Урок развития речи «Я к вам пишу…»
Цель:
- углубление понятия письма, усвоение его отличительных признаков как жанра литературы;
- закрепление умения создавать собственное сочинение по законам данного жанра, развитие навыка пользования дополнительной и справочной литературой;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, потребности в заботе о близких людях через письменное общение друг с другом.
Оборудование:
- интерактивная доска – портреты Д.В.Давыдова и Н.М.Языкова, фрагменты писем поэтов друг другу;
- карточки с толкованием понятий «Эпистола», «Эпистолярный жанр», «Эпистолярная литература»;
- справочники, словарь С.И.Ожегова и литературоведческий словарь.
Методы обучения:
- аудиовизуальные (беседа, иллюстрация);
- работа в группах (за неделю до урока учащиеся разбиваются на группы, каждая из которых получает опережающее домашнее задание, реализуемое во время учебного занятия):
1-ая группа даёт определение письма как жанра, вводит понятие адресата и адресанта, восстанавливает структуру письма;
2-ая группа даёт определение понятий эпистолы, эпистолярной формы, эпистолярной литературы; послания как эпистолярного жанра русской и западноевропейской литературы;
3-я группа рассказывает об истории развития эпистолярных жанров в русской литературе;
4-я группа готовит сообщения о Н.М.Языкове и Д.В.Давыдове;
- исследовательский (всем учащимся раздаются листы с фрагментами писем Д.В.Давыдова и посланием Н.М.Языкова «Жизни баловень счастливый…», обращённым к Д.В.Давыдову; к текстам даны вопросы для анализа);
- метод развития творческих способностей (на дом учащиеся получают задание написать сочинение в форме письма).
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Определение цели и задач учебного занятия. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы проведём урок развития речи. А тему его вы, друзья, должны определить сами, прослушав вот это высказывание В.Солоухина, русского писателя ХХ века:
Помнится, уезжая, я обещал вам писать письма, и, помнится, вы немало удивились этому. Что за причуда: в двадцатом веке…письма! Как будто нет телеграфа и телефона. Как будто нельзя за пять минут (теперь это делается за пять минут) соединиться, и поговорить, и узнать все новости, и рассказать, что нового у тебя.
Были, были, конечно, и «Письма из Италии», и «Письма из далека», и «Письма русского путешественника». Только представьте себе: человек проехал из России в Париж и написал два тома писем! Тогда как во время современного перелета из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлете и благополучном приземлении. Два слова вместо двух томов - вот ритм, вот темп, вот, если хотите, стиль двадцатого века.
(Время писем прошло или нужно уметь писать письма и сегодня, в ХХ1 веке, когда темп жизни ещё более увеличился - по сотовому телефону или через Интернет в течение нескольких секунд можно попасть в любую точку земного шара, – вот о чём мы с вами будем говорить.)
- Итак, «Я к вам пишу…» - такова тема нашего урока. (По ходу урока учащиеся делают записи в тетрадях.)
3. Восстановление известных учащимся сведений о письме как жанре литературы.
-А что такое письмо?
Слово это многозначное. Вот как определяет его словарь С.И.Ожегова (значение слова после ответа 1-ой группы проецируется на экран):
Письмо.
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Заказное письмо.
2. Умение писать. Учиться писать. Искусство письма.
3. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи. Славянское письмо.
4.Манера художественного изображения. Реалистическое письмо.
-Нас будет интересовать это слово в двух первых своих значениях.
Письмо как написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь, и как умение писать.
Значит, письмо всегда имеет двусторонний характер:
у него есть адресант – тот, кто пишет, отправитель письма, и
адресат– тот, кому пишут, получатель письма.
-Когда мы берёмся за письмо?
Когда нужно сообщить о чём-то через большое расстояние.
-Приходилось ли вам получать письма? Какие чувства вы при этом испытывали?
(Письмо получать приятно: это знак внимания со стороны того, кто пишет.)
-А какова структура письма, как оно строится?
