Тема « Конструирование предложений с сочинительными союзами»
Цели урока:
научить употреблять сочинительные союзы при составлении ССП, находить границу между простыми предложениями в составе сложносочинённого предложения, составлять схемы ССП, воспитывать бережное отношение в языку; мотивацию к учению.
I.Оргмомент
II. Анализ сжатого изложения
III. Повторение материала
- Какие предложения называются сложными?
- Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?
- Какие группы сочинительных союзов вы знаете?
- Найдите ошибку в распределении сочинительных союзов по группам
N
Группы сочинительных союзов (смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения) |
||
Соединительные (одновременность или последовательность действий; причинно-следственные отношения) |
Разделительные (чередования, взаимоисключения) |
Противительные (одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему) |
а, но, да (=но), зато, однако, не только... но и |
то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли |
и, да (=и), ни... ни, тоже, также |
IV. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем конструировать ССП с сочинительными союзами, составлять схемы этих предложений
V. N Запись темы урока
VI . N Словарная работа:
Прогресс (лат.— движение вперед, успех) — направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Прогрессивный - передовой, способствующий прогрессу или стремящийся к прогрессу
VII. Закрепление материала
1) Найдите к началу предложения подходящий по смыслу конец. При составлении предложения употребите сочинительный союз. Запишите, расставив знаки препинания.
Откроешь ставни … |
но |
… только покапает небольшой дождик. |
Мать улыбнулась … |
и |
… все соберемся в лес по ягоды.
|
… хлынет ливень |
Или … или |
солнечный свет хлынет золотым потоком навстречу. |
… мы пойдем сегодня на речку |
Либо… либо |
я … был увлечен чтением. |
Сестра погрузилась в чтение книги |
также |
все же в глазах ее промелькнуло огорчение. |
N ПРОВЕРКА с доски.
2) Работа с интерактивной доской
ФИЗМИНУТКА
3) Работа в парах.
Задание: Составить из слов сложносочиненные предложения, нарисовать схемы предложений
N Проверка
Не то она рассказала эту историю, не то он сам поведал её.
Уже давно взошло солнце, но ветер не утихал, таща по небу стаю облаков.
Шумели со свистом лесные вершины, и скрипела со стоном берёза.
Ноги сразу промокли, зато грязь быстро обтёрлась о сухую траву.
Моря не было видно, но глухой его шум наполнял весь дом.
-Схемы записать на доске
4) Самостоятельная работа
Задание:
Выпишите номера запятых между частями ССП.
Составьте схемы этих предложений.
2. [ - ], и [= - ].
3. [ - = ], и [- = ].
VI. Домашнее задание Учебник С.Г. Бархударова (сиреневый )§ 4, упр. 12 (1-5)
VII. Итог
VIII. Выставление оценок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.