Урок русского языка Тема: Разделительный мягкий знак
Оценка 4.8

Урок русского языка Тема: Разделительный мягкий знак

Оценка 4.8
docx
20.04.2020
Урок русского языка Тема: Разделительный мягкий знак
tema.docx

Тема: Разделительный мягкий знак

 

УУД:

Предметные:

анализировать слова с разделительным ь.

применять правила написания слов;

Навыки: приобретут умения употребления мягкого знака.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

 

Ход урока

 

Организационный момент. Введение в тему.

 

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

- Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку.

- Садитесь, пожалуйста.

 

 

Сравните предложения:

 

Птицы собираются в полёт. ~

Скоро польёт дождь.

 

Назовём по порядку звуки в выделенных словах:

 

В слове полёт мы слышим звуки: ~ [п а л’о т] 

А в слове польёт ~звуки [п а л’ й’ о т]

 

Обратите внимание! ~ После согласного звука [л'] ~ слышим согласный звук [й'] и ~ последующий гласный звук ~ [о].

На письме после буквы «эль» перед буквой ё пишется разделительный мягкий знак.

 Чистописание.

Понаблюдайте за буквосочетаниями:

нь  нья  мь  мья  бь  бьи  вь  вьи

Какую работу выполняет  мягкий знак в  буквосочетаниях нь,  мь , бь,  вь?

Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях  нья,  мья,  бьи,  вьи?

Пропишите эти буквосочетания.

Следите за высотой, наклоном и шириной букв.

Придумайте слова с данными буквосочетаниями.

 

 

 

Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтоб семья не стала семя,
колья – Колей никогда.

 

 

Грамматическая сказка.

О МЯГКОМ ЗНАКЕ И ЕГО РОДНОМ БРАТЕ

В стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого – Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и всё время спорили, кто из них важнее.

– Я! – говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме.

– Подумаешь, я тоже обозначаю мягкость согласных. А ещё я показываю, что … (Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?) Я показываю, что согласные не сливаются с гласными.

– Зато я, – возражал ему брат, – пишусь и в конце слова, и в середине.

– Ну и что? – спорил с ним Разделительный Мягкий Знак. – Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными. (С какими? Подскажите.)

И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед. Он наклонился над ними и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше никогда не спорили и стали жить очень дружно.

– Что же мог сказать им их дедушка Всевед? Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно грамотно писать слова.

 

Постановка проблемы.

На какие две группы можно распределить слова?

 

Варенье, ружьё, пальцы, вьюга, рельсы, мальчик, братья, коньки, пеньки, ручьи.

 

К первой группе относятся слова  с разделительным мягким знаком:

Варенье, ружьё, вьюга, братья, ручьи.

Ко  второй  группе мы отнесли слова, в которых мягкий знак обозначает мягкость  предыдущего согласного звука:

Пальцы, рельсы, мальчик, коньки, пеньки.

Самоопределение к деятельности

– О какой букве написано правило в стихах?

Что за буква, кто узнает, 
Звука не обозначает. 
Может только показать, 
Как согласную читать.    (Это буква мягкий знак.)

– О какой «работе» мягкого знака идет речь в этом стихотворении? (Мягкий знак показатель мягкости.) 
– Послушайте следующее стихотворение об этой букве.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я 
Я в корнях стою, друзья. 
Воробьи, семья, жилье  – 
Перед Я, И, Е, Ю, Ё.

– Какую «работу» выполняет мягкий знак здесь? (Это разделительный мягкий знак.) 
– Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

   

1.       Актуализация знаний

 

Определи, какие звуки обозначают выделенные буквы в словах?

 

Ульи - ~ [й'и]  

прутья - ~ [й'а]

елью - ~ [й'у]

ружьё - ~ [й'о]

К нам на урок пришёл герой из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик» -

очень грустный, влюбленный актер театра.

-Догадайтесь, кто это? Пьеро.

Костюм у Пьеро чёрно-белый.

Он предлагает подобрать к словам антонимы~ слова с противоположным значением.

«Найдите пару»

Работа - … безделье

свет -… тьма

болезнь - … здоровье

скука - … веселье

 враги - … друзья

 вред - … польза

 

-Выпишите 2 пары слов, в которых антонимы - это слова с разделительным мягким знаком.

 

-Разделительный мягкий знак – это орфограмма.

Как выделяется на письме эта орфограмма?

Разделительный мягкий знак подчеркивается одной чертой, гласная после него - двумя.

-Обозначьте орфограмму в записанных словах.

 

                                             Проверьте себя!

Физминутка

-Послушайте внимательно слова.