Структура письма:
1) приветствие и обращение;
2) сообщение какой-либо информации ( это может быть просьба или рассказ пишущего о себе, о своих проблемах, впечатлениях, чувствах);
3)ответные вопросы;
4)слова прощания, пожелания здоровья, надежды на новую встречу и т.п.;
5)дата, подпись.
4. Объяснение нового материала. Слово учителя.
- А известно ли вам, друзья, что в русском языке есть синоним к слову «письмо», но он употребляется больше как литературное понятие. (Отвечают 2-ая и 3-я группы.)
Эпистола (греч.) – «письмо»
Эпистолярный
Прилагательное «эпистолярный» употребляется в сочетании со словами «эпистолярная литература», «эпистолярное наследие» или «эпистолярная форма», «эпистолярный жанр».
«Эпистолярная литература» - понятие широкое: это публицистическая, политическая (т.е. официальная) и частная переписка общественных деятелей (глав государств, писателей, учёных и т.п.).
В русской литературе уже с 16-го века известна переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.
«Эпистолярная форма», «эпистолярный жанр» - понятие узкое: это художественное произведение, написанное в форме писем.
В русской литературе известны эпистолярные рассказы («Ванька» А.П.Чехова), повести («Бедные люди» Ф.М.Достоевского), лирические стихи («Письмо к матери», «Письмо деду» С.А.Есенина). В конце 18 – начале 19 в.в. большую популярность получили поэтические послания.
-Вы уже знакомились в 9-ом классе с творчеством А.С.Пушкина. Кому адресовал он свои дружеские послания? («К Чаадаеву», «В Сибирь».)
-Зачем в роман «Евгений Онегин» автор включил письма Онегина и Татьяны? ( Письма в романе А.С.Пушкина выступают как дополнительное средство социально-психологической характеристики героев.)
5. Практическая работа.
- Иллюстрацией новых понятий – «эпистолярная литература» и «эпистолярный жанр» будут сегодня на уроке письма 2-х поэтов пушкинской поры, имеющих отношение к нашему, Симбирскому краю. Это Денис Васильевич Давыдов и Николай Михайлович Языков.
- Что вам, ребята, известно о них?
(Слово 4-ой группе.)
Имя Языкова в представлении не нуждается. Он родился в Симбирске, в Языкове (ныне Карсунского района Ульяновской области) находилось его родовое имение. Здесь дважды бывал А.С.Пушкин, когда ездил в Оренбург для сбора материалов о Пугачёвском восстании.
А имя Д.В.Давыдова уже при жизни стало легендой. Поэт – партизан – так называли его современники, и ни у кого не вызывало удивления сочетание таких разных слов. Воинские подвиги предсказал ему великий Суворов, когда мальчику было только 9 лет. В 20 с небольшим лет он становится адъютантом Багратиона. А во время Отечественной войны 1812-го года Денис Васильевич, будучи уже прославленным полководцем, с разрешения самого Кутузова руководит партизанской войной в тылу французов. Вскоре за его голову враги назначают крупную сумму денег, а его именуют чёрным капитаном.
Известность же ему как поэту сначала принесли басни. И лишь потом лихой гусар станет главным героем его лиры:
Я каюсь! Я гусар давно, всегда гусар,
И с проседью усов - всё раб младой привычки.
Люблю разгульный шум, умов, речей пожар
И громогласные шампанского оттычки.
От юности моей враг чопорных утех,-
Мне душно на пирах без воли и распашки.
Давай мне хор цыган! Давай мне спор и смех,
И дым столбом от трубочной затяжки!
Бегу век сборища, где жизнь в одних ногах,
Где благосклонности передаются весом,
Где откровенность в кандалах,
Где тело и душа под прессом,
Где спесь да подлости, вельможа да холоп,
Где заслоняют нам вихрь танца эполеты...
Где столько пуз затянуто в корсеты!..
Однако мало кто знает, что последние 10 лет своей жизни Д.Давыдов провёл в с. Верхняя Маза (ныне Радищевского района Ульяновской области). Здесь он, уйдя в отставку, писал мемуары, борясь за правдивую память о прошедшей войне.
