Урок-путешествие ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ "СОСТАВ СЛОВА (ОБОБЩЕНИЕ)" (2-Й КЛАСС)
Оценка 4.7

Урок-путешествие ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ "СОСТАВ СЛОВА (ОБОБЩЕНИЕ)" (2-Й КЛАСС)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
27.02.2020
Урок-путешествие ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ "СОСТАВ СЛОВА (ОБОБЩЕНИЕ)" (2-Й КЛАСС)
Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме Состав слова. Обобщение..docx

Урок-путешествие

по русскому языку по теме "Состав слова (обобщение)" (2-й класс)

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Обучающие:

  • повторить изученные признаки родственных слов;
  • проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание;
  • совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Развивающие:

  • развивать память и орфографическую зоркость;
  • развивать умение разбирать слова по составу;
  • развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Программа: Планета знаний

Учебник: Желтовская Л.Я., 2006

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, компьютер, проектор, презентация (Слайд 1)

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, наши уважаемые гости!

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их). Сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.

3. Минутка чистописания и словарная работа.

У. А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда – посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (В космос) (Слайд 3)

http://festival.1september.ru/articles/519304/img1.jpg

Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква к. (Слайд 4)

(В дополнительной строке острый крючок, наклонная вниз, петелька, перехлёст на середине высоты буквы, разворачиваемся на условной линии, наклонная в средней третьей части. Ставим ручку на перехлёст и выписываем «стульчик», «качалочка», «крючок до середины».

(Наклонная вниз, поднимаемся до середины наклонной, «бугорок», наклонная до 1,3, отрываем ручку, выписываем «стульчик», «качалочку», крючок до середины.

(Учитель показывает образец на доске, а дети пишут в тетради ) А теперь попробуйте отгадать ребус. (Слайд 5)

http://festival.1september.ru/articles/519304/img3.jpg

У. Космос – слово словарное. Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.

http://festival.1september.ru/articles/519304/img4.jpg

- Кто знает значение этого слова?

В толковом словаре С.И.Ожегова  значение слова “космос” трактуется, так: космос – это “вселенная”, “мир”.

А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд 6)

Космос, космонавт, ракета, космический.

Д. Космический, т.к. это имя прилагательное, обозначает признак предмета, а остальные – существительные.

У. Какое еще слово может быть лишним?

Д. Ракета. Космос, космонавт, космический – однокоренные.

- Что такое “космос” мы выяснили, а теперь можно и в путь.

У. Далекие звезды над нами горят,
Зовут они в гости хороших ребят.
Собраться в дорогу нетрудно для нас –
И вот мы к полету готовы сейчас.

- Итак, в космос мы отправляемся на ракете, на той, что вы изобразили на своих рисунках. (Слайд 7)

4. Работа по учебнику. (Слайд 8)

У. Итак, мы возле ракеты, чтобы попасть на борт, мы с вами должны выполнитьупражнение 2 с.80        

 - Можно ли эти слова назвать родственными? Какими двумя признаками должны обладать такие слова?

Слово, словечко, пословица, словарь.

- Спишите, обозначьте корень. 

Заканчиваем работу. Проверяем, какие части слова выделили.

- Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.

5. Обобщение по теме.

Внимание! Взлет!
И наша ракета мчится вперед.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой Земли.

Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (Планеты, спутники, звезды…) Летим! Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд  9)

Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.

“Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню”.

У. Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.

1. http://festival.1september.ru/articles/519304/img8.jpg

Выделите окончания. Расскажите все, что знаете об окончании.

Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Давайте вместе проверим, что у вас получилось. (Слайд 10)

У. Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

Д. Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд 11)

У. А какая часть самая главная?

Д. Корень.

У. А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (Ученики)

- Почему вас так называют? (Т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (Учитель)

- Над какой пословицей мы работали на прошлом уроке? (Ученье – свет, а неученье – тьма.)

Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

Проверка. (Слайд 12)

2. http://festival.1september.ru/articles/519304/img9.jpg

У. Какие это слова?

Д. Однокоренные.

У. Почему их так называют?

Д.У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению.

У. Что такое корень?

Д. Корень – это общая часть однокоренных слов. (Слайд 13)

У. Вот какое красивое дерево выросло.

