Тема: Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения-рассуждения задания 9.3 части 3.
Цели урока:
1) Образовательные: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче школьных экзаменов.
2) Развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.
3) Воспитывающие: формирование таких нравственных качеств учащихся, как патриотизм, любовь к Родине, ее истории, культуре, традициям, народу, готовность в любой момент встать на защиту свободы и независимости.
Оборудование: презентация с теоретической информацией, лист с текстом для каждого учащегося, таблица-памятка «Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части 3».
Тип урока: урок - практикум
Планируемый результат: формирование УУД (задавать вопросы, уточняя непонятное, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, доказывать свою точку зрения, делать выводы).
Основные понятия: «тема»; «проблема»; «позиция автора»; «аргументы».
Межпредметные связи: литература, история, обществознание.
Опорный конспект «Написание сочинения-рассуждения (в формате ОГЭ)».
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, текст А. Деникина, словари
Технологическая карта урока по русскому языку в 8 классе
Этап урок |
Форма работы |
Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) |
Формируемые УУД |
Организационно – мотивационный |
Коллективная |
1.Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы с опорой на ключевые слова: знать (правила работы с текстом) уметь (определять тему, идею) находить (аргументы и использовать их в рассуждении) |
Регулятивные (умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы). Познавательные (стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества). Личностные (понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование). |
II. Актуализация ведущих знаний и способов действий |
Коллективная |
1.Просмотр эпизода фильма «Офицеры» 2.Вопросы классу: - О чем пойдет речь на уроке? - Что такое профессия? - Престижна ли профессия учителя? -Какими качествами должен обладать профессиональный военный? - Что влияет на выбор военной профессии? |
Познавательные (освоение базовых понятий; умение использовать ранее полученную информацию, овладение алгоритмом структуры сочинения-рассуждения; умение понимать мысль, выраженную в высказывании; умение структурировать информацию, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения, выстраивать логическую цепочку доказательства и делать вывод, умение правильно, логично и связно представлять учебную информацию, умение применять ранее приобретенные знания, умения, навыки при выполнении конкретного задания). Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, умение слушать и слышать). Личностные (понимание значимости приобретенных знаний и умений, умение понимать нравственные идеи текста, использование приобретенных знаний, умений, навыков в учебной деятельности). |
III. Работа с текстом и его анализ. |
Коллективная |
1.Выразительное чтение текста учеником. 2. Учитель задает вопросы классу: - Какова тема этого текста? - Назовите стиль данного текста. - Какой тип речи автор использует в тексте? - Какова основная мысль текста? 3. Рассматривают требования к заданию 15.3 части 3 (критерии оценивания). |
Регулятивные (осмысленное действие). Познавательные (умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения). Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме) |
|
|
4. Повторение схемы сочинения-рассуждения: Вопросы классу: 1.Какова схема построения сочинения-рассуждения? 1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод |
Регулятивные (осмысленное действие). Познавательные (умение комментировать авторские рассуждения, выдвигать гипотезу, формулировать проблему, аргументировать собственную точку зрения и понимать аргументацию автора, выстраивать логическую цепочку рассуждения). Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме) |
IV. Самостоятельное применение знаний. Работа с текстом |
Коллективная |
1.Выдвижение тезиса. Учитель задает вопросы классу: - Что такое ВЫБОР? В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова ВЫБОР. - Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? Словарная работа по группам. Учащиеся обращаются к словарям С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова. - Можно ли предугадать будущую профессию? - Что влияет на выбор профессии? - Что такое выбор профессии? 2. Самостоятельное нахождение аргументов в тексте со ссылкой на нужное предложение. |
Познавательные (работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии. Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера). |
V. Проверка выполнения задания |
Коллективная |
1.Выступления учащихся |
Регулятивные (осмысленное действие). Коммуникативные (контроль и оценка своих действий). Личностные (смыслообразование). |
VI. Работа с текстом.
|
Коллективная |
1.Чтение текста второй раз. 2.Учащиеся дают комментарий к тезису, приводят аргументы, которые подкрепляют примерами, обдумывают вывод. (Задания выполняют совместно с учителем). |
Познавательные (работа с текстом, анализ, умение выдвигать гипотезу, аргументировать собственную точку зрения) Логические операции: умение анализировать объект, осуществлять сравнение, устанавливать аналогии. Коммуникативные (умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, умение ставить вопросы и отвечать на них, контроль, коррекция и оценка действий партнера). Личностные (умение выражать собственное отношение к поставленной нравственной проблеме) |
VII. Проверка умений, полученных в процессе работы. |
|
1. Заполнение совместно с учителем таблицы-памятки. 2.Написание сочинения-рассуждения задания 15.3 части Памятка Тезис: Что такое выбор профессии? Комментарий к тезису: (Я считаю… По моему мнению… Я думаю…) Аргумент1(В тексте А. Деникина говорится…) Аргумент 2 (Вспомним фильм «Офицеры», в котором…) Вывод (Таким образом…) |
Регулятивные (прогнозирование и получение конкретного результата). Познавательные (умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Коммуникативные (формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме, и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности). Личностные (понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности; умение понимать нравственные идеи текста). |
VIII. Рефлексия: Что нового узнали? чему научились? В чем испытывали трудности? |
Коллективная работа. |
1.Анализ и оценка проделанной работы 2.Просмотр эпизода фильма «Офицеры» |
Регулятивные (речевое оформление). Познавательные (анализ проделанной работы, полученных знаний и умений). Коммуникативные (развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи). Личностные (осознание значимости урока). |
IX.Задание на дом. Работа с сочинениями |
Индивидуальная |
Задание на выбор ученика. 1.Отредактируйте предложенный текст ученического сочинения. 2.Напишите сочинение 15.3 по тексту Ю. Олеши. Учитель дает инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. |
Регулирование и координация деятельности учеников. Формирование у учащегося способности устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией и перенос умения решать конкретные предметные задачи на решение жизненных задач. Развитие самостоятельности. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.