Урок русского языка 4 класс "Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных .»
Оценка 5

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных .»

Оценка 5
docx
19.05.2020
Урок русского языка 4 класс "Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных .»
Ход урока.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 15 с. Бада

 

 

 

Урок русского языка

 

 

Выполнила:

учитель начальных классов

Иванова Мария Прохоровна

 

 

 

 

 

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных .»

Цель: формировать умения  обучающихся писать слова с новой орфограммой

Тип урока : Открытия нового знания

УМК: «Школа  2100»  4 класс

Структура урока открытия нового знания:

         этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

         Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

         этап выявления места и причины затруднения;

         этап построения проекта выхода из затруднения;

         этап реализации построенного проекта;

         этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

         этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

         этап включения в систему знаний и повторения;

         этап рефлексии учебной деятельности на уроке;

      1.     Предметные:

      - выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

        - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

      2. Метапредметные:

               а) познавательные УУД:

      - Извлекать информацию из текста, преобразовывать ее в схему, составлять алгоритм написания мягкого знака после шипящих, строить рассуждения.

              б) коммуникативные УУД:

      - Высказывать и обосновывать свою точку зрения

      - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

  в) регулятивные УУД:

      - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

      - формировать умения выполнять свои действия по образцу;

3. Личностные:

      - формирование умения адекватно оценивать свою работу;

      - воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

      Методы обучения: поисковый, словесный, практический.

      Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

Урок русского языка 4 класс

                                                   Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч -ся

1.Оргмомент.

 

.1. Притча.

   Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках, мёртвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая, я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумав, ответил: « Всё в твоих руках».

     В наших руках- создать на уроке такую атмосферу, где каждый ученик скажет, что хочу работать, надо правильно отвечать, могу красиво и грамотно писать. Это выражение говорит, что всё зависит от нас. И поэтому девизом нашего урока будут слова мудреца « Всё в наших руках»

2. Давайте приготовим наши пальчики для письма  (упр-я), правильно сядем и будем следить за посадкой.

 

 

2.Повторение

1. Синтаксический разбор предложения.

2.Морфологический разбор имен существ.

3. Склонение имен существ. по падежам.

Индив. работа

Кот зажмурил глаза и прижал уши.

Глаза Степана

Шли по тропе

Коридор, палатка, костер, цитата

Самооценка

3.Минутка чистописания.

 

1)Написание, какой буквы мы сегодня повторим, вы узнаете из загадки.

Эта буква – хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

-Чем необычны буквы Ь и Ъ?

-Какая буква употребляется чаще?

  2) Правописание буквы

ь   ьь ььь

-Установите закономерность.

-Продолжите, соблюдая закономерность.

 

4. Актуализация опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование.

Гипотеза?

 

- Какова роль Ь в словах? (разделительный, показатель мягкости)

 - Прочитайте слова.

Вьюга, ельник, варенье, дочь, крыльцо,  силач.

- Что общего у этих слов?

- Запишите слова, где Ь работает, как показатель мягкости в  середине слова в 1 столбик.

-  Запишите слова, где Ь – разделительный во 2 столбик.

- Какие слова вы не выписали? Почему?                                     дочь, силач

- Значит, эти слова надо отнести в 3 столбик

-Давайте рассмотрим слова дочь и силач

- Чем схожи по произношению  

[ доч] - ДОЧЬ

 [ силач] - СИЛАЧ

ДОЧЬ и СИЛАЧ? () На конце слышится [ ч]

- Дайте характеристику  звуку [ ч’].

-Какой вопрос возникает?

-Хотите узнать ?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Попробуем сформулировать тему урока

 

 

 

- Какую цель поставим перед собой?...

 

 

 

-Какие у вас есть предложения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 (сущ., в ед.ч., есть Ь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ельник          вьюга

Крыльцо       варенье

 

 

 

дочь, силач ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

звуку [ ч’]. (согл., глухой., шипящий, мягкий.)

 

 

 

-Почему в этих именах сущ. с шипящими на конце слова ь знак  в одних словах пишется, в других не пишется?

 

 

 

 

-Правописание мягкого знака  после букв шипящих в конце имен сущ.

 

 

-.Научиться писать  мягкий знак после букв шипящих в конце имен сущ.

 

Высказывают, предполагают

 

 

 

 

 

 

 

Работа с учебником стр. 4.

-Обсудите в парах  задание и выполните его

по плану:

1. Прочитайте слова.

2. Определите, какие это части речи.

3. Какие звуки слышатся на конце слов?

4. Определите род.

5. Запишите слова в два столбика по родам

6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.

Рожь, нож, ночь, ключ, мышь, камыш.

-Какую закономерность вы заметили?

Давайте попробуем сформулировать правило, когда надо писать Ь…..

- Проверим по учебнику. Стр.5.

Итак, Ь после шипящих у им.сущ. – это орфограмма.

Как будем её обозначать?

- Чтобы не допустить ошибок в написании, необходимо выработать алгоритм. 

- Давайте определим ключевые слова для алгоритма.                       Карточки   с ключевыми словами.(имя сущ. в нач. форме., шипящий согл., ж.р., м.р., ь, ь )

Составление алгоритма.

 имя сущ.

в нач. форме.

 шипящий согл.,

 ж.р., м.р.,

   ь,      -

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рожь     нож

Ночь      ключ

Мышь    камыш

 

 

ВЫВОД: сущ. 3 скл., после шипящих ш, щ, ж, ч.

 1 ст.- ж. р.  с -  Ь

2 ст.  – м. р.  -  нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

составляют

 

6.Первичное закрепление

Фронтальная работа у доски по алгоритму

Душ, ложь,  муж, тишь, сушь, ключ.

Душ       ложь

Муж      тишь

 Ключ    дичь

7. Развитие умений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8.Рефлексия

 

 

 

 

 

9. Д/з

Самостоятельная работа по карточкам

А сейчас, каждый поработает самостоятельно,у каждого в конверте есть листок,прочитайте задание, слова запишите в тетрадь.

Жёлтая карточка 1 уровень ( слабым):

Напишите имена существительные в единственном числе. Выделите изученную орфограмму, определить род.

Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.

Зелёная карточка 2 уровень (средним):

Образуйте от данных слов имена существительные в ед.ч.,выделите орфограмму и укажите род.

Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит, сильный.

Красная карточка – 3 уровень (сильным):

Подберите к словам близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, выделите орфограмму и укажите род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

ПРОВЕРКА: проверь, докажи.(У всех карточки были разные, а  проверка одинаковая

Врач, товарищ, ночь, сторож, силач.

 

-Назовите тему урока

-Какую ставили цель

-Мы ее выполнили?

 

-

 

 

 

Дать самооценку.

- У меня всё получилось, я всё понял.

- У меня получилось, но было трудно.

- мне трудно, я ничего не понял.

 

Стр.6 упр. 174

 

Выполняют по группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

самооценка

 

 

 

 

 

….. Правописание мягкого знака  после букв шипящих в конце имен сущ.

-.Научиться писать  мягкий знак после букв шипящих в конце имен сущ.

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 с

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 с

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных

Высказывать и обосновывать свою точку зрения • - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; в) регулятивные

Высказывать и обосновывать свою точку зрения • - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; в) регулятивные

В наших руках- создать на уроке такую атмосферу, где каждый ученик скажет, что хочу работать , надо правильно отвечать, могу красиво и грамотно писать

В наших руках- создать на уроке такую атмосферу, где каждый ученик скажет, что хочу работать , надо правильно отвечать, могу красиво и грамотно писать

Какая буква употребляется чаще? 2)

Какая буква употребляется чаще? 2)

Формулирование темы урока

Формулирование темы урока

Исследование. Гипотеза? - Какова роль

Исследование. Гипотеза? - Какова роль

Ь….. - Проверим по учебнику.

Ь….. - Проверим по учебнику.

Рефлексия 9. Д/з Самостоятельная работа по карточкам

Рефлексия 9. Д/з Самостоятельная работа по карточкам

Рефлексия 9. Д/з

Рефлексия 9. Д/з
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2020