Если слово с разделительным мягким знаком - похлопайте в ладоши.

Если в слове употребляется мягкий знак, обозначающий мягкость согласного –  потопайте ногами.

 

Лень, воробьи, стулья, деньки, редька, варенье, вьюнок, дождь,  огоньки, ручьи, пальто, новоселье, чириканье.

 Закрепление изученного.    

Игра «Один – много»

Измените слова так, чтобы они обозначали несколько предметов:

 

 

Друг - …

Дерево - … 

Лист - … 

Брат - … 

Сук - … 

Колос - … 

Звено –… 

перо - … 

Запишите 3 пары слов.

 

 

Игра «Проверь свою память»

 

Найдите в словосочетаниях слова с разделительным мягким знаком: ~

Верные …                  друзья

удобное …                 жильё

вкусное …                  варенье

тёплой …                  осенью

шустрые …              воробьи

 

-Постарайтесь запомнить эти словосочетания.

По первому слову каждой пары восстановите и запишите словосочетания.

 

Поверьте себя. 

Обозначьте орфограмму ~ разделительный мягкий знак.

 

 

Переноси  правильно!

Би-нокль

льди-на

вью-нок

день-ки

сча-стье

ру-чьи

Илья
осень

ульи

 

-Разделительный мягкий знак, как и мягкий знак – показатель мягкости согласного,

при переносе слова не отделяется от буквы, ~ которая стоит перед ним.

Запишите первые два столбика слов, разделяя их для переноса.

Объясните, ~ почему не разделены чертой для переноса слова третьего столбика?

 

Работа в парах.

(Выпишите только те слова, в которых надо поставить разделительный мягкий знак)

Плат..е, земл..я, гост..я, кол..есо, ш..ет, Кат..я, Дар..я.

– В каких словах написали разделительный мягкий знак?

 

Самостоятельная работа (на карточках)

- Измени слова так, чтобы они обозначали несколько предметов. Напиши:

стул – стулья

воробей –

перо –

брат –

дерево –

лист-

- Напиши цифрой, сколько в словах букв и звуков.

Пью – ___б.___ зв.

жильё___б. ___зв.

платье ___ б. ___зв.

вьюга ___б. ___зв. 

 

 

 Итог урока. Рефлексия.

1. - Давайте подведём итог урока.

– Чему учились на уроке? (Писать слова с разделительным мягким знаком)

– Поднимите руку те, кто считает, что он справился с этой учебной задачей.

– Какие вы молодцы! Сколько ребят подняли руки!

2. - Тогда помогите Карлсону. Ему надо было заселить дом словами с разделительным мягким знаком.

На доске: дом со словами (открыть). (Рисунок 5)

- Проверьте, правильно ли выполнил это задание Карлсон? (Письмо – мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного.)

- Давайте ещё раз напомним Карлсону, когда и где в словах пишется разделительный мягкий знак. (Пишется в середине слова после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и)

- Что показывает разделительный мягкий знак? (Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются)

- Молодцы!

3. В тетради на полях покажите, с каким настроением вы уходите с урока.

На доске: смайлики.

- Спасибо за урок!A description...A description...

На оставшееся время –

Игра “Назови одним словом”

а) домики для пчёл (ульи),

б) мать, отец, дети (семья),

в) приспособления для сиденья (стулья),

г) снежная буря (вьюга),

д) то, без чего птица не улетит (крылья),

е) дружно маленькие точки строят дом себе на кочке; вырастет под сосной домик маленький, лесной (муравьи),

ж) мучное кондитерское изделие (печенье).

Молодцы!

 

Домашнее задание:


 

Тема: Разделительный мягкий знак

Тема: Разделительный мягкий знак

Понаблюдайте за буквосочетаниями: нь нья мь мья бь бьи вь вьи

Понаблюдайте за буквосочетаниями: нь нья мь мья бь бьи вь вьи

Варенье, ружьё, пальцы, вьюга, рельсы, мальчик, братья, коньки, пеньки, ручьи

Варенье, ружьё, пальцы, вьюга, рельсы, мальчик, братья, коньки, пеньки, ручьи

Выпишите 2 пары слов, в которых антонимы - это слова с разделительным мягким знаком

Выпишите 2 пары слов, в которых антонимы - это слова с разделительным мягким знаком

Постарайтесь запомнить эти словосочетания

Постарайтесь запомнить эти словосочетания

Итог урока. Рефлексия. 1. -

Итог урока. Рефлексия. 1. -

Молодцы! Домашнее задание:

Молодцы! Домашнее задание:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020