Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 с. Бада
Урок русского языка
Выполнила:
учитель начальных классов
Иванова Мария Прохоровна
Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных .»
Цель: формировать умения обучающихся писать слова с новой орфограммой
Тип урока : Открытия нового знания
УМК: «Школа 2100» 4 класс
Структура урока открытия нового знания:
• этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
• Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
• этап выявления места и причины затруднения;
• этап построения проекта выхода из затруднения;
• этап реализации построенного проекта;
• этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
• этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
• этап включения в систему знаний и повторения;
• этап рефлексии учебной деятельности на уроке;
• 1. Предметные:
• - выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
• - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
• 2. Метапредметные:
• а) познавательные УУД:
• - Извлекать информацию из текста, преобразовывать ее в схему, составлять алгоритм написания мягкого знака после шипящих, строить рассуждения.
• б) коммуникативные УУД:
• - Высказывать и обосновывать свою точку зрения
• - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
в) регулятивные УУД:
• - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;
• - формировать умения выполнять свои действия по образцу;
3. Личностные:
• - формирование умения адекватно оценивать свою работу;
• - воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
• Методы обучения: поисковый, словесный, практический.
• Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.
Урок русского языка 4 класс
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность уч -ся |
1.Оргмомент.
|
.1. Притча. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках». В наших руках- создать на уроке такую атмосферу, где каждый ученик скажет, что хочу работать, надо правильно отвечать, могу красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках» 2. Давайте приготовим наши пальчики для письма (упр-я), правильно сядем и будем следить за посадкой.
|
|
2.Повторение |
1. Синтаксический разбор предложения. 2.Морфологический разбор имен существ. 3. Склонение имен существ. по падежам. |
Индив. работа Кот зажмурил глаза и прижал уши. Глаза Степана Шли по тропе Коридор, палатка, костер, цитата Самооценка |
3.Минутка чистописания.
|
1)Написание, какой буквы мы сегодня повторим, вы узнаете из загадки. Эта буква – хитрый знак, Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. -Чем необычны буквы Ь и Ъ? -Какая буква употребляется чаще? 2) Правописание буквы ь ьь ььь -Установите закономерность. -Продолжите, соблюдая закономерность. |
|
4. Актуализация опорных знаний.
5.Создание проблемной ситуации.
Формулирование темы урока
Исследование. Гипотеза?
|
- Какова роль Ь в словах? (разделительный, показатель мягкости) - Прочитайте слова. Вьюга, ельник, варенье, дочь, крыльцо, силач. - Что общего у этих слов? - Запишите слова, где Ь работает, как показатель мягкости в середине слова в 1 столбик. - Запишите слова, где Ь – разделительный во 2 столбик. - Какие слова вы не выписали? Почему? дочь, силач - Значит, эти слова надо отнести в 3 столбик -Давайте рассмотрим слова дочь и силач - Чем схожи по произношению [ доч’] - ДОЧЬ [ силач’] - СИЛАЧ ДОЧЬ и СИЛАЧ? () На конце слышится [ ч’] - Дайте характеристику звуку [ ч’]. -Какой вопрос возникает? -Хотите узнать ?
-Попробуем сформулировать тему урока
- Какую цель поставим перед собой?...
-Какие у вас есть предложения?
|
(сущ., в ед.ч., есть Ь)
Ельник вьюга Крыльцо варенье
дочь, силач ?
звуку [ ч’]. (согл., глухой., шипящий, мягкий.)
-Почему в этих именах сущ. с шипящими на конце слова ь знак в одних словах пишется, в других не пишется?
-Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен сущ.
-.Научиться писать мягкий знак после букв шипящих в конце имен сущ.
Высказывают, предполагают
|
|
Работа с учебником стр. 4. -Обсудите в парах задание и выполните его по плану: 1. Прочитайте слова. 2. Определите, какие это части речи. 3. Какие звуки слышатся на конце слов? 4. Определите род. 5. Запишите слова в два столбика по родам 6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется. Рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш. -Какую закономерность вы заметили? Давайте попробуем сформулировать правило, когда надо писать Ь….. - Проверим по учебнику. Стр.5. Итак, Ь после шипящих у им.сущ. – это орфограмма. Как будем её обозначать? - Чтобы не допустить ошибок в написании, необходимо выработать алгоритм. - Давайте определим ключевые слова для алгоритма. Карточки с ключевыми словами.(имя сущ. в нач. форме., шипящий согл., ж.р., м.р., ь, ь ) Составление алгоритма. имя сущ. в нач. форме. шипящий согл., ж.р., м.р., ь, - |
Работа в парах
Рожь нож Ночь ключ Мышь камыш
ВЫВОД: сущ. 3 скл., после шипящих ш, щ, ж, ч. 1 ст.- ж. р. с - Ь 2 ст. – м. р. - нет
составляют
|
6.Первичное закрепление |
Фронтальная работа у доски по алгоритму Душ, ложь, муж, тишь, сушь, ключ. |
Душ ложь Муж тишь Ключ дичь |
7. Развитие умений
8.Рефлексия
9. Д/з |
Самостоятельная работа по карточкам А сейчас, каждый поработает самостоятельно,у каждого в конверте есть листок,прочитайте задание, слова запишите в тетрадь. Жёлтая карточка 1 уровень ( слабым): Напишите имена существительные в единственном числе. Выделите изученную орфограмму, определить род. Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи. Зелёная карточка 2 уровень (средним): Образуйте от данных слов имена существительные в ед.ч.,выделите орфограмму и укажите род. Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный. Красная карточка – 3 уровень (сильным): Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделите орфограмму и укажите род. Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь. ПРОВЕРКА: проверь, докажи.(У всех карточки были разные, а проверка одинаковая Врач, товарищ, ночь, сторож, силач.
-Назовите тему урока -Какую ставили цель -Мы ее выполнили?
-
Дать самооценку. - У меня всё получилось, я всё понял. - У меня получилось, но было трудно. - мне трудно, я ничего не понял.
Стр.6 упр. 174 |
Выполняют по группам
самооценка
….. Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен сущ. -.Научиться писать мягкий знак после букв шипящих в конце имен сущ.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.