Урок русского языка по теме: «Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи»

  • docx
  • 17.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка по теме.docx

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Образовательные цели:

Обучающие:

- дать понятие о местоимении как самостоятельной части речи,

- научить распознавать местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте,

- создать условия для применения полученных знаний в ходе выполднения соответствующих учебных задач.

Развивающие:

- развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обощение, анализ), эмоционально-чувственную и двигательную сферы, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Программное обеспечение – Windows XP (программа Power Point, графический редактор Paint и текстовый редактор Word),

2. УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой: Русский язык: Практика. 6 класс. Г. К. Лигман-Орлова, А. Ю. Купалова, С. Н. Молодцова и др., М.: Дрофа, 2007.

Теория. 5-9 классы. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2007.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Дидактический арсенал:

1. Опорные схемы по теме «Имя прилагательное».

2. Тесты по теме урока.

3. Карточка-домашнее задание.

План урока:

1. Мобилизующее начало урока.

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

3. Усвоение новых форм знаний.

4. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

5. Закрепление новых знаний.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Ход урока.

 

п/п

Этапы урока

Цель деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

1.

Мобилизующее начало урока.

Настрой учащихся на результативную работу на уроке.

 

Проверка готовности рабочих мест учащихся к началу урока.

 

 

 

 

 

Проверяют готовность рабочих мест.

 

Слайд № 1

 

 

 

2.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

 

 

Приветствие:

Я рада видеть каждого из вас,

и пусть весна прохладой

в окна дышит,

нам будет здесь уютно,

ведь наш класс

друг друга любит,

чувствует и слышит.

 

-В своем обращении к вам я выделила интонацией несколько слов. Назовите их.

-Какой частью речи являются данные слова?

-Какой теме будет посвящен наш урок?

 

-Сообщение темы и целей урока.

Работа в тетрадях: запись даты и темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Изучать местоимение мы будем по следующему плану:

1. Общее грамматическое значение. Вопросы.

2. Морфологические признаки.

3. Синтаксическая функция.

4. Роль и употребление в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют: я, каждого, из вас, нам, наш.

Отвечают: данные слова являются местоимениями.

Отвечают: наш урок будет посвящен местоимению.

 

 

Работают в тетрадях. Записывают дату и тему урока.

 

Слайд № 2

 

 

 

 

 

Слайд № 3

 

 

 

Слайд № 4

 

 

 

3.

Усвоение новых форм знаний.

 

Формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи, его общем грамматическом значении

Наблюдение над языковым материалом.

Задача: определить общее грамматическое значение местоимений, вопросы части речи.

1. Работа с предложением:

Такой он пришел несколько дней назад.

 

-Понятен ли вам смысл этого предложения?

-Кто или что он такой?

-Когда он пришел?

 

 

 

 

 

-Сможем ли мы ответить на эти же вопросы, если внесем в предложение следующие изменения:

 

 

 

 

 

 

- Какое получилось предложение?

Прочитайте.

 

-Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?

 

 

 

 

-Что обозначают части речи, замещенные местоимениями?

-Чем отличаются местоимения от данных частей речи?

 

 

 

-Итак, что такое местоимение?

-На какие вопросы отвечает?

-Закончите предложения, сделайте вывод:

Местоимение – это…часть речи, которая указывает на …, …, …, но … называет их. К местоимениям можно задать вопросы:…? …? …? …?

-В чем выражается общее грамматическое значение местоимения.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Итак,

Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А.А.Реформатский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с учебником «Теория. 5-9».

Задача: определит морфологические признаки местоимений.

-2.1. с. 161(последний абзац)-162.

 

 

 

-Какие морфологические признаки имеют местоимения?

 

 

 

 

 

 

 

-2.2. Работа со словосочетаниями:

-В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями:

Подарила ребятамлюбимый край, пять дней, послышались вдалеке.

Слова для справок: им, наш, несколько, там.

-Определите морфологические признаки местоимений.

Вывод:

местоимения почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они «замещают».

 

 

 

 

Записывают предложение в тетрадь.

 

Отвечают: смысл этого предложения не понятен, так как затруднительно ответить на поставленные вопросы.

 

 

Накладываются существительное, прилагательное, числительное на места местоимений.

 

 

 

 

 

 

 

Читают предложение: Теплый апрель пришел пять дней назад.

