Технологическая карта урока по русскому языку «Творительный падеж имен существительных».
Учитель: Гончаренко Анна Павловна
Класс: 3-в
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: Изучение учащимися особенностей творительного падежа: его основных значений, вопросов, предлогов.
Задачи урока:
Образовательные: учить находить существенные признаки имён существительных в творительном падеже, задавать падежные вопросы, устанавливать смысловые связи между словами в предложении. Познакомить с предлогами творительного падежа. Продолжить работу над формированием навыка грамотного письма, орфографической зоркости.
Развивающие: развивать способность к анализу и синтезу, умение выстраивать суждения и умозаключения.
Воспитательные: создать условия для формирования уменияслушать других, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать падежи имен существительных; предлоги творительного падежа имени существительного
Уметь определять падежи имен существительных по вопросам и предлогам.
Уметь сознательно употреблять в речи существительные в творительном падеже.
Личностные:
Уметь проводить
самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Технологии и методы работы: проблемно-диалогическая технология, ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии. Методы: словесный, наглядный, частично поисковый, работа в парах.
Оборудование: презентация к уроку, карточки для работы в парах, учебник русского языка В.П. Канакина В.Г., Горецкий 3 класс 2 часть.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
1. Организационный момент. |
-Сегодня на урок к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их. - Будем надеяться, что настроение у наших гостей замечательное, и они с удовольствием посмотрят наш урок. - Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу. - Я верю в вас, и знаю - у вас всё получится! - Пусть доброе настроение сопровождает нас в течение всего урока и помогает справляться с учебными задачами, которые мы с вами определим в ходе урока. СЛАЙД 1 Путешествие в «Страну знаний» - Мы сейчас отправимся с вами в путешествие. Но перед тем, как это сделать мы проверим домашнее задание. |
Учащиеся эмоционально настраиваются на работу во время урока. |
Личностные: -формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости; Регулятивные: -умение организовать рабочее место; |
II.Проверка домашнего задания. |
Упр. 93 Прочитайте стихотворение. Назовите имена существительные в винительном падеже. Какие предметы вы смогли сравнить между собой, и по какому признаку? Как настоящие путешественники мы должны проверить и убедиться все ли у нас на месте снаряжения. Тетрадь, линейка, ручка, карандаш, учебник. - Теперь можно отправляться в путь.
|
Читают стихотворение, называют вставленные слова и падежную форму. |
|
III.Минутка чистописания. |
СЛАЙД 2 Гора «Чистописания» - На нашем пути гора «Чистописания» - Чтобы ее преодолеть, давайте сделаем разминку. (Гимнастика для кисти руки) -Теперь напишите по образцу две строки чистописания правильно и красиво. Обратите внимание на первую строку. Это ключ, который поможет открыть волшебную дверь. Тп труд творить
|
Делают гимнастику для пальчиков. Записывают число, классная работа и прописывают образцы. |
|
IV.Введение в тему, актуализация знаний.
|
СЛАЙД 3 Сказочное озеро Продолжаем наше путешествие. Мы подошли к Сказочному озеру. - Послушайте сказку. Подумайте, о ком она: «Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называют теперь предложным». (Эта сказка о падежах. Сколько же падежей в русском языке? (6) - Интересно, а почему падежей в русском языке именно шесть, а не два или четыре, например? Сообщение ученика о падежах. (Приложение 1) О каких падежах мы уже говорили? Назовите падеж с которым мы будем работать сегодня. (Слайд) Сформулируйте цель урока. Сегодня предметом нашего изучения станет падеж-работяга или орудийный, так называли его в старину, от слова орудие, которым что-нибудь делают, а в настоящее время творительный падеж. Ведь его название связано со словом творить, т. е. работать.
СЛАЙД 4 На берегу озера стоит избушка нам нужно в нее войти, чтобы узнать тайну нашего путешествия. Для этого вам предстоит сделать «открытие». На какие падежные вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже. СЛАЙД 5 Прочитайте отрывок из сказки. - Из какого произведения эти строки? Назовите автора. (Из «Сказки о царе Салтане...», А.С. Пушкин.) Запишите выделенные слова. Поставьте к ним вопросы от слов, с которыми они связаны. Ребята, на какие вопросы отвечает имя существительное в творительном падеже? Слайд 6.
|
Отгадывают предложенную сказку, самостоятельно формулирую цель урока: путешествие по стране «Знаний», с целью получения новых знаний.
Читает сообщение о падежах.
Называют изученные падежи. Творительный падеж.
Ставят цели урока.
Называют произведение и автора.
Записывают слова, ставят к ним вопросы.
Дают ответ на поставленный вопрос: кем? чем? |
актуализация полученных знаний.
Регулятивные: -организация аналитической работы; Познавательные: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - доказательство собственных высказываний;
Познавательные: -использование приобретённых знаний -формулирование речевого высказывания и аргументирование своего мнения; Личностные -принятие цели, понимание важности проделываемой работы. -осознание своих возможностей и трудностей в учении.
|
V. Решение учебной задачи.
|
СЛАЙД 7 Лес «Знаний» Мы пришли с вами в лес «Знаний», чтобы узнать с какими предлогами употребляется творительный падеж. Выполним Упр. 94 (с. 52).
