Урок "Развитие культуры России в первой половине XIX века"
Оценка 4.9

Урок "Развитие культуры России в первой половине XIX века"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
11.02.2022
Урок "Развитие культуры России в первой половине XIX века"
Хороший конспект урока по истории России.
урок Наука и образование России в 1 пол-не XIXв..docx

Тема: Наука и образование Российской империи первой половины XIX в.

Цели:

·  познакомиться с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX в;

·  способствовать созданию представления о российской науке первой половине XIX в.;

·  обратить внимание учащихся на выдающиеся открытия того времени, сделать анализ;

·  пополнять и развивать понятийный аппарат школьников по курсу Отечественной Истории XIX в.

·  воспитывать любовь и уважение к российским ученым и изобретателям.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, словарь, сообщения уч-ся, доска.

Учебные знания:  «культура» - …..?         «Просвещенный абсолютизм» - …..?    «Лицей» - …?

Персоналии:   Н.Н.Зинин;  П.П.Аносов;  Б.С.Якоби;  Н.И.Пирогов;  Н.М.Карамзин;  И.Ф.Крузенштерн; Ф.П.Литке;  Ф.Ф.Беллинсгаузен;  Г.И.Невельской.

                             План урока:                                                                                                                                                                    1. Условия развития культуры в 1й пол-не XIXв.                                                                                                                          2. Система образования.                                                                                                                                                                   3. Развитие отечественной науки. (таблица на доске)                                                                                                                                                         4. Русские путешественники. (таблица на доске)

                                                                               Ход урока

I. Актуализация и мотивация:

- Какой период истории России мы с вами сейчас изучаем?   1-ю половину XIXв.

- Все, то прекрасное и полезное созданное трудом человека в определенных исторических условиях называется …..?   культура

- Каждый народ хочет гордиться не только своими просторами, лесами и морями, героями и королями, но и теми, кто в тиши кабинетов и лабораторий, кто в далеких морях и океанах упорным трудом создает материальные и духовные ценности, формирует цивилизационное лицо страны, ее настоящее и будущее.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?  «Развитие культуры России 1-й пол. XIXв»

Сегодня на уроке, мы познакомимся с интересной темой из курса Истории России, которая называется: «Наука и образование Российской империи первой половины  XIXв  и ответим в конце урока на главный вопрос: Почему в начале XIX века происходит резкий подъем образования и науки в России?

- Объясните название темы урока?  (Образование и наука – это две основополагающие части отечественной культуры,  с которой начинается цивилизационное лицо страны.  Это то, что определяет настоящее и будущее страны).

XVIII век вошел в мировую историю, как эпоха Просвещения.

- Объясните название «эпоха Просвещения»?   Это интеллектуальное движение  XVII-XVIIIвв. Европы, когда впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании науки в интересах всего общества. Отказ от религиозного миропонимания и обращение к эмпирическому познанию, как к единственно достоверному методу познания.  Учёные того времени - Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Руссо утверждали, что ЗНАНИЯ не должны быть монополией дворянства, а должны быть доступны всем сословиям и иметь практическую пользу.

- Как называлось время правления Екатерины II в России?   «Просвещенный абсолютизм»

- В чем заключался Екатерининский абсолютизм?  Это, прежде всего укрепление своей главной социальной опоры – ДВОРЯНСТВА! Екатерина хорошо понимала, что править открыто самовластно, как Петр I уже нельзя – убьют. А вот дать им еще больше прав и привилегий – это обеспечит ее безопасное царствование до конца жизни.  Либеральная фразеология и социальная демагогия Екатерины были только фасадом, за которым скрывался отсталый, военно-феодальный строй самодержавной России.  Поэтому «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II  никакого отношения ни к просвещению, ни к русской культуре НЕ ИМЕЕТ!

II. Изучение нового материала.

1. Условия развития культуры России первой половины XIXв.

Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в сложных условиях.

С одной стороны, индустриальная эпоха требовала увеличения грамотных людей, стимулировала развитие науки и техники; патриотический подъем Отечественной войны 1812г. способствовал росту национального самосознания и гордости за Отечество; события Французской революции усилило внимание к истории и политэкономии.

 С другой стороны – реакционная политика Николая I в области просвещения; «чугунный» устав о цензуре 1826г. не допускавший проникновение передовых идей с Запада; крепостное право и сословное неравенство тормозило развитие культуры; многие открытия и изобретения не получили применения в феодально-крепостнической России.

