Автор: Гудзь Людмила Александровна, учитель математики, МБОУ СШ № 28.
Название работы : Технологическая карта урока по теме «Действия с десятичными дробями».
Предметная область: математика
Участники (возраст, класс): 10 лет, 5 класс
Цели и задачи
Цели урока:
Ø систематизация знаний обучающихся по теме урока, обобщение наиболее важных понятий, закрепление навыков решения различных заданий.
Ø развитие умения слушать и слышать, вступать в диалог, самостоятельности и мышления ребенка средствами своего предмета.
Ø организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими следующих результатов (задачи):
Предметных
Ø владеть базовым понятийным аппаратом по теме «Действия с десятичными дробями»;
Ø владеть навыками вычислений дробей с одинаковым знаменателем;
Ø уметь решать текстовые задачи арифметическим способом;
Ø уметь находить неизвестные компоненты при решении уравнений.
Метапредметных
Ø уметь работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы);
Ø уметь распознавать верные и неверные утверждения и решения;
Ø уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Ø уметь видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Ø развивать способности наблюдать, сопоставлять факты;
Ø понимать необходимость применять приемы самоконтроля при решении математических заданий;
Ø понимать необходимость проверки выдвинутых предположений.
Ø учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; осуществлять самооценку и самокоррекцию учебной деятельности, саморефлексию; уметь понимать точку зрения другого, слушать.
Личностных
Ø уметь строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
Ø участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи;
Ø формировать коммуникативные способности при работе со сверстниками: определять цели, распределять функции, уметь работать в паре, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Ø формировать стремление к критичности мышления, распознаванию логически некорректных высказываний;
Ø формировать стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;
Ø развивать способность к эмоциональному восприятию математических понятий, объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
Аннотация
Это урок с применением технологии проблемного обучения в 5 классе в рамках реализации ФГОС. Обобщение темы проходит в форме решения интересных практических и познавательных заданий.
Технологии, применяемые на уроке:
• технология игрового обучения;
• технология проблемного обучения;
• технология личностно – ориентированного обучения;
• технология здоровьесберегающего обучения;
• технология обучения в сотрудничестве.
Методы:
По источникам знаний: практический, наглядный, словесный;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: закрепление знаний, отработка навыков и умений;
Относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, работа на «закрытой доске», работа в группах, самостоятельная работа.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: проектор, компьютер, планшеты, карточки.
Технологическая
карта урока по теме «Действия с десятичными дробями».
Математика, 5 класс, учебник Н.И.Виленкин, В.И.Жохов и др.
Предмет |
математика |
Класс |
5 |
||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
«Действия с десятичными дробями». |
||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
урок обобщения знаний |
||||||||||||||||||||||||||||
Цели |
Систематизация, обобщение знаний обучающихся по теме урока, закрепление навыков решения различных заданий |
||||||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||||||||||||
• владение базовым понятийным аппаратом по теме «Сложение, вычитание и сравнение дробей с одинаковыми знаменателями»; • владение навыками вычислений дробей с одинаковым знаменателем; • умение решать текстовые задачи арифметическим способом; • умение находить неизвестные компоненты при решении уравнений. |
• умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы); • умение распознавать верные и неверные утверждения и решения; • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач; • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях. |
• умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики; • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем; • участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций эффективного решения коммуникативной задачи; • понимание обучающимся причин успеха в учебной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Десятичные дроби, сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение дробей, компоненты действий сложения, вычитания, умножения и деления.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время
|
||||||||||||||||||||||||
учителя |
учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организацион-ный |
Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок Познавательные: ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от урока» Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
|
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Вступительное слово учителя. - Здравствуйте, дорогие ребята! Пожалуйста, присаживаетесь. Я рада вас всех видеть. -Сегодня на уроке, мы отправимся на экскурсию в заповедник на острове Мадагаскар. Отдельной достопримечательностью острова можно считать его животный мир. Неудивительно, что уникальный живой мир острова-материка бережно охраняется государством. Заповедник был основан в 1985 году, площадью 32 га. Фауна заповедника включает 110 видов животных и более 80 видов птиц. Итак, наша экскурсия начинается. Сегодня работать вы будете в планшете, подпишите его. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу, критерии оценивания вывешаны на доске. Окончательную оценку за работу на уроке поставлю я, учитывая мою оценку знаний каждого из вас за самостоятельную работу и оценку выставленную вами.
|
Включаются в деловой ритм урока.
|
Слайд 1
Слайд 2,3
Слайд 4
|
3 мин
|
|||||||||||||||||||||||
2 |
Мотивация субъективного опыта
|
Познавательные: извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания Регулятивные: целеполагание, планирование, Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Тему урока определяют учащиеся при помощи расшифровки задания (устный счет): 1 ряд 2 ряд 3 ряд 1,5+2,4 4,5*100 8,4+2 3,4*10 6,4-5 2,3*10 3,1-2,1 0,6+4,8 9,1-1,1 0,7:7 12,3:3 24,4:4 -А теперь, расположите числа в порядке возрастания. – Молодцы! Запишите в тетради число, классная работа и тему урока: «Действия с десятичными дробями». Ребята, а что является целью нашего урока? Итак, целью нашего урока является повторение всех изученных действий с дробями, их свойств, решение уравнений и задач. - Для начала давайте вспомним, и обобщим все, правила и свойства десятичных дробей. Кто дает правильный ответ на вопрос, ставит в планшет «5» в разделе «Вопрос-ответ». Вопрос-ответ. Ø Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей. Ø Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Ø Сформулируйте правило деления десятичной дроби на натуральное число. Ø Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей. |
выполняют устно арифметические действия с натуральными числами.
