Урок русского языка по теме Имя числительное 6 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка по теме Имя числительное 6 класс

Оценка 4.8
docx
математика
26.10.2020
Урок русского языка по теме Имя числительное 6 класс
Урок русского языка по теме Имя числительное 6 класс.docx

КПК 108 Кунгур

Зикреева Елена Намозовна

Технологическая карта урока

МБОУ «Филипповская ООШ», 6 класс

Учебный комплект Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс:Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:Просвещение, 2009

Тема

Имя числительное (6 класс)

Педагогические цели

Создать условия для систематизации и обобщения теоретических знаний  по теме, отработки правильного написания числительных, склонения и употребления их в речи;

Содействовать развитию грамматически правильной речи;

Способствовать воспитанию культуры речи и интереса к русскому языку.

Тип

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Базовый уровень – знают определение имени числительного, разряды, особенности склонения имен числительных, каким членом предложения являются; находят числительные в предложении; определяют разряды; орфографически правильно пишут числительные; выполняют морфологический разбор составного числительного;

Продуктивный уровень – умеют редактировать предложения с наличием числительных; выполняют тестовые задания (часть А)

Личностные

Понимают границы собственного знания и «незнания»; осознают необходимость самосовершенствования; адекватно  судят о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу

Метапредметные

·           Познавательные

– общеучебные: формулируют ответы на вопросы по изучаемой теме; внимательно слушают; строят речевые высказывания;

- логические: совершенствуют мыслительные операции

·           Регулятивные

-принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке

·           Коммуникативные

- умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе;  слушать друг друга

Основное содержание темы, понятия и термины

Имя числительное; разряды имен числительных; член предложения, которым является имя числительное;  морфологический разбор собирательного числительного; правописание имен  числительных; имена числительные, имеющие форму рода

Образовательные ресурсы

1.Схема «Сведения об именах числительных»

2.Карточки для индивидуальной работы

3.Кроссворд «Числительные» (индивидуальные карты)

4.Ребус (индивидуальные карты)

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I.Целевая  установка

Форма – фронтальная;

метод - беседа

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

-Над какой темой работали?

-Что нового узнали, чему научились?

-С какими трудностями встретились при изучении имени числительного?

-Зачем изучается числительное? Где можем встретиться с этой частью речи?

 

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, осуществляют самоанализ приобретенных  знаний, умений и навыков по изучаемой теме, делают выводы.

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы, осуществляют рефлексорно-оценочные умения.

Индивидуальная:

Формируют внутреннюю  целевую установку на урок

 

 

-Прочитайте тему сегодняшнего урока. Обозначьте учебные задачи урока, определите круг заданий и упражнений, которые будем выполнять.

-Какие качества необходимы для выполнения практических  заданий и упражнений?

Исходя из темы, определяют учебные задачи урока, задания и упражнения, направленные на решение поставленных задач, качества, необходимые для выполнения практических упражнений и заданий.

Формулируют, осознают и принимают учебные задачи урока

 

II. Обобщение и систематизация знаний.

1.Конкурс «Повторение – мать учения»

Форма – фронтальная;

Метод – беседа с опорой на схему

Постановка вопросов при работе со схемой, направленных  на актуализацию опорных знаний по изучаемой теме.

Вопросы:

-Дайте определение имени числительного.

-С какими разрядами имен числительных вы познакомились на уроках?

-В чем особенности склонения количественных числительных?

-Каким членом предложения может быть имя числительное?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы. Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения

Фронтальная:

Дают определение числительного, называют разряды числительных, особенности склонения количественных числительных, каким членом предложения является числительное

Форма- индивидуальная; метод - практический

Формулирует задания:

Выполнить морфологический разбор составного числительного; определить часть речи у данных слов

Выделяют составное числительное в предложении, осуществляют морфологический  разбор составного числительного; определяют часть речи; комментируют выполнение учебных задач

Анализируют задания; удерживают в памяти условие учебных задач; находят пути решения учебных задач

 

Индивидуальная:

Выполняют морфологический разбор составного числительного, определяют часть речи указанных слов

Форма- работа в паре; метод - практический

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результаты, взаимопроверку;  сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины  затруднений, меры по преодолению трудностей

Самопроверка; взаимопроверка; комментируют итоги проверки; делают выводы

Осуществляют рефлексорно- оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само – и взаимоконтроль

 

2.Конкурс «Умники и умницы»

Форма- индивидуальная; метод – иллюстративно-объяснительный

Формулирует задание: решить ребус.

