Урок русского языка Имя прилагательное
Оценка 4.9

Урок русского языка Имя прилагательное

Оценка 4.9
docx
12.11.2022
Урок русского языка Имя прилагательное
Роль имён прилагательных в речи.
2 класс имя прилагательное.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7»

 

 

    

                               

 

 

                                                                   Урок русского языка (2 класс).

                                   Тема урока: «Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи».

                                                             Тип урока: Урок открытия нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Работу выполнила Шумихина Татьяна Германовна

                                                                                учитель начальных классов

                                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                                 (УМК  система развивающего обучения Л.В.Занкова)

 

 

 

 

 

   

     

Тема урока. Имя прилагательное. Роль имён прилагательных в речи.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Методы изучения: проблемно – поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесные,

практические, использование ИКТ.

Цель урока. Познакомить обучающихся с ролью имён прилагательных в русском языке.

Задачи урока. Обучающие: совершенствование знаний об имени прилагательном, определение

его роли в речи.

Развивающие: развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы,

Обобщения; развивать умения употреблять прилагательные в речи.

Воспитывающие: воспитание наблюдательности, внимания, любви к природе;

воспитывать навыки сотрудничества.

Формируемые УДД на уроке.

Личностные: осознание значимости в речи имён прилагательных; актуализация мыслительной и

творческой деятельности; формирование умения работать по словесной инструкции, адекватное

оценивание себя.

Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структу-

рировать знания, сличение способа действия при анализе имён прилагательных и его результата

с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесения необходи-

мых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального дейст-

вия и его продукта.

Коммуникативные: умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соот –

ветствии с задачами условиями коммуникации; владение монологической и диалогической фор-

мами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Метапредметные: принимать учебную задачу; планировать свою деятельность в соответствии с

поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль деятельности; участвовать

в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать своё

собственное.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, раздаточный материал.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.  Мотивационный настрой.

- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы готовы к уроку. Улыбнитесь друг

другу и настройтесь на работу. Желаю вам успешных ответов, содержательных высказываний своих мыслей. Удачи вам на уроке.

II. Введение в тему урока.

- Давайте попробуем собрать несколько слов-характеристик о нашем классе. Какие мы? Какой наш класс?

Я о себе могу сказать так. Я (какая?) заботливая, требовательная.

- А вы что можете сказать о себе? (Сначала говорят девочки.)

- А что мальчики расскажут о себе? Я какой?

- А как бы вы охарактеризовали наш класс? Мы какие?

- А с каким настроением начинаем урок?

- Мне приятно работать с вами. А кто был внимательным, скажите на какие вопросы

отвечали слова? (Какая? Какой? Какое? Какие?)

Слайд №1.

- Как называются слова, отвечающие на вопросы какая? какой? какое? какие? (Имена прилага-

тельные.)

- Что обозначают эти слова? (Признак предмета.)

III. Выход на тему урока. Постановка цели.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное.)

- Верно. Будем учиться правильно подбирать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, находить имена прилагательные, узнаем, для чего они нужны в речи.

Слайд №2.

- Определим, что уже знаем по этой теме. Заполним таблицу: + (знаю), - (надо узнать)

Слайд №3.

Часть речи

+

Вопросы

+

Для чего нужны

-

Например

 

- Что заметили? Так какая же проблема исследования встала перед нами? (Для чего в речи нужны имена прилагательные.)

IV. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи. (работа в группах)

- Посмотрите у вас на столах лежат картинки (картинки без цвета.) Какое задание вы бы предложили выполнить?

Почему вам захотелось их раскрасить? (Они не яркие, не цветные.)

- Раскрасьте их. Какими стали картинки? (Яркие, цветные, особенные, удивительные.)

- Но раскрасить предмет мы можем не только карандашами. В русском языке нам помогают

описать предмет, сделать его ярким, выразительным слова.

Слайд №4.

- Найдите у себя на столе слова, подходящие к вашим картинкам. (Постепенно остаются слова, нужные для описания медведя).

1 группа – мухомор, ель

2 группа – цветок, солнце

3 группа – мяч, берёза

4 группа – шарики,

5 группа – ягода,

- Какой частью речи являются слова, которые помогли вам описать предмет, сделать его ярким?

Что они обозначают?  Для чего в речи используют имена прилагательные? (Для более точного

описания предмета.)

- Что бы мы не делали, где бы мы не были, мы постоянно стремимся назвать не только предмет,

но и оценить, описать его. И в этом нам помогает имя прилагательное. По частоте употребления

имя прилагательное занимает 3 место после имени существительного и глагола.

V. Применение полученных знаний.

- Оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его,

даже не видя.

- А все ли слова вы использовали при описании предмета.

- Прочитайте, какие «лишние» слова у вас остались. 

Слайд №5.

