Урок русского языка 3 класс "Склонение имен существительных"

  • docx
  • 18.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 Урок Склонение имен существительны.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока русского языка

3 класс (Программа «Начальная школа 21 века»)

по теме «Склонение имен  существительных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Ильина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №4 Тюменская обл.,

г. Ялуторовск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

 

 

 

Конспект урока русского языка

Тема урока: «Склонение имен  существительных»

 

Класс: 3 класс (Программа «Начальная школа 21 века»)
Тип урока - урок открытия нового знания.

Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.

Задачи:

- Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

- Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

- Формировать универсальные учебные действия.

Педагогические задачи:

- создать условия для ознакомления с тремя типами склонения имен существительных;

- совершенствовать умения определять тип склонения имени существительного;

- содействовать воспитанию интереса к русскому языку, патриотическому воспитанию (согласно реализации воспитательного потенциала урока через модуль «Школьный урок»).

 

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с тремя типами склонения имен существительных;

научатся определять тип склонения имени существительного;

Метапредметные УУД

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя).

Регулятивные:

- высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Коммуникативные:

сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); критично относиться к своему мнению;

Личностные результаты:

- проявлять положительное отношение к изучению русского языка;

- воспринимать русский язык как одну из основных национально-культурных ценностей российского народа, осознавать себя носителем этого языка

Оборудование: Интерактивная доска, планшеты, дидактические карточки, наглядный материал, индивидуальные тетради.

Формы работы: коллективная, индивидуально-дифференцированная, работа в паре, в группе, учебный диалог.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (создание эмоционального настроя)

Друг на друга посмотрели,

 Повернулись, подтянулись

 И друг другу улыбнулись.

     - Как вы готовы  сегодня работать?  О-О-Отлично (Приём «Тёрка» из Сингапурской технологии)

 - Ребята, сейчас внимание всех людей приковано к зимним Олимпийским играм, которые проходят в столице Китая - Пекине. (Слайд 2)

- Каждый из нас желает успехов нашим спортсменам. Какие зимние виды спорта вы знаете? (ответы детей).

И у нас с вами будет необычный урок русского языка, урок – ОЛИМПИАДА. Нам необходимо покорить вершину горы Знаний. Но подняться будет нелегко, вас будут ждать разные препятствия, но мы с вами не боимся трудностей и вместе все преодолеем, выполним все задания, которые нам встретятся на  пути. (Слайд 3)

 

 

В конце урока активных ребят ждут награды, как на олимпиаде. Представьте, что вы - спортсмены, несущие факел с олимпийским огнем. Он нам поможет дойти до вершины горы.  В путь! (Слайд 4) И работать мы с вами будем в необычных тетрадях, которые помогут нам добиться успеха (Приложение 1).

 

2. Повторение знаний о существительном. Определение темы и цели урока. (Подножие «Необходимые знания»)

- К чему стремятся олимпийцы? (победа и медаль) (Слайд 5)

- Какой частью речи являются эти слова? (Имена существительные)

- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном.

(Дети работают в группах, двое – у доски.  На доске и партах лежат  карточки со словами - предмет, кто?  что? какой? что делает? признак,  действие, род, склонение, число, падеж) (Приложение 2)

 - Выберите из предложенных слов только те, которые касаются имен существительных. (На работу отводится 30 секунд, при этом слово СКЛОНЕНИЕ дети еще не знают, поэтому не выбирают или ставят под сомнение).

- Давайте определим признаки (род, число, падеж) у наших существительных ПОБЕДА и МЕДАЛЬ (ж.р., ед.ч., И.п.) (Слайд 5) (Дети работают в тетрадях, задание 1)

- Всё это мы с вами узнали на предыдущих уроках,

 Но, оказывается, среди оставшихся слов есть еще слово, которое относится к имени существительному. Кто-нибудь догадается, какое?  (склонение)

Сможем ли определить склонение у наших слов?

«Открываем» тему урока.

-  Давайте определим тему урока –

«Склонение имен существительных» (Слайд 6)

- Какую цель мы поставим для себя на этот урок? (Научиться определять склонение существительных).

- Мы с вами справились с первым заданием, продолжаем подниматься выше. (Слайд 7)

 

 

3. Совместное открытие знаний. Исследовательская работа. Склон «Восхождение»

- Давайте у слов ПОБЕДА И МЕДАЛЬ выделим окончание. (Слайд 8)  Сформулируем проблемный вопрос: Почему род, падеж, число одинаковые, а окончания разные?

- Давайте ответим на этот вопрос, проведём исследование. (Слайд 9)

   

- На слайде записаны слова: сила, воля, спортсмен, терпение, братишка, упорство, честность, уверенность.

- К какой части речи относятся эти слова? (имя существительное)

- В какой форме стоят эти существительные? (Существительные стоят в начальной форме.)

- А теперь давайте определим род имен существительных и выделим окончания. (Ученики работают в тетрадях, комментируя «по цепочке», задание 2)

 

 

- На какие три группы их можно разделить? ( По родам.)

- Их можно разделить и на другие три группы. Ориентируясь на таблицу, вы сделаете это самостоятельно, записав слова, выделите окончания.

