Урок развития речи "Искусство аргументации"
Оценка 5

Урок развития речи "Искусство аргументации"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
8 кл—9 кл
23.02.2022
Урок развития  речи "Искусство аргументации"
1. Образовательные:  Выявить структурные особенности аргументированных текстов;  Отметить элементы аргументации в публицистических жанрах;  Повторить речевые стереотипы введения элементов аргументации;  Развить умение пользоваться элементами аргументации для написания сочинения – рассуждения. 2.Развивающие:  Обратить внимание на образец  Научить детей правильно аргументировать свои мысли; 3.Воспитательные:  Выявить истоки патриотизма;  Обратить внимание на то, что воспитание патриотизма начинается с детства.  Привить детям навыки культуры речи;
Искусство Аргументации.doc

Тема урока: «Искусство аргументации»

 

Цели урока:

 

1.                 Образовательные:

 

ü       Выявить структурные особенности аргументированных текстов;

ü       Отметить элементы аргументации в публицистических жанрах;

ü       Повторить речевые стереотипы введения элементов аргументации;

ü       Развить умение пользоваться элементами аргументации для написания сочинения – рассуждения.

 

2.Развивающие:

ü Обратить внимание на образец

ü  Научить детей правильно аргументировать свои мысли;

 

 

3.Воспитательные:

ü Выявить истоки патриотизма;

ü Обратить внимание на то, что воспитание патриотизма начинается с детства.

ü Привить детям навыки культуры речи;

 

Оборудование:

 

Ø     Компьютерная презентация.

Ø     Текст В. Пикуля.

Ø      Таблица «Функциональные стили речи: общая характеристика»

Ø     Таблица «Синтаксические конструкции введения аргументов».

 

 

Ход урока.

 

1.     Вводное слово учителя.

? Ребята, приходилось ли вам, когда -либо спорит, доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение? Иногда вы замечали, что это сделать трудно. И не потому, что вы не знаете, что говорить, а потому, что вы не знаете, как говорить.

Сегодня на уроке мы попробуем научиться строить такие предложения.

Тема сегодняшнего урока: «Искусство аргументации»

Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Г.Джонсона:

Аргументация есть всепроникающая черта человеческой деятельности

(слайд 1).

2.Словарная работа.

 

? 1. Определите лексическое значение данных слов

 

 

Аргумент

 

Аргументация

 

Тезис.

(слайд 3).

 

2.     Составьте со словом аргумент словосочетание, разберите его синтаксически.

 

 

3.      Подберите однокоренные слова к слову аргумент, разберите их по составу.

 

 

?

ü    В структуре какого типа речи встречаются данные понятия?

ü    Какие особенности построения рассуждения вы можете назвать?

Да, основным элементом рассуждения является аргумент.

 

3 Слово учителя.

 

Каждый человек, независимо от того, осознает это или нет, вовлечен в аргументированную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, мы иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем.

Ø  Как сделать аргументацию эффективной в различных речевых жанрах?

Ø  Как разрешить конфликтную ситуацию?

Эти вопросы волнуют многих.

Сегодня на уроке мы выявим

ü     Функции аргументации в тексте;

ü       Определим структурные особенности аргументированных текстов;

ü       Отметим элементы аргументации в публицистических жанрах;

ü       Повторим речевые стереотипы введения элементов аргументации;

ü       Попробуем сами ввести аргументы в речь для доказательства той или иной точки зрения.

  

4.     Как любой элемент языка аргумент имеет свою характеристику:

 

? Посмотрите на доску, расшифруйте понятия, найдите в данной диаграмме контекстуальные синонимы.  (Сильный – веский).

 

Организационная диаграмма 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(слайд 4-5)

 

5.     Слово учителя.

 

 

1.Одна из проблем, которая встает перед человеком, который хочет доказать свою точку зрения, - это введения аргумента.

 

Для этого существуют специальные синтаксические конструкции.

Сегодня мы остановимся на вводных конструкциях и сложноподчинных предложениях с придаточными причины и следствия.

 Особо среди них стоят вводные слова и конструкции.

(слайд5).

 

2.     Посмотрите внимательно. Это:

         1.Во-первых…, во-вторых…,

                                                   2.И (еще)…

                                                   3.И (потом)…

                                        4…-это одно. Другой факт (пример, случай) …

   5Далее следует…  Далее…

 6.И, наконец, такой факт

(слайд 6).

 

 

 

Ссылка на авторитет:

n    Как считает (говорит, думает, утверждает)

 

n    Как сказал еще…

 

n    Как утверждал еще

 

(слайд 7).

 

 

 

Ссылка на источник:

 

n    Я слышал…

n    Как говорится (поется) в…

n    По словам (по мнению, по свидетельству) …

n    Я прочитал об этом в (у)…

n    Исходя из последних данных (наблюдений)…

n    Как показывает опыт…

 

(слайд 8).