А познакомились Д.Давыдов и Н.Языков на мальчишнике у А.Пушкина, куда поэт пригласил самых близких друзей. Потом было несколько встреч в Москве и лишь однажды в Языкове. Но остались письма… Сегодня они уже утратили личный характер и воспринимаются как документы эпохи.
- Перед вами лежат листы с фрагментами из этих писем. Наша задача – не просто познакомиться с ними, но и попытаться понять, как письмо написано, как меняется его стиль в зависимости от тех мыслей и чувств, которые в нём выражены. А помогут вам в этом вопросы.
Письмо 1.
Н.М.Языкову от 23 апреля 1833 года.
«Не знаю, как благодарить душевного моего поэта за присылку стихотворений и вместе с ними лихого его послания!.. Никто более вас, любезнейший по уму и почтеннейший по возвышенным чувствам Николай Михайлович, не имеет дара волновать мою душу и владычествовать над нею своевольно, деспотически. Вы мой… нравственный отец и командир: один стих ваш — и я в огне боев, весело и безотчётно… Милое и лестное для самолюбия моего внимание ваше так меня тронуло, что по получении послания вашего и золотого ковчега, полного драгоценными нитями перлов, я пустился было отвечать вам стихами – но, признаюсь, оробел; рука дрогнула - как писать этакому черту в поэзии стихами! Один Асмодей Пушкин имеет на это право!» 1.Обратите внимание на дату написания.
2.Как обращается Д.Давыдов к Н.Языкову?
3.Какая лексика здесь преобладает и почему?
(Справка для учителя.
Апрель 1833г. - время выхода в свет 1-го сборника стихотворений Н.М.Языкова. И автор посылает один экземпляр в Мазу. Письмо Давыдова- отклик на стихи Языкова.
Давыдов называет Языкова «душевным своим поэтом», «любезнейшим по уму и почтеннейшим по возвышенным чувствам». Лексика стихотворения торжественная, возвышенная: «никто не имеет дара волновать мою душу и владычествовать над нею своевольно, деспотически», «вы мой нравственный отец и командир». Он преклоняется перед талантом Языкова - стихотворца: ставит его рядом с Пушкиным, называя полученный сборник стихов «золотым ковчегом, полным драгоценными нитями перлов». Так же высоко ценил поэтический дар Языкова и сам Александр Сергеевич: «Ты удивишься, как он развернулся и что из него выйдет…- писал Пушкин П.Вяземскому, - он всех нас, стариков, за пояс заткнёт…»
А о себе Давыдов говорит обыденным языком: «пустился было отвечать стихами - но оробел: рука дрогнула…».)
- Языков посвятил Давыдову несколько дружеских посланий. «Жизни баловень счастливый…» - одно из лучших его стихотворений. (Читается текст. См. «Приложение».)
Вот как отозвался об этом стихотворении А.С.Пушкин: «Послание к Давыдову – прелесть! Наш боец чернокудрявый окрасил было свою седину, замазав и свой белый локон, но после ваших стихов опять его вымыл – и прав!»
Письмо 2.
А.С.Пушкину от 4 апреля 1834 года.
«Как мне досадно было разъехаться с тобой прошлого года! Я не успел проехать Симбирск, как ты туда явился, и, что всего досаднее, я возвращался из того края, в который ты ехал и где я мог бы тебе указать на разные лица или рожи, от которых ты мог получить и бумаги, и сведения, тебе нужные. После того ты был у Языкова, и я не знал об этом! Неужели ты думаешь, чтобы я усидел дома и не прилетел бы обнять тебя. Злодей! Зачем не дать было знать мне?»
1. К кому обращено это письмо?
2. В чём упрекает Давыдов Пушкина? О чём сожалеет?
3. Как обращается к столичному гостю?
4. Лексика какого стиля здесь присутствует?
5. В чём особенность синтаксиса?
(Справка для учителя.
Письмо написано после того, как Давыдов узнал о приезде в Языково Пушкина, который в это время работал над «Капитанской дочкой» и, собирая материал о Пугачёвском восстании, направлялся в Оренбургскую губернию. А у Давыдова в оренбургских степях находились свои земли.