- Догадались, о ком идёт речь? (Косолапый, мохнатый, неуклюжий, сильный, бурый, хищный,

белый, лесной, свирепый.)

- Правильно, медведь. (Знакомство с новым словарным словом)

 

- А почему медведя так называют? Послушайте сценку из сказки Н.Сладкова «Сорока и медведь».

- Эй, Мишка – медведь, на вопрос ответь.

- Какой вопрос, Стрекотуха?

- А почему тебя Медведем зовут?

- Глухаря – понятно: он ведь весной глухой. Зайца –беляка – понятно: он зимой белый. А вот

Медведя непонятно!

- Хе – хе! Бестолковая ты птица: «Мед – ведь» - значит «мёд ведающий». Знаю стало быть, где

мёд в лесу спрятан…

- Что узнали из сценки? Как правильно запишем. Что поможет запомнить написание этого слова?

- Какое задание сможем выполнить? (звуко-буквенный разбор)

Какие ещё орфограммы в этом слове?

- Ребята, давайте вернёмся к именам прилагательным, которые описывают медведя. Вас ничего не удивило?

Слайд №6.

- Выберите признаки, относящиеся к определённому виду медведя. (Бурый, белый.)

- А какие признаки характерны для любого медведя? (Косолапый, мохнатый, хищный, неуклюжий,

сильный, свирепый.)

- В наших лесах какой медведь обитает? (Бурый.)

- Оказывается, кроме бурого и белого медведей, есть ещё 6 видов.

Сообщение учащегося.

1. Бурый медведь.

2. Белый (полярный) медведь.

3. Чёрный медведь. (В Северной Америке, меньше бурого.)

4. Белогрудый (гималайский) медведь.

5. Медведь –губач. (Питается в основном термитами и муравьями.)

6. Очковый медведь. (В Южной Америке –горных лесах.)

7. Малайский медведь. (Самый маленький – бируанг.)

8. Большая панда. (Самый своеобразный, предпочитает растительную пищу.)

VI. Работа с текстом.

- Перед вами текст. Прочитайте его. Вам понравился текст. Почему? (Не хватает имён прилагательных, трудно представить себе медведя, какой он.)

Слайд №7.

Медведь – зверь. У него голова, глазки и уши. Шерсть. Ходит медведь тяжело, двигая лапами вкось. Поэтому называют его … .

- Что нужно сделать, чтобы медведя можно было представить? (Вставить имена прилагательные.)

- Посмотрите на слайд, рассмотрите медведя и попробуйте вставить в текст слова, которые даны для справки. ( Хищный, лесной, крупный, сильный, большая, массивная, маленькие, чёрные, круглые, небольшие, бурая, косолапый.)

-Что обозначают эти слова?

-К какой части речи относятся?

Медведь – лесной (крупный, сильный, хищный) зверь. У него большая (массивная) голова, маленькие (чёрные) глазки и круглые небольшие уши. Шерсть бурая.

Ходит медведь тяжело, двигая лапами вкось. За это называют его косолапым.

- Скажите, в каком тексте более точно описывается медведь. Почему? Запишите 1 и 2 предложения.

-Найдите имена прилагательные. С какой частью речи дружит имя прилагательное?

- Вернёмся к таблице. Смогли ли мы с вами разрешить проблему, которая перед нами стояла?

- Для чего в речи нужны имена прилагательные? Поставьте знак.

- Где в жизни пригодятся знания о роли имён прилагательных в речи? (В написании сочинений,

изложений, творческих работ.)

Слайд №8

VII. «Когда так говорят».

- Прочитайте словосочетания, которые вы видите на слайде и определите, что обозначают

эти выражения. Расставьте их по соответствующим номерам. (Работа в группах)

1.  Медвежий угол.

2. Медвежья услуга.

3. Медвежья походка.

4. Медвежья берлога.

(Отдалённое , глухое место;  неумелая услуга, приносящая вред вместо пользы;

неуклюжая походка; жилище медведя)

- Какие сочетания употреблены в переносном значении?

Слайд №9.

VIII. Рефлексия.

«Закончи предложение»

- Я узнал, что …

- Я могу …

- Мне было интересно …

- Могу себя похвалить за …

IX. Домашнее задание.

Творческое задание: Придумать загадку (описание животного или описание предмета). Оформить рисунками для выбора правильного ответа.

 

- Урок окончен.  Произносите в речи красивые, добрые слова и услышите в ответ такие же приятные и ласковые слова. Пусть мир вокруг вас будет ярким, удивительным и разным.


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №7»

Тема урока . Имя прилагательное

Тема урока . Имя прилагательное

Часть речи +

Часть речи +

Оказывается, кроме бурого и белого медведей, есть ещё 6 видов

Оказывается, кроме бурого и белого медведей, есть ещё 6 видов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2022