Таким образом, развитие культуры в России первой половины XIX века – это сложный и противоречивый процесс. И все - таки, вопреки отсталому самодержавию русская культура первой половины XIX века достигла блистательных вершин, и не случайно этот период в истории России называют «Золотым веком» российской культуры.

2. Образование.

В 1801 году императором стал Александр I, который начал проводить реформы, коснувшиеся и образования. В 1802 году создано Министерство народного просвещения.

Уже в 1803 году провели реформу, согласно которой вводилась новая структура образовательных учреждений и новые принципы организации обучения. Это было необходимо. Только представьте себе, в конце XVIII века количество грамотных в городе равнялось 9,2 %, а в сельской местности – 2,7 %! Обратите внимание, что грамотным считался тот человек, который хотя бы умел писать свое имя, а не ставил крестик вместо подписи.

Количество грамотных в России в конце XVIII века

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/hist8ru/17-obrazovaniie-i-nauka-rossii-v-piervoi-polovinie-xix-vieka.files/image001.jpg

Согласно новым принципам учебные заведения были объявлены бессословными. На низших ступенях образование было абсолютно бесплатным. Программы обучения обеспечивали преемственность между разными учебными учреждениями. Однако в полной мере эти принципы так и не были реализованы.

Появились изменения и в структуре организации обучения.                                                      

В сельской местности создавались приходские училища. В них учились самые низшие слои российского населения. Срок обучения составлял всего один год, а изучались только четыре предмета:     1) Закон Божий,      2) Письмо,     3) Чтение,     4) Арифметика.

Качественным образование здесь никак нельзя было назвать. Учебников в училищах не было, а все необходимое запоминали «на слух» и выучивали наизусть. В классах одновременно занимались по 70 или более человек самого разного возраста. В 1825 году в России существовало 1095 приходских училищ.

В уездных городах появились уездные училища для получения образования детьми купцов, ремесленников, и мещан. Обучение длилось уже 3 года и включало в себя 15 предметов, таких как   1) Закон Божий,   2) геометрия,  3) арифметика,  4) начальная физика,   5) русская и всеобщая география,   6) грамматика,   7) естествознание. Все предметы преподавались двумя учителями и занятия здесь велись по учебникам.

В губернских городах открылись гимназии. Учились здесь дети дворян и чиновников на протяжении 7 лет. В гимназиях меньше внимания уделялось религиозному воспитанию. Обучение было направлено на то, чтобы подготовить к университету. К концу первой половины XIX века в России было всего 5 гимназий, в которых обучалось 1425 человек.

Высшей ступенью образования были университеты. Всего их было шестьМосковский(1755г), Дерптский, Виленский, Харьковский, Казанский(1804г), Петербургский(1819г).

Университеты Российской империи в начале XIX века

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/hist8ru/17-obrazovaniie-i-nauka-rossii-v-piervoi-polovinie-xix-vieka.files/image002.jpg

В 1804 году был принят «Университетский устав». По нему ректорская и профессорская должности были выборными; в университетах создавались собственные суды; высшая администрация не вмешивалась в университетские дела; университет обладал правом назначать преподавателей в училища и гимназии округа.

Однако число студентов в новых университетах было небольшим. Например, в Петербургском университете в первый год после открытия обучалось 27 человек, через 10 лет числилось уже 130 студентов. Во время одной из лекций в этом университете студент Петр Ершов прочитал свое произведение, которое назвал «Конёк-горбунок»Виленский университет к 1823 году был самым крупным во всей Европе, там обучалось более тысячи студентов

Весной 1826 года императором дано указание, пересмотреть всю систему образования. Это было вызвано событиями восстания декабристов 1825 года. Министр просвещения Александр Семенович Шишков написал: «Все вредное в преподавании и воспитании остановить, искоренить и обратить к началам, основанным на чистоте веры, верности и долгу государю и Отечеству».

В 1835 году был принят новый «Университетский устав». Согласно уставу ограничивалась автономия университетов, был запрещен собственный суд, за студентами фактически устанавливался полицейский надзор.

Помимо перечисленных, создавались и другие учебные заведения. Среди них выделялись лицеи – Царскосельский,   Ришельевский  в Одессе  и   Нежинский.                   

Лицей - привилегированное среднее или высшее учебное заведение в России, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников.

