Тема урока: «Основа слова.»
(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу
Задачи урока:
ü развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;
ü развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;
ü развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
Планируемые результаты:
Предметные : 1) выделять основу слова;
2) наблюдать за способами образования однокоренных слов.
Метапредметные:1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.
2) оценивать результат.
Личностные: 1) проявлять интерес к русскому языку.
Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный момент |
Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность. |
Учащиеся настраиваются на урок. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат |
2. Проверка домашнего задания. |
-Прочитайте слова, которые вы записали. -Какое значение придают эти суффиксы словам? -Что такое суффикс? Для чего он служит? Что такое приставка? Для чего она служит?
|
Учащиеся по цепочке читают слова, отвечают на вопросы учителя. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности
|
3. Актуализация зна- ний и фиксация за- труднений в деятельности. |
-Распределите слова в три столбика. Придумайте и запишите одно свое слово в каждый столбик. Придумайте с одним из слов предложение. Переходы, ночной, зима, побежит, река, звездочка.
Предлагает прочитать слова. -Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик одной темой. лес лесник
-Что можно сказать о словах первого столбика? -Докажите
-Как назовём слова второго столбика?
-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.
|
Работают в парах.
Читают слова, предлагают варианты.
-Это однокоренные слова.
-Это разная форма одного и того же слова «лес». Здесь изменяется только окончание. Самостоятельно разбирают слова по составу. (дети выделяют окончание и корень данных слов)
Отвечают. (Однокоренные или родственные слова). Приводят свои аргументы. Записывают в тетрадь. Выделяют части слова. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные: контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности
|
4.Самоопределение к деятельности. |
Предлагает открыть учебник на странице 73, рассмотреть схему. - Со всеми ли частями слова мы познакомились?
-Предлагает назвать часть слова, с которой мы еще не знакомы. -Предлагает сформулировать тему урока
|
Рассматривают схему на с.73, находят часть слова, с которой не знакомились.
-Основа
Отвечают: -Тема нашего урока «Основа слова»
|
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности |
5.Постановка учебной задачи. |
Создаёт проблемную ситуацию.
-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой.
Спрашивает: -Какую задачу мы ставим себе на данный урок?
Предлагает самостоятельно научиться выделять основу слова.
|
Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу: -Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.
Отвечают. -Научиться выделять основу слова.
Выделяют основу слова.
|
Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи |
6.Построение проекта выхода из за труднения. Первичное закрепление каждого понятия.
|
Предлагает открыть учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы. - Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?
Предлагает поработать у доски и в тетрадях. -Найдите упражнение 178 на странице 95.
Упр.179 (с.95) -Прочитайте текст. О кои в нем говорится? -Что нового вы узнали из текста? -Выполните задание.
- А сейчас немного отдохнем Шеей крутим осторожно Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим - раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.) |
Отвечают -Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение.
Фронтальная работа.
Физкультминутка |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Организует самостоятельную работу упр.180.
Просит поработать в парах и сделать вывод об основе слова в формах одного и того же слова и в однокоренных слова.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Обсуждают в парах, выделяют признаки однокоренных слов. Делают вывод, что у разных форм слова основы совпадают, а у однокоренных слов они разные.
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности; |
8.Рефлексия деятельности Итог урока. |
Спрашивает, с какой частью слова познакомились на уроке, что о ней узнали.
-Выпишите слова, которые состоят только из корня и окончания. Выделите корень, окончание и основу. Весна, поход, дом, дорога, полет, береза, моряк, гроза.
- Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?
- Оцените свою деятельность на уроке, поднимите один из рисунков «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось
|
-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.
Работают самостоятельно.
Отвечают на вопросы учителя.
Делают самооценку |
Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности; делать самостоятельно выводы; познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.