Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 класс
Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.
Цели:
- обобщить и систематизировать знания о правописании приставок при - и пре-; углубить понимание условий правильного выбора букв И и Е в приставках пре-, при-;
- развивать умения классифицировать факты, делать обобщающие выводы, развивать орфографическую зоркость, развивать умение творчески подходить к решению учебных задач;
- воспитывать положительное отношение к знаниям.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над текстом. Незваные гости.
1.Пр…строился дятел пробил в кленовой коре дырочку напился сладкого соку. 2) За дятлом длиннохвостая синица пр…скакала и носик промочила. 3) Муравей пр…полз, усами шевелит. 4) Комарик пр…летел и ногами в патоке увяз. 5) И еще кто-то пр…тащился бы но тут дятел вспорхнул. 6) Муравей пр…поздал и к дятлу на язык пр…лип. 7) Запил дятел кислого гостя сладким соком. (По Н.Сладкову.)
– Понравился ли вам текст? Чем? Сладков рассказывает о жизни лесных обитателей как в сказке.
– Что можно сказать о самом авторе? Какой он человек?
Автор – человек очень добрый, любящий и понимающий природу.
Задания по тексту:
- озаглавьте текст
– объясните устно правописание глаголов с приставками пре-, при-;
– Какие из этих глаголов являются глаголами движения?
Приполз – притащился бы – прискакала – прилететь.
– Какие из них встречаются в разговорной речи?
– Нет ли в этих предложениях пунктуационных ошибок? Во всех ли предложениях расставлены знаки препинания?
-Знаков препинания нет в 1 и 5 предложениях.
III. Целеполагание, посмотрите на доску, тема нашего урока обобщение и систематизация знаний по правописанию приставок пре и при.
-Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать сегодня на уроке?
-Повторить и закрепить умение правильно писать приставки пре и при
IV. Фронтальный опрос по изученному материалу:
-Давайте вспомним, на какие группы делятся все приставки? ( неизменяемые, на з-с, пре-при)
-А какая группа приставок самая сложная в написании? Почему? ( потому что надо определить значение , а это не всегда легко сделать)
- От чего зависит правописание приставок пре/при?
- Сколько значений у приставки при? - Перечислите их. Приведите примеры.
- А сколько у приставки пре? - Перечислите их. Приведите примеры.
V. Закрепление изученного материала.
- На доске. Задание : подберите однокоренные слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-
Удаляться – убежать – ускакать – убавлять – веселый (фильм) – ленивый –
- Ученик работает у доски. Я буду зачитывать лексическое значение некоторых слов из «Словаря русского языка» Ожегова, а вы запишите эти слова, выделяя в них приставку.
Лечь ненадолго - прилечь
Сесть на краешек стула - присесть
Заболеть несильно, ненадолго - приболеть
Слегка поднять - приподнять
Временно остановиться - приостановиться
- Проверяем домашнее задание. Упр.209. Выписаннные слова с неясным значением.(слова 2 группы)
- Цифровой диктант (1-и, 2-е)
- Приклеить, преогромный, пригородный, преградить, прискакать, пресмешной, прижечь, преувеличить, прицепить, прервать.
( 1,2,1,2,1,2,1,2,1,2)
- Замените данные словосочетания одним словом.
глава государства ___________ - президент
подарить что-либо - презент
оперная певица, исполнительница главных ролей - прима
первое представление пьесы, фильма ______премьера
то из –за чего мы совершаем тот или иной поступок - причина
хороший ученик - прилежный
образец для подражания, математическое задание - пример
Определите морфемный состав слов
С. 116 Слова для заучивания
- Объясните, почему эти слова пишутся по-разному, ответ обоснуйте.
Преемник – приемник; придание - предание ;преступить – приступить: преклонить – приклонить
пребывать – прибывать; преподать – припадать Ребята, как называются слова, которые похожи по звучанию и морфемному составу, но отличаются лексическим значением? (ПАРОНИМЫ
VI.Проверочная работа. - А сейчас выполним задание, которое входит в ОГЭ. Самостоятельная работа по карточке.
