Тема урока: «Искусство аргументации»
Цели урока:
1. Образовательные:
ü Выявить структурные особенности аргументированных текстов;
ü Отметить элементы аргументации в публицистических жанрах;
ü Повторить речевые стереотипы введения элементов аргументации;
ü Развить умение пользоваться элементами аргументации для написания сочинения – рассуждения.
2.Развивающие:
ü Обратить внимание на образец
ü Научить детей правильно аргументировать свои мысли;
3.Воспитательные:
ü Выявить истоки патриотизма;
ü Обратить внимание на то, что воспитание патриотизма начинается с детства.
ü Привить детям навыки культуры речи;
Оборудование:
Ø Компьютерная презентация.
Ø Текст В. Пикуля.
Ø Таблица «Функциональные стили речи: общая характеристика»
Ø Таблица «Синтаксические конструкции введения аргументов».
Ход урока.
1. Вводное слово учителя.
? Ребята, приходилось ли вам, когда -либо спорит, доказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение? Иногда вы замечали, что это сделать трудно. И не потому, что вы не знаете, что говорить, а потому, что вы не знаете, как говорить.
Сегодня на уроке мы попробуем научиться строить такие предложения.
Тема сегодняшнего урока: «Искусство аргументации»
Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Г.Джонсона:
Аргументация есть всепроникающая черта человеческой деятельности
(слайд 1).
2.Словарная работа.
? 1. Определите лексическое значение данных слов
Аргумент
Аргументация
Тезис.
(слайд 3).
2. Составьте со словом аргумент словосочетание, разберите его синтаксически.
3. Подберите однокоренные слова к слову аргумент, разберите их по составу.
?
ü В структуре какого типа речи встречаются данные понятия?
ü Какие особенности построения рассуждения вы можете назвать?
Да, основным элементом рассуждения является аргумент.
3 Слово учителя.
Каждый человек, независимо от того, осознает это или нет, вовлечен в аргументированную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, мы иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем.
Ø Как сделать аргументацию эффективной в различных речевых жанрах?
Ø Как разрешить конфликтную ситуацию?
Эти вопросы волнуют многих.
Сегодня на уроке мы выявим
ü Функции аргументации в тексте;
ü Определим структурные особенности аргументированных текстов;
ü Отметим элементы аргументации в публицистических жанрах;
ü Повторим речевые стереотипы введения элементов аргументации;
ü Попробуем сами ввести аргументы в речь для доказательства той или иной точки зрения.
4. Как любой элемент языка аргумент имеет свою характеристику:
? Посмотрите на доску, расшифруйте понятия, найдите в данной диаграмме контекстуальные синонимы. (Сильный – веский).
(слайд 4-5)
5. Слово учителя.
1.Одна из проблем, которая встает перед человеком, который хочет доказать свою точку зрения, - это введения аргумента.
Для этого существуют специальные синтаксические конструкции.
Сегодня мы остановимся на вводных конструкциях и сложноподчинных предложениях с придаточными причины и следствия.
Особо среди них стоят вводные слова и конструкции.
(слайд5).
2. Посмотрите внимательно. Это: …
1.Во-первых…, во-вторых…,
2.И (еще)…
3.И (потом)…
4…-это одно. Другой факт (пример, случай) …
5Далее следует… Далее…
6.И, наконец, такой факт
(слайд 6).
Ссылка на авторитет:
n Как считает (говорит, думает, утверждает)
n Как сказал еще…
n Как утверждал еще
(слайд 7).
Ссылка на источник:
n Я слышал…
n Как говорится (поется) в…
n По словам (по мнению, по свидетельству) …
n Я прочитал об этом в (у)…
n Исходя из последних данных (наблюдений)…
n Как показывает опыт…
(слайд 8).
6. Слово учителя.
Итак, мы рассмотрели особенности введения аргументации. Давайте посмотрим, как аргументы употребляются в речи.
7.Перед вами текст В.Пикуля. Прочитаем его.
(1) А ведь роль истории в развитии великого народа, каковым является наш народ, - огромна. (2) Она воспитывает человека в духе осмысленного патриотизма, ибо нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследство наших предков. (3) Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и зорче разумом. (4) История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости. (5) История требует от нас уважения и к себе, и к дедовским могилам, ведь культура народа всегда зависела от того, насколько народ знает и ценит свое прошлое. (6) Сравнивая прошлое с настоящим (и делая выводы на будущее), мы должны знать, что наше государство не имело блаженных времен и жизнь русского народа всегда сопряжена с преодолением неслыханных кризисов. (7) Принижать свою историю, забывать ее или извращать – значит оплевывать могилы своих предков, боровшихся за родную русскую землю…
(8) Подлинный патриотизм зиждется на глубоком понимании прошлого, ибо в прошлом мы черпаем опыт, необходимый для создания будущего. (9) Патриотизм –в соблюдении и развитии лучших традиций народа. (10) Патриот, знающий много, видящий далеко, не позволит подрывать нравственные устои общества, осквернять отечественные святыни, взрывать храмы или возводить танцплощадки в местах, где упокоились предки.
(11) Воспитание патриотизма должно начинаться с истории. (12) Никакое дерево не растет без корней, и чем глубже корни, тем крепче дерево. (13) Захватчики всех времен понимали значение исторической памяти народа.
(14) Новгородский памятник Тысячелетия России был потому так торопливо повержен с пьедестала фашистами, что они желали заставить народ забыть своих предков, вычеркнуть нас, русских, из всемирной истории человечества. (15) У нас за плечами столетия такой громкой истории, которой не надо стыдиться. (16) Н.Г.Чернышевский очень точно, когда - то заметил: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, а его человеческое достоинство силою его патриотизма»
(17) Знакомить человека с историей, воспитывать в нем осознанный патриотизм необходимо с детства. (18) Ребенку нужны «Мойдодыры», «Дяди Степы», это бесспорно. (19) Но ему еще больше необходимы живые, интересно написанные книги по истории. (20) с ранних лет он должен быть знаком с великими деяниями своих соотечественников от Дмитрия Донского до Юрия Гагарина и от Александра Невского до Александра Матросова, Николая Гастелло. (21) К великому сожалению, таких книг создается крайне мало.
? Определите проблемы, которые поднимает автор в данном тексте?
Давайте остановимся на одной: Знание истории воспитывает человека в духе осознанного патриотизма.
? Найдите аргументы, которые использует автор для подтверждения данного тезиса.
? К какому стилю относится данный текст? Докажите.
8.Из предложенных тезисов выберите неверный:
1. Забвение истории – показатель отсутствия чувства национальной гордости.
2. Духовное богатство определяется знанием истории.
3. Основа будущего есть настоящее.
4. Прошлое народа – уроки осмысления настоящего.
(слайд 9)
9. Какое утверждение соответствует точке зрения автора?
1. Культура народа зависти от уровня образованности.
2. Воспитывать патриотизм необходимо с детства.
3. Быть патриотом – достаточно знать только историю
10. Даны аргументы. Подберите к ним тезис.
n 1.Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где ты родился и
живешь.
n 2.Без любви к своим родителям нельзя быть патриотом.
n 3. Если человек не помнит свои корни, его нельзя считать патриотом
(слайд 10).
10.Дан тезис. Подберите к нему не менее 3 аргументов.
Великие деяния соотечественников определяют ход истории
(слайд 11).
11.Подведение итогов урока? Что узнали сегодня на уроке? О чем говорили? Что запомнили?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.