Урок-путешествие
Оценка 4.7

Урок-путешествие

Оценка 4.7
doc
15.02.2022
Урок-путешествие
Конспект урока
урок-путешествие Сайнакова Т.А.doc

Тема:    Урок - путешествие по страницам повести Е.Д. Айпина «У   

               гаснущего очага». 

             

Цели: 1.  Познакомить с этническими обычаями, верованиями народа ханты,  

               с «преданиями старины глубокой», описанными в произведении Е.Д.  

                Айпина.

           2.  Прививать уважение к самобытной культуре народа ханты, чувство 

                 гордости к той земле, что «с рождения любить нам досталось».

Оборудование:  Выставка книг Е. Айпина, музыкальный центр, эпиграф,  

                             портрет писателя, туесок.

 

                      Организационный момент

(учитель проверяет готовность учащихся к уроку).

1.  Вступительное слово учителя.

    Ребята, сегодня на уроке родной литературы мы отправляемся с вами в путешествие по страницам повести Еремея Даниловича Айпина «У гаснущего очага».

    Эпиграфом урока будут слова хантыйского поэта Романа Ругина:

            Это – Родины милой душа, это с нею

            Я неслышно беседую здесь, в тишине,

            И становятся чувства светлей и острее,

            И высокие мысли приходят ко мне…

- Итак, в путь по дивным тропкам сибирской тайги с её обитателями – зверями и птицами. В мир таинственный, не разгаданный до конца, в мир древних преданий с шаманскими обрядами и легендами о деяниях богов и богинь. В мир, который питают Матерь - огонь и Гром – старик, в мир, в котором жил и живёт талантливый северный народ. У Айпина есть удивительные строки:

            У каждого из нас три матери:

            Первая – это мама,

            Вторая – это Родина,

            Третья мать – природа.

Природа – мать дарит нам радость открытий. В ней всё удивительно, в ней множество загадок, только интересуйся, узнавай, отгадывай. Любовь к Родине – матери начинается у домашнего очага, с тепла маминых рук, и с тех хоженых и перехоженных тропинок, протоптанных прадедами, дедами и отцами.

 

   2.     Крупным явлением в хантыйской литературе представлено   

            творчество  Еремея  Даниловича Айпина. (выставка книг, портрет)

Еремей Айпин родился и вырос в семье охотника. Давно он переселился в город, получил признание как писатель, и книги его опубликованы на многих языках, во многих странах, но памятью он по-прежнему связан с родовым селением, что на берегу реки Аган, впадающей в могучую Обь. Всю свою жизнь он пишет свою самую сокровенную, самую главную книгу – о сородичах, о народе ханты, о его Земле. Повесть «У гаснущего очага» - часть этого огромного труда, но часть вполне завершённая и цельная.

    Композиционно книга «У гаснущего очага» выстроена из 7 глав. Это неслучайно. Священные числа у ханты: 3, 7, 9. Предпочтение всегда отдавалось семёрке. Так, когда сходились богатые люди, делая обильное жертвоприношение, обычно закалывали 21 оленя или 3 раза по 7 голов. Об этом рассказывает в своей повести Еремей Айпин. Таёжники не просто убивали оленя. Они его отпевали, словно отправляли в небеса, чтобы его душа возвратилась. Совершая обряд, они стремились к достижению гармонии между душой и телом, Богом и Человеком.

3.       Наше путешествие по страницам повести начинается с главы «Вёсны».   «День обретения» - эту поэтическую подглавку автор написал с большой любовью к своим сородичам.

 - Кто же эти замечательные люди, которые воспитали в герое книги любовь к родному очагу, к родному краю?  (Рассказывают ученики по отобранному материалу из текста о маме, бабушке, крёстном Ефреме под музыкальное сопровождение хантыйской мелодии).

Вывод: Маму, отца, деда, крёстного Ефрема отличало не только знание обычаев, стремление к постижению тайн природы, но и самостоятельность мышления. У старца Ефрема всему имелось объяснение. Он считал: «Всё, что есть в этом мире, всё объяснимо, всё имеет свои истоки». Сам старец видел эти истоки в фольклоре родного народа, а легенды открывали ему к познанию многих тайн Неба и Земли.

       Стремление познать окружающий мир Еремей Айпин унаследовал от своих предков. И приходит ощущение связи времён.

        Следующая глава «Шаманы и сказители».

На страницах этой главы нас встречает крёстный Ефрем. Еремей Айпин пишет: «Крёстный Ефрем сказывал нам древние мифы, о которых мало кто слышал. Из них я узнал, что такое Земля и как появились на ней люди, звери, птицы, травы и деревья, реки и озёра. Узнал, что есть Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.

-   А вы, ребята, знаете, кто живёт в этих мирах? Расскажите.

-  Какие боги правят этими мирами?