- Но у него осталось две пустых ветви. Вы сами придумайте еще два однокоренных слова и запишите их.

 

 Работа по карточкам (Нахождение родственных слов) (Слайд 14)

http://festival.1september.ru/articles/519304/img5.jpg

Заканчиваем работу.  Проверяем. (Слайд 15)

Карточки вложите под обложку тетрадей.

6. Физкультминутка.

Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Небо голубое. Вода в реке – прозрачная. Пора отдохнуть и понаблюдать, что нам нарисует весёлый шарик, на чём мы переправимся через реку.

 (Слайд 16)

 7. Обобщение (продолжение).

У. А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой?

Д. Ромашка.

У. На этой планете такой цветок называется приставочным.

Как вы думаете, почему?

Д. На лепестках – приставки. (Слайд 17)

У. Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова-действия предметов. (Проверьте по слайду) Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.

3. http://festival.1september.ru/articles/519304/img11.jpg

У. Что такое приставка? Для чего она служит?

Д. Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд 18)

Как одним словом можно назвать получившиеся слова? (Гаголы) Давайте вспомним, как можно разобрать эти слова по составу. Какие одинаковые части слов вы увидели в глаголах. (Корень -уч-, суффикс -ть) Но есть учебники, в которых этот суффикс выделяют как окончание. Это не является ошибкой. Но вам я предлагаю в дальнейшем выделять -ть – как суффикс.

У. Двигаемся дальше по планете. Перед нами “Суффиксное поле”. Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите на четвертой строке.

http://festival.1september.ru/articles/519304/img12.jpg

(Слайд 19)

4. http://festival.1september.ru/articles/519304/img13.jpg

Вот и мостик! (Слайд 20)

У.Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Слайд 21)

- Запишите эти слова и выделите суффиксы.

У. Посмотрите пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

Д. Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

У. Как называется такой разбор?

Д. Разбор слова по составу.

У. Найдите памятку в учебнике и прочитайте. А теперь проверим, чему вы научились на этой планете.(Слайд 22)

8. Самостоятельная работа в группах.

У. Сделайте разбор слов по составу. (Слайд 23)

1)

http://festival.1september.ru/articles/519304/img14.jpg

У. Проверьте по слайду.

Какие это части речи?

Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

- Сегодня мы с вами побывали в космосе. Прочитайте запись на доске.(рассказ ученика)

Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники. Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.

9. Итог.

У. Нам уже пора домой. Но, прежде чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называется эта планета. Для этого надо отгадать кроссворд. (Слайд 24)

1. Изменяемая часть слова.

2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Общая часть однокоренных слов.

У. Планета, на которую мы прилетели, называется Планетой морфем.

Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли. А разбор слова по составу называется морфемным разбором.

Возвращаться нам пора,
По местам мои друзья!
Из полета возвратились,
Мы на землю приземлились.

(Слайд 25)

Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению. Что нового узнали?

10. Оценка.

(Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке)

11. Домашнее задание.

Подобрать и написать как можно больше однокоренных слов с корнем  –ход-.

Дополнительное задание.

(С лайд 26) Определение синонимов, антонимов, омонимов

(Слайд 27)  Выдели корень в словах:

Стрижка, стрижёт, подстрижен. Бродить, брод, бродяга. Связист, связь, связаться.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок-путешествие по русскому языку по теме "Состав слова (обобщение)" (2-й класс)

Урок-путешествие по русскому языку по теме "Состав слова (обобщение)" (2-й класс)

Какой первый звук? Какой буквой он обозначается?

Какой первый звук? Какой буквой он обозначается?

У . Далекие звезды над нами горят,

У . Далекие звезды над нами горят,

Д . Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

Д . Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

Работа по карточкам (Нахождение родственных слов) (Слайд 14)

Работа по карточкам (Нахождение родственных слов) (Слайд 14)

Д . Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

Д . Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов

У. Сделайте разбор слов по составу

У. Сделайте разбор слов по составу

Домашнее задание. Подобрать и написать как можно больше однокоренных слов с корнем –ход-

Домашнее задание. Подобрать и написать как можно больше однокоренных слов с корнем –ход-
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020