 

Предлагает проговорить правило написания имен числительных.

 

Определяет ход выполнения задания: разгадать кроссворд «Числительные», записать отгаданные слова, обозначить орфограммы.

 

Формулирует задание: определить разряд имен числительных ( триста, пятисотый, третий, шестнадцать).

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результат.

Формулирует задание: исправить ошибки в написании имен числительных.

Решают ребус, выводят правило написания имен числительных, опираясь на решенный ребус.

 

Разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы.

Определяют разряд указанных имен числительных.

Самопроверка.

 

 

 

Исправляют ошибки в написании имен числительных

Формулируют вывод. Принимают и сохраняют  учебные задачи; осуществляют  поиск средств их достижения; дают в устной и письменной форме оценку деятельности

Фронтальная:

Решают ребус.

Индивидуальная: разгадывают кроссворд, записывают отгаданные слова, обозначают орфограммы, определяют разряд числительных, исправляют ошибки в написании имен числительных.

Форма- работа в паре; метод - практический

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат.

Взаимопроверка

 

 

Форма- фронтальная; метод - беседа

Постановка вопросов о самой распространенной ошибке, возникающей при употреблении имен числительных; об особенностях склонения  количественных числительных; числительных, обозначающих целые и дробные числа, порядковых числительных.

Вопросы:

-Какая самая распространенная ошибка возникает при употреблении имен числительных?

-Что нужно учитывать при склонении количественных числительных? Имен числительных, обозначающих целые и дробные числа?

-Каковы особенности склонения порядковых числительных?

Отвечают на вопросы

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы; делают выводы и умозаключения

 

3.Конкурс «Учимся говорить правильно»

Форма- работа в паре; метод - практический

Определяет ход выполнения задания:

Прочитать предложения, поставить имена числительные в нужную форму.

Осуществляет выборочную проверку выполненной работы, комментирует оценку, дает рекомендации.

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; адекватно воспринимают оценку деятельности учителем

Индивидуальная:

Читают текст, образуют нужную форму имен числительных

Форма – индивидуальная; метод – практическое упражнение

Физкультминутка (зарядка для глаз)

1.Медленно сомкнуть (в течение 2-3 с) и разомкнуть ( в течение 2-3 с) веки.

2.Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести влево, вправо.

3.Поочередное смыкание и размыкание век.

4.Посмотреть вдаль ( в течение 2-3 с), не сводя глаз с одной точки.

5.Медленно закрыть глаза ( в течение 2-3 с).

Выполняют упражнения для глаз, следуя инструкции учителя

Осознают  задание и выполняют действия четко и согласованно, следуя инструкции учителя.

Индивидуальная: выполняют упражнения физкультминутки

4.Конкурс дикторов

Форма – индивидуальная; метод – практический.

Формулирует задание: выразительно прочитать текст, правильно употребляя числительные.

Выполняют задание

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в устной форме оценку  деятельности

Индивидуальная: читают текст, правильно употребляя  числительные

Форма- работа в паре; метод - практический

Предлагает осуществить взаимопроверку выполненных заданий и прокомментировать результат.

Осуществляют взаимопроверку, комментируют оценку выполненной работы

5.Конкурс редакторов

Форма –фронтальная; метод - беседа

Постановка вопросов об особенностях употребления собирательных числительных, склонения числительных этого разряда.

Вопросы:

-Назовите особенности употребления собирательных числительных.

-Какие собирательные числительные имеют форму рода?

-В чем особенность их склонения?