Формулируют тему и ставят цель урока вместе с учителем и записывают тему урока в тетради.
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
|
Слайд 5,6
Слайд 7
Слайд 8 |
5 мин
2 мин
3 мин
|
|||||||||||||||||||||||
3 |
Актуализация субъективного опыта
|
Познавательные: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, практические действия (устный счет), логические рассуждения, доказательство. Регулятивные: самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
1)В первом задании необходимо найти значение выражения: 1 вариант 120-(48) 2 вариант (11,3-8,4) По окончанию работы учащиеся выставляют в планшет оценки и знакомятся с первым обитателем заповедника птицей-легендой – это белый и черный аист. Они обитают по всей Европе и Азии. Рост аиста 125 см, размах крыльев 200 см, весит аист 4 кг, продолжительность жизни 20 лет. 2) В саванне среди высокой травы живут зебры и газели, ирбисы и леопарды, тростниковый кот и белка летяга. А вот интересно, ребята, чья масса тела больше? Для этого вам необходимо сравнить дроби: 1) 3,14 и 3,014 2) 0,2 и 0,25 3) 51,500 и 51,5 Масса зебры больше массы газели, масса тростникового кота меньше массы белки летяги, а вот масса ирбиса равна массе леопарда. Результаты проверки поставили в планшет. – Мы вспомнили с вами правило сравнения дробей. |
Работают самостоятельно, выполняют проверку в парах.
Работают индивидуально, проверка в парах. |
Слайд 9,10
Слайд 11,12 |
4 мин
4 мин |
|||||||||||||||||||||||
4 |
Закрепление изученного материала, проверка понимания |
Познавательные: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательную инициативу самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументированное изложение своей точки зрения. Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары |
3) Решение текстовых задач. Предлагаю выполнить задание в группах.(каждая группа получает задачу, оформляет краткую запись, решение на плакате и вывешивают на доску). Задача(1 группы).Длина прямоугольника 15,5 см, а ширина в 5 раз меньше. Найдите периметр прямоугольника. Задача (2 группы).Длина прямоугольника 4,12 см, а ширина на 1,12 см меньше. Найдите площадь прямоугольника.
4)Физкультминутка. Настало время отдохнуть, ребята встают и выполняют движения за дежурным по классу. Буратино потянулся,
5) А сейчас наступает самое интересное задание, решив уравнение вы узнаете, у какого насекомого усы длиннее ног. Учащиеся работают самостоятельно по вариантам. Затем меняются и проверяют друг друга. Двое учащихся работают у интерактивной доски, проговаривают правила нахождения неизвестных компонентов. 1) Х:11+0,6=0,9 2) (х+2,4):8=2,3
3,3 < 16
Решив уравнения ребята узнают, что это насекомое таракан. Тараканы-теплолюбивые и влаголюбивые, очень подвижные насекомые, ведущие ночной образ жизни. Питаются растительными и животными остатками. Некоторые тараканы способны до месяца прожить без пищи, а также задерживать дыхание на 45 минут и замедлять сердечный ритм. Широко распространено мнение о том, что тараканы «унаследуют землю» после глобальной ядерной войны. Ребята обмениваются тетрадями по окончанию работы и по доске выполняют проверку.
6) А сейчас ребята у вас самостоятельная работа по округлению десятичных дробей (по вариантам) , по окончанию задания учащиеся сдают на проверку тетради учителю. |
Выполняют задание, проверяют и обсуждают решение.
Проводят презентацию своей работы.
Учащиеся работают самостоятельно, проверка в парах.
|
Слайд 13,14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
|
4 мин
2 мин
4 мин
4 мин
|
|||||||||||||||||||||||
5 |
Рефлексия |
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
Задает вопросы:
- Какую тему мы сегодня повторяли? - Какие задачи ставили на уроке? - Наши задачи выполнены? |
Выделение и осознание учащимися того, что уже закреплено и что ещё подлежит закреплению, осознание качества и уровня закрепления
Выражают свои мысли
|
Слайд 18
|
2 мин
|
|||||||||||||||||||||||
6 |
Подведение итогов. Домашнее задание. |
Личностные: проводят самооценку Познавательные: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникативные: планируют сотрудничество, определяют кому нужна помощь |
Наш урок подходит к концу, а также экскурсия по острову Мадагаскар. Сегодня мы повторили сложение, вычитание и сравнение десятичных дробей. Закрепили умение решать задачи, уравнения. Давайте подведем итог.( для этого сложите все оценки и разделите на их количество) Учащиеся, которые набрали 3, работали сегодня не совсем хорошо, в следующий раз постарайтесь лучше. Сдайте мне, пожалуйста ваши планшеты и тетради. Запишите в дневники домашнее задание. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу!
|
Оценивают свою работу в оценочном листе
Записывают домашнее задание в дневник, делая необходимые пометки. |
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21,22 |
1 мин
2 мин |
|||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.