Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи».
Тип урока: усвоение новых знаний.
Образовательные цели:
Обучающие:
- дать понятие о местоимении как самостоятельной части речи,
- научить распознавать местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте,
- создать условия для применения полученных знаний в ходе выполднения соответствующих учебных задач.
Развивающие:
- развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обощение, анализ), эмоционально-чувственную и двигательную сферы, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Программное обеспечение – Windows XP (программа Power Point, графический редактор Paint и текстовый редактор Word),
2. УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В. В. Бабайцевой: Русский язык: Практика. 6 класс. Г. К. Лигман-Орлова, А. Ю. Купалова, С. Н. Молодцова и др., М.: Дрофа, 2007.
Теория. 5-9 классы. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова, М.: Дрофа, 2007.
Оборудование:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Дидактический арсенал:
1. Опорные схемы по теме «Имя прилагательное».
2. Тесты по теме урока.
3. Карточка-домашнее задание.
План урока:
1. Мобилизующее начало урока.
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
3. Усвоение новых форм знаний.
4. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
5. Закрепление новых знаний.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
Ход урока.
№ п/п |
Этапы урока |
Цель деятельности |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
Примечание |
1. |
Мобилизующее начало урока. |
Настрой учащихся на результативную работу на уроке.
|
Проверка готовности рабочих мест учащихся к началу урока.
|
Проверяют готовность рабочих мест.
|
Слайд № 1
|
2. |
Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
|
|
Приветствие: - Я рада видеть каждого из вас, и пусть весна прохладой в окна дышит, нам будет здесь уютно, ведь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит.
-В своем обращении к вам я выделила интонацией несколько слов. Назовите их. -Какой частью речи являются данные слова? -Какой теме будет посвящен наш урок?
-Сообщение темы и целей урока. Работа в тетрадях: запись даты и темы урока.
-Изучать местоимение мы будем по следующему плану: 1. Общее грамматическое значение. Вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическая функция. 4. Роль и употребление в речи. |
Называют: я, каждого, из вас, нам, наш. Отвечают: данные слова являются местоимениями. Отвечают: наш урок будет посвящен местоимению.
Работают в тетрадях. Записывают дату и тему урока.
|
Слайд № 2
Слайд № 3
Слайд № 4
|
3. |
Усвоение новых форм знаний.
|
Формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи, его общем грамматическом значении |
Наблюдение над языковым материалом. Задача: определить общее грамматическое значение местоимений, вопросы части речи. 1. Работа с предложением: Такой он пришел несколько дней назад.
-Понятен ли вам смысл этого предложения? -Кто или что он такой? -Когда он пришел?
-Сможем ли мы ответить на эти же вопросы, если внесем в предложение следующие изменения:
- Какое получилось предложение? Прочитайте.
-Вместо каких слов употреблялись местоимения такой, он, несколько?
-Что обозначают части речи, замещенные местоимениями? -Чем отличаются местоимения от данных частей речи?
-Итак, что такое местоимение? -На какие вопросы отвечает? -Закончите предложения, сделайте вывод: Местоимение – это…часть речи, которая указывает на …, …, …, но … называет их. К местоимениям можно задать вопросы:…? …? …? …? -В чем выражается общее грамматическое значение местоимения.
-Итак, …Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова. (А.А.Реформатский)
2. Работа с учебником «Теория. 5-9». Задача: определит морфологические признаки местоимений. -2.1. с. 161(последний абзац)-162.
-Какие морфологические признаки имеют местоимения?
-2.2. Работа со словосочетаниями: -В данных словосочетаниях замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями: Подарила ребятам, любимый край, пять дней, послышались вдалеке. Слова для справок: им, наш, несколько, там. -Определите морфологические признаки местоимений. Вывод: местоимения почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они «замещают». |
Записывают предложение в тетрадь.
Отвечают: смысл этого предложения не понятен, так как затруднительно ответить на поставленные вопросы.
Накладываются существительное, прилагательное, числительное на места местоимений.
Читают предложение: Теплый апрель пришел пять дней назад. Отвечают: вместо прилагательного теплый, существительного апрель, числительного пять. Отвечают: признак предмета, предмет, количество. Отвечают: указывают на предмет, признак предмета, количество предметов, но не называют их.
