Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема «Число имён существительных»
Оценка 4.8

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема «Число имён существительных»

Оценка 4.8
docx
23.11.2023
Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема «Число имён существительных»
ПЛАН.docx

Конспект урока по русскому языку на тему «Число имён существительных» ( 3 класс).

Тема: Число имён существительных.

Цель:  развивать умения определять число имён существитель­ных, изменять их по числам.

Планируемые результаты:

-  определять начальную форму имен существительных;

- развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

- воспитывать любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Задачи:

Предметные:

·         - формировать умения изменять имена существительные по числам, определять числовую принадлежность имён существительных;

·         - закрепление и углубление сведений об  имени существительном;

·         развивать орфографическую зоркость, устную связную речь;

Метапредметные:

·         формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

·         развивать логическое мышление, память,

·         учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Личностные:

·        желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волевое усилие при преодолении трудностей;

·        умение планировать и организовывать свою деятельность; владеть элементарными правилами учебного сотрудничества. 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

1.    Чистописание. Индивидуально. Оцените себя.

2.    Словарная работа. Игра «Доскажи словечко».

Первый – понедельник

Четвёртый - ? четверг

 

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан ... иней

 

Самая известная путешественница из сказки Всеволода Михайловича Гаршина. лягушка

 

Солёный- соль

Сладкий - ? сахар

 

Рубить – топор,

копать - ? лопата.

 

Далеко - близко,

медленно – ? быстро.

 

манка- пшеница

овсянка - ? овёс

 

Прочитайте все отгаданные слова.

Что нужно сделать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы.

Запишите слова, которые вы смогли запомнить.

Проверьте.

Четверг, иней,  лягушка, сахар, лопата, быстро, овёс. Оцените себя.

Что изменилось.

Почему слово быстро было лишним?

Быстро – не имя существит.

3. Актуализация опорных знаний

                           

Имя существительное

Расскажите об этой части речи.

Из оставшихся  им. сущ. какое теперь можно посчитать лишним?

Лягушка – одушевлённое. Докажите.

табличка

Какие существит. явл. собственными? Как они пишутся? Как называются имена не собственные?

табличка

Слова лягушка – собственное или нарицательное?

Попробуем превратить его в собственное.

Как вы считаете, мы уже многое знаем об имени сущ.?

А есть ли сведения, которые нам ещё неизвестны?

4.Сообщение темы и целей урока.

Составьте из первых  букв оставшихся слов новое слово. и сформулируйте цели урока.

Четверг, иней, сахар, лопата, овёс.

Тема урока Число имён существительных табличка

Научимся определять…

Научимся изменять…

Запишите тему зелёной ручкой в тетрадь.

5. Работа по теме.

1) Анализ слов

Сравните пары лягушка и лягушки, лопата и лопаты.

Слова в 1 столбике обозначают 1 предмет, а во втором столбике несколько таких же предметов, можно сказать 2 и более предметов.

Имя сущ – настоящий волшебник. Оно может превратиться в 1 предмет, а может в несколько предметов сразу.

Выполните задание в парах. (Распределите слова в 2 столбика. Выделите окончания.) У доски 2 ученика.

Проверьте. 1 ряд – по доске..

2 ряд  и 3 ряд – учебник, упр.28. Оцените себя.

Итак, им .сущ. из 1 столбика обозначают 1 предмет.

Как вы думаете, в каком числе они стоят? В единственном числе. (ед.ч.)

Сколько предметов обозначают им .сущ. из 2 столбика?

Они стоят во множественном числе. (мн.ч.)

Дайте понаблюдаем, какая часть слова отличается у имён существительных в столбиках.

Это окончание.

Лексическое значение у слов не меняется, мы не добавляли к словам 1 столбика ни суффиксов, ни приставок.

Поэтому, эти слова не однокоренные, а  формы одного и того же слова.

Поскольку, число у существительного может меняться – это изменяемый признак имени сущ.

2) Работа с правилом.

Сравним наши выводы с правилом учебника.

Вклейте опорную схему в свою книжку-малышку.

6. Д/з. Правило с.20, упр.31.

7. ФИЗМИНУТКА.

8. Закрепление.

Упр. 32. Устный разбор. Самостоят. запись +карточки.

Мит

М.В

П.А

О.А- 1

С.В -1

К.П- 1

С.А -1

 

 

 

ВИДЕОРОЛИК

Следует обратить внимание, что у некоторых слов при изменении числа меняется не только окончание.

Могут изменяться согласные перед окончанием ухо-уши

Твёрдый согл перед окончанием может стать мягким стул-стулья, брат-братья

У сущ. может измениться суффикс лисёнок-лисята, тигрёнок-тигрята

Может добавиться суффикс сын-сыновья, дочь-дочери

Может измениться всё слово ребёнок-дети, человек-люди. Оцените себя.

 

Разбор слова друг (у доски).

