Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Имя существительное как часть речи (повторение изученного в начальной школе)
Цель урока: повторение и систематизация знаний об имени существительном, полученных в начальной школе.
Задачи:
1. систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;
2. развивать критическое мышление, внимание, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
3. создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками, воспитывать культуру речи, внимание к слову.
Ход урока
Организационный момент
(Приветствие). Откройте тетради и запишите число, сегодня мы будем работать, используя индивидуальные карты
Стадия вызова (слайд 2)
Начнем мы наш урок с наблюдения
Обращаю ваше внимание на строчки из стихотворения известного русского поэта А.А.Фета
Как вы думаете, почему именно эти строчки я взяла для начала урока? На что можно обратить внимание?
Сформулируйте тему урока, поставьте перед собой цели урока? Запишите в индивидуальную карту. (Слайды)
Какие слова пропущены? С какой частью речи дружит существительное? Запишите в тетради, подобрав подходящие по смыслу слова, какие это должны быть слова? Кто ближе всех окажется к оригиналу.
Стадия осмысления
1. Итак, мы приступили к изучению раздела «Морфология». Определили, что тема урока Имя существительное.
А зачем нам нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.
Вывод: Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим (приведите примеры однокоренных слов (суть, сущность, сущий, существо)
Справка: Слово суть обозначает «сущность», «самое главное в чем-нибудь», «существо чего-нибудь». Оно употребляется в стилях современного книжного и разговорного русского языка. Конечно, эта часть речи изучалась и в начальной школе, поэтому цель урока вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.
В своих картах, в графе я знаю, запишите, все, что вы помните и знаете об этой части речи.
Проговаривание в парах, поделитесь друг с другом знаниями о существительном.
Появились ли вопросы, что необходимо вспомнить, чтобы успешно осваивать новый материал по теме? (Учащиеся проговаривают вопросы, на которые необходимо найти ответы)
2. Работа с опорным конспектом (слайд)
Перед вами опорный конспект, проанализируем содержание конспекта.
Сравним ваши записи и то, что собрано в опорном конспекте (морфологические признаки - категория рода, числа, падежа, склонение, синтаксическая роль)
Заполнение графы, в чем затруднения
3. Работа с учебником, сравнение и поиск новой информации.
Что нового мы узнаем и материала параграфа? Запишите себе в карту. (Имена существительные обозначают признак как предмет синий – синева, действие как предмет – бежать – бег
Упр. 470, 471 (устно в парах)
Физминутка ( яблоко, земля, дочь, дом, ночь, школа, облако, тишина, печь)
Я называю существительные, а вы должны встать, когда слышите существительные, относящиеся к разным склонениям: 1скл – 1 ряд, 2 скл – 2 ряд, 3 скл – 3 ряд)
Стадия рефлексии
1. Работа со стихотворением Фета
Вернемся к строчкам Фета, определите морфологические признаки и синтаксическую роль существительных, взаимопроверка (работаем в паре)
2. Упражнение «Найди ошибки»
Спишите предложение, исправив его, объясните друг другу правильное написание, обозначьте орфограммы.
3. Упражнение «Составь слова» Кто больше за 1 минуту составит слова (существительные им.п. ед.ч.) из слова контрабас
(бас, краб, работа…)
4. Тестовая работа
(цель: выявить трудности, связанные с понимание существительного)
Вариант 1
1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?
1) шампунь для сухих волос
2) работа в тетради
3)
скрылось за тучей
4) играет на рояле
2. В каком словосочетании есть существительное в предложном падеже?
1) пожелай удачи
2) покрылись инеем
3) песня из кинофильма
4) в роли Дубровского
З. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) по тропинк.., на станци..
2) у дорожк.., о счасть..
3) от радост.., на трамва..
4) у сирен.., к дочер..
4. В каком слове на конце не пишется Ь?
I) плащ..
2) помощ..
3) глуш..
4) в полноч...
5 . Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.
Ради скуки кушай яблочко, мой свет.
Вариант 2
1. В каком словосочетании есть существительное 3-го склонения?
1) купили тюль
2) пачка вафель
3) звуки виолончели
4) решение задач
2. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?
1) в высотном здании
2) послал письмо
3) спрятался за деревом
4) темная ночь
3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) о спектакл.., о событи..
2) пески пустын.., на варень..
3) на вуал.., по дощечк..
4) к молодеж.., о дикци..
4. В каком слове пишется на конце Ь?
1) пара галош..
2) брош..
З) чертеж..
4) товарищ..
5. Из данного предложения выпишите имя существительное 3-го склонения.
Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.
Взаимопроверка в парах по ключу
1 ошибка – 4;
2 ошибки – 3;
3 ошибки – 2
Анализ выполнения тестовой работы, какие ошибки встретились? Почему?
Подведение итогов по таблице:
Что вам уже было знакомо об имени существительном?
Какую новую информацию вы получили?
Что вызвало у вас вопросы, было непонятно?
Оцените свою работу на уроке, поставив общую оценку.
Домашнее задание на выбор:
Составить небольшой текст или стихотворение, состоящее из существительных;
Сочинить небольшую сказку об имени существительном
Составить опорный конспект или кластер на тему «Имя существительное»
Рефлексия урока
Синквейн
Урок
Какой (2 прилагательных)
Что делали (3 глагола)
Фраза
Заключительное слово
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.