Отвечают: вместо прилагательного теплый, существительного апрель, числительного пять.

Отвечают: признак предмета, предмет, количество.

Отвечают: указывают на предмет, признак предмета, количество предметов, но не называют их.

 

 

 

 

 

Делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

Указание на предметы, признаки, количество без называния их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают теоретические сведения в учебнике «Теорияю 5-9».

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

местоимения почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они «замещают».

 

 

 

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Фронтальная проверка.

 

 

 

 

 

 

Слайд № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6

 

 

 

 

 

 

Слайд № 7

 

 

Слайд № 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9

 

 

 

 

Слайд № 10

 

 

 

 

 

4. Работа с текстом.

(Приложение 1, 2)

Задача: определить синтаксические функции местоимений, роль и употребление в речи.

 

-Выразительно прочитайте текст.

-Какую картину представили?

 

 

 

 

-Определите стиль и тип речи.

-Озаглавьте текст.

-Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания.

-С какими орфограммами и пунктограммами они связаны?

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст.

Отвечают:

-Одиноко стоит молоденькая березка. Автор текста любуется ее красотой.

 

-Художественный, описание.

-Березка.

Объясняют.

Работают на интерактивной доске с использованием функции «Перо».

 

Слайд № 11

 

 

 

 

 

-Обратите внимание на грамматическое построение текста. Что не так?

 

-Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку?

- Какими местоимениями следует заменить повторяющиеся слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отредактируйте текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какую роль в тексте выполняют местоимения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Так говорят ученые - языковеды.

 

 

 

 

 

 

-Выполните синтаксический разбор предложения:

Я любил эту березку.

 

 

 

 

-Какими членами предложения являются местоимения?

-Определите синтаксическую функцию местоимения во 2-м предложении.

-Сделайте вывод о синтаксической функции местоимений.

 

 

Вывод:

-местоимения в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами.

Отвечают:

-В тексте повторяется несколько раз слово «березка».

-Нужно слово «березка» заменить местоимениями.

Один учащийся работает на интерактивной доске, используя функцию «перо».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Являются средством связи между предложениями в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют синтаксический

разбор предложения.

-Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.

 

-Подлежащим и определением.

-Дополнение.

 

 

 

 

-В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

Слайд  № 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 15

 

Клик: Синтаксические функции…

Клик: синтаксический разбор предложения…

 

 

 

 

 

Слайд № 16

 

 

 

4

Упражнения для снятия эмоционального напряжения ии физической усталости.

Снять эмоциональную нагрузку, физическую усталость, предупредить утомляемость.

Упражнения для глаз, релаксационные упражнения для снятия напряжения.

Выполняют упражнения.

Слайд № 17

 

 

5

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала

Проверить степень понимания учащимися нового учебного материала.

Блиц-опрос «Проверь себя»

-Что такое местоимение?

 

 

 

 

 

 

-На какие вопросы отвечает?

 

 

-Какие морфологические признаки свойственны местоимениям?

 

 

 

 

 

 

-Какую синтаксическую функцию они выполняют?

 

 

 

-Для чего необходимы в речи?

 

Отвечают:

-Местоимение-самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак предмета, количество предметов, но не называет их.

-Кто?, что?, какой? где? сколько? и другие.

 

-Местоимения почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки определяются тем, какую часть речи они заменяют.

-Местоимения могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

-Являются средством связи между предложениями в тексте. Помогают избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Слайд № 18

 

 

5.

Закрепление новых знаний.

 

Закрепить знания учащихся по теме урока в соответствии с поставленными целями и задачами, научить применять новые знания для решения учебных задач.

Самостоятельная работа учащихся.

(Приложение 3,4,5)

Учащимся предлагается для самостоятельной работы три варианта текста.

Фронтальный способ проверки.

Выполняют задания к текстам:

- Найти и выписать местоимения.

-Определить их морфологические и синтаксические признаки,

-определить роль местоимений в тексте.

 

Слайд № 19

 

 

6.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Учитель предлагает учащимся заполнить зачетный лист. Оценить уровень учебных достижений.

Заполняют зачетный лист.

(Приложение 6)

Оценивают работу на уроке.

Слайд № 20

 

 

7.

Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

 

Сообщить домашнеее задание, проинструктировать учащихся о его выполнении.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Задают возникшие вопросы.