Урок русского языка "Художественный стиль речи"
Оценка 4.8

Урок русского языка "Художественный стиль речи"

Оценка 4.8
docx
05.02.2020
Урок русского языка "Художественный стиль речи"
урок.docx

Предмет: русский язык, 5 класс.                                                                                                                                                                             

Тема: «Художественный стиль речи».

Цель: познакомить учащихся с художественным стилем речи, расширить и углубить предметную компетенцию учащихся, воспитывать потребность в практическом использовании языка при составлении текстов художественного стиля.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, репродукции картин русских художников, аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март».

Тип урока: комбинированный

Прогнозируемые результаты: учащиеся выявляют отличительные особенности художественного стиля, анализируют фрагменты текстов различных стилей речи, составляют тексты заданного стиля, составляют таблицу с отличительными особенностями художественного стиля.

Метапредметные УУД.

Личностные: освоение новых видов деятельности, дает самооценку своих поступков, действий.

Регулятивные: планирование деятельности на этапе целеполагания, поиск путей решения учебной задачи, осуществление самооценки и самоконтроля.

 Познавательные: составление и заполнение таблицы, отбор языковых средств, характерных для художественного стиля.

Коммуникативные: умение точно и логично излагать свои мысли, строить монологическое высказывание, умение вступать в диалог с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

организационный

 

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение (Л)

Смыслообразование(Л)

Актуализация знаний

1.Мое любимое время года – весна. Вот по ложбинкам побежали, забулькали ручейки, раскисли дороги, и по ним важно разгуливают белоносые грачи. Вот в полях, по буграм, на припеке показались первые проталинки. Запели над ними жаворонки. Пробуждение весны – мое самое любимое время года.

                                                                                       Г.Скребицкий.

2.Весна в этом году ожидается затяжная. В первой декаде месяца сохранится ясная морозная погода с температурой -10 -17 градусов. Заморозки будут сменяться метелями. По прогнозам метеорологов, потепление ожидается к концу месяца.

 

 

 

§  Представьте, что всем классом вы готовите номер стенгазеты, посвященный теме «Весна». Каким из предложенных текстов вы бы воспользовались и почему?

- Почему из предложенных текстов можно выбрать только один?

- В чем отличие данных текстов? Обратите внимание на языковые средства и особенности построения текста.

- Какая речевая ситуация соответствует каждому тексту?

-Над чем мы будем работать сегодня?

 

Читают предложенные тексты и отвечают на вопросы.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

мотивация

Аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Времена года. Март»

Ставит задачу определить тему урока после выполнения задания.

- Какие картины возникли в вашем воображении?

-Вы знаете, что речь в зависимости от особенностей речевой ситуации может быть разной не только по виду (монологической и диалогической) и форме (устной и письменной), но и по стилю. Постарайтесь передать свои впечатления словами.

-Слова какого стиля вы будете использовать?

-О чем мы сегодня будем говорить?

 

 

Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают.

 

Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, продуцирование высказывания в устной форме. (П, Р) Формулируют проблему, строят логическое рассуждение  (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

 

целеполагание

 

- Какова, по вашему мнению, цель нашего урока?

 

Ставят перед собой цели урока. (Учащиеся указывают на необходимость более подробного знакомства с художественным стилем и изучения его особенностей).

 

 

 

 

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Планирование деятельности

 

-Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

- Составить таблицу, в которой отразятся особенности художественного стиля. Предварительно определить разделы. (Может быть предложен любой вариант графического отображения теории).

-Потренироваться в определении особенностей текстов художественного стиля.

-Попробовать самостоятельно составить текст художественного стиля.

 

 

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Планирование необходимых действий (Р)

Постановка и решение проблем (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Осмысление новых знаний

Материал учебника из рубрики «Возьмите на заметку». В художественном стиле речи используются конкретные слова, помогающие автору нарисовать картину; слова в переносном значении, создающие образ; эмоционально - оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает.

