Урок "Пути достижения биологического прогресса"
Оценка 4.8

Урок "Пути достижения биологического прогресса"

Оценка 4.8
Лекции
docx
биология
9 кл—11 кл
08.09.2023
Урок "Пути достижения биологического прогресса"
урок изучения новой темы
урок пути достижения биологического прогресса.docx

Класс 11

Четверть 2          Урок № 30       Предмет биология

Дата:     12.14

Тема занятия:

Пути достижения биологического прогресса

Общие цели:

Познакомить учащихся с главными направлениями эволюции органического мира: биологическим прогрессом и биологическим регрессом; рассмотреть пути достижения биологического прогресса.

Задачи. Образо-вательные

Сформировать понятия: 1. биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, микроэволюция, макроэволюция.

2. Знать критерии прогресса и регресса; 3. Знать пути достижения биологичес-кого прогресса;

Развивающие:

Учить самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

Воспитательные

развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологичес-ких и других качеств личности школьника. Воспитание высокого чувства гражданского долга, правильного отношения к общечеловеческим ценностям

Ссылки, ресурсы:

иллюстрации, таблица, карточки с тестовыми заданиями, презентация 

Результаты обучения:

В  результате  работы  на  уроке  учащиеся должны  знать определения  понятий: прогресс,  регресс, ароморфоз,  идиоадаптация,  дегенерация,  уметь работать в группе, составлять кластеры

Этапы

Время

  Действия учителя

Действия учеников

Орг. Момент

2 мин

 Деление учащихся на разноуровневые  по успеваемости группы Физминутка «Настроение»

делятся на 3 группы

выполняют физминутку

1. Актуализация знаний- 5 мин Целеполагание

 

Дайте сравнительную характеристику  понятиям: микроэволюция и макроэволюция .  Проанализируйте движущие силы эволюции (по Ч. Дарвину)

Решите тест: 1.  Однородная группа растений с нас-ледственно закреплёнными хозяйственно-ценными признаками, выращиваемая человеком, – это:

а) вид,  б)  популяция,  в) сорт,  г) сообщество

2. Критерием искусственного отбора является полез-ность признака: а) для вида;  б) для популяции;  в) для биосферы; г) для человека. 3. Основным результатом эволюции по Дарвину является: а) совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания;  б)  многообразие видов; в)  одновременное существо-вание форм, различающихся по уровню  организации;    г)  все перечисленное верно. 4. Не являются примера-ми действия естественного отбора: а)  родословная испанского дога;   б) покровительственная окраска на-секомых;    в)  устойчивость бактерий к антибиотикам;

г) устойчивость комнатных мух к ядохимикатам.

5. Тёмно-окрашенные бабочки встречаются в загряз-нённых районах чаще, чем светлоокрашенные, так как          

а)  в промышленных районах они могут откладывать больше яиц; б)  они более устойчивы к загрязнению;

в)  вследствие загрязнения некоторые бабочки стано-вятся темнее; г)  здесь они менее заметны для хищ-ников и меньше подвержены истреблению.

 Коррекция  допущенных ошибок.

Отвечают на вопросы, обсуждают.

 

 Выполняют тест. Составляют критерии, проводят само – и взаимо-оценивание теста.

9-10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

6- 5 баллов – «3»

Ниже – «2»

Мотивация знаний

Учитель объявляет тему урока. Знакомит  учащихся с целью и задачами урока (Слайды 1, 2) Учитель пред-лагает учащимся по ходу урока заполнять лист рефлек

-сии деятельности группы и личной деятельности каждого учащегося (Приложение 1)

записывают тему урока;

знакомятся с целью и за-дачами урока; знакомятся с листом рефлексии деяте-льности группы и каждого учащегося.

Изучение нового материала. 25 минут

Знание и Понимание

Даёт задания о группам: 1 группа. работая  с учебни-ком,  дополнительной  литературой, презентацией, познакомиться  с  основными  направлениями  эволю-ционного  развития.  2 группа. Работа с учебником.  Выполните  следующие  задания: Прочитайте текст

учебника,  запишите  определения  понятий  «биоло-гический  прогресс»  и  «биологический  регресс».  Сопоставьте их между собой. Составьте схему «Нап-равления эволюции». 3 группа. 2. Используя различ-ные источники информации, дайте характеристику направлениям эволюции. Занесите данные в таблицу.

 Изучают новый материал и обсуждают его в группе. Записывают важные мо-менты в тетрадь

применение

Используя  учебник,  запишите  определения  понятий  «биологический  прогресс»  и  «биологический  регресс».  Заполните  таблицу:

Признаки

Прогресс

Регресс

1. Численность

 

 

2. Размер ареала

 

 

3. Количество видов и подвидов в популяции

 

 

4. Примеры

 

 

Заполняют таблицу

Анализ и Синтез 8 мин

Учитель делает установку на заполнение кластера.

