Урок "Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам"
Оценка 4.8

Урок "Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам"

Оценка 4.8
Лабораторные работы +1
docx
биология
9 кл
24.03.2023
Урок "Пульс. Давление   крови. Движение лимфы по сосудам"
урок анатомии
урок 25.docx

Предмет: биология.

Класс: 8

УМК: Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Изд. 3-е, перераб.  – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272с.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Пульс. Давление   крови. Движение лимфы по сосудам.

 Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8

Место урока в системе уроков по теме: урок 6 из 8 уроков, отведенных на изучение раздела 5 «Кровь и кровообращение».

Цель урока: сформировать у учащихся новые  анатомические понятия кровяное давление, пульс; раскрыть причины движения крови в организме и измерения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, научить учащихся определять пульс, познако­мить с приемами определения ар­териального давления.

 

Задачи урока:

·      Образовательные: сформировать у учащихся новые  анатомо-физиологические понятия: кровяное давление, пульс;  научить определять пульс, познако­мить с приемами определения ар­териального давления.

·         Развивающие: развитие мыслительных способностей, логического мышления; развитие у учащихся грамотной биологической речи, развивать интерес к предмету; продолжить развитие умений работать в группах, использовать имеющиеся знания при выполнении лабораторных работ.

·         Воспитательные: воспитание у учащихся самостоятельного мышления; воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию.

.

 

Планируемые результаты:

·         Знать  анатомо-физиологические понятия: кровяное давление, пульс.

·      Уметь давать определения новым понятиям или объяснять их; анализировать, сравнивать, обобщать; подсчитывать свой пульс.

 

Техническое обеспечение урока: часы с секундной стрелкой, тонометр, таблица  «Строение и работа сердца»,  «Круги кровообращения», «Лимфо­обращение», учебный видеофильм.

 

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

·         Биология. 9 кл. Сборник рефератов. Часть 1. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 576 с.

·         Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 - М: «Педагогика», 1975 г.

·         Р.Д.Маш. Человек и его здоровье: Сборник заданий по биологии для учащихся.

·         https://chem-oge.sdamgia.ru/

 

 

 

 

 

Содержание  урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Организационный

момент.

 

 

Учитель приветствует класс.

Определяет готовность класса к уроку.  

Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

Давайте поговорим о том, какие понятия мы узнали на прошлом занятии.

Фронтальный опрос:

1) В чем причина огромной трудоспособности сердца?

2) Какие фазы можно выделить в работе сердца?

3) Что происходит  с предсердиями и желудочками в первую фазу?

4) В какую фазу желудочки сокращаются, а предсердия расслаблены?

5) Сколько времени длится пауза?

6) В чем суть автоматизма сердца?

7) Как регулируется работа сердца?

 

Проверка строения сердца (по рисунку, работа с текстом).

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по карточке. (Приложение1)

Актуализация знаний.

 

 

 

 

Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии, в которых создаётся давление, которое меняется по мере движения крови по организму.

 

Изучение нового материала

 

Понятие кровяное давление.

 

Давление в различных участках кровеносной системы.

 

 

Измерение кровяного давления. Роль показателей для характеристики здоровья человека.  Показ с использованием тонометра.

 

 

Подсчет пульса в разных условиях.

Записывают в тетрадь определение кровяного давления.

 

Беседа с использованием таблицы «Круги кровообращения».

 

Работа в парах по замеру своего давления.

 

 

 

Выполняют лабораторную  работу №6 «Подсчёт пульса в разных условиях»

(Приложение 2).

 

Выполнение лабораторной работы учащимися, выводы по выполнению работы.

 

 

 

Вопросы:

- В чем причина различных показателей пульса?

 

- Чем это можно доказать?

-  Объясните, почему после дозированной нагрузки изменилась

частота сердечных сокращений?

 

Что касается возрастных особенностей, точно установлено, что у новорожденного пульс составляет 140 ударов в минуту, а позднее величина постепенно снижается, достигая величины 95 ударов в минуту в возрасте семи лет. В подростковом возрасте величина пульса достигает 80 ударов в минуту.

Пульс — один из показателей здоровья человека. По этой причине многие целители, врачеватели древности внимательно относились к этому показателю, указывая, что помимо частоты пульса существует еще ряд его характеристик, указывающих на состояние больного.

