Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Социалистического Труда Е. Е. Дзгоева
с.Эльхотово муниципального образования Кировский район
Республики Северная Осетия-Алания
Технологическая карта урока русского языка
в 3 классе по программе «Школа России»
по теме:
«Имя прилагательное»
РМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ№1 с. Эльхотово
Стрельникова Г.Б.
2017-2018 г.
Технологическая карта урока
Русский язык 3 класс Т.Г. Рамзаева.
Тема: «Имя прилагательное»
Дидактическая цель: «Создать условия для формирования представлений о прилагательном как части речи».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи:
1. формировать представлений о прилагательном как части речи , умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи.
2. развивать умение распознавать имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные;
3.
Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в
коллективе
Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I.Самоопределение к деятельности. Цели: проверка готовности обучающихся к уроку. |
(Слайд1) С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать.
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. - Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Запишите в тетрадях число. Классная работа.
|
Учащиеся получают эмоциональный настрой на урок.
Ученики записывают в тетрадь. |
Личностные: организация рабочего места, самооценка готовности к уроку.
|
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». |
Вершины гор и солнце золотое, Шум звонких рек и старые дома… Все самое любимое, родное Живет в тебе, Осетия моя!
- О чём речь в стихотворении? – О нашей республике - Северная Осетия. - Какая наша республика? –Красивая, родная, большая, удивительная. - Все эти слова действительно подходят к описанию нашей республики и делают ее необыкновенной, самой лучшей. Это признаки, характеризующие нашу родину. - А как называются слова в речи, которые отвечают на вопросы какой, какая, какое, какие? ( Правило) - Давайте убедимся в правильности нашего ответа. Откройте учебники (с.47) - Сегодня на уроке русского языка мы отправимся на прогулку. Мы будем любоваться природой Осетии, выполнять различные виды письменных работ, раскроем много тайн русского языка. - На время прогулки нам необходим проводник, который поведёт нас по пути открытий.
|
Дети слушают стих.
.
Отвечают на вопросы.
Вспоминают и рассказывают правило.
|
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные УУД: не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки часть решения любой задачи.
|
III. Постановка учебной задачи.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
Внимание, на экран (слайд №4). Отгадайте загадку. Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крохи подбирает.
- Да, это самый обычный воробей - А как вы догадались? По каким словам? - А вот в загадке есть, наверное, и непонятные слова. - Кто знает значение слова армячишко? (Показываю словарь Ожегова, где есть объяснение непонятных слов) Армячишко-это…
Шныряет – подбираем синоним.
-В каком произведении на уроке литературного чтения встречались с воробьём ? ( Паустовский « Растрёпанный воробей») - Какой он в этом произведении? ( Храбрый, смелый, быстрый) - Какую часть речи вы употребили при характеристике птицы? ( Прилагательное) - Да, именно прилагательное умеет точно передать и описать представленный предмет, его характерные признаки.
Например, солнце (слайд №5). - Какое оно? - А вот теперь наоборот, оказывается, если точно описать предмет с помощью прилагательного, то можно его узнать, даже не видя. - Спелое, круглое, сочное … (яблоко) - Рыжая, хитрая, ловкая… (лиса) - Существует характерная особенность. Характеризовать предмет можно по заданному признаку ( цвет, форма, вкус, характер).
- Воробей нас заждался и зовёт в путь. Берем с собой хорошее настроение и багаж со знаниями.
- Помогите сформулировать тему урока. Какова задача нашего урока?
|
-Отгадывают загадку.
Вспоминают название произведения и автора.
- Вспоминают роль имен прилагательных в речи.
Описывают солнце.
Отгадывают предмет по описанию.
Формулируют тему урока, ставят задачи. |
Регулятивные УУД: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Познавательные УУД: осознавать необходимость нового знания. |
Минутка чистописания.
|
- Выполните чистописание (на доске) Отважный воробей зовёт в путь. (слайд №6).
1 чел. – разбор предложения по членам 2 человек - морфологический разбор 3 человек - путь1
|
Дети аккуратно пишут в тетрадь.
Три человека работают у доски. Проверка. Оценки |
|
Словарная работа.
|
Внимание на экран (слайд №7). Списать словарные слова, вставить пропущенные буквы, обозначить ударение: уч…ник, п…года, г...род, д…ревня, д…рога, в...р...бей.
- На какой вопрос отвечают словарные слова (кто? что?) Какая часть речи? ( существительное)
|
Проверка словарных слов. (Работа в парах.) С помощью простого карандаша проверяют тетрадь соседа по образцу (слайд №8). |
Личностные УУД: Находить и исправлять ошибки.
|
|
У существительных подчас Не жизнь, а просто мука: Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука! Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить: Вот громкий стук, Вот жёлтый шар, Вот сокрушительный удар, Вот звонкий колокольчик, А вот и острый кончик! - О какой части речи говорится в стихотворении?
Обратите внимание на экран. Чаще всего имена прилагательные в предложении являются определениями, поэтому их принято подчеркивать волнистой линией.
- Прочитайте правило на стр. 48.
Устно. - Добавьте к существительным, записанным в тетрадях, прилагательные, чтобы они украсили эти понятия. -С какой частью речи тесно связаны имена прилагательные? (с сущ.). - Мчимся по дороге и любуемся красотой нашей Родины (слайд №11).
|
Слушают стихотворение.
