Урок русского языка
Тема урока: «Перенос слов»
ХОД УРОКА
Ребята! Сегодня у нас очередная встреча с русским языком. Надеюсь, что у вас замечательное настроение, и урок пройдёт интересно! Садитесь!
- Посмотрите, кто пришёл к нам на урок? СЛАЙД 2
Сегодня вместе с нашим другом Лунтиком мы устремимся по ступеням знаний к новым открытиям.
Девиз урока:
Наблюдаю – замечаю – размышляю - делаю выводы.
I. Актуализация и проверка опорных знаний. Словарная работа
Лунтик прилетел на Землю и тоже учится писать и читать вместе с вами.
И сейчас у нас словарная работа. СЛАЙД 3
Лунтик вместе со своими друзьями учится писать слова – названия предметов.
Учитель демонстрирует картинки, учащиеся записывают.
Откройте тетради, возьмите ручки, сядьте прямо и запишите.
В . РОНА ЗА . Ц В . Р . БЕЙ П . ТУХ Слайд 4
- Назовите пропущенные буквы (учащиеся показывают буквы на веере). Проверка на СЛАЙДЕ 5
- Что объединяет эти слова? (слова-предметы, отвечают на вопрос КТО?, одушевленные, животные)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые?
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Разделите слова на слоги. (Проверка по образцу)
- Как определили в словах количество слогов?
(Сколько в слове гласных, столько и слогов)
II. Изучение нового материала
1.Постановка проблемного вопроса
СЛАЙД 6
Лунтик проснулся сегодня и увидел над собой прекрасное голубое небо. Он даже придумал предложение. А какое – вы сами догадаетесь, если составите его из слов, которые видит на слайде.
(РАБОТА В ПАРАХ. (дети, обсуждая в парах, составляют предложение)
ПЛЫВУТ, НЕБУ, СИНЕМУ, ПО, ОБЛАКА СЛАЙД 7
- Какое предложение у вас получилось?
По синему небу плывут облака. СЛАЙД 8
- Лунтик решил записать это предложение и отправить письмо своему другу кузнечику Кузе. СЛАЙД 9
- Но, что это? Последнее слово не помещается на строчке. Как быть?
- Что вы посоветуете Лунтику? (разделить слово на части, перенести)
- А как вы думаете, переносить слова нужно по правилу или так, как захочется?
- Да, переносить слова надо по правилам.
- Кто догадался, какая тема нашего урока?
Тема нашего урока «Перенос слов». Слайд 10
- Какие цели мы поставим? (Узнаем правила переноса слов. Будем учиться применять новые знания на письме)
- Чему будем учиться? (Будем учиться переносить слова)
- Прочитайте текст, записанный на карточке. (карточки на столе).Понаблюдайте, поразмышляйте, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.
РАБОТА В ПАРАХ
Карточка:
У ро|-зы ост|-ры|е ши|-пы.
Бро|-дит ста|-до по лу|-гам.
(Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах) Слайд 11
- Правильно, слова надо переносить по слогам. Давайте, научимся сами и поучим Лунтика переносить слова.
Здесь порядок очень строгий.
Делим все слова на слоги,
Переносим по слогам:
Бро-дит ста-до по лу-гам. Слайд 12.
А теперь поможем Лунтику дописать предложение.
- Посмотрите на предложение, которое вы составили. Объясните, как можно перенести слово Облака. Слайд 13.
Запишите это предложение в тетрадь. Знак переноса будем обозначать черточкой. (учитель на доске)
У меня на доске 5 вопросительных знаков. Как вы думаете, почему? (несколько правил переноса)
Упражнения на закрепление правила переноса.
- Лунтик рад, он узнал первое правило переноса слов.
Но у меня на доске еще 4 вопросительных знака. Почему?
(значит есть еще 4 правила переноса слов). Давайте их узнаем.
У вас на столах лежат конверты с заданием.
В конверте есть инструкция.
Внимательно прочитаем инструкцию перед выполнением задания.
Инструкция.
1.Прочитайте слова.
2.Обратите внимание на выделенные буквы.
3.Посмотрите, где стоит знак переноса.
4.Догадайтесь, какое здесь правило переноса.
Карточка.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
Май-ка |
День-ки |
Кас-са |
Ли-ния |
Зай-ка |
Паль-чик |
Ван-на |
Яго-да |
Лей-ка |
Подъ-езд |
Сум-ма |
Мол-ния |
Чай-ка |
Зорь-ка |
Груп-па |
Оля |
Гай-ка |
Маль-чик |
Суб-бота |
Яр-кая |
(разбирается каждая группа и на доске вместо вопросительных знаков вывешивается вывод по каждой группе)
- при переносе буква Й не отделяется от гласной
-Ъ и Ь при переносе не отделяются от согласной
-нельзя переносить две одинаковые согласные
-одну букву не переноси не оставляй на строке
Физминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше,выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустит.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели-встали, сели-встали,
И на месте побежали.
Итак, мы с вами узнали 5 правил переноса слов. Давайте попробуем применить их на практике.
Задания по Мисаренко.
Но сначала нам надо составить алгоритм работы.
-Что будем делать сначала? А потом? Следующий шаг?
План.
1.Читаю слово.
2.Делю слово на слоги.
3.Вспоминаю. какое правило подходит
4.Делю слово для переноса
-Выполнение с комментированием.
Работа по учебнику.
(упражнение самостоятельно). Выписать сначала слова, которые нельзя переносить с одной строки на другую, потом остальные слова, разделяя их для переноса горизонтальной черточкой.
-Всё получилось? У кого возникли трудности? В чем они заключались?
Проверка.
Оцените свою работу. Поставьте ! если выполнили без ошибок. Поставьте +, если допустили 1-2 ошибки.
V. Рефлексия.
- А когда вы будете использовать новые знания?
- Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий?
-Что помогло вам справится с трудностями, когда они возникли?
- На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.
- А кто хочет себя похвалить за урок? За что?
Оцените себя. СЛАЙД 14
- Мне тоже понравилось, как вы работали. Давайте поблагодарим друг друга. Спасибо за урок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.