать в  коммуникацию (взаимодействовать  при решении задачи,  отстаивать свою  позицию,  принимать или отклонять точки зрения других).

Задача «Межзвездная экспедиция» имела творческую со­ставляющую. Решая, дети  не ограничивались рамка­ми обычного учебного задания, они  придумы­вали, фантазировали. Задача поддерживала дет­скую индивидуальность, давала  возможность опробования различных путей решения. Она помогает сложиться учебному сообществу, поскольку учит детей видеть, слышать друг друга, договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

 На основе анализа урока, с целью совершенствования педагогической деятельности, я планирую проводить уроки данного типа.


Форма представления урока ФИО учителя

Форма представления урока ФИО учителя

Предметные: - формирование умений анализировать модели, изображающие

Предметные: - формирование умений анализировать модели, изображающие

Что делать? Отменять экспедицию?

Что делать? Отменять экспедицию?

Операционно-познавательный Осуществление деятельности по решению проблемы

Операционно-познавательный Осуществление деятельности по решению проблемы

Мотиваци онный. Установка на дальнейшую работу

Мотиваци онный. Установка на дальнейшую работу

Рефлексивно-оценочный.

Рефлексивно-оценочный.

Самоанализ В последнее время в образовательном сообществе обсуждаются результаты международного исследования

Самоанализ В последнее время в образовательном сообществе обсуждаются результаты международного исследования

Большую ценность для урока несло четвертое задание, в ходе выполнения которого, ученики применяли знания из области познания мира

Большую ценность для урока несло четвертое задание, в ходе выполнения которого, ученики применяли знания из области познания мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020