Урок русского языка Имя существительное как часть речи 5 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка Имя существительное как часть речи 5 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
08.05.2021
Урок русского языка Имя существительное как часть речи 5 класс
Имя существительное 5 класс.docx

Урок русского языка в 5  классе

Тема урока: Имя существительное как часть речи (повторение изученного в начальной школе)

Цель урока:  повторение и систематизация знаний об имени существительном, полученных  в начальной школе.

Задачи:

1. систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

2. развивать критическое мышление, внимание, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.                                                                                                               

3. создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками, воспитывать культуру речи, внимание к слову.

                                                 Ход урока

Организационный момент

(Приветствие). Откройте тетради и запишите число, сегодня мы будем работать, используя индивидуальные карты

Стадия вызова (слайд 2)

Начнем мы наш урок с наблюдения

Обращаю ваше внимание на строчки из стихотворения известного русского поэта А.А.Фета

Как вы думаете, почему именно эти строчки я взяла для начала урока? На что можно обратить внимание?

Сформулируйте тему урока, поставьте перед собой цели урока? Запишите в индивидуальную карту. (Слайды)

Какие слова пропущены?  С какой частью речи дружит существительное? Запишите в тетради, подобрав подходящие по смыслу слова, какие это должны быть слова? Кто ближе всех окажется к оригиналу.

Стадия осмысления

1. Итак, мы приступили к изучению раздела «Морфология». Определили, что тема урока  Имя существительное.

А зачем нам нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.

Вывод:  Существительные в нашей жизни играют огромную роль,  они помогают нам назвать то, что мы видим  (приведите примеры однокоренных слов (суть, сущность, сущий, существо)

Справка:  Слово суть обозначает «сущность», «самое главное в чем-нибудь», «существо чего-нибудь». Оно употребляется в стилях современного книжного и разговорного русского языка.  Конечно, эта часть речи изучалась и в начальной школе, поэтому цель урока вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

В своих картах, в графе я знаю, запишите, все, что вы помните и знаете об этой части речи.

Проговаривание в парах, поделитесь друг с другом знаниями о существительном.               

Появились ли вопросы, что необходимо вспомнить, чтобы успешно осваивать новый материал по теме? (Учащиеся проговаривают вопросы, на которые необходимо найти ответы)

2. Работа с опорным конспектом (слайд)

 

Перед вами опорный конспект, проанализируем содержание конспекта.

Сравним ваши записи и то, что собрано в опорном конспекте (морфологические признаки -  категория рода, числа, падежа, склонение, синтаксическая роль)

Заполнение графы, в чем затруднения

3. Работа с учебником, сравнение и поиск новой информации.

Что нового мы узнаем и материала параграфа?  Запишите себе в карту. (Имена существительные обозначают признак как предмет синий – синева, действие как предмет – бежать – бег

Упр. 470, 471 (устно в парах) 

Физминутка ( яблоко, земля, дочь, дом, ночь, школа, облако, тишина, печь)

Я называю существительные, а вы должны встать, когда слышите существительные, относящиеся к разным склонениям: 1скл – 1 ряд, 2 скл – 2 ряд, 3 скл – 3 ряд)

Стадия рефлексии

1.     Работа со стихотворением Фета

            Вернемся к строчкам Фета, определите морфологические признаки и синтаксическую роль существительных, взаимопроверка (работаем в паре)

2.     Упражнение «Найди ошибки»

Спишите предложение, исправив его, объясните друг другу правильное написание, обозначьте орфограммы.

3.     Упражнение «Составь слова» Кто больше за 1 минуту составит слова (существительные им.п. ед.ч.)  из слова  контрабас

(бас, краб, работа…)

4.     Тестовая работа

(цель: выявить трудности, связанные с понимание существительного)

Вариант 1

1. В каком словосочетании есть существительное 3-го скло­нения?

1) шампунь для сухих волос

2) работа в тетради
3) скрылось за тучей
4) играет на рояле

2. В каком словосочетании есть существительное в предлож­ном падеже?

1) пожелай удачи

2) покрылись инеем

3) песня из кинофильма

4) в роли Дубровского

З. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1) по тропинк.., на станци..

2) у дорожк.., о счасть..

3) от радост.., на трамва..

4) у сирен.., к дочер..

4. В каком слове на конце не пишется Ь?

I) плащ..

2) помощ..

3) глуш..

4) в полноч...

5 . Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.

Ради скуки кушай яблочко, мой свет.

Вариант 2

1. В каком словосочетании есть существительное 3-го скло­нения?

1) купили тюль

2) пачка вафель

3) звуки виолончели

4) решение задач

2. В каком словосочетании есть существительное в винитель­ном падеже?

1) в высотном здании

2) послал письмо

3) спрятался за деревом

4) темная ночь

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) о спектакл.., о событи..

2) пески пустын.., на варень..

3) на вуал.., по дощечк..

4) к молодеж.., о дикци..

4. В каком слове пишется на конце Ь?

1) пара галош..

2) брош..

З) чертеж..

4) товарищ..

5. Из данного предложения выпишите имя существительное 3-го склонения.

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

Взаимопроверка в парах по ключу

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

3 ошибки – 2 

Анализ выполнения тестовой работы, какие ошибки встретились? Почему?

Подведение итогов по таблице:

Что вам уже было знакомо об имени существительном?

Какую новую информацию вы получили?

Что вызвало у вас вопросы, было непонятно?

Оцените свою работу на уроке, поставив общую оценку.

Домашнее задание на выбор:

Составить небольшой текст или стихотворение, состоящее из существительных;

Сочинить небольшую сказку об имени существительном

Составить опорный конспект или кластер на тему «Имя существительное»

Рефлексия урока

Синквейн

Урок

Какой (2 прилагательных)

Что делали (3 глагола)

Фраза

Заключительное слово


 

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Как вы думаете, почему именно эти строчки я взяла для начала урока?

Как вы думаете, почему именно эти строчки я взяла для начала урока?

Вывод: Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим (приведите примеры однокоренных слов (суть, сущность, сущий, существо)

Вывод: Существительные в нашей жизни играют огромную роль, они помогают нам назвать то, что мы видим (приведите примеры однокоренных слов (суть, сущность, сущий, существо)

Перед вами опорный конспект, проанализируем содержание конспекта

Перед вами опорный конспект, проанализируем содержание конспекта

Вариант 1 1. В каком словосочетании есть существительное 3-го скло­нения? 1) шампунь для сухих волос 2) работа в тетради 3) скрылось за тучей 4) играет…

Вариант 1 1. В каком словосочетании есть существительное 3-го скло­нения? 1) шампунь для сухих волос 2) работа в тетради 3) скрылось за тучей 4) играет…

В каком словосочетании есть существительное в винитель­ ном падеже? 1) в высотном здании 2) послал письмо 3) спрятался за деревом 4) темная ночь 3

В каком словосочетании есть существительное в винитель­ ном падеже? 1) в высотном здании 2) послал письмо 3) спрятался за деревом 4) темная ночь 3

Составить небольшой текст или стихотворение, состоящее из существительных;

Составить небольшой текст или стихотворение, состоящее из существительных;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021