Упр. 29 (у доски)

Упр. 30 устный разбор+(сам-но)

Итог

1 строка Изменяются ли имена сущ. по числам

2 строка Сколько предметов обозн. имя сущ. в единственном числе?

3 строка В каком числе употребл. сущ.ветер?

4 строка  Сколько предметов обозн. имя сущ. во множественном числе?

5 строка В каком числе употребл. сущ.птицы?

На всех строчках – 1 вариант – закрасить им.сущ. в ед. числе

2 вариант – во множественном числе.

ЧТО ЗАМЕТИЛИ?

Поставьте себе отметку за работу на уроке.

Покажите на смайлике, довольны ли вы своей работой.


VII. Рефлексия 

 - Сегодня на уроке я … 
- Самым, интересным на уроке для меня было… 
- Я встретился с трудностью при … 
- У меня хорошо получилось … 
- Мне это необходимо для …

 

 

ФИ                                                                                                 


Ухо-                                       

Стул-                                     

Брат-                                      

Лисёнок-                                

Тигрёнок-                              

Сын-                                      

Дочь-                                     

Ребёнок-                                

Человек-                                

 


 

 

 

 

 

 

ФИ                                                                                                 


Ухо-                                       

Стул-                                     

Брат-                                      

Лисёнок-                                

Тигрёнок-                              

Сын-                                      

Дочь-                                     

Ребёнок-                                

Человек-                                


 

 

 

 

 

 

 

1 вариант ФИ                                                                       

Число имён существительных

 

не изменяются

изменяются

сугроб

снеговик

 

сугробы

льды

1 предмет

2 и более предметов

единственное число

берёзы

вороны

сапог

метель

единственное число

множественное число

реки

1 предмет

катки

2 и более предметов

снеговики

единственное число

множественное число

каток

снегирь

снегири

Отметка -                               Настроение –

 

 
 

 

 

 


2 вариант ФИ                                                                       

Число имён существительных

 

сугроб

снеговики

 

сугробы

изменяются

не изменяются

лёд

1 предмет

2 и более предметов

единственное число

берёза

множественное число

единственное число

сапоги

метели

ворона

река

1 предмет

каток

2 и более предметов

снеговик

снегирь

снегири

катки

множественное число

единственное число

Отметка -                                 Настроение –

 

 
 

 

 

 

 

 

 


1 вариант ФИ                                                                       

Число имён существительных

 

не изменяются

изменяются

сугроб

снеговик

 

сугробы

льды

1 предмет

2 и более предметов

единственное число

берёзы

вороны

сапог

метель

единственное число

множественное число

реки

1 предмет

катки

2 и более предметов

снеговики

единственное число

множественное число

каток

снегирь

снегири

Отметка -                               Настроение –

 

 
 

 

 

 


2 вариант ФИ                                                                       

Число имён существительных

 

сугроб

снеговики

 

сугробы

изменяются

не изменяются

лёд

1 предмет

2 и более предметов

единственное число

берёза

множественное число

единственное число

сапоги

метели

ворона

река

1 предмет

каток

2 и более предметов

снеговик

снегирь

снегири

катки

множественное число

единственное число

Отметка -                                 Настроение –

 

 
 

 

 

 

 

 


Пчела

Учитель

Озёра

Пчёлы

Деревни

Озеро

Учителя

Деревня

 

 

Пчела

Учитель

Озёра

Пчёлы

Деревни

Озеро

Учителя

Деревня

 

 

Пчела

Учитель

Озёра

Пчёлы

Деревни

Озеро

Учителя

Деревня

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочка

Книга

Страны

Девочки

Кресла

Страна

Книги

Кресло

 

 

Девочка

Книга

Страны

Девочки

Кресла

Страна

Книги

Кресло

 

 

Девочка

Книга

Страны

Девочки

Кресла

Страна

Книги

Кресло

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город

улица

планеты

города

мальчики

планета

улицы

мальчик

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку на тему «Число имён существительных» ( 3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему «Число имён существительных» ( 3 класс)

Ход урока. 1. Чистописание

Ход урока. 1. Чистописание

Из оставшихся им. сущ. какое теперь можно посчитать лишним?

Из оставшихся им. сущ. какое теперь можно посчитать лишним?

Оцените себя. Итак, им .сущ. из 1 столбика обозначают 1 предмет

Оцените себя. Итак, им .сущ. из 1 столбика обозначают 1 предмет

Может добавиться суффикс сын-сыновья, дочь-дочери

Может добавиться суффикс сын-сыновья, дочь-дочери

Брат-

Брат-

Отметка -

Отметка -

Отметка -

Отметка -

Пчёлы Деревни Озеро Учителя

Пчёлы Деревни Озеро Учителя

Девочка Книга Страны Девочки

Девочка Книга Страны Девочки

Город улица планеты города мальчики планета улицы мальчик

Город улица планеты города мальчики планета улицы мальчик

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема «Число имён существительных»

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема «Число имён существительных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2023