Технологическая карта урока развития речи
Тема : «Текст. Признаки текста. Основная мысль текста»
Класс : 5Б
Учитель : Калмыкова Е.Ю.
Этапы урока |
Вид деятельности |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Организационный |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
|
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) |
Актуализация знаний
|
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
Текст №1. Дельфины -дружный народ. Крабы ходят боком. В море обитает большое количество живых организмов. Текст №2.Дельфины – дружный народ. С трогательной заботливостью относятся они друг к другу. Дельфины не думают об опасности и мчатся по первому зову на помощь товарищу, когда с ним случится беда.
Запись темы и цели урока |
Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания. -Сравните два отрывка. Чем они схожи, чем различаются? -Давайте вспомним, что мы знаем о тексте? С чего начинается текст? -Составьте памятку «Языковые и композиционные признаки текста»
-Какое основное отличие между этими отрывками?
-Какова же тема нашего урока? -Над чем мы будем сегодня работать? |
Учащиеся составляют памятку (индивидуально) 1.Текст состоит из нескольких предложений. 2.В тексте предложения располагаются в определенном порядке. 3.Текст имеет начало и конец, т. е. это относительно законченное высказывание. 4.Текст начинается с заголовка. 5.Предложения текста связаны между собой по смыслу, т.е. объединены одной темой и основной мыслью
Тема текста. Основная мысль.
Будем учиться определять тему текста, основную мысль. |
Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение
и взаимодействие с партнёром (К) |
|
Проверка понимания способа действия |
Утро было очень холодное. Мальчик, который продавал газеты, очень замерз, и от голода у него уже не было сил. Ему нужно было продавать газеты, так как необходимо было зарабатывать на проезд на автобусе в школу. Мальчик настолько был голодным, что набрался смелости и решил подойти к ближайшему дому и попросить еды. Когда ему отворили дверь, то ему стало неловко, и он попросил только попить. Женщина, которая открыла ему дверь, поняла, взглянув на мальчика, что он голоден. Она вынесла ему молоко в большом стакане. Когда мальчик выпил все молоко, он спросил: — Сколько мне нужно заплатить за молоко? — Ничего, — женщина с улыбкой на лице ему ответила, — меня учили с детства не брать деньги за добрые дела. Прошло много лет и все вокруг изменилось. Та молодая женщина, уже стала старушкой и ее одолела тяжелая болезнь. Доктора, которые были в том поселке, не могли ей помочь. Для этого вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор узнал, откуда эта женщина, то он сразу же пошел осматривать эту женщину. Он узнал эту женщину и делал все возможное и невозможное, чтобы ей помочь. Наконец болезнь покинула старушку. После лечения доктор сказал, чтобы счет за лечение сначала был предоставлен ему. Когда он получил счет, то он написал что-то внизу счета и только тогда распорядился, чтобы счет передали женщине. Женщина ждала, когда ей придет счет за ее лечение и понимала, что оно обойдется ей очень дорого и, возможно, ей придется продать все свое имущество. Когда ей принесли счет, то она начала пристально смотреть на счет с кругленькими цифрами и увидела внизу счета надпись: «Счет полностью оплачен за один стакан молока» и подпись доктора. Женщина расплакалась и тут же вспомнила голодного мальчика и стакан молока, который она ему вынесла. |
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах.
-Мы с вами уже знакомились с понятием текст -А что такое тема? (о чем говорится в тексте) - Давайте вспомним, что же такое текст и определим его тему. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках). |
Определяют тему текста, составляют связный по смыслу текст.
Работа в паре |
|
Формирование новых знаний |
Подведение детей к самостоятельному построению текста, определения темы текста. |
Запись выбранного заголовка, темы и основной мысли текста, пересказ текста напарнику. |
О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст? -Сколько микротем вы выделили? -Составьте план текста. Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор, чему хотел нас научить. Что хотел сказать нам автор ? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать? (Бескорыстная помощь человеку -Как вы оцениваете поступок героя? -Как бы вы поступили на месте героев? -Какие чувства вы испытываете, читая эту притчу?
|
Работают в тетрадях. Пересказывают текст напарнику и задают свои вопросы. Работают в парах, составляют план. Проверка планов |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение
и взаимодействие с партнёром (К) |
Первичное закрепление |
Работа над связным текстом. |
1.Жизнь дана на… Доброе слово лечит, а …. За добро… Про доброе дело… Не одежда красит человека…
2….злое калечит. …а его добрые дела. …говори смело. …добром плати. …добрые дела. |
Основная мысль текста может находиться: · В заголовке · В одном из предложений текста · Можем сформулировать сами.
Варианты заголовков: · Случай в жизни мальчика. · «Счет полностью оплачен за один стакан молока». · На добро отвечай добром. -Итак, какова же основная мысль притчи? -Какие люди способны на такую помощь? -А каким вы хотите быть человеком? Способны вы на доброе отношение к человеку?
Игра «Собери пословицу» -Соберите пословицы, какую бы ты выбрал для себя? -Почему народ придумал столько пословиц про доброту?
|
Работают в парах, подбирает заголовки к тексту по предложенному плану. Проверяют. Определяют, какое название более удачно, почему?
Учащиеся отвечают (бескорыстная помощь человеку; добрые отзывчивые) |
Классификация
(П)
Общение и взаимодействие с партнером
Самоопределение (Л) Развитие речи учащихся Умение высказывать свою точку зрения |
Работа по тексту с «Толковым словарём» |
1.Подберите синонимы к словам товарищ, беда, дружный, трогательный, доброта. |
Товарищ-друг; беда-несчастье, происшествие; дружный-общительный, помогающий; трогательный-душевный; доброта-душевность, гуманность, человечность -Что объединяет все эти слова? (все относятся к одной теме) - Выражают ли слова В.Гюго основную мысль текста: «Во внутреннем мире доброта-это солнце». -Как вы понимаете это высказывание? |
Выполняют задание, затем проверяют
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир — это то, что у нас внутри, в сердце. |
Контроль (Р) Классификация
(П) Умение работать с информацией |
|
Домашнее задание |
|
Написать мини-сочинение на тему 1)«Во внутреннем мире доброта-это солнце» 2)Что такое доброта? 3)Добрые дела. |
Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. |
Записывают задание в дневник. |
Дифференцированные задания (П., Л) |
Закрепление знаний |
Подведение детей к самостоятельному выводу о тексте.
|
1.Текст-относительно законченное высказывание. 2.Предложения в тексте не связаны между собой. 3.Тема текста-о ком или о чем говорится в тексте. 4.Тема и основная мысль – это одно и то же. 5. Основная мысль-то, чему хотел нас научить писатель. 6. В тексте может быть несколько микротем. |
Игра «Правильные-не правильные предложения»
Проверка работ по образцу. |
Учащиеся выбирают правильный ответ
взаимопроверка |
Контроль
|
Рефлексия |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Оценить то, как вы усвоили материал -Я научился (не научился) определять тему и основную мысль текста. -Я сумел (не сумел) определить цель своей работы на уроке. -Мне было интересно (не интересно) на уроке. Закончите фразы: Я сегодня узнал… Мне было трудно… Я сегодня понял, что доброта … Я сейчас чувствую… Выставление оценок за урок. |
Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. |
Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. |
Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.