Урок русского языка "Имя прилагательное" 3 класс
Оценка 4.9

Урок русского языка "Имя прилагательное" 3 класс

Оценка 4.9
docx
13.10.2022
Урок русского языка "Имя прилагательное" 3 класс
3 класс имя прилаг..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Социалистического Труда Е. Е. Дзгоева

 с.Эльхотово муниципального образования Кировский район

Республики Северная Осетия-Алания

 

 

 

 

Технологическая карта урока русского языка

 в 3 классе по программе «Школа России»

 

по теме:

«Имя прилагательное»

 

 

РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

 

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ№1 с. Эльхотово

Стрельникова Г.Б.

 

2017-2018 г.

Технологическая карта урока

Русский язык  3 класс  Т.Г. Рамзаева.

Тема: «Имя прилагательное»

Дидактическая цель: «Создать  условия  для формирования представлений о прилагательном как части речи».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Задачи:

1.      формировать представлений о прилагательном как части речи , умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи.

2.       развивать умение распознавать имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные;

3.      Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе

Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности.

Цели: проверка готовности обучающихся к уроку.

(Слайд1)

  С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

 

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Запишите в тетрадях число. Классная работа.

 

Учащиеся получают эмоциональный настрой на урок.

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетрадь.

Личностные: организация рабочего места, самооценка готовности к уроку.

 

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

   Вершины гор и солнце золотое,

   Шум звонких рек и старые дома…

  Все самое любимое, родное

  Живет в тебе, Осетия моя! 

 

 - О чём речь в стихотворении?

 – О нашей республике - Северная Осетия.

- Какая  наша республика?

–Красивая, родная, большая, удивительная.

- Все эти слова  действительно подходят к описанию нашей республики и делают ее необыкновенной, самой лучшей. Это признаки, характеризующие нашу родину.

- А как называются слова в речи, которые отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие?

( Правило)

- Давайте убедимся в правильности нашего ответа.

Откройте  учебники (с.47)

-  Сегодня на уроке русского языка мы отправимся на прогулку. Мы будем любоваться природой Осетии, выполнять различные виды письменных работ, раскроем много тайн русского языка.

- На время прогулки нам необходим проводник, который поведёт нас по пути открытий.

 

Дети слушают стих.

 

 

 

.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Вспоминают и рассказывают правило.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

ориентироваться  в своей системе знаний.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

 

 

 

 

Личностные УУД:

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки часть решения любой задачи.

 

III. Постановка учебной  задачи.

 

Цели:  подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

 

Внимание, на экран  (слайд №4). Отгадайте загадку.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи подбирает.

 

- Да, это самый обычный воробей 

-  А как вы догадались? По каким словам?

-  А вот в загадке есть, наверное, и непонятные слова.

 - Кто знает значение слова армячишко?

(Показываю словарь Ожегова, где есть объяснение непонятных слов)

Армячишко-это…

 

Шныряет – подбираем синоним.

 

-В каком произведении на уроке  литературного чтения встречались с воробьём ?

( Паустовский « Растрёпанный воробей»)

- Какой он  в этом произведении?

( Храбрый, смелый, быстрый)

- Какую часть речи вы употребили  при характеристике птицы?

( Прилагательное)

- Да, именно прилагательное умеет точно передать  и описать  представленный предмет, его характерные  признаки.

 

Например, солнце (слайд №5).

- Какое оно?

-  А вот теперь наоборот, оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательного, то можно его узнать, даже не видя. 

 - Спелое, круглое, сочное …        (яблоко)

 - Рыжая, хитрая, ловкая…            (лиса)

- Существует   характерная особенность. Характеризовать  предмет можно по заданному признаку ( цвет, форма, вкус, характер).

 

-  Воробей нас заждался и зовёт в путь. Берем с собой хорошее настроение  и багаж со знаниями.

 

- Помогите сформулировать тему урока.

 Какова задача  нашего урока?

 

-Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают название произведения и автора.

 

- Вспоминают роль имен прилагательных  в речи.

 

 

Описывают солнце.

