Урок русского языка по теме "Основа Слова" (3 класс)
Оценка 4.8

Урок русского языка по теме "Основа Слова" (3 класс)

Оценка 4.8
docx
19.11.2021
Урок русского языка по теме "Основа Слова" (3 класс)
Урок Основа слова.docx

 

Тема урока: «Основа слова.»

(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Тип урока:  Изучение нового материала.

Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

Задачи урока:

ü  развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи),  окончание, корень, приставку, суффикс;

ü  развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;

ü  развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

Планируемые результаты:

Предметные :       1) выделять основу слова;

                                2)  наблюдать за способами образования однокоренных слов.

Метапредметные:1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

                               2) оценивать результат.

Личностные:          1) проявлять интерес к русскому языку.

 

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь.

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

момент

Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность.

Учащиеся настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат

2. Проверка домашнего задания.

-Прочитайте слова, которые вы записали.

-Какое значение придают эти суффиксы словам?

-Что такое суффикс? Для чего он служит?

Что такое приставка? Для чего она служит?

 

Учащиеся по цепочке читают слова, отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

 личностные: развитие самостоятельности

 

 

3. Актуализация зна-

ний и фиксация за-

труднений в

деятельности.

-Распределите слова в три столбика. Придумайте и запишите одно свое слово в каждый столбик. Придумайте с одним из слов предложение.

Переходы, ночной, зима, побежит, река, звездочка.

 

 

Предлагает прочитать слова.

-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик  одной темой.

лес                лесник
леса              лесной
в лесу           лесовичок
        

 

 

 

 

-Что можно сказать о словах первого столбика?

-Докажите

 

 

 

 

 

-Как назовём слова второго столбика?

 

-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.

 

 Работают в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают слова, предлагают варианты.

 

 

-Это однокоренные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это разная форма одного и того же слова «лес».

Здесь изменяется только окончание.

Самостоятельно разбирают слова по составу.

(дети выделяют окончание и корень данных слов)

 

Отвечают. (Однокоренные или родственные слова). Приводят свои аргументы.

Записывают в тетрадь. Выделяют части слова.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

 личностные: развитие самостоятельности

 

 

4.Самоопределение к деятельности.

 Предлагает открыть  учебник на странице 73, рассмотреть схему.

- Со всеми ли частями слова мы познакомились?

 

 

-Предлагает назвать часть слова, с которой мы еще не знакомы.

-Предлагает сформулировать тему урока

 

 

Рассматривают схему на с.73, находят часть слова, с которой не знакомились.

 

 

 

-Основа

 

Отвечают:

-Тема нашего урока «Основа слова»

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные:  развитие самостоятельности

5.Постановка

учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

 

-Сейчас, ребята я выделю в данных словах  основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой. 

 

 

 

 

Спрашивает:

-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?

 

Предлагает самостоятельно научиться выделять основу слова.

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа  – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.

 

 

 

Отвечают.

-Научиться выделять основу слова.

 

 

Выделяют основу слова.

 

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

6.Построение

проекта выхода из за

труднения.

Первичное

закрепление

каждого понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает открыть  учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.

- Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?

 

Предлагает поработать у доски и в тетрадях.

-Найдите упражнение 178 на странице 95.

 

Упр.179 (с.95)

-Прочитайте текст. О кои в нем говорится?

-Что нового вы узнали из текста?

-Выполните задание.

 

 

 

- А сейчас немного отдохнем

Шеей крутим осторожно

Шеей крутим осторожно -

Голова кружиться может.

Влево смотрим - раз, два, три.

Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.)

Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)

И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Отвечают

-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе  слова заключено его лексическое значение.

 

 

 

Фронтальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности

7.Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

Организует самостоятельную работу упр.180.

 

 

 

Просит  поработать в парах и сделать вывод об основе слова в формах одного и того же слова и в однокоренных слова.

 

 

 

 

Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

 

Обсуждают в парах, выделяют признаки однокоренных слов. Делают вывод, что у разных форм слова основы совпадают, а у однокоренных слов они разные.

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;

8.Рефлексия

деятельности

Итог урока.

Спрашивает, с какой частью слова познакомились на уроке, что о ней узнали.

 

 

-Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите корень, окончание и основу.

Весна, поход, дом, дорога, полет, береза, моряк, гроза.

 

- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?

 

- Оцените свою деятельность на уроке, поднимите  один из рисунков

 «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось                                               

 

-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.

 

 

Работают самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

   Делают самооценку 

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: «Основа слова.» (УМК «Школа

Тема урока: «Основа слова.» (УМК «Школа

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД 1

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяУУД 1

Что можно сказать о словах первого столбика? -Докажите -Как назовём слова второго столбика? -Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради

Что можно сказать о словах первого столбика? -Докажите -Как назовём слова второго столбика? -Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради

Спрашивает: -Какую задачу мы ставим себе на данный урок?

Спрашивает: -Какую задачу мы ставим себе на данный урок?

Предлагает открыть учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки

Предлагает открыть учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки

Рефлексия деятельности Итог урока

Рефлексия деятельности Итог урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2021