Урок русского языка Имя существительное как часть речи 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Имя существительное 5 класс.docx

Урок русского языка в 5  классе

Тема урока: Имя существительное как часть речи (повторение изученного в начальной школе)

Цель урока:  повторение и систематизация знаний об имени существительном, полученных  в начальной школе.

Задачи:

1. систематизировать сведения о существительном как о самостоятельной части речи, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль;

2. развивать критическое мышление, внимание, умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.                                                                                                               

3. создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения со сверстниками, воспитывать культуру речи, внимание к слову.

                                                 Ход урока

Организационный момент

(Приветствие). Откройте тетради и запишите число, сегодня мы будем работать, используя индивидуальные карты

Стадия вызова (слайд 2)

Начнем мы наш урок с наблюдения

Обращаю ваше внимание на строчки из стихотворения известного русского поэта А.А.Фета

Как вы думаете, почему именно эти строчки я взяла для начала урока? На что можно обратить внимание?

Сформулируйте тему урока, поставьте перед собой цели урока? Запишите в индивидуальную карту. (Слайды)

Какие слова пропущены?  С какой частью речи дружит существительное? Запишите в тетради, подобрав подходящие по смыслу слова, какие это должны быть слова? Кто ближе всех окажется к оригиналу.

Стадия осмысления

1. Итак, мы приступили к изучению раздела «Морфология». Определили, что тема урока  Имя существительное.

А зачем нам нужны существительные? (Они называют предметы, которые находятся вокруг нас). Оглянитесь вокруг, приведите примеры имен существительных, которые обозначают предметы, находящиеся в классе.

Вывод:  Существительные в нашей жизни играют огромную роль,  они помогают нам назвать то, что мы видим  (приведите примеры однокоренных слов (суть, сущность, сущий, существо)

Справка:  Слово суть обозначает «сущность», «самое главное в чем-нибудь», «существо чего-нибудь». Оно употребляется в стилях современного книжного и разговорного русского языка.  Конечно, эта часть речи изучалась и в начальной школе, поэтому цель урока вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.

В своих картах, в графе я знаю, запишите, все, что вы помните и знаете об этой части речи.

Проговаривание в парах, поделитесь друг с другом знаниями о существительном.               

Появились ли вопросы, что необходимо вспомнить, чтобы успешно осваивать новый материал по теме? (Учащиеся проговаривают вопросы, на которые необходимо найти ответы)

2. Работа с опорным конспектом (слайд)

 

Перед вами опорный конспект, проанализируем содержание конспекта.

Сравним ваши записи и то, что собрано в опорном конспекте (морфологические признаки -  категория рода, числа, падежа, склонение, синтаксическая роль)

Заполнение графы, в чем затруднения

3. Работа с учебником, сравнение и поиск новой информации.

Что нового мы узнаем и материала параграфа?  Запишите себе в карту. (Имена существительные обозначают признак как предмет синий – синева, действие как предмет – бежать – бег

Упр. 470, 471 (устно в парах) 

Физминутка ( яблоко, земля, дочь, дом, ночь, школа, облако, тишина, печь)

Я называю существительные, а вы должны встать, когда слышите существительные, относящиеся к разным склонениям: 1скл – 1 ряд, 2 скл – 2 ряд, 3 скл – 3 ряд)

Стадия рефлексии

1.     Работа со стихотворением Фета

            Вернемся к строчкам Фета, определите морфологические признаки и синтаксическую роль существительных, взаимопроверка (работаем в паре)

2.     Упражнение «Найди ошибки»

Спишите предложение, исправив его, объясните друг другу правильное написание, обозначьте орфограммы.

3.     Упражнение «Составь слова» Кто больше за 1 минуту составит слова (существительные им.п. ед.ч.)  из слова  контрабас

(бас, краб, работа…)

4.     Тестовая работа

(цель: выявить трудности, связанные с понимание существительного)

Вариант 1

1. В каком словосочетании есть существительное 3-го скло­нения?

1) шампунь для сухих волос

2) работа в тетради
3) скрылось за тучей
4) играет на рояле

2. В каком словосочетании есть существительное в предлож­ном падеже?

1) пожелай удачи

2) покрылись инеем

3) песня из кинофильма

4) в роли Дубровского

З. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1) по тропинк.., на станци..

2) у дорожк.., о счасть..

3) от радост.., на трамва..

4) у сирен.., к дочер..

4. В каком слове на конце не пишется Ь?

I) плащ..

2) помощ..

3) глуш..

4) в полноч...

5 . Из данного предложения выпишите имя существительное в винительном падеже.

Ради скуки кушай яблочко, мой свет.

Вариант 2

1. В каком словосочетании есть существительное 3-го скло­нения?

1) купили тюль

2) пачка вафель

3) звуки виолончели

4) решение задач

2. В каком словосочетании есть существительное в винитель­ном падеже?

1) в высотном здании

2) послал письмо

3) спрятался за деревом

4) темная ночь

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) о спектакл.., о событи..

2) пески пустын.., на варень..

3) на вуал.., по дощечк..

4) к молодеж.., о дикци..

4. В каком слове пишется на конце Ь?

1) пара галош..

2) брош..

З) чертеж..

4) товарищ..

5. Из данного предложения выпишите имя существительное 3-го склонения.

Избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей.

Взаимопроверка в парах по ключу

1 ошибка – 4;

2 ошибки – 3;

3 ошибки – 2 

Анализ выполнения тестовой работы, какие ошибки встретились? Почему?

Подведение итогов по таблице:

Что вам уже было знакомо об имени существительном?

Какую новую информацию вы получили?

Что вызвало у вас вопросы, было непонятно?

Оцените свою работу на уроке, поставив общую оценку.

Домашнее задание на выбор:

Составить небольшой текст или стихотворение, состоящее из существительных;

Сочинить небольшую сказку об имени существительном

Составить опорный конспект или кластер на тему «Имя существительное»

Рефлексия урока

Синквейн

Урок

Какой (2 прилагательных)

Что делали (3 глагола)

Фраза

Заключительное слово