 

 

 

Отгадывают предмет по описанию.

 

 

 

 

 

 

Формулируют  тему урока, ставят задачи.

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

 осознавать необходимость нового знания.

 

Минутка чистописания.

 

 

 

 

 

 

- Выполните чистописание (на доске)

    Отважный воробей зовёт в путь.  

(слайд №6).

 

1 чел. – разбор  предложения по членам

2 человек - морфологический разбор

3 человек - путь1

 

Дети аккуратно пишут в тетрадь.

 

Три человека работают у доски.

Проверка.

Оценки

 

Словарная работа.

 

 

 

 

 

Внимание на экран (слайд №7).

Списать словарные слова, вставить пропущенные буквы, обозначить ударение: уч…ник, п…года, г...род, д…ревня, д…рога, в...р...бей.

 

- На какой вопрос отвечают словарные слова (кто? что?)

Какая часть речи? ( существительное)

 

Проверка словарных слов.

(Работа в парах.)

С помощью простого карандаша проверяют тетрадь  соседа по образцу (слайд №8).

Личностные УУД:

Находить и исправлять ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            У существительных подчас

Не жизнь, а просто мука:

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить:

Вот громкий стук,

Вот жёлтый шар,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик!

- О какой части  речи говорится в стихотворении?

 

Обратите внимание на экран. Чаще всего имена прилагательные в предложении являются определениями, поэтому их принято подчеркивать волнистой линией.

 

- Прочитайте правило на стр. 48.

 

Устно.

- Добавьте к существительным, записанным в тетрадях, прилагательные, чтобы они украсили эти понятия.

-С какой частью речи тесно связаны имена прилагательные? (с сущ.).

- Мчимся по дороге и любуемся красотой нашей Родины (слайд №11).

 

Слушают стихотворение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают правило.

 

IV.Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения

 

      Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

- Ребята, у вас  на парте конверт. 

- Прочитайте предложение, записанное на нём.

У меня уши, хвост, шерсть.

-   О каком животном идёт речь в этом предложении?

- Ребята, мнения ваши разошлись.

 

- Посмотрите в конверт, там есть  картинка. Кто это?

-Вы должны, вставить пропущенные слова, чтобы было понятно, что речь идёт о лисе.

-Слова помощники у вас записаны внизу под картинкой. (чуткие, пушистый, рыжая).      

 

-Прочитайте, что у вас получилось? 

-На какие вопросы отвечают вставленные слова?

 

- А что они обозначают?

- Какой частью речи они являются?

-   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

- Слова, отвечающие на вопросы  «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

 

Сравним свой вывод с выводом из учебника.

Ученики высказывают свои мнения (заяц, кошка, лиса  и т.д.)

 

- Из конверта достают картинку, вставляют пропущенные слова

(работа в парах)

 

Дети читают свои предложения.

 

- Признак предмета.

-Прилагательное.

 

 

 

 

Читают вывод в учебнике.

 

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение

 

Познавательные УУД:

добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации

 

 

Коммуникативные УУД:

умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других

 

 

 

Физкультминутка (слайд №20) 

 

 

 

Передать мяч и назвать имя прилагательное, которое можно отнести ко времени года  (весна).

Вдох – выдох.

 

 

Называют слова-прилагательные.

 

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

 

Работа по учебнику с.48, упр 470.

 

- Прочитайте упражнение.

-Отгадайте загадку.

 

-  Прочитайте задание к упражнению про себя.

- Что нужно выполнить?

 

-Составьте свою загадку о животном.

 

Дети читают упражнение.

Выполняют задание к упражнению.

 

 

Сочиняют свою загадку о любом животном..

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы педагога;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

VI.Самостоятельная работа с проверкой.

 

Цель: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

 

1)      Работа по карточкам.

- Подобрать к прилагательным, подходящие по смыслу имена существительные.

Зелёный, сладкий, сахарный …

Весеннее, яркое, лучистое ….

Спелая, сладкая, душистая …

Грузовая, легковая, спортивная ….

 

-Давайте проверим, что же у вас получилось?