Царскосельский лицей (1811г) задумывался для обучения одаренных детей. Дети принимались сюда в возрасте 10 лет. Одновременно в лицее могло обучаться не более 50 человек, самый первый выпуск составил всего 30 человек. Здесь помимо основных дисциплин были лингвистика, фехтование, верховая езда, плавание. В отличие от других учебных заведений в лицее существовал запрет на телесные наказания. Среди известных выпускников Царскосельского лицея можно назвать Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и многих других.

Нежинский лицей. (1820г) Высочайший рескрипт, учреждал в Нежине (Полтавская обл.) высшее учебное заведение под именем Гимназии высших наук.  Открытие лицея именно в Нежине было признанием России заслуг князя Александра Андреевича Безбородко. Выпускник Киево-Могилянской академии, герой румянцевских  походов против турок и битв при Ларге и Кагуле, он заслужил внимание государыни Екатерины II, стал главой иностранной коллегии, получил титул графа и наконец, завершил свою головокружительную карьеру генеральным канцлером России.

В Нежинский лицей принимали только дворян, учились там девять лет. Детей дворян за разгильдяйство секли нещадно. Срок обучения в гимназии устанавливался 9-летним и был разбит на разряды по три класса в каждом. Этот лицей окончили Николай Гоголь – автор «Мертвые души», «Ревизор», « Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством» и др.                             

Нестор Васильевич Кукольник -  соавтор стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». Здесь же учился талантливый автор всемирно известного романса «Очи черные», уроженец Полтавщины Евгений Гребинка.   

https://videouroki.net/videouroki/conspekty/hist8ru/17-obrazovaniie-i-nauka-rossii-v-piervoi-polovinie-xix-vieka.files/image007.jpg

Промежуточный вывод: Реформа 1803г. положила началу организации государственной системы начального, среднего и высшего образования. Повысилась роль университетов в руководстве народным образованием и подготовки учителей, а также обеспечил условия для подготовки кадров в системе общеобразовательных школ.

Вместе с тем прогрессивное развитие системы образования было относительно недолгим. Правительство Николая I постепенно отошло от либеральных положений Устава 1804 года. При Николае I не было открыто ни одного университета. В самом большом университете, Московском, в 1811 году училось всего 215 студентов, в 1831 году их было 814. Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян.

Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 года предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 году на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43.

В университетах изучались самые разные науки, о развитии которых и основных достижениях в этой области мы сейчас и узнаем.

3. Развитие отечественной науки.

Учащиеся выступают с докладами и заполняют таблицу в тетради.

Отрасль науки

ученый

Открытие, изобретение.

 

Физика

Б.С.Якоби

Первый в мире электромотор, установленный на судне; гальванопластика; буквопечатающий аппарат.

Химия

Н.Н.Зинин

Синтез анилина для лако-красочной промышленности.

Математика

Н.И.Лобачевский

«неэвклидова» геометрия.

Ботаника

Х.Х.Стевен

Никитский ботанический сад.

История

Н.М.Карамзин

«История государства Российского»

Астрономия

В.Я.Струве

Пулковская обсерватория 1839г.

Металлургия

П.П.Аносов

Технология получения русского булата

 

Медицина

Н.И.Пирогов

Операции под эфирным наркозом; изобретение гипсовых повязок и применение антисептических средств.

 

 

География

И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский.

 

Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев.

 

Ф.П.Литке

 

 

 

 

Г.И.Невельской

1-я русская кругосветная экспедиция (1803-1806гг)

 

Открытие Антарктиды 1820г.

 

 

Экспедиция в Северный Ледовитый океан (1821-1824гг.) Создатель Русского Географического общества(1845г).

Амурская экспедиция(1851-1853гг)

 

Сообщения уч-ся:

Ботаника. В 1811 году был подписан указ о создании в Крыму Никитского ботанического сада, где ученые могли бы проводить свои опыты и наблюдения. Директором сада стал Христиан Стевен, собравший около 450 видов самых различных экзотических растений. Здесь была организована школа по обучению садоводству.

В медицине особое место занимает Николай Иванович Пирогов. Долгое время он изучал хирургию. Применял перевязку накрахмаленными бинтами. Впервые в медицине использовал эфирный наркоз. Во время Крымской войны применил гипсовую повязку.

