Урок русского языка, 1 класс ФГОС
Тема: Правила переноса слов
Тип урока: Открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии.
Цель: изучение правил переноса слов
Планируемые результаты:
предметные:
· переносят слова с одной строки на другую по алгоритму
личностные:
· проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
· понимают причины успеха в учебной деятельности
метапредметные:
регулятивные :
· определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· высказывают своё предположение (версию) ;
познавательные:
· делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные УУД:
· оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им;
Задачи: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат
|
Организационный этап. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке |
а) Приветствие.
- Проверим готовность.(слайд 2)
б)пальчиковая гимнастика в) подготовка к письму (слайд 3)
Откройте тетрадь на с. 9. Запишите число.
|
Проверяют свою готовность. Ученица читает стихотворение, а дети готовят тетрадь, ручку, принимают правильную осанку |
Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. |
Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Работа в тетради. 1.Минутка чистописания.(слайд 4) Отгадайте, кто это: Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе ее везет, Очень медленно ползет.
Рассмотрите рисунок. Конечно, это улитка. - Куда спешит улитка? Какие буквы живут в этом домике - Нарисуем улитку на строчке. - Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. - Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами.
2.Работа с рядом слов: Прочитайте слово, в котором: - ь – разделительный; - ь – обозначает мягкость согласного звука; - 3 слога; - 2 слога; - один слог. Какие знания понадобились? - Пусть самая красивая буква из трёх (ы,ь,ъ) встретит улитку домике. (самоконтроль) 3.Прочитайте ряд слов.(слайд 5) - Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто считает, что я права?(не права)? - Придумайте задание, которое можно выполнить со словами?
- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое слово здесь лишнее? Лишнее слово – сорока, т.к. не содержит удвоенную согласную. (Возможны и др. варианты.) |
Работают с рядом сл.
Выясняют роль Ь, правило определения слогов.
Повторяют правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов. Вписывают в окошко самую красивую букву.
Читают ряд слов:
Делают выбор. Обоснование своего выбора? Варианты детей (списать, подчеркнуть орфограммы; разделить на группы, найти лишнее слово и т.п.)
Предположения детей.
|
Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. |
Постановка учебной задачи Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в деятельности. |
1.Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя орфограммы. (учитель пишет на доске ) -Слово не входит на строку. Что же делать? - Что значит перенести?
2. Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести это слово? - Какие у вас идеи? Фиксируются варианты переноса на доске. - Посмотрите, задание было одно, а сколько вариантов переноса 1 слова вы предложили.
Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Как вы думаете, какая тема урока? (слайд 6 ): Правила переноса слов
- Прочитайте внимательно тему урока. В каком числе стоит слово ПРАВИЛА? О чём это нам может говорить? -Действительно, этих правил несколько, и вы сами попробуете их открыть. -Какую учебно-познавательную и практическую задачу поставим перед собой? (слайд 7 )
ФИЗМИНУТКА
|
Записывают слова с комментированием.
Надо слово перенести Часть слова оставить, а другую записать на новой строке.
Работают в парах и пишут на листе, как можно перенести это слово. Предъявляют результат своего труда. Варианты переноса могут быть разные.
Как переносить слова; правила переноса слов.
Во множественном.
Наверное, их много, несколько.
Открыть правила переноса, научиться переносить слова. |
Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Открытие «нового» знания Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия
|
-Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой. (слайд 8 )
Что должно получиться у каждой группы в результате своей работы? Сколько правил у нас получится? Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.
- Слушаем результаты работы групп. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель:
Слушаем вторую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске модель: ...С — С...
Слушаем третью группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод?
Вы согласны с выводом группы? Фиксирует на доске: ..Ъ-.., …Ь-.., …Й-….
Слушаем четвёртую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод ?
Вы согласны с выводом группы? Фиксируем модель: ….
… …..
Слушаем пятую группу. На что вы обратили внимание и какой сделали вывод
|
Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.
Правило переноса слов.
Сколько групп, столько и правил Дети работают в группах и формулируют правило.
Представитель от 1 группы показывает задание. Читает слова: мо-тор, ба-ра-бан, -Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово переносится по слогам.
Показ задания.
Представитель от 2 группы показывает задание. Слова: шос-се, груп-па -Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними.
Представитель от 3 группы показывает задание. Читает слова: день-ки, лай-ка, подъ-езд - Выделены Ь,Й,Ъ. Знак переноса стоит после них, значит… (их нельзя отрывать от предыдущего слога)
Представитель от 4 группы показывает задание. Читает слова: Огонь, Ещё, стаЯ - Выделены слоги О -, Е-, -Я. Знак переноса не стоит, значит одну букву переносить нельзя.
Представитель от 5 группы показывает задание. Читает слова: дОм, рОт, лУк, стрИж. - Выделен гласный звук, в слове 1 слог, переноса нет. Слова переносятся только по слогам! |
Сформулированное правило, представленное в речевой и графической форме. |
Реализация построенного проекта. Структурирование полученных знаний Цель: построение нового способа действия
|
-Сколько правил мы открыли? Проговорим их ещё раз, пользуясь схемами-моделями. Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно?
-Прочитайте алгоритм: как действовать, если надо перенести слово. (слайд 9)
Физминутка |
Проговаривают правила.
Сравнивают с учебником с.21, делают вывод: мы открыли больше правил.
|
Составленный алгоритм переноса слов. |
Первичное закрепление нового способа действия
Цель: зафиксировать во внешней речи новое учебное действий |
-Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение?
Как же мы перенесём слово , которое не вошло в строку? Какое правило нам пригодится?
Упражнение на закрепление. Работа по учебнику. Из предложенных слов Осень, касса, долька, юла, пень, ветер, лайка, сорт, ягода, клён. Выписать: Мальчикам – слова, которые можно перенести, разделить их для переноса . Девочкам – слова, которые нельзя переносить. Выяснение понимания задания Будут ли у вас одинаковые слова?
Взаимопроверка
Задание 2. Исправьте ошибки.(слайд 10) |
Не могли перенести слово МАССА.
Применяют алгоритм и объясняют перенос.
Нет Обосновывают свой выбор, опираясь на правила и алгоритм. Применяют правила, объясняют перенос.
Проверяют работу друг друга. |
Выполненное задание |
Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности |
Какое открытие мы сегодня сделали? ( слайд 11) Для чего нам понадобились эти правила? Как нам удалось открыть правила.
Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы. (слайд 12 )
|
Правила переноса слов.
Не смогли перенести слово.
Мы работали в группах, выполняли задание. Дают словесную оценку и цветовую. |
Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
Итог урока
|
-Выполнили ли учебную задачу? А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова». ( слайд13)
-Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»? -Нет! -Почему? -Слово « опять» не переносится. - Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил. -Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке. Молодцы! -Благодарю всех за урок!
|
Да, выполнили. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.