Читают правило. |
|
IV.Открытие нового материала (Построение проекта выхода из затруднения
Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы. |
- Ребята, у вас на парте конверт. - Прочитайте предложение, записанное на нём. У меня уши, хвост, шерсть. - О каком животном идёт речь в этом предложении? - Ребята, мнения ваши разошлись.
- Посмотрите в конверт, там есть картинка. Кто это? -Вы должны, вставить пропущенные слова, чтобы было понятно, что речь идёт о лисе. -Слова помощники у вас записаны внизу под картинкой. (чуткие, пушистый, рыжая).
-Прочитайте, что у вас получилось? -На какие вопросы отвечают вставленные слова?
- А что они обозначают? - Какой частью речи они являются? - Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное? - Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
Сравним свой вывод с выводом из учебника. |
Ученики высказывают свои мнения (заяц, кошка, лиса и т.д.)
- Из конверта достают картинку, вставляют пропущенные слова (работа в парах)
Дети читают свои предложения.
- Признак предмета. -Прилагательное.
Читают вывод в учебнике. |
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение
Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других
|
Физкультминутка (слайд №20)
|
Передать мяч и назвать имя прилагательное, которое можно отнести ко времени года (весна). Вдох – выдох.
|
Называют слова-прилагательные. |
|
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
Работа по учебнику с.48, упр 470.
- Прочитайте упражнение. -Отгадайте загадку.
- Прочитайте задание к упражнению про себя. - Что нужно выполнить?
-Составьте свою загадку о животном. |
Дети читают упражнение. Выполняют задание к упражнению.
Сочиняют свою загадку о любом животном.. |
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий при выполнении заданий. Коммуникативные УУД: ясно формулировать ответы на вопросы педагога; вносить вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке. |
VI.Самостоятельная работа с проверкой.
Цель: организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.
|
1) Работа по карточкам. - Подобрать к прилагательным, подходящие по смыслу имена существительные. Зелёный, сладкий, сахарный … Весеннее, яркое, лучистое …. Спелая, сладкая, душистая … Грузовая, легковая, спортивная ….
-Давайте проверим, что же у вас получилось?
Используя алгоритм самооценки, оцените свою работу. Алгоритм оценивания (на слайде): 1.Какое было задание? 2. Удалось ли выполнить задание? 3.Есть ли ошибки? 4.Какое умение развивали при выполнении задания?
|
Ученики подбирают имена существительные, читают свои записи на карточках.
Оценивают свою работу. |
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев.
|
Цель: Организовать повторение учебного материала.
|
- 2) Работа в группах. - Составьте предложения, употребляя имена прилагательные (слайд №12-15). Поля Луга Реки - А теперь лес. Дополните известное вам стихотворение пропущенными словами. 1. О каком лесе? (Осеннем) (слайд №16). 2. О каком лесе? (Зимнем) (слайд №17). - А воробей остановил нас в весеннем лесу! (слайд №18).
|
Работают в группах.
|
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других, учиться работать сообща. |
VII. Включение в систему знаний и повторений. |
- Теперь воробей нам покажет животный мир республики (слайд №21). - Какие животные обитают в Северной Осетии? (лисы, волки, совы… ) (слайд №22).
Ваша задача: 1 вариант выбирает зверей. 2 вариант выбирает птиц. -Добавить одно прилагательное, чтобы оно характеризовало данное животное по цвету, величине, характеру. - Лиса (какая?) - Орел (какой?) - Проверка по цепочке. - Мы увидели растительный и животный мир Северной Осетии, а теперь пора домой. С богатыми впечатлениями отправляемся в обратную дорогу. - Чтобы закрепить полученную информацию, нужно сделать путевые заметки. (слайд №23).
- Подберите слова – признаки, чтобы рассказ получился интересным и красочным.(Письменно, самостоятельно)
Был … день. Ребята отправились в … путь. На небе светило … солнце. В лесу пел … соловей. … мы возвращались домой. - В это время работа со слабоуспевающими (индивидуально)
|
Комментируют выполнение упражнения с места |
Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации
Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи |
Итог урока.
|
- И вот мы дома (слайд №24-26). - Необходимо обобщить знания.
Тест: 1. Подчеркни правильный ответ. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает: А) действие предмета В) предмет Б) признак предмета Г) количество предметов 2. Подчеркни лишнее слово 1) красный 3) гербарий 2)веселый 4) большой 3. Подчеркни слово, с которым связано имя прилагательное. Вот ребята увидели родное село.
|
|
|
VIII. Рефлексия деятельности.
Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
– Вот и подходит наш урок к концу. -Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы ее? Расскажите по схеме, чему научились(слайд4) Я знаю ….. Я запомнил…. Я смог … Что на уроке хорошо получилось? Над чем надо ещё поработать?
- Что такое имя прилагательное? Значение? Вопросы?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные? - Оцените свою работу на уроке. - Поработали хорошо! Молодцы! (слайд №28).
|
Несколько учеников оценивают свою работу на уроке. |
Познавательные УУД: понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний
Регулятивные УУД: Соотносить результат своей деятельности с целью оценки Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи |
IX. Домашнее задание. |
Выучить правило, выполнить упражнение 473, стр. 50 Дополнительно: составить и записать рассказ на тему «Природа моего села», используя имена прилагательные.
|
Слушают инструктаж |
Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.