Современная медицина учитывает показатель частоты пульса, применяя его, к примеру, в процессе установления диагноза, выстраивания системы подготовки спортсмена.

Если человек решил заниматься спортом, ему важно научиться применять знания о пульсе в ходе подготовки, ведь максимальный пульс даже в состоянии физического напряжение не должен превышать допустимой величины. Эта величина рассчитывается просто — от 220 отнимается показатель возраста человека.

 

Движение лимфы. (Рассказ с элементами беседы с использованием таблицы.)

Лимфатическая система представлена: лимфатическими капиллярами, лимфатическими сосудами и лимфатическими узлами.

 Лимфатические капилляры – вбирают в себя избыток тканевой жидкости и мелкие твердые частицы.

Лимфатические сосуды – транспорт  образовавшейся лимфы.

Лимфатические узлы – биологические фильтры, задерживают попавшие в лимфу частицы и уничтожают микроорганизмы.

 

Высказывают свои предположения.

 

Во время увеличения нагрузки на скелетные мышцы повышаются окислительные процессы в мышечных клетках.

 

 

Пульс – это колебание стенок сосудов, вызванное изменением давления крови в сосудах в ритме сокращений сердца.

 

По пульсу можно узнать:

- число сердечных толчков

- силу сердечных толчков

- частоту

- кровенаполнение сосудов и другие показатели состояния здоровья.

Записывают в тетрадь определение пульса.

 

 

 

 

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Задает вопросы:

-     Что вы узнали из сегодняшнего урока?

-     Что понравилось?

-     Какие, из полученных знаний считаете наиболее важными?

Учитель подводит итоги работы,  выставляет оценки.

 Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.

Дают оценку своей деятельности на уроке.

 

 

Домашнее задание.

 

Сообщает домашнее задание.

Параграф 18,19.

 

Записывают домашнее задание в дневник.

Знакомятся с объемом домашнего задания.

Слушают комментарии учителя.  Задают вопросы по выполнению домашнего задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1.

Задание №1. Найдите ошибки в тексте и объясните их.

1. Сердце человека - это трехкамерный мышечный орган. 2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях. 3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу крово­обращения 4. Между левым и правым желудочками находится неполная межжелудочковая перегородка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Лабораторная  работа №6 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки»

Цель: определить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после совершения физической нагрузки.

 

 Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Ход опыта.

1.   Определите пульс в состоянии покоя. Сделайте 4 измерения — каждое по 10 секунд. Заполните таблицу.

Измерение

ЧСС

1

 

2

 

3

 

4

 

Вычислите средний показатель. С этой целью сложите отобранные результаты и разделите сумму на количество взятых показателей.

Среднее значение ЧСС=

 

2.  Сделайте 20 приседаний и сразу после выполнения работы измерьте пульс за десятисекундный интервал.

ЧСС=

 

3.  Повторите измерение через 0,5 мин, 1 мин, 1,5 мин, 2 мин, 2,5 мин.

Время

ЧСС

0,5сек

 

1сек

 

1,5сек.

 

2сек.

 

2,5сек.

 

 

4. Постройте график нормализации пульса. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат — величину, соответствующую частоте сердечных сокращений.

 

 

 

 

5. Вывод по работе.

 

 

 

Результаты пробы считаются хорошими, если частота сердечных сокращений после 20 приседаний повысится не более чем на 1/3 по сравнению с ЧСС в состоянии покоя, а восстановление сердечной деятельности до уровня покоя произойдет не позже чем через две минуты.


 

Предмет: биология. Класс: 8

Предмет: биология. Класс: 8

Содержание урока. Этапы урока

Содержание урока. Этапы урока

Вопросы: - В чем причина различных показателей пульса? -

Вопросы: - В чем причина различных показателей пульса? -

Выполнение лабораторной работы учащимися, выводы по выполнению работы

Выполнение лабораторной работы учащимися, выводы по выполнению работы

Приложение1. Задание №1. Найдите ошибки в тексте и объясните их

Приложение1. Задание №1. Найдите ошибки в тексте и объясните их

Приложение 2. Лабораторная работа №6 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки»

Приложение 2. Лабораторная работа №6 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2023