 

Используя алгоритм самооценки, оцените свою работу. Алгоритм оценивания (на слайде):

1.Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3.Есть ли ошибки?

4.Какое умение развивали при выполнении задания?

 

 

 

Ученики подбирают имена существительные, читают  свои записи на карточках.

 

 

 

Оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД:

умение  слушать и понимать других.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.

 

 

 

Цель:

Организовать повторение учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2) Работа в группах.

- Составьте предложения, употребляя имена прилагательные (слайд №12-15).

Поля

Луга

Реки

- А теперь лес. Дополните известное вам стихотворение пропущенными словами.

1. О каком лесе? (Осеннем) (слайд №16).

2. О каком лесе? (Зимнем) (слайд №17).

- А воробей остановил нас в весеннем лесу! (слайд №18).

 

 

 

 

Работают в группах.

 

 

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других, учиться работать сообща.

VII. Включение в систему знаний и повторений.

- Теперь воробей нам покажет животный мир республики (слайд №21).

- Какие животные обитают в Северной Осетии? (лисы, волки, совы… ) (слайд №22).

 

Ваша задача: 1 вариант выбирает зверей.

                        2 вариант выбирает птиц.

-Добавить одно прилагательное, чтобы оно характеризовало данное животное  по цвету, величине, характеру.

- Лиса (какая?)

- Орел (какой?)

- Проверка по цепочке.

- Мы увидели растительный и животный мир Северной Осетии, а теперь пора домой. С богатыми впечатлениями  отправляемся в обратную дорогу.

- Чтобы закрепить полученную информацию, нужно сделать путевые заметки. (слайд №23).

 

- Подберите слова – признаки, чтобы рассказ получился интересным и красочным.(Письменно, самостоятельно)

 

      Был … день. Ребята отправились в … путь. На небе светило … солнце. В лесу пел … соловей. … мы возвращались домой.

- В это время работа со слабоуспевающими (индивидуально)

 

Комментируют выполнение упражнения с места

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации

 

Регулятивные УУД:

принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания

 

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи

 

 

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  И вот мы дома (слайд №24-26).

-  Необходимо обобщить знания.

 

 

Тест:

1.     Подчеркни правильный ответ.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А) действие предмета            В) предмет

Б) признак предмета        Г) количество предметов

 2. Подчеркни лишнее слово

         1) красный      3)  гербарий      

          2)веселый      4)  большой       

  3. Подчеркни слово, с которым связано имя прилагательное.

                   Вот ребята увидели родное село.

 

 

 

VIII. Рефлексия деятельности.

 

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

– Вот и подходит наш урок к концу.

-Назовите тему урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы ее?

Расскажите по схеме, чему научились(слайд4)

Я знаю …..

Я запомнил….

Я смог …

Что на уроке хорошо получилось?

Над чем надо ещё поработать?

 

 - Что такое имя прилагательное? Значение? Вопросы?

         

  - С какой частью речи  связаны имена прилагательные?

- Оцените свою работу на уроке.

- Поработали хорошо! Молодцы! (слайд №28).

 

 

 

 

 

 

Несколько  учеников оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний

 

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи

IX.  Домашнее  задание.

 Выучить  правило, выполнить упражнение 473, стр. 50

Дополнительно: составить и записать  рассказ на тему «Природа моего села», используя имена прилагательные.

 

Слушают инструктаж

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени

Технологическая карта урока Русский язык 3 класс

Технологическая карта урока Русский язык 3 класс

Вершины гор и солнце золотое,

Вершины гор и солнце золотое,

В каком произведении на уроке литературного чтения встречались с воробьём ? (

В каком произведении на уроке литературного чтения встречались с воробьём ? (

Выполните чистописание (на доске)

Выполните чистописание (на доске)

Слушают стихотворение.

Слушают стихотворение.

Работа по учебнику с.48, упр 470

Работа по учебнику с.48, упр 470

Работают в группах. Коммуникативные

Работают в группах. Коммуникативные

И вот мы дома (слайд №24-26)

И вот мы дома (слайд №24-26)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022