Тема: Урок - путешествие по страницам повести Е.Д. Айпина «У
гаснущего очага».
Цели: 1. Познакомить с этническими обычаями, верованиями народа ханты,
с «преданиями старины глубокой», описанными в произведении Е.Д.
Айпина.
2. Прививать уважение к самобытной культуре народа ханты, чувство
гордости к той земле, что «с рождения любить нам досталось».
Оборудование: Выставка книг Е. Айпина, музыкальный центр, эпиграф,
портрет писателя, туесок.
Организационный момент
(учитель проверяет готовность учащихся к уроку).
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня на уроке родной литературы мы отправляемся с вами в путешествие по страницам повести Еремея Даниловича Айпина «У гаснущего очага».
Эпиграфом урока будут слова хантыйского поэта Романа Ругина:
Это – Родины милой душа, это с нею
Я неслышно беседую здесь, в тишине,
И становятся чувства светлей и острее,
И высокие мысли приходят ко мне…
- Итак, в путь по дивным тропкам сибирской тайги с её обитателями – зверями и птицами. В мир таинственный, не разгаданный до конца, в мир древних преданий с шаманскими обрядами и легендами о деяниях богов и богинь. В мир, который питают Матерь - огонь и Гром – старик, в мир, в котором жил и живёт талантливый северный народ. У Айпина есть удивительные строки:
У каждого из нас три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
Природа – мать дарит нам радость открытий. В ней всё удивительно, в ней множество загадок, только интересуйся, узнавай, отгадывай. Любовь к Родине – матери начинается у домашнего очага, с тепла маминых рук, и с тех хоженых и перехоженных тропинок, протоптанных прадедами, дедами и отцами.
2. Крупным явлением в хантыйской литературе представлено
творчество Еремея Даниловича Айпина. (выставка книг, портрет)
Еремей Айпин родился и вырос в семье охотника. Давно он переселился в город, получил признание как писатель, и книги его опубликованы на многих языках, во многих странах, но памятью он по-прежнему связан с родовым селением, что на берегу реки Аган, впадающей в могучую Обь. Всю свою жизнь он пишет свою самую сокровенную, самую главную книгу – о сородичах, о народе ханты, о его Земле. Повесть «У гаснущего очага» - часть этого огромного труда, но часть вполне завершённая и цельная.
Композиционно книга «У гаснущего очага» выстроена из 7 глав. Это неслучайно. Священные числа у ханты: 3, 7, 9. Предпочтение всегда отдавалось семёрке. Так, когда сходились богатые люди, делая обильное жертвоприношение, обычно закалывали 21 оленя или 3 раза по 7 голов. Об этом рассказывает в своей повести Еремей Айпин. Таёжники не просто убивали оленя. Они его отпевали, словно отправляли в небеса, чтобы его душа возвратилась. Совершая обряд, они стремились к достижению гармонии между душой и телом, Богом и Человеком.
3. Наше путешествие по страницам повести начинается с главы «Вёсны». «День обретения» - эту поэтическую подглавку автор написал с большой любовью к своим сородичам.
- Кто же эти замечательные люди, которые воспитали в герое книги любовь к родному очагу, к родному краю? (Рассказывают ученики по отобранному материалу из текста о маме, бабушке, крёстном Ефреме под музыкальное сопровождение хантыйской мелодии).
Вывод: Маму, отца, деда, крёстного Ефрема отличало не только знание обычаев, стремление к постижению тайн природы, но и самостоятельность мышления. У старца Ефрема всему имелось объяснение. Он считал: «Всё, что есть в этом мире, всё объяснимо, всё имеет свои истоки». Сам старец видел эти истоки в фольклоре родного народа, а легенды открывали ему к познанию многих тайн Неба и Земли.
Стремление познать окружающий мир Еремей Айпин унаследовал от своих предков. И приходит ощущение связи времён.
Следующая глава «Шаманы и сказители».
На страницах этой главы нас встречает крёстный Ефрем. Еремей Айпин пишет: «Крёстный Ефрем сказывал нам древние мифы, о которых мало кто слышал. Из них я узнал, что такое Земля и как появились на ней люди, звери, птицы, травы и деревья, реки и озёра. Узнал, что есть Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.
- А вы, ребята, знаете, кто живёт в этих мирах? Расскажите.
- Какие боги правят этими мирами?
