Урок русского языка для 2 класса по теме: «Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН, ЧК». (УМК «Перспективная начальная школа»).
Целевые установки:
предметные: создать условия для усвоения механизма образования слов – названий признаков с помощью суффиксов; выявления чередования согласных в корнях слов; совершенствования навыков правописания слов с буквосочетанием чн;
метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; познавательные – ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений;
коммуникативные: работать в паре, обосновывать сделанные выводы;
личностные: способствовать развитию интереса к изучению русского языка, формированию мотивационной основы учебной деятельности.
Оборудование и материалы:
- Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»
-Раздаточный материал
· Памятка разбора слова по составу ( для слабоуспешных учащихся).
· Карточки для работы в парах
· Карточки – помощники для самостоятельной работы
· Проектор, компьютер
-Презентация Microsoft Power Point
Литература:
1. Чуракова Н. А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. Части 2, 3. – М.: Академкнига/Учебник, 2016.
2. Байкова Т. А., Ерышева Е. Р., Малаховская О. В. Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 2 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2016.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка и для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь отвечать. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество. А теперь давайте настроимся на работу. Повторяем за мной:
Вместе не трудно,
Вместе на тесно,
Вместе легко
И всегда интересно.
А девизом нашего урока пусть станут слова:
«Мы сможем, мы сумеем, у нас получится».
-Перед началом работы вспомните правила посадки за партой (слайд ). Запишите число, классная работа.
2.Актуализация знаний.
А) Чистописание
Чч доч(?)ка печ(?)ка руч(?)ка ноч(?)ка
- Что вы знаете про букву ч? Дайте характеристику звуку Ч? Что объединяет эти слова? Какое вы знаете похожее правило? Почему сочетания чк и чн пишутся без ь? Знание этого правила нам сегодня пригодится на уроке.
3. Целеполагание. Постановка цели и задач урока.
А) Фронтальная работа
- Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.
Лес, лесной, лесок, лестница, лесник.
- Что вы можете сказать о данных словах? Какое слово «лишнее»? Дайте название оставшимся словам. Какие части слова вы можете в них выделить? При помощи чего образовались новые слова? Какие ещё суффиксы вам знакомы? Какие значения они придают словам? О чём будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока (на слайде вставить пропущенные слова). Какую цель поставим перед собой? (Уточнять и расширять представления о понятии «суффиксы». Чему будем учиться? Будем учиться образовывать слова при помощи суффиксов).
4. Физминутка. Тоже не совсем обычная. Он поможет повторить то, что вы знаете о суффиксе.
Игра «Согласен - хлопай, не согласен - топай»
- суффикс служит для связи слов в предложении
- суффикс служит для образования новых слов
- суффикс стоит после окончания
- суффикс стоит после корня
- суффикс стоит между корнем и окончанием
- суффикс это главная часть слова
Вывод: суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
5. Построение проекты выхода из затруднения (наблюдаю)
А) Учебник стр. 32 упр. 31 (работа с Обратным словарём).
- Прочитать первые 5 слов. Что вы можете о них сказать? На какой вопрос они отвечаю? (это слова признаки). Докажите.
Вывод: Образование каких слов мы будем сегодня исследовать?
- От каких слов они образовались? Что объединяет эти слова? Что заметили? (чередование ч и к) (у доски по очереди).
- А теперь давайте посмотрим внимательно, как образовались новые слова? - предложил Миша.
- Посмотрите, как это объясняет Миша. Какую ошибку он допустил?
- Повторим алгоритм.
Б) Упр.32 А теперь исследуем, как образовались слова – признаки.
- Показать образование слова чердачный (у доски).
-Устно объяснить образование слова удачный.
- Письменно объяснить образование слов: облачный, кулачный, мрачный - по рядам (самостоятельно) Взаимопроверка по эталону.
- Отгадайте слово: 3 слога, начинается с гласного, а заканчивается непарным мягким согласным (аптечный) Объяснить образование этого слова (один ученик у доски).
Вывод: Что мы сейчас исследовали? При помощи какого суффикса образовывались слова - названия признака? Новое слово всегда образуется не от другого слова, а от основы другого слова.
6. Закрепление нового содержания и его применение (работа в паре на карточке)
- Вы понаблюдали, как образуются слова – признаки.
- Образуй от слов – названий предметов с помощью суффикса – Н - слова – названия признаков. О чём нельзя забывать? (о чередовании согласных).
молоко
рука
скука
река
кирпич
- Выдели части слова. При затруднении учащиеся могут воспользоваться карточкой-помощником.
- Проверка по образцу.
- Какая пара выполнила задание без ошибок? На какое правило вы обращали внимание при написании слов – названий признаков? (сочетания чк, чн) С помощью какого суффикса образовали слова – названия признаков?
Физминутка «Кулачок, ребро, ладошка).
7. Дифференцированная работа.
- А сейчас самостоятельная работа. Где вам предстоит проверить и оценить свои знания.
- Тетрадь для самостоятельных работ: стр. 20 упр.27 (самостоятельно)
- Разобрать первое словосочетание. Остальные сочетания образовать самостоятельно. Более сильным ребятам предлагается дополнительное задание - |
работа по образцу:
- Выписать в тетрадь слова, в которых произошло чередование согласных звуков в корне слова. Подчеркнуть буквы чередующихся согласных в корне. Образец: замок - замочная |
- Проверить свою работу по эталону. Оценить самостоятельную работу.
9. Итог урока. Рефлексия
- Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Что показалось интересным? Над чем еще надо поработать? Рассмотрите следующую страничку в учебнике. Как вы думаете, на следующих уроках будем ли мы продолжать изучать эту тему?
- Как вы можете оценить свою работу на уроке? Можете воспользоваться нашими подсказками на табличке (письменно):
«Всё понял и могу помочь другим»,
«Понял, но требуется ещё поработать»,
«Ничего не понял»
- (устно) Теперь я знаю…
- Мне ещё надо научиться…
7. Табличка оценки
Табличка самооценки
«Всё понял и могу помочь другим»
«Я сделал, но мне ещё нужна помощь»
«Я не уверен, что всё понял» |
Алгоритм выполнения заданий
1.Написать слово, от которого образовалось данное слово. |
2.Зачеркнуть окончание. |
3. К основе с помощью знака «+» прикрепить суффикс. |
4. Присоединить окончание. |
Карточки для дополнительной работы.
Ф._______________________________________________ Задание. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс. Чижик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, ветерок, ножик, холодок, денёк, гномик. ___________________________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ __________________________________________________ ___________________________________________________ |
Ф._________________________________________________
Задание. Гвоздик, пенёк, ложка, садик, тазик, якорёк, конёк, пилка, сучок, ёжик, паучок, книжка. Из данных слов выпишите слова с суффиксами: а) - ик- ______________________________________________ ____________________________________________________ б) - ёк - ______________________________________________ _____________________________________________________ в) - ок-______________________________________________ ____________________________________________________ г)
- к - ______________________________________________ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.