Формулирует задание: отредактировать предложения

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

Строят речевое высказывание при формулировании ответов на вопросы; делают выводы и умозаключения

 

 

 

Анализируют задание; удерживают в памяти условие учебной задачи

Фронтальная:

Называют особенности употребления собирательных числительных, склонения собирательных числительных, имеющих форму рода

Индивидуальная: редактируют предложения

Форма- работа в паре;  метод - практический

Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале и прокомментировать результаты; осуществить взаимопроверку; сравнить итоги самопроверки и взаимопроверки; сделать выводы, обращая внимание на затруднения, возникшие при выполнении практической работы, причины затруднений, меры по преодолению трудностей

Самопроверка; 

Взаимопроверка; комментируют  итоги проверки; делают выводы

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия; дают в устной и письменной форме оценку деятельности; осуществляют само- и взаимоконтроль

III.Контрольно-проверочная работа

Форма – индивидуальная; метод – практический.

Определяет ход выполнения  тестовых заданий. Предлагает осуществить самооценку выполненных заданий, обозначить на оценочной шкале результат

Выполняют тестовые задания части А.

Самопроверка

Принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют поиск средств ее достижения; дают в письменной форме оценку  деятельности

Индивидуальная: выполняют тестовые задания

IV.Итог урока. Рефлексия деятельности

Форма – фронтальная; метод - беседа

Постановка вопросов, направленных на формирование рефлексорно-оценочных умений по изучаемой теме.

Вопросы:

-Над какой темой работали?

-Что повторили?

-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? Что еще хотели бы узнать по теме?

-Как оцениваете свою деятельность на уроке?

 

Домашнее задание:

Вспомнить пословицы, поговорки, фразеологизмы, содержащие имена числительные; художественные произведения, фильмы, в названиях которых есть имена числительные; найти материал о происхождении некоторых числительных в книгах «Занимательно о русском языке», «Занимательные материалы по русскому языку». Работы оформить для демонстрации в уголке русского языка.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке

Осуществляют рефлексорно-оценочные действия

Индивидуальная: проводят самоанализ учебной деятельности


Карточка №1 (вариант1)

Задание:Выполнить морфологический разбор составного числительного

Домик лесника расположился у семьдесят седьмого километра.

____________________________________________________

I. ___________________________________________________

Н.ф. – _______________________________________________

II.Пост. _____________________________________________;

непост.- _____________________________________________

III. __________________________________________________

 

Карточка №1 (вариант2)

Задание:Выполнить морфологический разбор составного числительного

К трем четвертым прибавить восемь.

____________________________________________________

I. ___________________________________________________

Н.ф. – _______________________________________________

II.Пост. _____________________________________________;

непост.- _____________________________________________

III. __________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

Карточка №3

Задание: Определить разряд имен числительных

 триста, пятисотый, третий, шестнадцать

 

Карточка №4

Задание: Ученик 6 класса забыл правила  написания и склонения числительных. Помогите школьнику исправить ошибки.

Четыресто восемдесят книг;

к девяносто пяти прибавить трицать четыре;

о сто девяносто двух студентах;

расплатился пятьдесят двумя рублями;

восемсот пятнацать штук

Карточка №5

Задание: Прочитать предложения, поставить имена числительные в нужную форму.

 А) На 62 машинах ехали солдаты.

Б)Учитель пришел в ужас от 59 ошибок, допущенных в диктанте.

В)Около 70 кг яблок и бананов раздали 83 обитателям зоопарка, после чего у 82 из них разболелись животы.

Г)Наша кошка – мать 86 котят! Всем 86 она дала прекрасное воспитание , и всеми 86 гордятся их хозяева.

Д)Старый ворон командовал стаей из 76 птиц. Нелегкое дело – командовать 76 воронами.

Е)Знакомство с 555 участниками конкурса продолжалось в течение 30 дней и заняло более 200 часов.

Ж)Из 880 книг своей библиотеки он всерьез дорожил лишь 278, а к остальным относился прохладно.

 

Карточка №6

Задание: Отредактировать предложения

А)Мыть полы будете оба: и Саша, и Костя, и Денис!