VI.Рефлексия. Мини-анкета. Оцени себя и выбери нужное.
1. Я усвоил правило правописания гласных в приставках при- и пре- …
а) хорошо б) не совсем хорошо в) плохо
2. Допускаю ошибки, потому что …
а) не выучил правило; б) небрежно делал домашнее задание; в) бываю невнимательным, отвлекаюсь; д) мне требуется дополнительное время.
VI.Домашнее задание . Упр.212, повторить правила о чередующихся гласных и приставках пре - ,при-
Проверочная работа
1. В каком предложении приставка имеет значение «присоединение »?
1) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.
2) Лодка была не пр…вязана, она пр…несла Герду к чудесному саду.
3) Снежная королева пр…гласила Кая в свои сани.
4) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.
2. В каком предложении приставка имеет значение «приближение »?
1)Но вот Кай пр…рвал своё занятие: он увидел Герду.
2) Казалось, он что-то пр…помнил.
3) Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.
4) Наступила весна,пр…летели птицы, но Кай не вернулся.
3.В каком предложении приставка имеет значение «неполное
действие »?
1)Старушке захотелось оставить у себя пр…миленькую девочку, она пр…глаживала волосы Герды, пр…чёсывала их гребнем, и девочка всё забывала.
2) Казалось, он что-то пр…помнил.
3) Волшебное зеркало пр…красное делало безобразным, доброе – злым.
4) Кай и Герда пр…ятно проводили время в вдвоём маленьком садике.
4. В каком предложении приставка близка по значению к слову «очень»?
1)В лесу дорогу пр…градили разбойники, они пр…держали коней и пр…брали всё добро к своим рукам.
2)Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах и Кая.
3) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.
4) Принц и пр…нцесса пр…нарядили девочку, пр…поднесли ей в подарок золочёную карету и пр…глашали в гости.
5. В каком предложении приставку «пре» можно заменить приставкой «пере-»?
1)Кай пр…касался к льдинкам голыми руками, но холода не чувствовал.
2) Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.
3) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.
4) Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах и Кая.
Проверочная работа
1. В каком предложении приставка имеет значение «присоединение »?
1) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.
2) Лодка была не пр…вязана, она пр…несла Герду к чудесному саду.
3) Снежная королева пр…гласила Кая в свои сани.
4) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.
2. В каком предложении приставка имеет значение «приближение »?
1)Но вот Кай пр…рвал своё занятие: он увидел Герду.
2) Казалось, он что-то пр…помнил.
3) Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.
4) Наступила весна,пр…летели птицы, но Кай не вернулся.
3.В каком предложении приставка имеет значение «неполное
действие »?
1)Старушке захотелось оставить у себя пр…миленькую девочку, она пр…глаживала волосы Герды, пр…чёсывала их гребнем, и девочка всё забывала.
2) Казалось, он что-то пр…помнил.
3) Волшебное зеркало пр…красное делало безобразным, доброе – злым.
4) Кай и Герда пр…ятно проводили время в вдвоём маленьком садике.
4. В каком предложении приставка близка по значению к слову «очень»?
1)В лесу дорогу пр…градили разбойники, они пр…держали коней и пр…брали всё добро к своим рукам.
2)Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах и Кая.
3) Ворон оказался не только пр…забавной, но и пр…важной птицей.
4) Принц и пр…нцесса пр…нарядили девочку, пр…поднесли ей в подарок золочёную карету и пр…глашали в гости.
5. В каком предложении приставку «пре» можно заменить приставкой «пере-»?
1)Кай пр…касался к льдинкам голыми руками, но холода не чувствовал.
2) Сказка о Кае и Герде - пр…красный пр…мер дружбы.
3) Осколок зеркала попал Каю в сердце, теперь оно должно было пр…вратиться в лёд.
4) Герда пр…гляделась к цветам и пр…помнила розы на окнах и Кая.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.