МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Луга
Конспект открытого урока русского языка во 2 «Б» классе,
проведенного для МО учителей школы №6
учителем Григорьевой Н.В.
Тема: «Слова с удвоенными согласными».
УМК: Школа России.
Предметная область: филология, русский язык.
Дата проведения: 27.11.2014 года.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Задачи урока: познакомить со словами с удвоенными согласными, с правилом переноса таких слов с удвоенными согласными.
Цели урока:
1. Образовательные:
- формирование навыка правописания слов с удвоенными согласными;
- формирование умения переносить слова с удвоенными согласными;
- закрепление изученных орфограмм.
2. Воспитательные:
- воспитание самостоятельности, доброжелательного отношения друг к другу, чувства ответственности, аккуратности, взаимопомощи и взаимовыручки;
- воспитание уважения к государственным символам.
3. Развивающие:
- развитие умения сопоставлять слова друг с другом, объединять их по какому-то одному признаку и находить среди них лишнее;
- развитие умения оценивать свою деятельность;
- развитие речевых способностей детей, обогащение словарного запаса.
Методы: проблемно-дискуссионного обучения, личностно-ориентированного обучения.
Ход урока:
I. Орг. момент. (1-2 мин)
1. Проверка готовности к уроку. Настрой на «позитивную волну».
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
И помните: как хорошо, что мы сегодня все здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
- Сегодня на уроке мы снова будем писать, делать выводы и рассуждать.
2. Разминка. Экспресс-опрос.
- Сколько букв в русском алфавите? (33)
- Назовите 3 последние буквы алфавита (э ю я)
- Наша речь состоит (из предложений)
- Предложения (из слов)
- Звуки мы (говорим, слышим)
- Буквы мы (пишем, читаем, видим)
- Какой сегодня день? (24 ноября, четверг).
II. Работа над каллиграфией. (2-3 мин)
1. Повторение правил посадки и подготовка руки к письму.
2. Определение темы минутки чистописания.
- Прочитайте слова на доске. Какое слово можно назвать лишним? Почему?
грамм килограмм гамма - Чем они похожи? Работаем над каллиграфией сочетания ММ (по помощницам).
- Подчеркните самое красивое и правильное сочетание.
- На каких уроках мы встречаемся с этими словами?
- Запишите их на следующей строке.
III. Определение темы урока. (1-2 мин)
Постановка цели урока.
- Я не случайно подобрала вам эти слова. Попробуйте сформулировать тему урока.
- Проверим свои предположения по учебнику с.117.
- А что означает слово удвоенные?
(Удвоенные – два, двойка, двойной, удвоить).
- Чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? (Писать правильно слова с удвоенными согласными, переносить эти слова).
- Как переносятся слова с удвоенными согласными?
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. (10–12 мин)
- Познакомьтесь со словами из упр.188. Кому не понятны значения этих слов? Кто может объяснить? (Если дети затрудняются объяснить значение, «дежурный по словарю» обращается к словарю Ожегова и, по мере готовности, уточняет значение).
- Сформулируйте сами задание к этому упражнению. (Разделить слова черточками для переноса). Все ли слова можно перенести? (Нет: класс, грипп). Почему?
- Выпишите только те слова, которые можно переносить, разделяя их для переноса. (Проверка по цепочке).
- Отметьте на полях, кто не допустил ни одной ошибки.
- А кто знает имена людей, в которых встречаются удвоенные согласные?
- А теперь повторим алфавит «по цепочке». Как вы думаете, какое задание я попрошу вас выполнить?
- Запишите любые пять имен в алфавитном порядке. О какой орфограмме нужно помнить?
V. Физкультминутка. (1-2 мин)
Я называю слова. Если среди них есть с удвоенными согласными - поднимайте руки вверх, если нет - то приседайте.
Ванна, вата, касса, коса, русский, песок, лампа, Алла, телеграмма, мама, класс, сумма, масса.
- Как вы думаете, а можно ли проверить эту орфограмму?
- Что же мы будем делать с такими словами? (Запоминать).
- А если слово незнакомое, то его написание лучше посмотреть в орфографическом словаре.
VI. Применение новых знаний. (12-15 мин)
- Все записанные нами слова заимствованы из других языков. А сейчас мы познакомимся с русскими словами с удвоенными согласными. Прочитайте эти слова:
русский, Россия, российский
- Как вы понимаете значения этих слов? Почему слово Россия написано с заглавной буквы?
- Эти слова древнего происхождения. Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса ск.
Слово Россия тоже старинное, но помоложе чем слово Русь, ему 400 лет. Россией нашу страну стали называть во времена Ивана Грозного. В документах которые подписывал царь, русский народ называли российским.
Слова «русский» и « российский» имеют близкие, но не одинаковые значения. Как мы называем такие слова в русском языке? (Синонимы).
« Российский» означает « относящийся к государству» (Например, российский флот), а « русский» обозначает принадлежность к русскому народу.
- На доске записаны слова. Впишите подходящие по смыслу слова
« русский» или « российский» и запишите полученные словосочетания.
___________герб
___________характер
___________лес
___________гимн
__________обычаи
__________ флаг
(Самопроверка с доски).
- Отметьте на полях, кто не допустил ни одной ошибки.
- Придумайте предложение с одним из словосочетаний.
- Запишите одно из предложений.
VII. Домашнее задание. (1-2 мин)
- Отметьте в учебнике карандашом упр.189. Это упр. Вы будете делать дома. 2 задание выполняем по вариантам. Желающие могут найти в разных источниках новые слова с удвоенными согласными.
VIII. Рефлексия. (1-2 мин)
- Кто доволен своей работой в тетради?
- Как вы думаете, кто активно работал на уроке?
План урока:
I. Орг. момент.
1. Проверка готовности к уроку.
2. Разминка. Экспресс-опрос.
II. Работа над каллиграфией.
1. Повторение правил посадки и подготовка руки к письму.
2. Определение темы минутки чистописания.
СС СС СС СС СС СС
III. Определение темы урока.
Постановка цели урока.
Учебник стр.117
IV. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений.
Пер-рон, ван-на, вож-жи, касс-са, про-фес-сия.
V. Физкультминутка.
VI. Применение новых знаний.
российский герб
русский характер
русский лес
российский гимн
русский обычай
российский флаг
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.