Б)Крепче держись обоими руками.

В)Смотри обоими глазами и слушай обеими ушами.

Г)Трое девочки остались дежурить в классе.

Д)На складе имеются  двадцать три вилы.

Е) В море рыбаки пробыли двадцать двое суток .

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-проверочная работа
Проверочный тест
«Имя числительное»

Вариант 1.

1.Составь 2 словосочетания, используя количественное и порядковое числительное в Р.п.

1830 (килограмм)_______________________________________________________

1830 (килограмм)_______________________________________________________

2.Определи, какой частью речи являются выделенные слова.

1)Тройка мчится, тройка скачет. 2) Пять дней длился снегопад.

3.Определи разряд количественных числительных.

Восемнадцать рублей, четверо друзей, три пятых урожая.

4.Образуй формы Р. и Т.п. числительного 465.

Р.п.__________________________________________________________________

Т.п.__________________________________________________________________

5. Запиши словосочетание двое мотоциклистов в Т. и П.п.

Т.п.__________________________________________________________________

П.п.__________________________________________________________________

6. Запиши словами: 8 3/4 +1/4 

7.Вставь нужную форму числительного оба(обе)

Держать_______________ руками, приложить к ________________углам.

 

 

 

 

 

 

Контрольно-проверочная работа
Проверочный тест
«Имя числительное»

Вариант 2.

1.Составь 2 словосочетания, используя количественное и порядковое числительное в Р.п.

738 (грамм)_______________________________________________________

738 (грамм)_______________________________________________________

2.Определи, какой частью речи являются выделенные слова.

1)Служили два друга в нашем полку. 2) Я получил двойку.

3.Определи разряд количественных числительных.

Трое суток, три пятых пути, шестнадцать дней.

4.Образуй формы Р. и Т.п. числительного 758.

Р.п.__________________________________________________________________

Т.п.__________________________________________________________________

5. Запиши словосочетание семеро козлят в Р. и Д.п.

Р.п.__________________________________________________________________

Д.п.__________________________________________________________________

6. Запиши словами: 1 2/3 +1/2 

7.Вставь нужную форму числительного оба(обе)

Толкать_______________ руками, любить ________________братьев.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся/ А.Т.Арсирий.- М.:Просвещение, 1995.

2.Служевская Т.Л.Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи/ Т.Л.Служевская. – СПб.:Тускарора, 1994


 

КПК 108 Кунгур Зикреева Елена

КПК 108 Кунгур Зикреева Елена

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Формулирует задания: Выполнить морфологический разбор составного числительного; определить часть речи у данных словВыделяют составное числительное в предложении, осуществляют морфологический разбор составного числительного; определяют часть речи;…

Формулирует задания: Выполнить морфологический разбор составного числительного; определить часть речи у данных словВыделяют составное числительное в предложении, осуществляют морфологический разбор составного числительного; определяют часть речи;…

Вопросы: -Какая самая распространенная ошибка возникает при употреблении имен числительных? -Что нужно учитывать при склонении количественных числительных?

Вопросы: -Какая самая распространенная ошибка возникает при употреблении имен числительных? -Что нужно учитывать при склонении количественных числительных?

Конкурс редакторов Форма –фронтальная; метод - беседа

Конкурс редакторов Форма –фронтальная; метод - беседа

Карточка №1 (вариант1) Задание:Выполнить морфологический разбор составного числительного

Карточка №1 (вариант1) Задание:Выполнить морфологический разбор составного числительного

Карточка №3 Задание: Определить разряд имен числительных триста, пятисотый, третий, шестнадцать

Карточка №3 Задание: Определить разряд имен числительных триста, пятисотый, третий, шестнадцать

Карточка №5 Задание: Прочитать предложения, поставить имена числительные в нужную форму

Карточка №5 Задание: Прочитать предложения, поставить имена числительные в нужную форму

Контрольно-проверочная работа

Контрольно-проверочная работа

Контрольно-проверочная работа

Контрольно-проверочная работа

Литература 1.Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся/

Литература 1.Арсирий А.Т.Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2020