- «Когда крёстный сказывал, он молча прикрывал усталые глаза, прикуривая трубку. Потом, очнувшись от дум, тихо говорил: «Вот тут в памяти одну небольшую сказку изловил». И в дом неторопливо входила сказка…».

    (Инсценированный рассказ крёстного Ефрема «Легенда о младшем сыне бога Нуми Торума»). 

   Вывод. Еремей Айпин пишет: «По вечерам мне Ефрем охотно сказывал сказки. Мне казалось, что в его голове лежали смотанные аккуратные клубки сотен сказок».

     Мифы, легенды раскрывали перед героем повести поэтичность этих поверий, помогали освоить окружающий мир, учили добру, умению видеть и понимать красоту природы. Став взрослым, Еремей Айпин напишет: «В это я свято верил в младенчестве. Верил в детстве и отрочестве. И верю теперь». Писатель признал это и относится ко всему уважением.

    Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к главе.

«Приметы». Перед вами хантыйский туесок, в него мы будем собирать

приметы.

- О каких приметах рассказывает Еремей Айпин в повести? Прочитайте их и положите в туесок.

Приметы:

1.     Нельзя плевать в костёр – огонь всерьёз обидится, и дом спалит сразу.

2.     Нельзя обижать снег, грозу.

3.     Сказку днём не рассказывают – облысеешь.

4.     Гагара стонет к несчастью.

5.     Если халей хохочет – значит, в дом несчастье придёт.

6.     Олень вокруг селения ходит – его обкуривать надо.

7.     Кто увидит первым новорождённый месяц, у того сын родится.

В повести «У гаснущего очага» описываются обычаи, обряды, предания, праздники.

Приближаемся к следующей главе «Вороны Месяц». Нас приветствует девушка, она исполнит танец и расскажет стихотворение «Ворона».

- Как вы, ребята, думаете, о каком празднике рассказывает писатель? Что вы о нём знаете?

   (Инсценирование главы «Вороны Месяц» с показом обрядов).

- Какую птицу не любили в остяцких селениях?

(Художественный пересказ главы «Сорока стрекочет»).

- Какую птицу боялись ханты? (Глава «Плач Гагары»).

- Ребята, а кто из вас слышал выражение «Собака старика Месяца»? Что это за собака?

 (Пересказ главы под музыкальное сопровождение).

Выразительное чтение конца главы.

-  А теперь представьте картину: «Зима. Старик – Мороз надолго обложил дом холодом. Холода стояли неделю, а, может быть, две…. Старик – Мороз стоял и зорко следил, чтобы оттепель не пришла. Но Старика – Мороза никто не бранил. Все понимали, что середина зимы – это его время, теперь он хозяин. Ругай – не ругай, а так считает нужно.

-  Ребята, а вы знаете, как вызвать оттепель? Об этом мы узнаем из главы «Развеивающий золу».

 (Художественный пересказ главы).

Вывод. Мы убеждаемся, что Наблюдение за природой, взаимодействие с ней наталкивает человека на размышление о смысле жизни, о месте человека среди природы, общества.

 

4.     Писатель Еремей Айпин видит в природе простоту и величие. Он знает, что природа никогда не обманет. В ней есть живая душа.

          Вот земля, что с рождения любить нам досталось!

         Я брожу над рекой, свежим ветром дыша.

         Кто сказал, что души здесь теперь не осталось?

         Если что и осталось, так только душа.

 

      О созидательной любви автора к природе, к Земле говорит эпиграф, написанный на доске. Стихотворные строки Романа Ругина о душе Земли совпадают с мировосприятием Е.Д. Айпина. Он пишет: «Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветочка. А всё, у кого есть душа, чувствуют боль. Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и травы на Земле живут. Всех Земля держит. Всем даёт жизнь священная Земля. Не станет Земли – не станет жизни. Вот поэтому и нужно помнить о ней до последнего мгновения».

 После прочтения книги Еремея Даниловича Айпина «У гаснущего очага» легко дышится, легко верится, тепло чувствуется.

 

Итог урока и домашнее задание. Вы сегодня все хорошо работали, молодцы! Подготовить пересказ понравившегося эпизода.

- Наше путешествие подошло к концу. Читайте книги Еремея Даниловича Айпина, и они откроют вам удивительный мир природы!

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема: Урок - путешествие по страницам повести

Тема: Урок - путешествие по страницам повести

Земле. Повесть «У гаснущего очага» - часть этого огромного труда, но часть вполне завершённая и цельная

Земле. Повесть «У гаснущего очага» - часть этого огромного труда, но часть вполне завершённая и цельная

В это я свято верил в младенчестве

В это я свято верил в младенчестве

Я брожу над рекой, свежим ветром дыша

Я брожу над рекой, свежим ветром дыша
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2022