Делают вывод.
Указание на предметы, признаки, количество без называния их.
Читают теоретические сведения в учебнике «Теорияю 5-9».
Отвечают: местоимения почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки зависят от того, какую часть речи они «замещают».
Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях. Фронтальная проверка.
|
Слайд № 5
…
Слайд № 6
Слайд № 7
Слайд № 8
Слайд № 9
Слайд № 10
|
|
|
|
4. Работа с текстом. (Приложение 1, 2) Задача: определить синтаксические функции местоимений, роль и употребление в речи.
-Выразительно прочитайте текст. -Какую картину представили?
-Определите стиль и тип речи. -Озаглавьте текст. -Объясните правописание пропущенных букв и знаков препинания. -С какими орфограммами и пунктограммами они связаны? |
Читают текст. Отвечают: -Одиноко стоит молоденькая березка. Автор текста любуется ее красотой.
-Художественный, описание. -Березка. Объясняют. Работают на интерактивной доске с использованием функции «Перо».
|
Слайд № 11
|
|
|
|
-Обратите внимание на грамматическое построение текста. Что не так?
-Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку? - Какими местоимениями следует заменить повторяющиеся слова?
Отредактируйте текст.
-Какую роль в тексте выполняют местоимения?
Вывод: Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Так говорят ученые - языковеды.
-Выполните синтаксический разбор предложения: Я любил эту березку.
-Какими членами предложения являются местоимения? -Определите синтаксическую функцию местоимения во 2-м предложении. -Сделайте вывод о синтаксической функции местоимений.
Вывод: -местоимения в предложении обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями, обстоятельствами. |
Отвечают: -В тексте повторяется несколько раз слово «березка». -Нужно слово «березка» заменить местоимениями. Один учащийся работает на интерактивной доске, используя функцию «перо».
-Являются средством связи между предложениями в тексте.
Выполняют синтаксический разбор предложения. -Повеств., невоскл., простое, двусост., распр.
-Подлежащим и определением. -Дополнение.
-В предложении местоимения могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. |
Слайд № 12
Слайд № 13
Слайд № 14
Слайд № 15
Клик: Синтаксические функции… Клик: синтаксический разбор предложения…
Слайд № 16
|
4 |
Упражнения для снятия эмоционального напряжения ии физической усталости. |
Снять эмоциональную нагрузку, физическую усталость, предупредить утомляемость. |
Упражнения для глаз, релаксационные упражнения для снятия напряжения. |
Выполняют упражнения. |
Слайд № 17
|
5 |
Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала |
Проверить степень понимания учащимися нового учебного материала. |
Блиц-опрос «Проверь себя» -Что такое местоимение?
-На какие вопросы отвечает?
-Какие морфологические признаки свойственны местоимениям?
-Какую синтаксическую функцию они выполняют?
-Для чего необходимы в речи?
|
Отвечают: -Местоимение-самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак предмета, количество предметов, но не называет их. -Кто?, что?, какой? где? сколько? и другие.
-Местоимения почти не имеют особых морфологических признаков. Их морфологические признаки определяются тем, какую часть речи они заменяют. -Местоимения могут быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством. -Являются средством связи между предложениями в тексте. Помогают избегать повторений одних и тех же слов в речи. |
Слайд № 18
|
5. |
Закрепление новых знаний.
|
Закрепить знания учащихся по теме урока в соответствии с поставленными целями и задачами, научить применять новые знания для решения учебных задач. |
Самостоятельная работа учащихся. (Приложение 3,4,5) Учащимся предлагается для самостоятельной работы три варианта текста. Фронтальный способ проверки. |
Выполняют задания к текстам: - Найти и выписать местоимения. -Определить их морфологические и синтаксические признаки, -определить роль местоимений в тексте.
|
Слайд № 19
|
6. |
Подведение итогов урока. Рефлексия.
|
Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности. |
Учитель предлагает учащимся заполнить зачетный лист. Оценить уровень учебных достижений. |
Заполняют зачетный лист. (Приложение 6) Оценивают работу на уроке. |
Слайд № 20
|
7. |
Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
|
Сообщить домашнеее задание, проинструктировать учащихся о его выполнении. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания. |
Задают возникшие вопросы. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.