Цели урока:
1) развивать коммуникативные умения, а именно:
формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;
создавать собственные тексты на заданную тему;
активно слушать художественную речь;
2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:
знать правило о правописании не с существительным;
3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
2
ОРГМОМЕНТ
Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.
Я всё смогу.
Я всему научусь.
Я очень внимательный.
Я хочу учиться.
Я хочу много знать.
Я хороший ученик.
3
.
Орфоэпическая разминка:
Чу, звонЯт, родничкИ, гром, погромЫхивает, что, лягУхи, в канАве.
- Чу, бубенцы на дороге звонят!
- Это не бубенцы!
- Чу, роднички в овраге побулькивают!
- Это не роднички!
- Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!
- Это не гром!
- Да что же это такое?
- Это мы, лягухи, в канаве урчим!
4
Задание: распределить существительные в три столбика:
1- 1-ое скл., 2- 2-ое скл., 3- 3-ое скл.
Батарея, коридор, ель, ёлочка, лекция, время, приключение, роскошь, окошко, конь, путь, аллея, санаторий, сон, радость, метро, дядя, живописец, радость, дедушка, Россия, знамя, сказка, пальто, радио.
-назовите несклоняемые существительные.
7
Прочитайте предложения. Какая орфограмма объединяет их?
1. Ненастье задержало наш отъезд.
2. Не силой борются, а умением.
3. Нерешительность вратаря привела к проигрышу команды.
Сформулируйте тему урока.
8
Обратимся к таким существительным :
правдадругсчастье
Как правильно их написать с не?
Слитно?
Неправда
недруг
несчастье
Чем является не здесь?
Какой смысл придает этим
словам приставка не?
Неправда – ложь
Недруг – враг
Несчастье - горе
10
Вывод 1:
Если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или близким по значению выражением, то существительное с НЕ пишется слитно.
Не здесь является приставкой.
Слитно, не- часть корня, слова не употребляются без не-
Неряха, небрежность, невежа, невзгоды, негодование, неженка, нейтральность, немота, ненависть, ненастье, нечаянность.
12
Можно написать раздельно?
не правда, а ложь
не друг, а враг
не счастье, а горе
Частица не с существительным
пишется раздельно:
есть противопоставление
15
Вывод 3:
Не с существительными пишется раздельно,
если в предложении есть противопоставление
с союзом а.
.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица «НЕ».
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы «НЕ».
Выпишите из текста слова, которые без не- не употребляются, «вернув» им не-.
Слово с не- не образует новое понятие: - Не стол, не книга, не компьютер.- Не ветер бушует над бором…- Один в поле не воин.
Неграмотный малыш допустил ошибки в предложе-
нии. Исправьте их.
Случившееся показалось мне настоящим
не счастьем.
2. Не дуг его свалил.
Выберите слова, которые
не употребляются без НЕ-.
(Не)годование;
(Не)вежа;
(Не)внимательность;
(Не)забудка.
Задание в тестовой форме
Тест 1. Не- с сущ. пишется слитно.
1 Наша Маша (не)ряха.
2 Говори правду, а (не)ложь.
3Полил (не)дождь, а речной поток.
Тест2. Не- с существительными пишется раздельно.
1 На клумбе растут голубые (не)забудки.
2 Владимир кипел от (не)годования.
3 Друзья познаются в (не)счастье.
4 (Не)девица, а в зеркало глядится.
Тест3. Не- с существительными пишется раздельно.
1 Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
2 Сей в (не)настье, а убирай в ведро.
3 Охота пуще (не)воли.
4 (Не)работа сушит, а забота.
25
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.