Урок № 10
ИЗ ИСТОРИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Цели урока: повторить понятия «фразеологизм», «миф»; познакомить учащихся с античными источниками возникновения фразеологизмов; познакомить с шедеврами мировой живописи разных эпох, формировать навыки анализа художественного произведения; прививать интерес к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
1. Вступительное слово
Великий русский писатель Л.Н.Толстой говорил, что русский язык –«настоящий, сильный, где нужно - строгий, где нужно- страстный, где нужно - бойкий и живой». Именно таким «бойким и живым» делает наш язык фразеология.
2. Проверка пройденного материала.
- Найдите фразеологизмы среди этих выражений.
Зеленые глаза, мозолить глаза, синие глаза, разуй глаза, попасть в глаз, лечить глаза, глаза на мокром месте, тёмные глаза, глаза разгорелись, глаз подбит, глаз набит.
- Что такое фразеологизмы?
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
Первая страница. «Источники фразеологизмов».
1 ученик. Некоторые выражения связаны с языческим верованием славян. В Древней Руси существовал обычай разводить костёр во время поминок умерших, чтобы покойники могли прийти и погреться у огня. Так родился фразеологизм «греть руки». Другое выражение – «после дождичка в четверг» - тоже связано с верованием. Четверг был днем Перуна, бога грома, и в этот день обычно ожидали дождя, так необходимого в засуху. Мольбы к Перуну оставались безрезультатными, поэтому родилось выражение, окрашенное разочарованием и сожалением. Древние люди считали, что в соре находятся частички человека, поэтому мусор не выметали из дома, а собирали и сжигали в печи. Как вы думаете, какой фразеологизм связан с этим обычаем?
2 ученик. Многие устойчивые выражения связаны с русскими играми: положить на обе лопатки, лежачего не бьют, играть в прятки, водить хороводы, играть в бирюльки. Рассказ о фразеологизме «играть в бирюльки».
3 ученик. В русской фразеологии отразился русский быт: поворачивать оглобли, лапти плести, заварил кашу, на чужой каравай. Многие выражения «сказочного» происхождения. Рассказ о происхождении фразеологизма «кровь с молоком».
4 ученик. История нашей Родины. Рассказ о происхождении фразеологизма «долгий ящик».
5 ученик. Библия. Объяснение фразеологизма «всякой твари по паре».
6 ученик. Мифы разных народов. Фразеологизм «Ариаднина нить».
- Угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты.
Стричь под одну гр ..бенку - На живую нитку - Сл ..жить оружие -
Закидывать удочку - Овчинка выделки не стоит - Играть первую скрипку -
Попасть в л ..вушку - Топорная работа - Два сапога пара -
- Назовите орфограммы на месте пропусков.
Ответы: парикмахер, портной, солдат, рыбак, скорняк, музыкант, охотник, столяр, сапожник.
Задание « Докончи пословицу».
Не спеши языком - Сам пропадай, С кем поведёшься,
Труд человека кормит, Глаза страшатся, Хочешь много знать -
Ученье - свет, По одёжке встречают, Грамоте учиться -
Любишь кататься -
Ответы: торопись делом, а товарища выручай, от того и наберёшься, а лень портит, а руки делают, надо мало спать, а неученье - тьма, а по уму провожают, всегда пригодится, люби и саночки возить.
Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. («Стрекоза и Муравей»).
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (« Волк и ягнёнок»).
А ларчик просто открывался. («Ларчик»).
Слона-то я и не приметил. («Слон и Моська»).
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»).
Кукушка хвалит петуха За то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»).
ΙV. Закрепление изученного материала.
Вторая страница. « Синонимы и антонимы».
Каждый из вас знает, что такое синонимы. А знаете ли вы, что существуют фразеологизмы-синонимы. Класс выполняет в тетрадях, один ученик у доски.
Задание 1. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.
Слова для справок: быстро, мало, лгать, медленно, близко, грустить, хитрый, бездельничать, много, худой.
Задание 2. Подбери к фразеологизмам синонимичные фразеологические сочетания.
Во все лопатки -
Кот наплакал -
Поминай как звали -
Куры не клюют -
Водить за нос -
Глядеть в оба -
Ни слуху ни духу-
Язык проглотил –
Ответы: сломя голову, с гулькин нос, и след простыл, хоть пруд пруди, морочить голову, держать ухо востро, ни ответа ни привета, в рот воды набрал.
Задание 3. Подбери фразеологизмы - антонимы. На карточках записаны фразеологизмы.
Работать спустя рукава -
В поте лица -
Кот наплакал -
Черепашьим шагом -
Ответы: работать засучив рукава, из пустого в порожнее, тьма-тьмущая, сломя голову.
Задание 2. Замени слова фразеологическими оборотами.
Метко, неожиданно, тесно, опытный, темно, мокрый, молчать, обманывать, хвалить, бить.
Ответы: не в бровь, а в глаз; как снег на голову; яблоку негде упасть; стреляный воробей; хоть глаз выколи; ни одной сухой нитки; держать язык за зубами; водить вокруг пальца; возносить до небес; намять бока.
Третья страница. «Практическая».
- В каких примерах фразеологические обороты употреблены неверно? Исправьте ошибку.
А. Разъярённый отец всыпал сыну по первое число.
Б. Оглушённый и напуганный, заяц бежал во всю Ивановскую.
В. Мы дружно работали сложа руки.
Г. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
Д. Сегодня в художественной гимнастике главную скрипку играет, конечно, Алина Кабаева.
Ответы: Б, В, Д.
- Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.
1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться …
2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить…
3. Бросились искать приезжего, а его и след …
4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой…
5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …
6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды…
Ответы: …в кусты, …лицом в грязь, …простыл, …не разольёшь, …слона, …в рот набрал.
Творческая работа. Используя известные вам фразеологизмы, напишите мини-сочинение о своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера.
V. Подведение итогов урока.
- Назовите источники фразеологизмов.
Домашнее задание: прочитать сведения о фразеологизмах § 29,выполнить упр. 148.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.