Урок русского языка в 3 классе

  • docx
  • 03.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 3 классе.docx

Тема урока: «Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Краткое описание урока
: урок первичного предъявления новых знаний и способов универсальных учебных действий. Использована проблемная ситуация, которая мотивирует детей для дальнейшей учебной  деятельности на уроке. На уроке представлен приём алгоритмизации знаний, что является важным элементом в достижении метапредметных целей. Продолжительность урока 35 минут
Тип урока:
открытие новых знаний.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический

Формы: работа в парах, групповая работа, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.                                          Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                             1)познавательные:                                                                                                                                                                                                                                                         – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся;                                                                                                                                                                                                                                                         – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце;                                                                                                                              - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих.                                                                                         2) развивающие:                                                                                                                                                                                                                                                            - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, познавательные процессы, мышление, внимание, память.                                                                                 3) воспитывающие:                                                                                                                                                                                                                          создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания.                                                                                                                                                                                                                                Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир

Базовая технология: элементы технологии  деятельностного подхода.                                                                                                                                                  

Ресурсы:                                                                                                                                                                                                                                                 - основные:                                                                                                                                                                                                                                      В.П. Канакина, В.Г. Горецкий,  учебник «Русский язык», часть2, М., «Просвещение», 2021 -  с. 31, 32                                                                                                                             Карточка – карточки для самостоятельной работы, карточки для работы в парах, карточка-алгоритм                                                                                                                                                                                          – дополнительные:                                                                                                                                                                                                                                              компьютер, проектор, презентация.  

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Этап мотивации учебной деятельности.

(Организационный момент) -  мин.

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня буду вести я. Зовут меня Татьяна Владимировна. Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Итак, начинаем наш урок.

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности –  мин.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

1.                     Словарная работа           

- Ребята, перед вами словарные слова. (на доске прикреплены карточки со словарными словами). Наша цель вставить пропущенные буквы и разделить на группы. ( учащиеся по «цепочке» выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, а остальные учащиеся записывают в тетрадь).   

Тетрадь, коньки, компьютер,

воробьи, пальто, воскресенье

- Прочитайте слова. Что общего у этих слов?

(Это словарные слова. Все слова имена существительные. Во всех словах пишется мягкий знак.)

- Чем отличаются данные слова?

 (Существительные единственного числа и множественного числа. Мягкий знак встречается в середине  и конце слов.)

- Разделите данные слова на  две группы в зависимости от значения ь знака.

- Ребята, по каким признакам вы разделили слова на группы? (ь знак является разделительным, ь знак – показатель мягкости).    Слайд 2

- Скажите, пожалуйста, когда ь знак является разделительным, когда показатель мягкости. (разделительный ь знак пишется в корне слова, перед гласными и, е, ё, ю, я.

Ь знак может указывать на мягкость согласного звука в двух случаях: если этот звук последний в слове и если за мягким согласным звуком следует тоже согласный).

- Сегодня мы  познакомимся ещё с одной функцией ь знака, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.

 

 

Организует диалог с учащимися на поиск особенностей звуков и букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует практическую работу по делению  слов с мягким знаком на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся называют общие и отличительные признаки слов.

 

 

 

 

Участвуют в практической работе по распределению слов с мягким знаком на группы,

 

 

 

 

Формулируют вывод о написании мягкого знака в словах.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3.

Постановка учебной задачи –  мин

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

 Б) Согласовать цель и тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7, 8 Физминутка для глаз - 1 мин

Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

1.Фронтальная работа.

 -  Найдите сходства и отличия в  группах  слов  и  поделитесь  своими выводами.

Слайд  3     мышь                      плащ

                     печь                         грач

                     ночь                          мяч

                     тишь                        камыш

- В чём сходство слов? (имена существительные, на конце слов пишутся шипящие).

- Чем отличаются слова в первом столбике от второго?  (В 1-ом столбике слова с мягким знаком, а во втором без мягкого знак, в 1-ом столбике сущ. ж.р., во 2 – ом м.р.)

- Как мы можем определить род имён существительных? (К существительным ж.р. ставим слово – она (моя), к существительным мужского рода – он (мой)).

- В каких существительных мягкий знак на конце после шипящих пишется, а в каких не пишется? (У сущ-ых ж.р. ь знак на конце после шипящих пишется, а у сущ-ых м.р. не пишется).
Слайд 4
- Какой вывод можно сделать? ( у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

Слайд 5 - Сформулируем тему урока.      

(Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих)

Слайд 6 - Определим цели урока. (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях ь знак  пишется, а в других не пишется, познакомиться с новой функцией мягкого знака).

 

 

 

Выдвигает проблему. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

 

 

 

 

Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в словах.

 

 

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4.

Первичное закрепление –  мин

 

Цель:

А) Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

 

 

Слайд 9 - Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике.

Работа с учебником правило стр. 31.

- Прочитайте правило про себя, вслух.

- Верны ли наши предположения?

Составление алгоритма (плакат на доске)

- Ребята, а сейчас мы закрепим полученные знания о написании ь знака после шипящих на конце имён существительных.

1.      Работа с учебником с.32 упр. 55. Упражнения в подборе антонимов.

- Прочитайте задание к упражнению.