Давыдов обращается к Пушкину на «ты», называет его злодеем, упрекает в том, что не сообщил ему о своём приезде. Отношения их более близкие.
В письме преобладает разговорная и даже просторечная лексика. Много восклицательных и вопросительных предложений, что говорит о переполняющих его чувствах.)
Письмо 3.
Н.М.Языкову от 25 марта 1836 года.
«Я от вас, любезнейший Николай Михайлович, едва-едва дотащился на санях до Симбирска, где хотел было их бросить, но какое-то наслаждение бороться с препятствиями понудило меня снова пуститься в зимнем экипаже, и я, плывя водою, ныряя по ухабам и тащась по голой земле, добрался до дома на полозьях... Закачало, в голове еще пусто, перья еще не очинены и чернильница высохла. Приведя все в порядок, пущусь помогать Пушкину».
1. Обратите внимание на дату.
2.Что вы можете сказать о характере Д.Давыдова, прочитав это письмо? Какие слова помогают адресату передать его состояние?
(Справка для учителя.
Конец марта, весенняя распутица, а он добирается до дома на санях. Вот она, привычка военного времени, когда приходилось ночевать в поле, даже на снегу, когда в любую минуту нужно было быть готовым взять ответственность на себя, рискуя жизнью.
Он «едва-едва дотащился… плывя водою… ныряя по ухабам… тащася по голой земле…»
Давыдов возвращался из Петербурга, где встречался с Пушкиным. Тот начал издавать журнал «Современник» и приглашал Дениса Васильевича к сотрудничеству. С таким-то интересным предложением и явился Давыдов в Языково.
Выразительные детали: «закачало, в голове ещё пусто» - передают состояние его после дороги, но он готов выполнить данное слово: «…приведя всё в порядок, пущусь помогать Пушкину!»)
Справка для учителя.
Большую часть жизни проведший в седле, в походах, ночевавший в поле, даже на снегу, Давыдов сильно подорвал своё здоровье. Однако начавшаяся астма не сделала его осторожным.
Задержку ответа Языкову он в одном из писем объясняет так: «Причина замедления ответа моего есть рысканье по мхам и по болотам за всякого рода зверями. Сейчас только с коня и сейчас принялся за перо, чтобы писать к вам победною рукою, поразившею огромного волка».
Письмо 4.
-Так случится, что Давыдов будет одним из первых, кто сообщит Языкову о смерти Пушкина. Думаю, это письмо в комментариях не нуждается… (Читается письмо.)
«Знаете ли нашу общую горесть? - Пушкин, наш славный Пушкин убит на дуэли! Он приревновал жену свою - и, как все уверяют, напрасно, она даже и не кокетствовала, а какой-то Дантес, кавалергардский офицер (и побочный сын голландского короля), давно искал уже всеми средствами компрометировать ее в обществе. Пушкин закипел, как Отелло, вызвал Дантеса на дуэль, ранил его сильно, но сам пал… он умер через три часа по получении раны. Я так расстроен этим известием, что нет сил писать вам более...»
Письмо Н.М Языкову от 3 февраля 1837 года.
6. Подведение итогов урока. Объяснение домашнего задания.
- Мы смогли сегодня заглянуть лишь на отдельные страницы писем двух друзей, свидетелей пушкинской эпохи, и я попыталась вас убедить, что любому человеку, в какое бы время он ни жил, нужно уметь чётко, метко, ярко выражать свои мысли и чувства, ведь за письменный стол каждый садится отдельно!
А может быть вы не согласны со мной? Тогда напишите сочинение на одну из тем по выбору:
1) Нужны ли письма в ХХ1 веке? (Сочинение – рассуждение.)
2) Сочинение в форме письма
– кому?
…своему другу;
…своему школьному учителю;
…библиотекарю;
…ветерану Великой Отечественной войны;
- о чём?
…вы можете поделиться впечатлениями от сегодняшнего урока
либо рассказать о том, что нового вы узнали о Д.Давыдове, о Н.Языкове, захотелось ли вам узнать о них и их дружбе больше.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.