- «Когда крёстный сказывал, он молча прикрывал усталые глаза, прикуривая трубку. Потом, очнувшись от дум, тихо говорил: «Вот тут в памяти одну небольшую сказку изловил». И в дом неторопливо входила сказка…».
(Инсценированный рассказ крёстного Ефрема «Легенда о младшем сыне бога Нуми Торума»).
Вывод. Еремей Айпин пишет: «По вечерам мне Ефрем охотно сказывал сказки. Мне казалось, что в его голове лежали смотанные аккуратные клубки сотен сказок».
Мифы, легенды раскрывали перед героем повести поэтичность этих поверий, помогали освоить окружающий мир, учили добру, умению видеть и понимать красоту природы. Став взрослым, Еремей Айпин напишет: «В это я свято верил в младенчестве. Верил в детстве и отрочестве. И верю теперь». Писатель признал это и относится ко всему уважением.
Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к главе.
«Приметы». Перед вами хантыйский туесок, в него мы будем собирать
приметы.
- О каких приметах рассказывает Еремей Айпин в повести? Прочитайте их и положите в туесок.
Приметы:
1. Нельзя плевать в костёр – огонь всерьёз обидится, и дом спалит сразу.
2. Нельзя обижать снег, грозу.
3. Сказку днём не рассказывают – облысеешь.
4. Гагара стонет к несчастью.
5. Если халей хохочет – значит, в дом несчастье придёт.
6. Олень вокруг селения ходит – его обкуривать надо.
7. Кто увидит первым новорождённый месяц, у того сын родится.
В повести «У гаснущего очага» описываются обычаи, обряды, предания, праздники.
Приближаемся к следующей главе «Вороны Месяц». Нас приветствует девушка, она исполнит танец и расскажет стихотворение «Ворона».
- Как вы, ребята, думаете, о каком празднике рассказывает писатель? Что вы о нём знаете?
(Инсценирование главы «Вороны Месяц» с показом обрядов).
- Какую птицу не любили в остяцких селениях?
(Художественный пересказ главы «Сорока стрекочет»).
- Какую птицу боялись ханты? (Глава «Плач Гагары»).
- Ребята, а кто из вас слышал выражение «Собака старика Месяца»? Что это за собака?
(Пересказ главы под музыкальное сопровождение).
Выразительное чтение конца главы.
- А теперь представьте картину: «Зима. Старик – Мороз надолго обложил дом холодом. Холода стояли неделю, а, может быть, две…. Старик – Мороз стоял и зорко следил, чтобы оттепель не пришла. Но Старика – Мороза никто не бранил. Все понимали, что середина зимы – это его время, теперь он хозяин. Ругай – не ругай, а так считает нужно.
- Ребята, а вы знаете, как вызвать оттепель? Об этом мы узнаем из главы «Развеивающий золу».
(Художественный пересказ главы).
Вывод. Мы убеждаемся, что Наблюдение за природой, взаимодействие с ней наталкивает человека на размышление о смысле жизни, о месте человека среди природы, общества.
4. Писатель Еремей Айпин видит в природе простоту и величие. Он знает, что природа никогда не обманет. В ней есть живая душа.
Вот земля, что с рождения любить нам досталось!
Я брожу над рекой, свежим ветром дыша.
Кто сказал, что души здесь теперь не осталось?
Если что и осталось, так только душа.
О созидательной любви автора к природе, к Земле говорит эпиграф, написанный на доске. Стихотворные строки Романа Ругина о душе Земли совпадают с мировосприятием Е.Д. Айпина. Он пишет: «Есть душа у человека. Есть душа у дерева, у травиночки, у цветочка. А всё, у кого есть душа, чувствуют боль. Все люди – народы, все звери и птицы, деревья и травы на Земле живут. Всех Земля держит. Всем даёт жизнь священная Земля. Не станет Земли – не станет жизни. Вот поэтому и нужно помнить о ней до последнего мгновения».
После прочтения книги Еремея Даниловича Айпина «У гаснущего очага» легко дышится, легко верится, тепло чувствуется.
Итог урока и домашнее задание. Вы сегодня все хорошо работали, молодцы! Подготовить пересказ понравившегося эпизода.
- Наше путешествие подошло к концу. Читайте книги Еремея Даниловича Айпина, и они откроют вам удивительный мир природы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.