УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА на тему: «Правописание НЕ- с существительными»

  • pptx
  • 06.07.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала не с существ.pptx

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА на тему:
«Правописание НЕ-
с существительными»

Цели урока:

1) развивать коммуникативные умения, а именно:
формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;
создавать собственные тексты на заданную тему;
активно слушать художественную речь;
2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:
знать правило о правописании не с существительным;
3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.

2

ОРГМОМЕНТ

Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.

Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.

3

.

Орфоэпическая разминка:

Чу, звонЯт, родничкИ, гром, погромЫхивает, что, лягУхи, в канАве.

- Чу, бубенцы на дороге звонят!
- Это не бубенцы!
- Чу, роднички в овраге побулькивают!
- Это не роднички!
- Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!
- Это не гром!
- Да что же это такое?
- Это мы, лягухи, в канаве урчим!

4

5

Распределительный диктант

число

Классная работа



Задание: распределить существительные в три столбика:
1- 1-ое скл., 2- 2-ое скл., 3- 3-ое скл.
Батарея, коридор, ель, ёлочка, лекция, время, приключение, роскошь, окошко, конь, путь, аллея, санаторий, сон, радость, метро, дядя, живописец, радость, дедушка, Россия, знамя, сказка, пальто, радио.
-назовите несклоняемые существительные.

7


Прочитайте предложения. Какая орфограмма объединяет их?
1. Ненастье задержало наш отъезд.
2. Не силой борются, а умением.
3. Нерешительность вратаря привела к проигрышу команды.
Сформулируйте тему урока.

8


Правописание
не- с именами существительными

9

Обратимся к таким существительным :

правда друг счастье

Как правильно их написать с не?

Слитно?
Неправда
недруг
несчастье

Чем является не здесь?

Какой смысл придает этим
словам приставка не?


Неправда – ложь
Недруг – враг
Несчастье - горе

10

Вывод 1:


Если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то существительное с НЕ пишется слитно.


Не здесь является приставкой.

Слитно, не- часть корня, слова не употребляются без не-

Неряха, небрежность, невежа, невзгоды, негодование, неженка, нейтральность, немота, ненависть, ненастье, нечаянность.

12

Словарная работа

Невежа – грубый, невоспитанный
Невежда –малообразованный, малосведущий

13

Вывод 2:

Если существительное не употребляется без НЕ, то пишется слитно.

не в них-
часть корня.

Можно написать раздельно?

не правда, а ложь
не друг, а враг
не счастье, а горе

Частица не с существительным
пишется раздельно:
есть противопоставление

15

Вывод 3:

Не с существительными пишется раздельно,
если в предложении есть противопоставление
с союзом а.


.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица «НЕ».
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы «НЕ».
Выпишите из текста слова, которые без не- не употребляются, «вернув» им не-.

Слово с не- не образует новое понятие: - Не стол, не книга, не компьютер. - Не ветер бушует над бором… - Один в поле не воин.

Вывод 4:



Не- с существительными пишется раздельно, если слово с не- не образует новое понятие.

19

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

20

А теперь
откроем учебники!

21

Закончите предложение:

Он мне (не)приятель, а просто …

Неграмотный малыш допустил ошибки в предложе-
нии. Исправьте их.


Случившееся показалось мне настоящим
не счастьем.
2. Не дуг его свалил.

Выберите слова, которые
не употребляются без НЕ-.

(Не)годование;
(Не)вежа;
(Не)внимательность;
(Не)забудка.

Задание в тестовой форме

Тест 1. Не- с сущ. пишется слитно.
1 Наша Маша (не)ряха.
2 Говори правду, а (не)ложь.
3Полил (не)дождь, а речной поток.

Тест2. Не- с существительными пишется раздельно.
1 На клумбе растут голубые (не)забудки.
2 Владимир кипел от (не)годования.
3 Друзья познаются в (не)счастье.
4 (Не)девица, а в зеркало глядится.

Тест3. Не- с существительными пишется раздельно.
1 Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
2 Сей в (не)настье, а убирай в ведро.
3 Охота пуще (не)воли.
4 (Не)работа сушит, а забота.

25

Проверь себя


Ключ к проверке.
1 тест – 1
2 тест – 4
3 тест – 4

26

Спишите, раскрывая скобки.

На (не)счастье себе;
тень (не)доумения;
(не)погода задержала, а дела;
с (не)терпением ожидал;
(не) годы, а болезнь состарила;
говорить (не)правду;
завидует (не)друг;
тяжелая (не)воля.

27