Урок развития речи в 6 классе "Из истории фразеологизмов"
Оценка 4.8

Урок развития речи в 6 классе "Из истории фразеологизмов"

Оценка 4.8
docx
03.01.2021
Урок развития речи в 6 классе "Из истории фразеологизмов"
Урок РР 6 класс Из истории фразеологизмов.docx

Урок № 10

ИЗ ИСТОРИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ  

Цели урока: повторить понятия «фразеологизм», «миф»; познакомить учащихся с античными источниками возникновения фразеологизмов; познакомить с шедеврами мировой живописи разных эпох, формировать навыки анализа художественного произведения; прививать интерес к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры.

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

II.                 Актуализация знаний

1.                  Вступительное слово

Великий русский писатель Л.Н.Толстой говорил, что русский язык –«настоящий, сильный, где нужно - строгий, где нужно- страстный, где нужно - бойкий и живой». Именно  таким «бойким и живым» делает наш язык фразеология.

2. Проверка пройденного материала.

-  Найдите фразеологизмы среди этих выражений.

     Зеленые глаза, мозолить глаза, синие глаза, разуй глаза, попасть в глаз, лечить глаза, глаза на мокром месте, тёмные глаза, глаза разгорелись, глаз подбит, глаз набит.

- Что такое фразеологизмы?

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

Первая страница. «Источники фразеологизмов».

1 ученик. Некоторые выражения связаны с языческим верованием славян. В Древней Руси существовал обычай разводить костёр во  время поминок умерших, чтобы покойники могли прийти и погреться у огня. Так родился фразеологизм «греть руки». Другое выражение – «после дождичка в четверг» - тоже связано с верованием. Четверг был днем Перуна, бога грома,  и в этот день обычно ожидали дождя, так необходимого в засуху. Мольбы к Перуну оставались безрезультатными, поэтому родилось выражение, окрашенное разочарованием и сожалением. Древние люди считали, что в соре находятся частички человека, поэтому мусор не выметали из дома, а собирали и сжигали в печи. Как вы думаете, какой фразеологизм связан с этим обычаем?

2 ученик. Многие устойчивые выражения связаны с русскими играми: положить на обе лопатки, лежачего не бьют, играть в прятки, водить хороводы, играть в бирюльки. Рассказ о фразеологизме «играть в бирюльки».

3 ученик. В русской фразеологии отразился русский быт: поворачивать оглобли, лапти плести, заварил кашу, на чужой каравай. Многие выражения «сказочного» происхождения. Рассказ о происхождении  фразеологизма «кровь с молоком».

4 ученик. История нашей Родины. Рассказ о происхождении фразеологизма  «долгий  ящик».

5 ученик. Библия.  Объяснение фразеологизма «всякой твари по паре».

6 ученик. Мифы разных народов. Фразеологизм «Ариаднина нить».

- Угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты.

     Стричь под одну гр ..бенку -               На живую нитку -                 Сл ..жить оружие -

    Закидывать удочку -                 Овчинка выделки не стоит -        Играть первую скрипку -

    Попасть в л ..вушку -                 Топорная работа -               Два сапога пара -

- Назовите орфограммы на месте пропусков.

Ответы: парикмахер, портной, солдат, рыбак, скорняк, музыкант, охотник, столяр, сапожник.

Задание « Докончи пословицу».

     Не спеши языком -                          Сам пропадай,                                С кем поведёшься,

     Труд человека кормит,                   Глаза страшатся,                          Хочешь много знать -

     Ученье - свет,                             По одёжке встречают,                  Грамоте учиться -

     Любишь кататься -

Ответы: торопись делом, а товарища выручай, от того и наберёшься, а лень портит, а руки делают, надо мало спать, а неученье - тьма, а по уму провожают, всегда пригодится, люби и саночки возить.

Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.

      Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. («Стрекоза и Муравей»).

      Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (« Волк и ягнёнок»).

      А ларчик просто открывался.  («Ларчик»).

      Слона-то я и не приметил. («Слон и Моська»).

      А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»).

      Кукушка хвалит петуха      За то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»).

ΙV. Закрепление изученного материала.

Вторая страница.  « Синонимы и антонимы».

Каждый из вас знает, что такое синонимы. А знаете ли вы, что существуют фразеологизмы-синонимы. Класс выполняет в тетрадях, один ученик у доски.

Задание 1. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, медленно, близко, грустить, хитрый, бездельничать, много, худой.

Задание 2. Подбери  к фразеологизмам синонимичные фразеологические сочетания.

       Во все лопатки -

       Кот наплакал -

       Поминай как звали -

       Куры не клюют -

       Водить за нос -

       Глядеть в оба -

       Ни слуху ни духу-

       Язык проглотил –

     Ответы: сломя голову, с гулькин нос, и след простыл, хоть пруд пруди, морочить голову, держать ухо востро, ни ответа ни привета,  в рот воды набрал.

  Задание 3. Подбери фразеологизмы - антонимы. На карточках записаны фразеологизмы.

         Работать спустя рукава -

         В поте лица -

         Кот наплакал -

         Черепашьим шагом -

        Ответы:  работать засучив рукава, из пустого в порожнее, тьма-тьмущая, сломя голову.

       Задание 2. Замени слова фразеологическими оборотами.

       Метко, неожиданно, тесно, опытный, темно, мокрый, молчать, обманывать, хвалить,   бить.

      Ответы: не в бровь, а в глаз; как снег на голову; яблоку негде упасть; стреляный воробей; хоть глаз выколи; ни одной сухой нитки; держать язык за зубами; водить вокруг пальца; возносить до небес; намять бока.

Третья страница.  «Практическая».

- В каких примерах фразеологические обороты употреблены неверно? Исправьте ошибку.

     А. Разъярённый отец всыпал сыну по первое число.

     Б. Оглушённый и напуганный, заяц бежал во всю Ивановскую.

     В. Мы дружно работали сложа руки.

     Г. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

   Д. Сегодня в художественной гимнастике главную скрипку  играет, конечно, Алина Кабаева.

    Ответы: Б, В, Д.

- Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.

    1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться …

    2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить…

    3. Бросились искать приезжего, а его и след …

    4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой…

    5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …

    6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды…

    Ответы: …в кусты, …лицом в грязь, …простыл, …не разольёшь, …слона, …в рот набрал.

     Творческая работа. Используя известные вам  фразеологизмы, напишите мини-сочинение о своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера.

V. Подведение итогов урока.

     -  Назовите источники фразеологизмов.

 Домашнее задание: прочитать сведения о фразеологизмах § 29,выполнить упр. 148.


 

Урок № 10 ИЗ ИСТОРИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Урок № 10 ИЗ ИСТОРИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он кукушку

Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он кукушку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.01.2021