 

 

 

6.     Слово учителя.

 

 

Итак, мы рассмотрели особенности введения аргументации. Давайте посмотрим, как аргументы употребляются в речи.

7.Перед вами текст В.Пикуля. Прочитаем его.

 

      (1) А ведь роль истории в развитии великого народа, каковым является наш народ, - огромна.  (2) Она воспитывает человека в духе осмысленного патриотизма, ибо нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследство наших предков.  (3) Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и зорче разумом. (4) История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости. (5) История требует от нас уважения и к себе, и к дедовским могилам, ведь культура народа всегда зависела от того, насколько народ знает и ценит свое прошлое.  (6) Сравнивая прошлое с настоящим (и делая выводы на будущее), мы должны знать, что наше государство не имело блаженных времен и жизнь русского народа всегда сопряжена с преодолением неслыханных кризисов. (7) Принижать свою историю, забывать ее или извращать – значит оплевывать могилы своих предков, боровшихся за родную русскую землю…

    (8) Подлинный патриотизм зиждется на глубоком понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для создания будущего.  (9) Патриотизм –в соблюдении и развитии лучших традиций народа. (10) Патриот, знающий много, видящий далеко, не позволит подрывать нравственные устои общества, осквернять отечественные святыни, взрывать храмы или возводить танцплощадки в местах, где упокоились предки.

     (11) Воспитание патриотизма должно начинаться с истории. (12) Никакое дерево не растет без корней, и чем глубже корни, тем крепче дерево. (13) Захватчики всех времен понимали значение исторической памяти народа.

       (14) Новгородский памятник Тысячелетия России был потому так торопливо повержен с пьедестала фашистами, что они желали заставить народ забыть своих предков, вычеркнуть нас, русских, из всемирной истории человечества. (15) У нас за плечами столетия такой громкой истории, которой не надо стыдиться. (16) Н.Г.Чернышевский очень точно, когда - то заметил: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, а его человеческое достоинство силою его патриотизма»

         (17) Знакомить человека с историей, воспитывать в нем осознанный патриотизм необходимо с детства.  (18) Ребенку нужны «Мойдодыры», «Дяди Степы», это бесспорно.  (19) Но ему еще больше необходимы живые, интересно написанные книги по истории. (20)  с ранних лет он должен быть знаком с великими деяниями своих соотечественников от Дмитрия Донского до Юрия Гагарина и от Александра Невского до Александра Матросова, Николая Гастелло. (21) К великому сожалению, таких книг создается крайне мало.

 

 

 

 ? Определите проблемы, которые поднимает автор в данном тексте?

 

Давайте остановимся на одной: Знание истории воспитывает человека в духе осознанного патриотизма.

? Найдите аргументы, которые использует автор для подтверждения данного тезиса.

 

? К какому стилю относится данный текст? Докажите.

 

8.Из предложенных тезисов выберите неверный:

 

1.                 Забвение истории – показатель отсутствия чувства национальной гордости.

2.                 Духовное богатство определяется знанием истории.

3.                  Основа будущего есть настоящее.

4.                 Прошлое народа – уроки осмысления настоящего.

(слайд 9)

 

9. Какое утверждение соответствует точке зрения автора?

 

1.                 Культура народа зависти от уровня образованности.

2.                 Воспитывать патриотизм необходимо с детства.

3.                 Быть патриотом – достаточно знать только историю

 

10. Даны аргументы. Подберите к ним тезис.

 

n    1.Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где ты родился и

          живешь.

n    2.Без любви к своим родителям нельзя быть патриотом.

n    3. Если человек не помнит свои корни, его нельзя считать патриотом

 

(слайд 10).

 

10.Дан тезис. Подберите к нему не менее 3 аргументов.

 

  Великие деяния соотечественников определяют ход истории

 

(слайд 11).

 

 

11.Подведение итогов урока?  Что узнали сегодня на уроке? О чем говорили?  Что запомнили?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема урока: «Искусство аргументации»

Тема урока: «Искусство аргументации»

Аргумент Аргументация Тезис

Аргумент Аргументация Тезис

(слайд 4-5)

(слайд 4-5)

Слово учителя. 1.Одна из проблем, которая встает перед человеком, который хочет доказать свою точку зрения, - это введения аргумента

Слово учителя. 1.Одна из проблем, которая встает перед человеком, который хочет доказать свою точку зрения, - это введения аргумента

Слово учителя. Итак, мы рассмотрели особенности введения аргументации

Слово учителя. Итак, мы рассмотрели особенности введения аргументации

Определите проблемы, которые поднимает автор в данном тексте?

Определите проблемы, которые поднимает автор в данном тексте?

Урок развития речи "Искусство аргументации"

Урок развития  речи "Искусство аргументации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022