Конспект по русскому языку
Школа: МБОУ СОШ №196
Учитель: Завьялов Е.А.
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Класс: 2
Цель урока: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.
Задачи урока:
Дидактические: формировать представление детей об основном назначении имен собственных; ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»; закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.
Развивающие: развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов; познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»; понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Метапредметные:
· Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
· Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
· Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Личностные: уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения.
Основные понятия: собственные и нарицательные имена существительные.
Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир
Ресурсы: презентация, учебник, конспект, раздаточный материал.
Ход учебного занятия
№ п/п |
Этап учебного занятия |
Образо вательная задача этапа урока |
Методы, приемы и формы организации учебной деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Планируемые результаты |
1 |
Организа ционный момент |
Подготовка к занятию |
Беседа, фронтальная |
Прозвенел звонок и смолк Начинается урок. Тихо все за парту сели, На меня все посмотрели И работать захотели. Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к занятию. |
Приветствуют, проверяют готовность к уроку |
|
|
2 |
Мотива ционный этап |
Мотивация обучающихся к учебной деятельности |
Фронтальная |
А сейчас мы проведем с вами пальчиковую разминку. Приготовили руки: «Разогрейте» руки: потрите их друг о друга сначала ладошками, а потом тыльной стороной, несколько раз сожмите-разожмите кулаки и последовательно разотрите каждый пальчик — от подушечки к кисти. В общем, приготовьте руки к тренировке. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Словарный диктант: река, машина, корова, стол, медведь, врач, тетрадь, ученик, картина. Ребята, на какие две группы можно разделить это слова? На одушевленные и неодушевленные. Хорошо! Через всю строку пишем слово картина, выделяем изученные орфограммы, делим на слоги и ставим точки. Теперь составьте с эти словом предложение, подчеркните главные члены предложения, выпишите словосочетания и часть речи. Картина висит на стене. Первое главное слово картина (что?) – подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено сущ. Второе главное слово висит (что делает?) – с5какзуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено гл. Выписываем словосочетания. Если от первого главного слова зависимых слов нет, то задаем вопрос от второго главного слова. Висит (где?) на стене – обстоятельство места, подчеркиваем штрихпунктирной линией, выражено сущ. На – предлог. |
Проводят пальчиковую гимнастику
записывают число, классная работа, словарный диктант
Слово «картина» пишут через всю строку, делят слово на слоги, выделяют изученные орфограммы, составляют предложение и делают разбор |
|
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
|
3 |
Актуали зация знаний
|
Определить тему и поставить цель |
Беседа, фронтальная |
На слайде слова: Казань, Москва, город, река, ученик, Волга, Ока, Вася, Вова. Почему некоторые из этих слов надо пишутся с заглавной буквы? Это названия городов, рек и имена людей. Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание. Распределите данные слова по следующим группам. 1.Имена 2.Названия городов 3.Названия рек Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик. Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием). Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы? В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные. Как вы думаете, какова тема занятия? Конечно, мы сегодня знакомимся с темой «Собственные и нарицательные имена существительные». Давайте поставим цель. Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных. |
Читают слова
Распределяют их по группам
Определяют тему и цель урока
|
Презентация
|
Предметные: формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов; познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»; понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
4 |
Открытие новых знаний |
Организовать работу по теме урока |
Беседа, фронтальная |
Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное», «нарицательное?» Имена, отчества, фамилии людей–это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей. С какой буквы пишутся имена собственные? (с заглавной). А все остальные -нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени. Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных. (Собственные – Маша, Новосибирск и т.д., нарицательные – река, птица, собака и т.д.). Физкультминутка (видео). |
Определяют что такое собственные и нарицательные имена существительные, приводят примеры
|
Презентация, наглядный материал |
Предметные: формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов; познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»; понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных. |
5 |
Применение полученных знаний |
Закрепить знание с помощью заданий из учебника |
Фронтальная, беседа |
Открываем учебник стр. 51 упр. 87. Прочитайте. Спишите и проверьте себя. Подчеркните заглавную. Букву в именах, отчествах и фамилиях. Александр Сергеевич Пушкин. Лев Николаевич Толстой. Сергей Владимирович Михалков. Открываем стр. 52 и читаем правило, которое выделено цветом. Какие имена существительные называют собственными? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры. Хорошо, читаем правило на стр. 53. Какие имена существительные называют нарицательными? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры. Работа на карточках. Замените картинки собственными именами существительными. |
Выполняют упражнение 87, списывают и подчеркивают заглавную букву в именах собственных
Читают правила
Работают на карточках |
Учебник, карточки
|
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
|
6 |
Итог |
Закрепление полученных знаний на уроке |
Беседа, фронтальная |
Над какой темой урока мы сегодня работали? Давайте вспомним наше правило. |
Подводят итог урока |
|
|
7 |
Рефлексия |
Оценить свою работу |
Беседа, индивидуальная |
Приготовьте карандаши зеленого, желтого и красного цветов. Поднимите зеленый карандаш, если вы усвоили тему, вам понравилась ваша работа на уроке. Желтый – если у вас появились трудности. Красный – если вам ничего не понятно. |
Оценивают свою работу |
Светофор |
Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
8 |
Домашнее задание |
Записать домашнее задание |
Индивидуальная |
Записываем домашнее задание. |
Записывают домашнее задание |
|
|
9 |
Уборка рабочего места |
Убрать рабочее место |
|
Убираем рабочие места! Спасибо за урок! Урок окончен! |
Убирают рабочие места |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.