Урок русского языка 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"
Оценка 5

Урок русского языка 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"

Оценка 5
docx
25.06.2023
Урок русского языка 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"
Собственные и нарицательные имена существительные.docx

Конспект по русскому языку

Школа: МБОУ СОШ №196

Учитель: Завьялов Е.А.

Тема урока: «Собственные и нарицательные  имена существительные»

Класс: 2

Цель урока: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.

Задачи урока:

Дидактические: формировать представление детей об основном назначении   имен собственных; ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»; закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

Развивающие: развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов; познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»; понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Метапредметные:

·        Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·        Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

·        Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.

Личностные: уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения.

Основные понятия: собственные и нарицательные имена существительные.

Межпредметная связь: литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы: презентация, учебник, конспект, раздаточный материал.

 

 

 

 

 

Ход учебного занятия

п/п

Этап учебного занятия

Образо

вательная задача этапа урока

Методы, приемы и формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

1

Организа

ционный

момент

Подготовка к занятию

Беседа, фронтальная

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Тихо все за парту сели,

На меня все посмотрели

И работать захотели.

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, все ли у вас готово к занятию.

Приветствуют, проверяют готовность к уроку

 

 

2

Мотива

ционный

этап

Мотивация обучающихся к учебной деятельности

Фронтальная

А сейчас мы проведем с вами пальчиковую разминку.

Приготовили руки:

«Разогрейте» руки: потрите их друг о друга сначала ладошками, а потом тыльной стороной, несколько раз сожмите-разожмите кулаки и последовательно разотрите каждый пальчик — от подушечки к кисти. В общем, приготовьте руки к тренировке.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Словарный диктант: река, машина, корова, стол, медведь, врач, тетрадь, ученик, картина.

Ребята, на какие две группы можно разделить это слова? На одушевленные и неодушевленные. Хорошо!

Через всю строку пишем слово картина, выделяем изученные орфограммы, делим на слоги и ставим точки.

Теперь составьте с эти словом предложение, подчеркните главные члены предложения, выпишите словосочетания и часть речи.

Картина висит на стене.

Первое главное слово картина (что?) – подлежащее, подчеркиваем одной чертой, выражено сущ.

Второе главное слово висит (что делает?) – с5какзуемое, подчеркиваем двумя чертами, выражено гл.

Выписываем словосочетания. Если от первого главного слова зависимых слов нет, то задаем вопрос от второго главного слова.

Висит (где?) на стене – обстоятельство места, подчеркиваем штрихпунктирной линией, выражено сущ.

На – предлог.

Проводят пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

записывают число, классная работа, словарный диктант

 

 

 

 

 

 

Слово «картина» пишут через всю строку, делят слово на слоги, выделяют изученные орфограммы, составляют предложение и делают разбор

 

 

 

 

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

3

Актуали

зация знаний

 

Определить тему и поставить цель

Беседа, фронтальная

На слайде слова: Казань, Москва, город, река, ученик, Волга,  Ока, Вася, Вова.

Почему некоторые из этих  слов надо пишутся с заглавной буквы?

Это названия городов, рек и имена людей.

Чтобы узнать тему нашего урока выполните задание.

Распределите данные слова по следующим  группам.

1.Имена

2.Названия городов

3.Названия рек

Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.

Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова трёх первых столбиков от слов 4 столбика? (Написанием).

Какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

В русском языке для обозначения этих существительных давно придуманы специальные термины. Это - имена собственные и нарицательные.  

Как вы думаете, какова тема занятия? Конечно, мы сегодня знакомимся с темой «Собственные и нарицательные имена существительные». Давайте поставим цель. Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных.

 

Читают слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределяют их по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяют тему и цель урока

 

 

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные: формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов; познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»; понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

 

 

 

 

 

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4

Открытие

новых знаний

Организовать работу по теме урока

Беседа, фронтальная

Ребята, а вы знаете, что обозначают термины «имя собственное»,

«нарицательное?»

Имена, отчества, фамилии людей–это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей.

С какой буквы пишутся имена собственные? (с заглавной).

А все остальные -нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.

Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных. (Собственные – Маша, Новосибирск и т.д., нарицательные – река, птица, собака и т.д.).

Физкультминутка (видео).

 

 

 

Определяют что такое собственные и нарицательные имена существительные, приводят примеры

 

 

 

 

 

Презентация, наглядный материал

Предметные: формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов; познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»; понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

5

Применение полученных знаний

Закрепить знание с помощью заданий из учебника

Фронтальная, беседа

Открываем учебник стр. 51 упр. 87.  Прочитайте. Спишите и проверьте себя. Подчеркните заглавную. Букву в именах, отчествах и фамилиях.

Александр Сергеевич Пушкин.

Лев Николаевич Толстой.

Сергей Владимирович Михалков.

Открываем стр. 52 и читаем правило, которое выделено цветом.

Какие имена существительные называют собственными? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры.

Хорошо, читаем правило на стр. 53.

Какие имена существительные называют нарицательными? С какой буквы они пишутся? Приведите примеры.

Работа на карточках. Замените картинки собственными именами существительными.

Выполняют упражнение 87, списывают и подчеркивают заглавную букву в именах собственных

 

 

 

Читают правила

 

 

 

 

 

Работают на карточках

 

 

Учебник, карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.

 

 

 

6

Итог

Закрепление полученных знаний на уроке

Беседа, фронтальная

Над какой темой урока мы сегодня работали?

Давайте вспомним наше правило.

Подводят итог урока

 

 

7

Рефлексия

Оценить свою работу

Беседа, индивидуальная

Приготовьте карандаши зеленого, желтого и красного цветов. Поднимите зеленый карандаш, если вы усвоили тему, вам понравилась ваша работа на уроке. Желтый – если у вас появились трудности. Красный – если вам ничего не понятно.

Оценивают свою работу

Светофор

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

8

Домашнее задание

Записать домашнее задание

Индивидуальная

 Записываем домашнее задание.

Записывают домашнее задание

 

 

9

Уборка рабочего места

Убрать рабочее место

 

Убираем рабочие места!

Спасибо за урок! Урок окончен!

Убирают рабочие места

 

 

 

 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0f06/000e66e5-1a7d92fd/hello_html_17f855c8.png  

  

http://bigslide.ru/images/48/47307/960/img4.jpg


 

Конспект по русскому языку Школа:

Конспект по русскому языку Школа:

Ход учебного занятия № п/п

Ход учебного занятия № п/п

Ребята, на какие две группы можно разделить это слова?

Ребята, на какие две группы можно разделить это слова?

На – предлог.Проводят пальчиковую гимнастику записывают число, классная работа, словарный диктант

На – предлог.Проводят пальчиковую гимнастику записывают число, классная работа, словарный диктант

Это - имена собственные и нарицательные

Это - имена собственные и нарицательные

Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных

Приведите примеры собственных и нарицательных имен существительных

Применение полученных знаний

Применение полученных знаний

Урок русского языка 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"

Урок русского языка 2 класс "Собственные и нарицательные имена существительные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2023