–Вспомните, какие слова называются антонимами. (слова, противоположные по значению)

(Два уч-ся работают у доски, записывают по 3 пары слов, остальные учащиеся записывают 3 пары слов по выбору). Слово – антоним должно оканчиваться на шипящий.

День – ночь, правда – ложь, старт – финиш, смех – плач, шум – тишь, полдень – полночь.

- Какое правило встретилось нам в словах – антонимах?

Вывод: (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.)

 

 

 

Организует работу над правилом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяет понимание способа действия.

Организует работу по заданию учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником, формулируют вывод

 

 

 

 

 

 

Вспоминают, что такое антонимы.

2 учащихся работают у доски, записывают по 3 пары слов, остальные учащиеся записывают любые 3 пары слов в тетради, доказывают правильность написания. Используют схему или алгоритм.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Познавательные: уметь проводить исследования по заданному алгоритму.

5.

Физкультминутка – 1 мин

Цель:

А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Имя существительное –
Очень удивительное: 

Мягкий знак, когда писать

Вы должны мне подсказать!

-Я буду называть имена существительные мужского и женского рода  с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- наклоны влево, вправо, м.р. без мягкого знака– прыжки на двух ногах.

Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь.

Диктует слова.

Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности

6.

Закрепление

– Отдохнули, а сейчас продолжим работу над закреплением изученной темы.

Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.   

Задание для девочек:

Выпишите словосочетания только с именами

существительные женского рода.

Карточка № 1

Скорая помощ…, острый нож…, тёмная ноч…,

 тяжёлый багаж…, дорогая вещ.., верный

товарищ…

- Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук

- Сделайте вывод о написании имён

существительных женского рода.    

Задание для мальчиков:

Выпишите словосочетания только с именами

существительные мужского рода.

Карточка № 1

Скорая помощ…, острый нож…, тёмная ноч…,

 тяжёлый багаж…, дорогая вещ.., верный

товарищ…

- Подчеркните букву, обозначающую шипящий звук

- Сделайте вывод о написании имён

существительных мужского рода.

 

Проверка: Взаимопроверка

- Ребята, при выполнении задания к какому  правилу обращались?

   Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.

Организует самостоятельную работу для мальчиков, для девочек. 

Выполняют самостоятельно задание по  карточке.

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетрадь, определяют род имен существительных. Проверяют правильность выполнения самостоятельной работы. Делают выводы.

 

 

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону –  мин

Цель:

А) Тренировать    способность к самоконтролю и самооценке.

Б) Проверить умение писать  мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце.

 

 - Продолжаем работу над закреплением изученной темы, самостоятельная работа.

Разноуровневые задания

Слайд 10

- Ребята, сейчас вы выполните задания по уровням.

На карточках жёлтого цвета – задания 1 уровня (простые задания), карточки зелёного цвета – 2 уровень (более сложные задания), карточки красного цвета – 3 уровень (сложный уровень).

Подумайте и выберите карточку с заданием, которое вы сможете выполнить.

1 – ый уровень.

- Выписать слова на изученную сегодня орфограмму.

А  (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и настала полноч.. .  Мы сделали шалаш.. . Скоро мне (по) пался ёрш.. . 

2 – ой уровень

- Найти предложения к соответствующей схеме. Выписать слова на изученную сегодня орфограмму.

А  (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и настала полноч.. .  Мы сделали шалаш.. . Скоро мне (по) пался ёрш.. . 

 

 


                                                .

3 – ой уровень

- Расположить (запишите) предложения в правильной последовательности и обозначить изученные орфограммы.

А  (у) дяди (на) леске бился лещ.. .

Вот и настала полноч.. .

Мы сделали шалаш.. . 

Скоро мне (по) пался ёрш.. . 

Проверка: Слайд 11 – самопроверка

 

Организует самостоятельную работу  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах. Выполняют задание по алгоритму, определяют род имени существительного, почёркивают  сущ. в предложениях.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод, исходя из наблюдения.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

уметь проводить исследования по заданному алгоритму.

Коммуникативные:

Осуществлять контроль, планировать способы взаимодействия.

 

 

 

 

8.

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока -  мин

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.

 

- Наш урок подходит к концу.

- Чему мы сегодня научились на уроке?  

- Писать имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце.  Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.

- Результат нашей работы вы покажите, работая в группах.                             

Работа в группах

- Перед вами лежит листок А4 и фломастеры. Ваша задача оформить правило, с которым мы сегодня познакомились на бумаге.   (То, чему сегодня на уроке мы учились, вы должны отобразить на листе. Можно нарисовать в виде схемы)                        

  Проверка:

(Каждая группа представляет, свою работу)

Вывод: (ответ учащегося - правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце имён существительных)

Оценивание:

 «Лесенка успеха» (на доске)

Учащиеся оценивают свою работу на уроке, прикрепляют  смайлик на ступеньке с оценкой, которую себе поставил.

(Несколько учащихся комментируют свои оценки)

Слайд  12   

- Потрудились вы не зря-

 Вам спасибо от меня

 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют конечный результат своей работы,                           рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают самооценку своей деятельности на уроке с помощью Лесенки успеха.

 

 

 

 

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме по итогу урока.