Астрономия. В 1839 году была открыта Пулковская обсерватория, в ней находился самый большой телескоп в мире. Директор обсерватории Василий Яковлевич Струве вместе с учениками научился определять расстояния между звездами и их передвижение. Методика, разработанная этим ученым, используется до сих пор.

МатематикаНиколай Иванович Лобачевский создал новую теорию в геометрии, получившую название «неевклидовой».

Физика. Начало XIX века основным объектом изучения стало электричество и возможности, которое оно дает человечеству.  Борис Семенович Якоби создал несколько электрических двигателей и пишущий телеграф, который передавал сообщения между Петербургом и Царским Селом.

В 1833-1834 году Ефимом Черепановым и его сыном Мироном был создан первый паровоз. Они построили железную дорогу от рудника до одной из фабрик, по которой можно было доставлять материалы.

В 1837 году была открыта Царскосельская железная дорога. Первый поезд отправился 30 октября из Санкт-Петербурга в Царское Село. Добрался поезд за 35 минут, на обратную дорогу пассажиры потратили уже 25 минут. Однако еще в течение 6 месяцев поезда по этой дороге ездили на конной тяге и только по выходным на паровой.

Металлургия. П. П. Аносов раскрыл секрет изготовления булатной стали и наладил технологическое производство литья этой стали на Златоустовском заводе.

Таким образом, реформы Александра I в области образования не были выполнены в полной мере. Так и не была достигнута бессословность, чиновники и дворяне не были довольны тем, что их дети могут обучаться рядом с простыми детьми. Из-за этого не получилось реализовать идею преемственности образования между разными учебными заведениями. Функционировали четыре основных типа учебных заведений: приходское училище, уездное училище, гимназия и университет. Усилился надзор за преподавателями и студентами после восстания декабристов. Активно развивалась российская наука, подарившая миру множество известных ученых.

Химия.  Русский ученый Н. Н. Зинин  осуществил синтез анилина – органического красителя для текстильной промышленности. Зинин получил этот краситель из каменноугольного дегтя.

Промежуточный вывод: Таким образом, первая половина XIX в. – это рывок в отечественном образовании и науке, время их активного развития. Отечественная наука интенсивно развивалась, она получила практическое применение и по некоторым показателям опережала передовые исследования западных ученых. Такие имена, как Аносов, Пирогов, Лобачевский, Карамзин получили мировое признание и славу.

4. Русские путешественники. (сообщения уч-ся)

(1803-1806гг) первая кругосветная экспедиция русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского.

(1819-1821гг) ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ БЕЛЛИНСГАУЗЕНОМ  И  ЛАЗАРЕВЫМ.

(1849-1853гг) -  Амурская экспедиция  Г.И.Невельского. презентация-доклад.

Ф.П. Литке - русский полярник, исследователь Северного Ледовитого океана, берегов Камчатки и Южной Америки. В 1845г. инициировал создание Русского Географического общества

Промежуточный вывод: экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов и глобализации. Россия вносила весомый вклад  в мировую копилку географических, этнографических и топографических открытий. О существовании России узнали в самых отдаленных уголках планеты, в свою очередь в России узнавали о диковинных, дальних странах и народах.

Закрепление. Тестирование или собеседование

Д/З: §    , подг. сообщения: 1) «история возведения Казанского собора в Петербурге»;     2) «Исаакиевский собор Монферрана»;    3) «Храм Христа Спасителя в Москве»;   5) «Карл Брюллов и его шедевры»;    6) «Сюжет картины Иванова – «Явление Христа народу»;   7) картина «Завтрак аристократа». Творчество отставного офицера П.А.Федотова.      8) «Творчество и судьба Михаила Семеновича Щепкина.

(1819-1821гг) ОТКРЫТИЕ  АНТАРКТИДЫ  БЕЛЛИНСГАУЗЕНОМ  И  ЛАЗАРЕВЫМ.

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков.
В 1803—1806 гг. молодой мичман Беллинсгаузен участвовал в первом русском кругосветном путешествии на корабле «Надежда» под начальством талантливого и опытного мореплавателя И. Ф. Крузенштерна. Во время экспедиции Беллинсгаузен занимался главным образом составлением карт и астрономическими наблюдениями. Эти работы получили высокую оценку.

