Калмыцкая благотворительная общественная организация по оказанию помощи семье и детям «Цаган седклясн»
Эколого-просветительский проект АО «КТК-Р»
«Сохраним природу родного края»
Номинация: урок
Название: «Растительный и животный мир Калмыкии»
Автор: Баляева Булган Ивановна,
учитель биологии и химии
МБОУ «Оргакинская СОШ имени Э.Чоноскаева»
Ики-Бурульского района
Пояснительная записка
Урок «Растительный и животный мир Калмыкии» разработан в целях пропаганды защиты и сохранения флоры и фауны Калмыкии: уникальных редких видов растений и животных. Воспитывая детей, прежде всего, мы должны привить им чувство патриотизма; должны научить их защищать и сохранять богатство родного края, которое передали нам наши предки.
Класс: 5 (10-11лет)
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала
Форма урока: урок-игра
Цель: воспитывать любовь к родине и бережно относиться к природе родного края.
Задачи:
- формировать у детей экологические знания, нравственно-ценностное отношение к природе в целом, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
- включать учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания.
-развивать у обучающихся внимание, речь, умение обобщать, делать выводы.
Форма работы: групповая, индивидуальная
Ожидаемые результаты: осознание того, что роднее и ближе уголка, чем малая родина не найти; вызвать чувство сострадания по отношению к исчезающим видам флоры и фауны; мотивировать у детей желание защитить и сохранить богатство родного края.
Оборудование:
-Экран, проектор, музыкальное сопровождение;
-наглядные материалы;
-ватман, магнитная доска, карандаши и фломастеры.
Ӏ Организационный момент
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я попрошу вас улыбнуться друг другу и с прекрасным настроением начать урок. Чтобы урок был интересным и познавательным, попрошу вас быть активными участниками нашей игры. (слайд1)
ӀӀ Актуализация знаний.
Слово учителя.
Загадки о растении и животном
Быстро мчусь я по
степи,
Не поймать меня никак.
Ты уж, брат, меня прости,
Антилопа я, … . (сайгак)
Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный... (тюльпан)
- Ребята, о чем же сегодня мы будем говорить на нашем уроке? (дети пытаются сформулировать тему- Растения и животные Калмыкии)
-Как называется регион , в котором мы живем?(Республика Калмыкия)
Это наша Родина.
-Ребята, сколько районов в нашей республике? (13 районов) (слайд 3)
- Ребята, а в каком районе мы живем? (Ики-бБурульском)(слайд 4)
-Для каждого человека родной край является самым красивым местом на земле. Сегодня наша с вами задача: поближе познакомиться с природой родного края. Она ведь красивая, загадочная, щедрая, но в то же время хрупкая и ранимая.
-Вы, наверное, догадались о чем будет идти речь?(Определение темы урока)
Игра «Угадай слово» (составление кроссенса во время игры)
-Вы разделились на 2 группы. Соберите элементы пазла в картинку и подумайте, как будут называться ваши команды. (Растения и Животные)
Сейчас мы поиграем в игру, в конце которой вы должны будете составить кроссенс. А элементы пазла вы получите, если правильно будете отвечать на мои вопросы. Полученную подсказку вы должны будете приклеивать к ватману. (на доске)
1. Какой цветок изображен на флаге Калмыкии? ( лотос) (ответы учащихся) (слайд 5)
2.Это животное называют «степной антилопой». (сайгак).Что вы можете о нем сказать? (слайд 6)
3 Многие поэты посвятили этому удивительному цветку свои вдохновенные строки. Калмыцкий народный ансамбль даже носит имя этого цветка.(тюльпан) Что вы о нем знаете? (слайд 7)
4.Животное, символизирующее приход весны или Цаган Сар. (суслик) Кто может о нем рассказать? (слайд 8)
5.Настой из этого цветка очень полезен для здоровья. Весной мы любуемся обилием этих цветов в наших дворах и в степи. (ромашка) (слайд 9)