Предлагает выйти с защитой кластера

Готовят кластер Выступают с защитой

Оценивание                     2 мин

Предлагает провести само – и взаимооценивание работы групп.

Защита и обсуждение

Рефлексия  2 мин

  Для самооценивания раздает каждому учащемуся раздаточный материал «лестница успеха» для определения уровня знаний.

Заполняют оценочные листы

Д/з 1мин

Записывают Д/з

 

Приложение

Фронтальная работа с тестами.

 

Карточка № 1

1. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра в современную эпоху - пример
А) биологического прогресса                                

Б) биологического регресса
В) идиоадаптации                                                    

Г) ароморфоза

2. Появление у древних млекопитающих четырёхкамерного сердца, теплокровности, развитой  коры головного мозга – пример: 

А) идиоадаптации           

Б) ароморфоза
     В) биологического прогресса                 

Г) биологического регресса

3. Примером идиоадаптации в эволюции животных служит развитие у
    А) земноводных трехкамерного сердца               

Б) кротов роющих конечностей
     В) зверей волосяного покрова                               

Г) насекомых членистых конечностей

4. Какой признак НЕ считают ароморфозом у млекопитающих: 

А) волосяной покров                  

Б) четырехкамерное сердце   

В) диафрагму        

Г) укороченный хвост

5. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми - это пример: 

А) ароморфоза   

Б) дегенерации 

В) идиоадаптации    

Г) биологического регресса

6. Укажите пример ароморфоза:

А) уплощение тела у донных рыб;

Б) возникновение покровительственной окраски у щуки;

В) редукция кишечника у свиного цепня
     Г) возникновение многоклеточности

7. Возрастание численности серой вороны в населённых пунктах - пример
     А) ароморфоза

Б) дегенерации

В) биологического регресса   

Г) биологического прогресса

8. Приспособления аскариды к паразитическому образу жизни, упрощение ее организации – пример:

А) общей дегенерации   

Б) ароморфоза 

В) видообразования 

Г) биологического регресса

9. Увеличение численности насекомых-вредителей сельскохозяйственных растений, - пример        
     А) ароморфоза

Б) дегенерации

В) биологического регресса  

Г) биологического прогресса

10. Появление у земноводных в процессе эволюции трёхкамерного сердца, двух кругов кровообращения - пример развития органического мира по пути
    А) ароморфоза

Б) дегенерации

В) биологического регресса  

Г) биологического прогресса

 

Карточка № 2

 

1. Результатом идиоадаптаций у птиц считают:

А) появление перьевого покрова 

Б) появление четырехкамерного сердца 

В) многообразие форм клюва

Г) формирование высокоразвитой нервной системы

2. Пример идиоадаптации: 

А) утрата червями-паразитами органов чувств, 

Б) разнообразие парных плавников у разных видов рыб 

В) появление легких у земноводных
    Г) четырехкамерное сердце у птиц и млекопитающих

3.Показатель биологического прогресса вида: 

А) симбиоз      

Б) взаимопомощь
    В) конкуренция    

Г) высокая численность

4. Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение: ''Ароморфоз ведет к'':

А) общему подъему организации
     Б) повышению интенсивности жизнедеятельности

В) формированию приспособлений широкого значения 

Г) формированию частных приспособлений

5. Укажите пример идиоадаптации: 

А) возникновение семени у голосеменных
     Б) возникновение плода у цветковых     

В) возникновение у цветковых растений нектарников
     Г) появление фотосинтеза у растений

6. Дегенерация – это:

А) эволюционные изменения, ведущие к упрощению организации
     Б) случаи проявления признаков предков у отдельных особей
    В) крупные эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации
     Г) мелкие эволюционные изменения, обеспечивающие приспособленность к среде обитания

7. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?
     А) экологическое разнообразие            

Б) забота о потомстве
     В) широкий ареал                                   

Г) высокая численность

8. Многообразие видов, широкое распространение и высокая плодовитость паразитических червей – показатель:

А) ароморфоза  

Б) дегенерации
    В) биологического прогресса     

Г) биологического регресса

9. Расширение ареала зайца-русака - пример
     А) дегенерации  

Б) ароморфоза  

В) биологического прогресса  

Г) биологического регресса

10. Какая систематическая группа животных формируется в результате крупных ароморфозов?
     А) вид     

Б) класс     

В) семейство   

Г) род

 


 

Класс 11 Четверть 2

Класс 11 Четверть 2

Мотивация знаний Учитель объявляет тему урока

Мотивация знаний Учитель объявляет тему урока

Примером идиоадаптации в эволюции животных служит развитие у

Примером идиоадаптации в эволюции животных служит развитие у

Пример идиоадаптации: А) утрата червями-паразитами органов чувств,

Пример идиоадаптации: А) утрата червями-паразитами органов чувств,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2023