16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и под салют артиллерийских береговых батарей покинули родной Кронштадтский рейд. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Погода благоприятствовала плаванию. Редкие и слабые штормы не нарушали распорядка жизни на кораблях. С первых же дней плавания велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и его помощники тщательно и подробно заносили в вахтенный журнал. Ежедневно под руководством проф. Казанского университета астронома Симонова офицеры занимались астрономическими наблюдениями и вычислениями географического положения судна.
Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в красивом удобном заливе, на берегах которого раскинулся г. Рио-де-Жанейро. Это был большой грязный город, с узкими улицами, по которым бродило множество бездомных собак. В то время в Рио-де-Жанейро процветала работорговля.
Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули Рио-де-Жанейро, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана. Большими стадами проплывали мимо киты.

В конце декабря 1819 г. шлюпы подошли к о-ву Южная Георгия. Моряки занялись описанием и съемкой его южного берега. Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги.
В начале января 1820 г. моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 м. Высадившись на берег, члены экспедиции поднялись по склону вулкана до середины горы. По пути собрали яйца пингвинов и образцы горных пород. Пингвинов здесь было множество. Моряки взяли на корабль несколько птиц, развлекавших в пути экипажи кораблей. Яйца пингвинов оказались съедобными, и их использовали в пищу.

Туманная, пасмурная погода сильно затрудняла плавание. Кораблям постоянно грозила опасность наскочить на мель. С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта.
Но Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25′ ю. ш. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто с лишним лет берегами Принцессы Марты.
В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Жаксои (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.
Наконец 22 января 1821 г. счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно. Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра 1. Так совершилось величайшее географическое открытие XIX в.
В начале марта 1821 г. шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания. Через два месяца, после основательного ремонта, корабли вышли в море, держа курс к родным берегам.
5 августа 1821 г. «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.
Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Это расстояние в два с четвертью раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды, экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.
Вся дальнейшая жизнь Беллинсгаузена и Лазарева после возвращения из антарктического плавания проходила в непрерывных плаваниях и боевой морской службе. В 1839 г. Беллинсгаузена в чипе адмирала назначили главным командиром Кронштадтского порта. Под его руководством Кронштадт превратился в неприступную крепость. Умер Беллинсгаузен в 1852 г., в возрасте 73 лет.
Михаил Петрович Лазарев командуя Черноморским флотом, добился полного перевооружения и перестройки флота. Им было воспитано целое поколение славных русских моряков.
Скончался Михаил Петрович Лазарев в 1851г. В знак признания заслуг русских мореплавателей одно из южных полярных морен было названо морем Беллинсгаузена.

Тактико-технические данные шлюпа "Восток"

Водоизмещение:          985 тонн 

Длина наибольшая:     39,62 метра 

Силовая установка:       9 косых парусов, 8 прямых парусов, 1 руль из дуба 

Скорость хода:               до 10 узлов 

Вооружение:   12 12-фн. в батарейной палубе и 16 18-фн. пушек на верхней палубе 

Экипаж:             167 человек (5 офицеров) 

 

https://u.livelib.ru/reader/Faery_Trickster/o/lbut5kvn/021-o.gif

http://img-0.artonline.ru/paintings/NikolaGerasim/znamenityekorablishlyupvostok.jpg

 

http://img-0.artonline.ru/paintings/NikolaGerasim/znamenityekorablishlyupvostok.jpg

 

 

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/050c/0006a843-3fee24b8/img54.jpg


 

Тема: Наука и образование Российской империи первой половины

Тема: Наука и образование Российской империи первой половины

ЗНАНИЯ не должны быть монополией дворянства, а должны быть доступны всем сословиям и иметь практическую пользу

ЗНАНИЯ не должны быть монополией дворянства, а должны быть доступны всем сословиям и иметь практическую пользу

Согласно новым принципам учебные заведения были объявлены бессословными

Согласно новым принципам учебные заведения были объявлены бессословными

Однако число студентов в новых университетах было небольшим

Однако число студентов в новых университетах было небольшим

Промежуточный вывод: Реформа 1803г

Промежуточный вывод: Реформа 1803г

География И.Ф.Крузенштерн и

География И.Ф.Крузенштерн и

Такие имена, как Аносов, Пирогов,

Такие имена, как Аносов, Пирогов,

Казанского университета астронома

Казанского университета астронома

Вся дальнейшая жизнь Беллинсгаузена и

Вся дальнейшая жизнь Беллинсгаузена и

Урок "Развитие культуры России в первой половине XIX века"

Урок "Развитие культуры России в первой половине XIX века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022