6. Из всех 4-х видов животных, которых разводили калмыки в течении многих веков, самым крупным , спокойным и безобидным является…(верблюд) (рассказывают о верблюде) (слайд 10)
7.Этот цветок расцветает самым первым в степи. И находится он под слоем снега…. (Подснежник) – (рассказывают о цветке)-многолетнее луковичное растение. Луковица округлая, до 3 см в диаметре. Листья немногочисленные, узкие, плоские, линейные или ланцетные, блестящие темно-зеленого или серовато-зеленого цвета, шириной 1 см (слайд 11)
8.Эта птица- гордость нашей степи. Царь птиц. Гнезда устраивает на земле, небольших кустах , стогах, реже на деревьях и опорах линии электропередач. На территории России находится на грани исчезновения… (орел) (рассказы учащихся) (слайд 12)
9. Этой травой знаменит наш Ики- Бурульский район. Территория, где растет она очень хороша для пастбищ. Это травянистое растение, относящееся к многолетнему роду. Как представитель семейства злаков оно включает почти 300 видов. Среди наиболее известных разновидностей могут быть названы: волосатик, перистый, красивейший ( ковыль) (слайд 13)
10.Эта птица занесена в общий список Красной Книги как России, так и Калмыкии. Ей посвящен один из красивейших танцев ансамбля «Тюльпан». (журавль-красавка) (слайд 14)
Журавль- красавка- самый маленький из всех видов журавлей мировой фауны. Голос у красавки- звонкое курлыканье, ассоциируется у жителей Калмыкии с приходом весны. Как правило, обитает недалеко от воды.
-Итак, ребята, что у нас получилось?(ответы учащихся) Каков же будет центральный элемент ваших кроссенсов?(Растения и Животные )
Что объединяет эти два кроссенса? (Красная книга Калмыкии) (слайд 15)
Почему они занесены в Красную книгу?(ответы)
В Красную Книгу занесены 147 видов животных и 286 видов растений и грибов.
-Внимание ,ребята! А теперь я хочу Вас познакомить со сказкой «Про зайца». (Слайд 16)
«Жил в калмыцкой степи добрый зайчик. Каждый день он резвился, играл со своими братьями и сестрами по широкой и бесконечно родной степи. А самым любимым временем года у него была весна. В это чудесное время года степь пробуждалась, расцветала и покрывалась разнообразно яркими красками, словно, ковром из цветов, вокруг весело щебетали птицы. Зайчик безмерно радовался этому великолепию, вдыхал аромат любимых цветов.
Но , однажды, в весеннюю пору в его родные места прикочевал хотон.
И зайчик со слезами на глазах наблюдал, как дети из хотона срывали охапками его любимые цветы. И в следующую весну зайчик не увидел ярких цветов в родной степи.»
-Ребята, о каких цветах шла речь в сказке? (о тюльпанах)
-Почему зайчик прослезился, когда увидел , что дети срывают цветы?
( ответы детей)
-Как вы думаете какой можно сделать вывод из этой сказки? ( Нужно беречь природу)
-А что мы можем сделать, чтобы помочь природе нашего края?(выполнять правила поведения на природе и т.д.)
ӀӀӀ Вывод: Сегодня мы познакомились с растительным и животным миром нашей родного края . Наш край – частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае - это значит забота о Родине. Пусть в наших степях пышно растут тюльпаны, звонко поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна!
Все это- наше с вами богатство. Любить свою природу – это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с ней!
ӀV Рефлексия.
А сейчас я вам раздам листочки, а вы определите, какое главное слово должно получиться.(«СОХРАНИМ!) (Выстраиваются в ряд с буквами в руках)
V Звучит песня «Мини hазр» -Моя родная земля» (сл.В.Шуграевой, муз.А.Манджиева )
Список использованной литературы:
1. Журнал «Байр», Элиста, издательство «РИА-Калмыкия», 2018-2021г.
2. Д.Н. Кугультинов «Собрание сочинений», Москва, «Художественная литература»,1988г.
3. Фотоальбом «На просторах Калмыкии» Дормидонтов Р.В. Издательство – Элиста,1988г.
4. https:// ru.m.wikiped-ia.org/wiki%D0%A1%
5. https://kalmykiya.rgo-ru/o-kalmykii//cvetenie-tulpanov
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.