Предмет: биология.
Класс: 8
УМК: Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Изд. 3-е, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272с.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8
Место урока в системе уроков по теме: урок 6 из 8 уроков, отведенных на изучение раздела 5 «Кровь и кровообращение».
Цель урока: сформировать у учащихся новые анатомические понятия кровяное давление, пульс; раскрыть причины движения крови в организме и измерения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, научить учащихся определять пульс, познакомить с приемами определения артериального давления.
Задачи урока:
· Образовательные: сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: кровяное давление, пульс; научить определять пульс, познакомить с приемами определения артериального давления.
· Развивающие: развитие мыслительных способностей, логического мышления; развитие у учащихся грамотной биологической речи, развивать интерес к предмету; продолжить развитие умений работать в группах, использовать имеющиеся знания при выполнении лабораторных работ.
· Воспитательные: воспитание у учащихся самостоятельного мышления; воспитание санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни, потребности к физическому совершенствованию.
.
Планируемые результаты:
· Знать анатомо-физиологические понятия: кровяное давление, пульс.
· Уметь давать определения новым понятиям или объяснять их; анализировать, сравнивать, обобщать; подсчитывать свой пульс.
Техническое обеспечение урока: часы с секундной стрелкой, тонометр, таблица «Строение и работа сердца», «Круги кровообращения», «Лимфообращение», учебный видеофильм.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
· Биология. 9 кл. Сборник рефератов. Часть 1. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. - 576 с.
· Детская энциклопедия. Человек. Т. 7 - М: «Педагогика», 1975 г.
· Р.Д.Маш. Человек и его здоровье: Сборник заданий по биологии для учащихся.
· https://chem-oge.sdamgia.ru/
Содержание урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент.
|
Учитель приветствует класс. Определяет готовность класса к уроку. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.
|
Проверка домашнего задания |
Давайте поговорим о том, какие понятия мы узнали на прошлом занятии. Фронтальный опрос: 1) В чем причина огромной трудоспособности сердца? 2) Какие фазы можно выделить в работе сердца? 3) Что происходит с предсердиями и желудочками в первую фазу? 4) В какую фазу желудочки сокращаются, а предсердия расслаблены? 5) Сколько времени длится пауза? 6) В чем суть автоматизма сердца? 7) Как регулируется работа сердца?
Проверка строения сердца (по рисунку, работа с текстом). |
Отвечают на вопросы.
Работа по карточке. (Приложение1) |
Актуализация знаний.
|
Сердце сокращается и выбрасывает кровь в артерии, в которых создаётся давление, которое меняется по мере движения крови по организму. |
|
Изучение нового материала
|
Понятие кровяное давление.
Давление в различных участках кровеносной системы.
Измерение кровяного давления. Роль показателей для характеристики здоровья человека. Показ с использованием тонометра.
Подсчет пульса в разных условиях. |
Записывают в тетрадь определение кровяного давления.
Беседа с использованием таблицы «Круги кровообращения».
Работа в парах по замеру своего давления.
Выполняют лабораторную работу №6 «Подсчёт пульса в разных условиях» (Приложение 2).
|
Выполнение лабораторной работы учащимися, выводы по выполнению работы.
|
Вопросы: - В чем причина различных показателей пульса?
- Чем это можно доказать? - Объясните, почему после дозированной нагрузки изменилась частота сердечных сокращений?
Что касается возрастных особенностей, точно установлено, что у новорожденного пульс составляет 140 ударов в минуту, а позднее величина постепенно снижается, достигая величины 95 ударов в минуту в возрасте семи лет. В подростковом возрасте величина пульса достигает 80 ударов в минуту. Пульс — один из показателей здоровья человека. По этой причине многие целители, врачеватели древности внимательно относились к этому показателю, указывая, что помимо частоты пульса существует еще ряд его характеристик, указывающих на состояние больного. Современная медицина учитывает показатель частоты пульса, применяя его, к примеру, в процессе установления диагноза, выстраивания системы подготовки спортсмена. Если человек решил заниматься спортом, ему важно научиться применять знания о пульсе в ходе подготовки, ведь максимальный пульс даже в состоянии физического напряжение не должен превышать допустимой величины. Эта величина рассчитывается просто — от 220 отнимается показатель возраста человека.
Движение лимфы. (Рассказ с элементами беседы с использованием таблицы.) Лимфатическая система представлена: лимфатическими капиллярами, лимфатическими сосудами и лимфатическими узлами. Лимфатические капилляры – вбирают в себя избыток тканевой жидкости и мелкие твердые частицы. Лимфатические сосуды – транспорт образовавшейся лимфы. Лимфатические узлы – биологические фильтры, задерживают попавшие в лимфу частицы и уничтожают микроорганизмы.
|
Высказывают свои предположения.
Во время увеличения нагрузки на скелетные мышцы повышаются окислительные процессы в мышечных клетках.
Пульс – это колебание стенок сосудов, вызванное изменением давления крови в сосудах в ритме сокращений сердца.
По пульсу можно узнать: - число сердечных толчков - силу сердечных толчков - частоту - кровенаполнение сосудов и другие показатели состояния здоровья. Записывают в тетрадь определение пульса.
|
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Задает вопросы: - Что вы узнали из сегодняшнего урока? - Что понравилось? - Какие, из полученных знаний считаете наиболее важными? Учитель подводит итоги работы, выставляет оценки. |
Обобщают полученные знания; выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения. Дают оценку своей деятельности на уроке.
|
Домашнее задание.
|
Сообщает домашнее задание. Параграф 18,19.
|
Записывают домашнее задание в дневник. Знакомятся с объемом домашнего задания. Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания. |
Приложение1.
Задание №1. Найдите ошибки в тексте и объясните их.
1. Сердце человека - это трехкамерный мышечный орган. 2. Оно помещается в околосердечной сумке из соединительной ткани, внутри которой находится жидкость, уменьшающая трение при сокращениях. 3. Сердечная мышца сильнее развита в правом желудочке, так как он качает кровь по большому кругу кровообращения 4. Между левым и правым желудочками находится неполная межжелудочковая перегородка, поэтому кровь в большом круге кровообращения смешанная.
Приложение 2.
Лабораторная работа №6 «Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия нагрузки»
Цель: определить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и после совершения физической нагрузки.
Оборудование: часы с секундной стрелкой.
Ход опыта.
1. Определите пульс в состоянии покоя. Сделайте 4 измерения — каждое по 10 секунд. Заполните таблицу.
Измерение |
ЧСС |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Вычислите средний показатель. С этой целью сложите отобранные результаты и разделите сумму на количество взятых показателей.
Среднее значение ЧСС=
2. Сделайте 20 приседаний и сразу после выполнения работы измерьте пульс за десятисекундный интервал.
ЧСС=
3. Повторите измерение через 0,5 мин, 1 мин, 1,5 мин, 2 мин, 2,5 мин.
Время |
ЧСС |
0,5сек |
|
1сек |
|
1,5сек. |
|
2сек. |
|
2,5сек. |
|
4. Постройте график нормализации пульса. На оси абсцисс отложите время, на оси ординат — величину, соответствующую частоте сердечных сокращений.
5. Вывод по работе.
Результаты пробы считаются хорошими, если частота сердечных сокращений после 20 приседаний повысится не более чем на 1/3 по сравнению с ЧСС в состоянии покоя, а восстановление сердечной деятельности до уровня покоя произойдет не позже чем через две минуты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.