К каким существительным поставили вопрос кем?, а к каким – чем? Назовите предлоги, с которыми употреблены имена существительные? - Давайте, наши выводы сравним со сведениями в учебнике. — Прочитайте сведения о языке на с. 53. -Я тоже сделала табличку, но добавила вспомогательное слово и окончания. Творительный падеж-работяга, творит добро, используя орудия (чем?). Доброта приносит радость и поэтому все остаются довольны. Вспомогательное слово «доволен». Заполните падежный паспорт. Приложение 2. |
Вспоминают, что творительный падеж отвечает на вопросы «кем?», «чем?».
формулируют задачу: выяснить, с какими предлогами употребляется творительный падеж. Читают задания в учебнике. - Списать предложения в тетрадь, выделяют предлоги, определить падеж выделенных существительных. Вспоминают, что нужно было выяснить, с какими предлогами употребляются существительные в форме творительного падежа.
На основе проделанной работы учащиеся формулируют следующий вывод: «Творительный падеж имён существительных употребляется с предлогами: с, за, под, над, между, перед»
Отвечают на вопрос: к одушевлённым именам существительным ставим вопрос кем?, к неодушевлённым вопрос чем?
Заполняют падежный паспорт.
|
- знание вопросов творительного падежа;
- знание и умение находить и выделять предлоги;
знание предлогов творительного падежа. Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - работа в соответствии с планом; Личностные -понимание познавательной задачи; Коммуникативные: - постановка вопросов; -высказывание своей собственной точки зрения;
|
VI/Физкультминутка |
СЛАЙД 7 Поляна «Отдыха» Мы немного устали, давайте сделаем привал на поляне «Отдыха». Если увидите на экране существительное женского рода, то присядьте один раз, если – мужского рода, два раза, а если – среднего рода, три раза.(зима, улица, снег, дерево, снегирь, окно, снеговик, снежинка) Какая тема объединяет слова?
|
Дети выполняют физминутку, с определением рода имён существительных.
Отвечают на вопрос. Время года зима. Имена существительные. |
Личностные: -снятие утомляемости; -поддержание эмоционального настроя
|
VII. Закрепление знаний.
|
СЛАЙД 8 Продолжим наше путешествие. Мы подошли к мосту «Предложения» Чтобы его перейти, мы выполним задания игры «Конструктор». Для того, чтобы переход был успешным, вы будете работать в паре. На партах лежат файлы, в них слова, с их помощью соберите пословицы и объясните их смысл. У каждого ряда свои пословицы. Приложение 3. На какую тему пословицы?
В знак высочайшей общественной значимости учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящён в нашей стране педагогам. |
Составляют пословицы, объясняют их смысл.
Дети устно выполняют задания.работаю в паре. |
- умение определять имена существительные в форме творительного падежа. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - доказательство; Личностные -понимание познавательной задачи; -проявление способности к оценке своих знаний, умений, действий; - осознание своих возможностей и трудностей, стремление к их преодолению; Коммуникативные: - постановка вопросов; -высказывание своей собственной точки зрения; Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
|
VIII.Итог занятий. Домашнее задание. Рефлексия деятельности |
СЛАЙД 9 - И вот мы подошли к реке «Прощай» - Сколько падежей в русском языке? - Какие тайны открыл для вас творительный падеж? - Назовите вопросы творительного падежа. - С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже? - Какие окончания имеют имена существительные, стоящие в форме творительного падежа? -Молодцы! Дома выполните Упр. 96 (с. 53). Задание на карточке выполните письменно. Для каждого из вас свое задание. Задания на выбор учащихся. Вам понравилось наше путешествие? - Чему учились на уроке? - Подумайте, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания. Ребята, оцените свою работу на уроке с помощью рефлексивной мишени. Закрасьте ту часть каждого сектора, которая соответствует вашей работе и впечатлениям.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы. Название падежа связано со словом творить) (Кем? Чем?) (с, со, перед, под, над, за, между)
Высказывают свою точку зрения.
Закрашивают рефлексивную мишень, тем самым оценивая себя и урок.
|
Регулятивные УУД: осознавать качества и уровень освоения, владения теми или иными учебными действиями;
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; проявлять активность в деятельности.
|
Приложение 1
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли мы в лесок гулять,
Этот пальчик по дорожке,
Этот палец
по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился
Очень поздно возвратился.
Приложение 2
Сообщение ученика.
Именно шесть падежей прекрасно позволяют нам передавать самые разнообразные значения. В других языках мира иначе. В немецком, например, их только четыре, а у финнов насчитывается целых пятнадцать! Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А наша задача – выучить и понять свои шесть, чтобы говорить правильно и красиво
Приложение 3
Творительный падеж
Вопросы |
Вспомогательные слова |
Предлоги |
Окончания |
кем? |
|
над, за |
-ой, -ом |
чем? |
доволен |
под, перед |
-ей, -ем |
|
|
с, со, между |
-ью |
Приложение 4
1.С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
2. Не гордись званием, а гордись знанием.
3. Быть учителем, перестав быть учеником,
невозможно.
Приложение 5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.