Урок развития речи в 6 классе "Из истории фразеологизмов"

  • docx
  • 03.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок РР 6 класс Из истории фразеологизмов.docx

Урок № 10

ИЗ ИСТОРИИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ  

Цели урока: повторить понятия «фразеологизм», «миф»; познакомить учащихся с античными источниками возникновения фразеологизмов; познакомить с шедеврами мировой живописи разных эпох, формировать навыки анализа художественного произведения; прививать интерес к изучению русского языка, литературы, мировой художественной культуры.

Ход урока.

I.                   Организационный момент.

II.                 Актуализация знаний

1.                  Вступительное слово

Великий русский писатель Л.Н.Толстой говорил, что русский язык –«настоящий, сильный, где нужно - строгий, где нужно- страстный, где нужно - бойкий и живой». Именно  таким «бойким и живым» делает наш язык фразеология.

2. Проверка пройденного материала.

-  Найдите фразеологизмы среди этих выражений.

     Зеленые глаза, мозолить глаза, синие глаза, разуй глаза, попасть в глаз, лечить глаза, глаза на мокром месте, тёмные глаза, глаза разгорелись, глаз подбит, глаз набит.

- Что такое фразеологизмы?

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

Первая страница. «Источники фразеологизмов».

1 ученик. Некоторые выражения связаны с языческим верованием славян. В Древней Руси существовал обычай разводить костёр во  время поминок умерших, чтобы покойники могли прийти и погреться у огня. Так родился фразеологизм «греть руки». Другое выражение – «после дождичка в четверг» - тоже связано с верованием. Четверг был днем Перуна, бога грома,  и в этот день обычно ожидали дождя, так необходимого в засуху. Мольбы к Перуну оставались безрезультатными, поэтому родилось выражение, окрашенное разочарованием и сожалением. Древние люди считали, что в соре находятся частички человека, поэтому мусор не выметали из дома, а собирали и сжигали в печи. Как вы думаете, какой фразеологизм связан с этим обычаем?

2 ученик. Многие устойчивые выражения связаны с русскими играми: положить на обе лопатки, лежачего не бьют, играть в прятки, водить хороводы, играть в бирюльки. Рассказ о фразеологизме «играть в бирюльки».

3 ученик. В русской фразеологии отразился русский быт: поворачивать оглобли, лапти плести, заварил кашу, на чужой каравай. Многие выражения «сказочного» происхождения. Рассказ о происхождении  фразеологизма «кровь с молоком».

4 ученик. История нашей Родины. Рассказ о происхождении фразеологизма  «долгий  ящик».

5 ученик. Библия.  Объяснение фразеологизма «всякой твари по паре».

6 ученик. Мифы разных народов. Фразеологизм «Ариаднина нить».

- Угадайте, среди представителей каких профессий появились эти фразеологические обороты.

     Стричь под одну гр ..бенку -               На живую нитку -                 Сл ..жить оружие -

    Закидывать удочку -                 Овчинка выделки не стоит -        Играть первую скрипку -

    Попасть в л ..вушку -                 Топорная работа -               Два сапога пара -

- Назовите орфограммы на месте пропусков.

Ответы: парикмахер, портной, солдат, рыбак, скорняк, музыкант, охотник, столяр, сапожник.

Задание « Докончи пословицу».

     Не спеши языком -                          Сам пропадай,                                С кем поведёшься,

     Труд человека кормит,                   Глаза страшатся,                          Хочешь много знать -

     Ученье - свет,                             По одёжке встречают,                  Грамоте учиться -

     Любишь кататься -

Ответы: торопись делом, а товарища выручай, от того и наберёшься, а лень портит, а руки делают, надо мало спать, а неученье - тьма, а по уму провожают, всегда пригодится, люби и саночки возить.

Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.

      Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. («Стрекоза и Муравей»).

      Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (« Волк и ягнёнок»).

      А ларчик просто открывался.  («Ларчик»).

      Слона-то я и не приметил. («Слон и Моська»).

      А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»).

      Кукушка хвалит петуха      За то, что хвалит он кукушку. («Кукушка и петух»).

ΙV. Закрепление изученного материала.

Вторая страница.  « Синонимы и антонимы».

Каждый из вас знает, что такое синонимы. А знаете ли вы, что существуют фразеологизмы-синонимы. Класс выполняет в тетрадях, один ученик у доски.

Задание 1. Заменить фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; кривить душой; повесить нос; себе на уме; гонять лодыря; во все лопатки; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

Слова для справок: быстро, мало, лгать, медленно, близко, грустить, хитрый, бездельничать, много, худой.

Задание 2. Подбери  к фразеологизмам синонимичные фразеологические сочетания.

       Во все лопатки -

       Кот наплакал -

       Поминай как звали -

       Куры не клюют -

       Водить за нос -

       Глядеть в оба -

       Ни слуху ни духу-

       Язык проглотил –

     Ответы: сломя голову, с гулькин нос, и след простыл, хоть пруд пруди, морочить голову, держать ухо востро, ни ответа ни привета,  в рот воды набрал.

  Задание 3. Подбери фразеологизмы - антонимы. На карточках записаны фразеологизмы.

         Работать спустя рукава -

         В поте лица -

         Кот наплакал -

         Черепашьим шагом -

        Ответы:  работать засучив рукава, из пустого в порожнее, тьма-тьмущая, сломя голову.

       Задание 2. Замени слова фразеологическими оборотами.

       Метко, неожиданно, тесно, опытный, темно, мокрый, молчать, обманывать, хвалить,   бить.

      Ответы: не в бровь, а в глаз; как снег на голову; яблоку негде упасть; стреляный воробей; хоть глаз выколи; ни одной сухой нитки; держать язык за зубами; водить вокруг пальца; возносить до небес; намять бока.

Третья страница.  «Практическая».

- В каких примерах фразеологические обороты употреблены неверно? Исправьте ошибку.

     А. Разъярённый отец всыпал сыну по первое число.

     Б. Оглушённый и напуганный, заяц бежал во всю Ивановскую.

     В. Мы дружно работали сложа руки.

     Г. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

   Д. Сегодня в художественной гимнастике главную скрипку  играет, конечно, Алина Кабаева.

    Ответы: Б, В, Д.

- Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.

    1. Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться …

    2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить…

    3. Бросились искать приезжего, а его и след …

    4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой…

    5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи …

    6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды…

    Ответы: …в кусты, …лицом в грязь, …простыл, …не разольёшь, …слона, …в рот набрал.

     Творческая работа. Используя известные вам  фразеологизмы, напишите мини-сочинение о своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера.

V. Подведение итогов урока.

     -  Назовите источники фразеологизмов.

 Домашнее задание: прочитать сведения о фразеологизмах § 29,выполнить упр. 148.