Тема: Правописание суффиксов и приставок . 3 класс УМК «Школа Росси»
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с правилом проверки слов, осуществляя работу по учебнику и карточкам.
2. Формировать умение правильно писать суффиксы и приставки в словах через выполнение упражнений из учебника.
3. Формировать навыки каллиграфического письма (минутка чистописания).
Воспитательные:
1. Воспитывать аккуратность через организацию упражнений в тетради.
2. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, выслушивание их ответов, точек зрения посредством проведения парной работы.
3. Прививать бережное отношение к учебным принадлежностям.
Развивающие:
1. Способствовать развитию связной речи посредством формулирования полных ответов учеников на вопросы педагога.
2. Развивать внимание, быстроту реакции через организацию физкультминутки.
3. Способствовать развитию таких мыслительных операций, как: классификация, обобщение, абстрагирование.
Основные термины, понятия
Приставка, суффикс.
Планируемые результаты:
- Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках.
- Писать правильно в словах суффиксы -ек, -ик; -ок.
-Различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня.
Ход урока.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Настрой на работу.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Присаживайтесь на свои места.
- Прочитайте слова.
Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте ответ. ( Предлог – это часть речи, остальные – части слова.)
- В каких частях слова могут быть орфограммы?
- Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово)
2. Прочитайте запись на доске
Морозище, ударил середина, в, декабрь
- Это предложение? Докажите. А чем отличаются слова от предложения.
-Что необходимо помнить, составляя предложение? (Подобрать слова по смыслу, изменить окончания слов)
Составьте из данных слов предложение:
В середине декабря ударил морозище.
-Каким был мороз? Как поняли? (Суффикс -ищ- увеличивает )
- Что такое окончание? для чего служит окончание.
- Запишите предложение в тетрадь. Выделите окончания.
- Дайте характеристику предложения.
- Выделите в предложении основу: подлежащее и сказуемое, второстепенные члены, составьте схему и выпишите словосочетания
Словарная работа
Какое сейчас время года?(зима
Какие осадки бывают зимой?
У нас на уроке тоже снегопад, но не простой, а словарный. На каждой снежинке словарные слова: вставьте пропущенные буквы, и проверьте
(Слайды )
– Начнем с зимних месяцев.
Этот месяц
год кончает, зиму начинает.
Этот месяц году начало – зиме середина.
Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель.
(Д_кабрь, _ нварь. Ф_евраль.)
Невидимкой,
осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
– Зима приносит детям много забав. Какие зимние игры вы любите ?
И мальчишки,
и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лёд узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы – фигурные …(коньки)
(М_роз, к_ньки.)
-В каких частях слова могут быть орфограммы?
-Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)
Давайте вспомним что такое приставка?
Суффикс ?
Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цель нашего урока и задачи нашего урока.
Мы научимся…
Мы будем правильно…
3. Реализация построенного проекта.
-Что нужно различать, чтобы правильно определить, где находится орфограмма? (Приставку и суффикс)
- Выполните упр. 239 с. 124. (Самостоятельная выполнение. Проверка.)
-Прочитайте приставки.
-Прочитайте суффиксы.
- Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите приставки и суффиксы в этих словах.
Электронное приложение (прослушивание)
- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить буквой безударный гласный звук или парный по глухости звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс)
- Прочитайте на с. 124.
Физминутка
- Выполните упр. 242 с. 125.
- Прочитайте пары слов.
- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек)
- Что с ним происходит при изменении формы слова? (исчезает гласный звук)
- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик)
- Что с ним происходит при изменении формы слова) (Гласный звук не исчезает)
- Сформулируйте правило.
- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка)
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Расскажите о правописании суффиксов –ек и - ик.
Электронное приложение (прослушивание правила)
- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Электронное приложение (игра «-ек или –ик»).
Работа в парах. Р.т. с. 67 Упр. 168.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Выполнение задания в р.т. с. 67 упр. 166, с. 68 упр. 170. Сверка с эталоном.
6. Включение в систему знаний и повторение.
- Прочитайте слова.
Стол, двор, нос, слон, ковёр, дом, песок.
- Образуйте новые слова с использованием суффиксов –ек и –ик. Запишите новые слова, выделите суффиксы. Составьте с одним из слов предложение.
- Сейчас я буду зачитывать слова, а вы делить по ходу выполнения задания на 2 группы: безударный гласный звук и парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке.
Работа в группах.
- Составьте кластер. 1 группа пишет слова, в которых есть суффикс –ик, 2 группа – ек.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Ребята, вы сегодня так хорошо поработали!
На полях в тетради нарисуйте солнышко с улыбающимся личиком, если вам понравился урок, и вы справились со всеми заданиями. Если же возникли затруднения, то нарисуйте грустное солнышко.
-Вижу, что у большинства все получилось. Очень рада этому! Те, у кого были трудности, могут подойти на перемене ко мне, и я помогу вам разобраться.
-Сегодня за урок я бы поставила отметку «5» …, «4»…, а остальным необходимо в следующий раз быть более активными и внимательными. Спасибо за урок!
Д/ з. Выучить правило с. 125, р.т. с. 68 упр. 169
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.