Цели урока:
1) развивать коммуникативные умения, а именно:
формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе;
создавать собственные тексты на заданную тему;
активно слушать художественную речь;
2) формировать лингвистическую и языковую компетенцию:
знать правило о правописании не с существительным;
3) воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
2
.
Орфоэпическая разминка:
Чу, звонЯт, родничкИ, гром, погромЫхивает, что, лягУхи, в канАве.
- Чу, бубенцы на дороге звонят!
- Это не бубенцы!
- Чу, роднички в овраге побулькивают!
- Это не роднички!
- Чу, дальний гром погромыхивает за лесом!
- Это не гром!
- Да что же это такое?
- Это мы, лягухи, в канаве урчим!
4
Задание: распределить существительные в три столбика:
1- 1-ое скл., 2- 2-ое скл., 3- 3-ое скл.
Батарея, коридор, ель, ёлочка, лекция, время, приключение, роскошь, окошко, конь, путь, аллея, санаторий, сон, радость, метро, дядя, живописец, радость, дедушка, Россия, знамя, сказка, пальто, радио.
-назовите несклоняемые существительные.
7
.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица «НЕ».
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха.
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел несуразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна Смеяна…
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы «НЕ».
Выпишите из текста слова, которые без не- не употребляются, «вернув» им не-.
Задание в тестовой форме
Тест 1. Не- с сущ. пишется слитно.
1 Наша Маша (не)ряха.
2 Говори правду, а (не)ложь.
3Полил (не)дождь, а речной поток.
Тест2. Не- с существительными пишется раздельно.
1 На клумбе растут голубые (не)забудки.
2 Владимир кипел от (не)годования.
3 Друзья познаются в (не)счастье.
4 (Не)девица, а в зеркало глядится.
Тест3. Не- с существительными пишется раздельно.
1 Ученье – свет, а (не)ученье – тьма.
2 Сей в (не)настье, а убирай в ведро.
3 Охота пуще (не)воли.
4 (Не)работа сушит, а забота.
25
Спишите, раскрывая скобки.
На (не)счастье себе;
тень (не)доумения;
(не)погода задержала, а дела;
с (не)терпением ожидал;
(не) годы, а болезнь состарила;
говорить (не)правду;
завидует (не)друг;
тяжелая (не)воля.
27
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.