Работать вы будете в парах. (Дети, обсуждая, работают в тетрадях, опираясь на данные в таблице)  (Слайд 10)

Окончания

1группа

2 группа

3 группа

Ж.р.-а; -я; М.р. -а; -я:

Ср.р.- о, е; М.р.-

Ж.р.-ь

братишка

спортсмен

уверенность

сила

упорство

честность

 воля

 терпение

 

 

(Слайд 11) Вывод: Какие существительные входят в 1 группу? (Сущ. ж. р. и м. р., в нач. форме  окончания –а, -я).

              Какие существительные входят во 2 группу? (Сущ. ср. р. в нач. форме окончания  –о, -е, м. р. в нач. форме –нулевое окончание).

              Какие существительные входят в 3 группу? (Сущ. ж. р. в нач. форме с ь  на конце) 

- Назовите существительные, которые вы записали в первую группу?

- Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.

- назовите существительные второй группы.

- назовите существительные  третьей группы.

- По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и окончанию.) 

- Как называются в русском языке эти группы существительных? (склонения)

(В таблице на доске открываются названия групп: 1 склонение, 2 склонение, 3 склонение) (Слайд 12)

 

  

 - Дорогие ребята! Я вас поздравляю! Вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы.  По какому признаку? (по  окончаниям  в начальной форме в И.п).  Эти группы называются: 1 склонение,   2 склонение, 3 склонение.

- Нам  покорилась следующая преграда – идем дальше! (Слайд 13)

 

4. Применение новых знаний. Подведение итога исследовательской работы.

Склон «Озарение»

- Ребята, вспомните, какой проблемный вопрос возник в работе?

    Почему у слов победа, медаль  разные окончания, хотя род, число и падеж одинаковые? (Они разного склонения)

    Как будем действовать, чтобы определить склонение существительных? (Слайд 14)

Составим алгоритм определения склонения (кластер на доске):

Алгоритм определения склонения

Начальная форма

Род

Окончание

(Слайд 15) ФИЗМИНУТКА - (дети закрывают глаза и под музыку представляют ту красоту, которую можно увидеть с высоты горного склона). Учитель читает:

Ты стоишь на вершине горы. В лицо дует ветер. С высоты горы ты видишь, как необъятен мир и как широки горизонты.
И вот буквально на секунду этот мир застывает в ожидании. Смолкли птицы, даже ветер успокоился, и ты просто слышишь эту тишину. Становится легко дышать. Очень легко. В груди очень медленно начинает нарастать чувство уверенности в себе. Ты можешь все!

- Мы немного отдохнули, а теперь продолжаем идти вперед. Вам предстоит выполнить задание этого этапа – «Распредели по группам». Задание находится на планшетах… (работа в парах, 2 человека выполняют задание на интерактивной доске). http://learningapps.org/display?v=ect5kk63

- Проверяем свою работу! (если надо, корректируем)

- Молодцы! И с этим заданием мы справились!

 

5.Закрепление изученного материала. (Слайд 16) – Нам предстоит последний марш-бросок, и мы будем на вершине!

 (Цифровой диктант) (Слайд 17)

- Вы видите перед собой неожиданный пример! Его герои – животные! Кто-нибудь догадался, как решать этот пример?

- Давайте, картинки животных превратим в слова, а вы, определив склонение слов, должны записывать только цифру, обозначающую его. В результате получится пример: если все склонения определены правильно, то он будет верным.

Цифровой диктант. Учащиеся работают в тетрадях, задание 3): 

Косуля, лисица, олень +  медведь, белка, куница = мышь, волк, лань.

112 + 211= 323

6. «Олимпийская» рефлексия.

- В совместной работе мы с вами сумели подняться на Вершину «ОТКРЫТИЕ» нашей горы Знаний! (Слайд 18)

 

 

Каждый из вас донес свой Огонь Знаний до конца урока. Выберите для себя то олимпийское кольцо, которое для вас сегодня было важнее, поместите свой огонь в это кольцо (Приложение 3).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16784_314a3fbc28d80df7ec548a7b00e03681.jpg.jpg

 

7. Итог урока, домашнее задание

- Олимпийский огонь в Пекине продолжает гореть, спортсмены отдают все силы за победу нашей страны. Мы будем за них болеть!

А дома вам нужно выполнить задание 4 в наших тетрадках, вспомнив разные виды спорта и полученные на уроке новые знания.

 

- Ребята, скажите, а слова победа и медаль относятся только к олимпиаде?

Нет, на войне солдаты  одерживают победу, им вручают медали за отвагу.

И в мирное время люди совершают геройские поступки и заслуживают медалей.

Взрослые и дети побеждают в разных конкурсах, а за отличные знания им вручают – золотые медали.

- Спасибо вам за работу на уроке. Я желаю, чтобы огонь победы оставался в ваших сердцах всегда. Вы это заслужили! (Вручение медалей – Покоритель горы Знаний) (Приложение 4)

 

 

Список использованной литературы

1.   Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.

2.   Полякова А.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.В. Полякова. – М.: Просвещение, 2014, 127 с.

3.   Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.     http://allforchildren.ru

2.     http://www.rusedu.ru/detail

3.     http://iemcko.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Опорные слова

 

Предмет

кто? 

что?

какой?

что делает

 признак

действие

 род

склонение

число

падеж

 

 

Приложение 3

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/16784_314a3fbc28d80df7ec548a7b00e03681.jpg.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

Приложение 4

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru