Урок русского языка в 6 «Б» классе
Учитель Бронских Л.В.
Тема «Буквы -о, -а на конце наречий»
Цели урока:
а) обучающая - создать условия для осознанного изучения новой темы учащихся в системе различных методов; сформировать навык грамотного, безошибочного письма; формирование умения составлять алгоритм действий при решении орфографической задачи.
б) развивающая: формирование проблемного и критического мышления у учащихся путем включения их в активную мыслительную деятельность; развитие коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся; развитие навыков анализа текста и работы со словарем; развитие устной диалогической речи.
в) воспитывающая: воспитание самостоятельности, критического отношения к себе; сотрудничество в работе, воспитание внимательного и культурного читателя, формирование жизненных установок и основ нравственности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока:
1. Оргмомент
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”?
Я вижу вашу готовность работать на уроке. Начнем с лексической разминки.
2. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
2.1. Лексическая разминка. Устная работа с фразеологизмами.
Определите значение фразеологизмов, заменив их близкими по значению словами.
Душа в душу (дружно)
Не покладая рук (усердно)
В час по чайной ложке (мало)
Засучив рукава (хорошо, старательно)
Галопом по Европам (наспех, кое-как)
Непочатый край (много)
Спустя рукава (лениво, плохо)
- Слова какой части речи мы использовали для замены? (наречия)
Случайно это? (нет, мы сейчас изучаем эту часть речи)
Тогда, используя наречия, скажите мне, как вы настроены сегодня поработать? (продуктивно, качественно, активно, хорошо)
-А как никто не хочет работать? (плохо, лениво, непродуктивно). Что ж, в конце урока мы с вами подведем итог, получилось ли у нас работать так, как хотелось.
2.2. Кластер «Что я знаю о наречии?»
На доске кластер, в центре слово «Наречие», от него в пустых прямоугольниках учащиеся, выходя к доске, записывают (самостоятельная часть речи, вопросы, не изменяется, дружит с глаголом, обозначает признак действия или признак признака и др.).
Эти знания помогут нам сегодня на уроке.
3. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
3.1. Работа над правописанием наречий.
На слайде пословицы. Прочитайте их.
Дорога помощь (во)время.
С другом (по)братски, с врагом (по)солдатски.
Береги платье (с)нову, а честь (с)молоду.
Науку изучают с азов, дружбу берегут сначала.
Друг за друга накрепко держаться, ничего не бояться.
- Объясните правописание наречий в данных пословицах методом игры «Согласен - не согласен».
В двух последних предложениях орфограмма не выделена. Есть ли в этих предложениях наречия? Да, сначала и накрепко) Сделайте морфемный разбор данных слов. При помощи каких суффиксов они образованы? (о-а). Какой возникает вопрос? (почему разные суффиксы) Как сформулировать тему урока?
Буквы о – а на конце наречий (запись на доске и в тетрадях).
3.2. Целеполагание.
- Какова цель нашей работы?
(Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила).
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения
4.1. Групповая работа:
1 группа.
Задание: определите, каким способом образованы данные наречия:
Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева.
Выводы: наречия образованы от прилагательных приставочно – суффиксальным способом.
Досуха - сухой
Вправо – правый
Издавна – давний
Налево – левый
Затемно – темный
Слева - левый
2 группа.
Задание: распределите наречия в две колонки в зависимости от суффикса:
Досуха, вправо, издавна, налево, затемно, слева, заживо, докрасна, снова, изредка, надолго.
Выводы: А пишется, суффикс если наречия образованы с помощью приставок из, до, с
Суффикс О пишется, если наречия образованы с помощью приставок в, на, за
3 группа
Задание: определить способ образования наречий досрочно, дословно, доходчиво, известно, изнеженно, доверчиво, связно.
Понаблюдайте, какие суффиксы пишутся на конце наречий.
Выводы: данные наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных. На конце таких наречий пишется суффикс О.
4 группа - эксперты
Задание: прочитайте правило по учебнику и оцените ответы – выводы трех групп.
4.2. Составление алгоритма правила «Суффиксы О - А в наречиях» и запись его в тетрадь-шпаргалку.
1.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Эксперты объяснят сущность приёма подстановки, с которым они познакомились в учебнике (подставляем слово «ОКНО»)
![]() |
5. Физкультминутка.
Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.
6. Первичное закрепление темы с помощью тренировочных упражнений.