 

 

- Прочитайте текст в учебнике из рубрики «Возьмите на заметку!» на странице 243 и составьте таблицу по нашей теме. Подумайте, из каких разделов она будет состоять, что должно быть отражено в таблице?

Читают теорию, составляют таблицу (работа в группах, подбирают заголовки таблицы  и отбирают материал), защищают, выбирают лучший вариант.

 

Осознает познавательную задачу, самостоятельно извлекает нужную информацию из учебника и оформляет в виде таблицы (П)

Высказывает и обосновывает свою точку зрения (К)

Классификация средств художественного стиля (П)
Работа в парах (К)

 

Закрепление новых сведений и отработка способа действия

Спроецированный на экран текст: 1)Я не люблю весны,

Скучна мне оттепель;

Вонь, грязь – весной я болен,

Кровь бродит, чувства, ум

Тоскою стеснены…

                                      А.С.Пушкин.

   2)  Я более всего весну люблю,

        Люблю разлив стремительным потоком,

        Где каждой щепке, словно кораблю,

        Такой простор, что не окинуть оком.

                                                    С.Есенин.

Работа с картинами И.Левитана «Весна. Большая вода» и картиной А.Саврасова «Грачи прилетели».

 

 

 

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

§  Что общего в текстах? Различного?

§  Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.

§  Где выражена основная мысль?

§  С кем из авторов вы согласны, а с кем нет?

§  Какого стиля эти тексты?

§  Назовите признаки художественного стиля речи.

 

 

 

Подводит  детей к самостоятельному построению текста, определению темы текста. Поэзия весны, пробуждения природы, таяния снегов – излюбленная тема и русской живописи, и русской литературы.

- Постарайтесь «прочитать» рассказ художников о весенней природе и изложить свои впечатления от картин.

Учащиеся работают в группах. Отвечают на предложенные вопросы, составляют монологическое высказывание, учатся отстаивать свою точку зрения, вступают в диалог с учителем и товарищами.

 

Создание устного монологического высказывания с использованием определённого типа речи с опорой на прочитанный текст.

Строят монологическое высказывание (П)

Учатся работать в группе, выстраивают партнерские отношения (Л)

Дают оценку работы своих товарищей (Р) Умение работать с текстом, выделять основное в тексте, вырабатывать умения выразительного чтения и ответа на вопросы, умение комментиро вать текст.(П)

 

 

рефлексия

 

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. - Скажите, что у вас сегодня получилось, а над чем еще надо работать?

- Что вам понравилось на уроке?

-С каким настроением вы уходите с урока?

 

Составляют внутреннюю речь.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (Р)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Домашнее задание

Темы сочинений спроецированы на экран.

Объясняет домашнее задание.

1)Написать сочинение на одну из тем: «Подснежники», «Дружные капельки», «Первая капель», «Чудесная пора».

2)упражнение учебника с указанием средств художественного стиля.

 

Дает словесную оценку работы учащихся, выделяет отличившихся.

 

Записывают домашнее задание, спрашивают и уточняют.

Дифференцированное задание   (П., Л)

 

 


 

Предмет: русский язык, 5 класс

Предмет: русский язык, 5 класс

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Заморозки будут сменяться метелями

Заморозки будут сменяться метелями

Слова какого стиля вы будете использовать? -О чем мы сегодня будем говорить?

Слова какого стиля вы будете использовать? -О чем мы сегодня будем говорить?

Предварительно определить разделы

Предварительно определить разделы

Прочитайте текст в учебнике из рубрики «Возьмите на заметку!» на странице 243 и составьте таблицу по нашей теме

Прочитайте текст в учебнике из рубрики «Возьмите на заметку!» на странице 243 и составьте таблицу по нашей теме

Работа с картинами И.Левитана «Весна

Работа с картинами И.Левитана «Весна

Организует рефлексию. Обобщает сказанное

Организует рефлексию. Обобщает сказанное
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020