Предмет: русский язык, 5 класс.
Тема: «Художественный стиль речи».
Цель: познакомить учащихся с художественным стилем речи, расширить и углубить предметную компетенцию учащихся, воспитывать потребность в практическом использовании языка при составлении текстов художественного стиля.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, репродукции картин русских художников, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март».
Тип урока: комбинированный
Прогнозируемые результаты: учащиеся выявляют отличительные особенности художественного стиля, анализируют фрагменты текстов различных стилей речи, составляют тексты заданного стиля, составляют таблицу с отличительными особенностями художественного стиля.
Метапредметные УУД.
Личностные: освоение новых видов деятельности, дает самооценку своих поступков, действий.
Регулятивные: планирование деятельности на этапе целеполагания, поиск путей решения учебной задачи, осуществление самооценки и самоконтроля.
Познавательные: составление и заполнение таблицы, отбор языковых средств, характерных для художественного стиля.
Коммуникативные: умение точно и логично излагать свои мысли, строить монологическое высказывание, умение вступать в диалог с учителем и сверстниками.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
организационный |
|
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Самоопределение (Л) Смыслообразование(Л) |
Актуализация знаний |
1.Мое любимое время года – весна. Вот по ложбинкам побежали, забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним важно разгуливают белоносые грачи. Вот в полях, по буграм, на припеке показались первые проталинки. Запели над ними жаворонки. Пробуждение весны – мое самое любимое время года. Г.Скребицкий. 2.Весна в этом году ожидается затяжная. В первой декаде месяца сохранится ясная морозная погода с температурой -10 -17 градусов. Заморозки будут сменяться метелями. По прогнозам метеорологов, потепление ожидается к концу месяца.
|
§ Представьте, что всем классом вы готовите номер стенгазеты, посвященный теме «Весна». Каким из предложенных текстов вы бы воспользовались и почему? - Почему из предложенных текстов можно выбрать только один? - В чем отличие данных текстов? Обратите внимание на языковые средства и особенности построения текста. - Какая речевая ситуация соответствует каждому тексту? -Над чем мы будем работать сегодня?
|
Читают предложенные тексты и отвечают на вопросы. |
Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и
взаимодействие с партнёром (К) |
мотивация |
Аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март» |
Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания. - Какие картины возникли в вашем воображении? -Вы знаете, что речь в зависимости от особенностей речевой ситуации может быть разной не только по виду (монологической и диалогической) и форме (устной и письменной), но и по стилю. Постарайтесь передать свои впечатления словами. -Слова какого стиля вы будете использовать? -О чем мы сегодня будем говорить?
|
Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают.
|
Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. (П, Р) Формулируют проблему, строят логическое рассуждение (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)
|
целеполагание |
|
- Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?
|
Ставят перед собой цели урока. (Учащиеся указывают на необходимость более подробного знакомства с художественным стилем и изучения его особенностей).
|
Постановка и решение проблем (П) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Планирование деятельности |
|
-Что необходимо сделать для достижения поставленной цели? - Составить таблицу, в которой отразятся особенности художественного стиля. Предварительно определить разделы. (Может быть предложен любой вариант графического отображения теории). -Потренироваться в определении особенностей текстов художественного стиля. -Попробовать самостоятельно составить текст художественного стиля.
|
|
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Планирование необходимых действий (Р) Постановка и решение проблем (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Осмысление новых знаний |
Материал учебника из рубрики «Возьмите на заметку». В художественном стиле речи используются конкретные слова, помогающие автору нарисовать картину; слова в переносном значении, создающие образ; эмоционально - оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает.
|
- Прочитайте текст в учебнике из рубрики «Возьмите на заметку!» на странице 243 и составьте таблицу по нашей теме. Подумайте, из каких разделов она будет состоять, что должно быть отражено в таблице? |
Читают теорию, составляют таблицу (работа в группах, подбирают заголовки таблицы и отбирают материал), защищают, выбирают лучший вариант.
|
Осознает познавательную задачу, самостоятельно извлекает нужную информацию из учебника и оформляет в виде таблицы (П) Высказывает и обосновывает свою точку зрения (К) Классификация
средств художественного стиля (П)
|
Закрепление новых сведений и отработка способа действия |
Спроецированный на экран текст: 1)Я не люблю весны, Скучна мне оттепель; Вонь, грязь – весной я болен, Кровь бродит, чувства, ум Тоскою стеснены… А.С.Пушкин. 2) Я более всего весну люблю, Люблю разлив стремительным потоком, Где каждой щепке, словно кораблю, Такой простор, что не окинуть оком. С.Есенин. Работа с картинами И.Левитана «Весна. Большая вода» и картиной А.Саврасова «Грачи прилетели».
|
Предлагает учащимся ответить на вопросы: § Что общего в текстах? Различного? § Определите тип речи. Докажите свою точку зрения. § Где выражена основная мысль? § С кем из авторов вы согласны, а с кем нет? § Какого стиля эти тексты? § Назовите признаки художественного стиля речи.
Подводит детей к самостоятельному построению текста, определению темы текста. Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов – излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы. - Постарайтесь «прочитать» рассказ художников о весенней природе и изложить свои впечатления от картин. |
Учащиеся работают в группах. Отвечают на предложенные вопросы, составляют монологическое высказывание, учатся отстаивать свою точку зрения, вступают в диалог с учителем и товарищами.
Создание устного монологического высказывания с использованием определённого типа речи с опорой на прочитанный текст. |
Строят монологическое высказывание (П) Учатся работать в группе, выстраивают партнерские отношения (Л) Дают оценку работы своих товарищей (Р) Умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментиро вать текст.(П)
|
рефлексия |
|
Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. - Скажите, что у вас сегодня получилось, а над чем еще надо работать? - Что вам понравилось на уроке? -С каким настроением вы уходите с урока?
|
Составляют внутреннюю речь. Оценивают свою работу. |
Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (Р) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
Домашнее задание |
Темы сочинений спроецированы на экран. |
Объясняет домашнее задание. 1)Написать сочинение на одну из тем: «Подснежники», «Дружные капельки», «Первая капель», «Чудесная пора». 2)упражнение учебника с указанием средств художественного стиля.
Дает словесную оценку работы учащихся, выделяет отличившихся.
|
Записывают домашнее задание, спрашивают и уточняют. |
Дифференцированное задание (П., Л)
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.