Проговорим выведенное правило (сначала про себя, затем с соседом, потом вслух)
В наречиях, образованных от прилагательных с помощью (приставок и суффиксов), после приставок в-, на-, за- пишется суффикс –(о), а после приставок из-, до-, с-, пишется суффикс –(а). В этом нам поможет слово (ОКНО). Если наречие образовано (суффиксальным) способом, пишем букву (о)
6.1. Комментированное письмо.
На доске записаны словосочетания. Запишите их к себе в тетрадь, устно комментируя условия выбора гласной О или А в суффиксе, в наречиях выделите приставки и суффиксы.
Докрасн…раскалённый, обойти слев…, пойти направ…, начать сначал…, закончить
засветл…, отмыть добел…, поссориться сгоряч…, свернуть влев…
Проверка – у доски по цепочке ученики вставляют буквы, проговаривают условия выбора.
6. 2. Распределительный диктант
Работа по вариантам. Ребята, сидящие на 1 варианте, выписывают слова с суффиксом А, на втором варианте – с суффиксом О. В записанных словах выделить все морфемы.
1 в. – слева, справа, снова, дочерна, досуха, издавна, дочиста (на раскладках)
2 в. – влево, вправо, налево, направо, начерно, насухо, начисто, заново.
Проверка – САМОПРОВЕРКА. Правильное распределение на слайде. Кто не допустил ни одной ошибки?
6.3. Физминутка.
Встали прямо.
Повернулись направо.
А теперь налево.
Наклонитесь вправо.
Теперь влево.
Замечательно. Передохнули?
- Какие слова, соответствующие теме урока, вы услышали в тексте физминутки?
6.4. Графический диктант.
Особенность графического диктанта в том, что слова целиком не записываются, а отображаются лишь важные морфемы. Какие морфемы нам важны сегодня? (приставки в-, на-, за-, из-, до-, с- и суффиксы о, а)
Вот их мы и будем записывать под диктовку в словах.
Досыта, сгоряча, дотемна, извилисто, доходчиво, засветло, изнеженно.
С какой целью мы выполняли эти упражнения? (учились правильно писать наречия, выбирать нужный суффикс, определять способ образования наречий, разбирать наречия по составу).
6.5. Работа с текстом.
Вновь обратимся к двум последним пословицам на доске и посмотрим, можно ли применить наше правило для них (проверка).
- Посмотрим еще раз на все пословицы, записанные на доске. Прочитайте их еще раз и скажите, что их объединяет? (они говорят о разных качествах человека)
- О каких конкретно качествах идет речь? (ум, доброта, помощь, умение дружить, порядочность). Как вы думаете, без какого главного качества человека невозможны все остальные? Человек не может быть добрым, отзывчивым, порядочным, если у него нет – чего? – совести.
Итак, мы пришли к выводу, что среди разнообразных человеческих качеств не последнее место занимает совесть. Я вам желаю в любой ситуации оставаться добрыми, отзывчивыми, честными.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Тест
Проверим свои знания
1.В каком наречии пропущена буква О?
а) дотемн... б) изредк... в) влев... г) справ...
2. В каком наречии пропущена буква а?
а) насух... б) досух... в) замертв... г) нагол...
3.В каком наречии пропущена буква О?
а) дочерн...... б) искос… в) снов... г) занов...
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, сверьте ответы с доской.
1. В
2. Б
3. Г
0 ошибок – 5, 1 ош. – 4,
7. Рефлексия:
Как вы думаете, достигнута ли цель нашего урока? Чему учились?
Устно оцените свою работу на уроке с помощью наречий.
Аккуратно, непонятно, плохо, внимательно, ответственно, интересно,, понятно, неинтересно, занимательно, начеку, впопыхах, хорошо, скучно, полезно.
Запишите эти наречия в тетрадь, составив небольшой текст из 2-3 предложений.
«Пожелание для гостей» (резерв)
Подберите наречия к пожеланию для наших гостей
Мы вам желаем
____________________ не болеть.
________________________ выглядеть.
____________________ улыбаться.
_________________________ быть преданным своему делу.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, великолепно.
8. Домашнее задание
«3» составьте словарный диктант из 10 наречий на О-А.
«4» найдите и запишите 7 пословиц с наречиями на О-А.
«5» напишите сказку о том, как подружились в наречиях приставки с суффиксами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.