Тема
урока:
«Правописание мягкого
знака на конце имён существительных после шипящих».
Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний
и способов универсальных учебных действий. Использована проблемная ситуация,
которая мотивирует детей для дальнейшей учебной деятельности на уроке. На
уроке представлен приём алгоритмизации знаний, что является важным элементом в
достижении метапредметных целей. Продолжительность урока 35 минут
Тип урока: открытие
новых знаний. Место
и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Методы: словесный, наглядный, частично - поисковый, практический
Формы: работа в парах, групповая работа, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. Цель: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи: 1)познавательные: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; - выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. 2) развивающие: - развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, познавательные процессы, мышление, внимание, память. 3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.
УУД, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. УУД, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир
Базовая технология: элементы технологии деятельностного подхода.
Ресурсы: - основные: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, учебник «Русский язык», часть2, М., «Просвещение», 2021 - с. 31, 32 Карточка – карточки для самостоятельной работы, карточки для работы в парах, карточка-алгоритм – дополнительные: компьютер, проектор, презентация.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Содержание учебного процесса |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||||||||
1. |
Этап мотивации учебной деятельности. (Организационный момент) - мин. Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. |
Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Урок русского языка сегодня буду вести я. Зовут меня Татьяна Владимировна. Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите ладошки до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца. - Итак, начинаем наш урок. |
Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на занятие.
|
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности – мин. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. |
1. Словарная работа - Ребята, перед вами словарные слова. (на доске прикреплены карточки со словарными словами). Наша цель вставить пропущенные буквы и разделить на группы. ( учащиеся по «цепочке» выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, а остальные учащиеся записывают в тетрадь). Тетрадь, коньки, компьютер, воробьи, пальто, воскресенье - Прочитайте слова. Что общего у этих слов? (Это словарные слова. Все слова имена существительные. Во всех словах пишется мягкий знак.) - Чем отличаются данные слова? (Существительные единственного числа и множественного числа. Мягкий знак встречается в середине и конце слов.) - Разделите данные слова на две группы в зависимости от значения ь знака. - Ребята, по каким признакам вы разделили слова на группы? (ь знак является разделительным, ь знак – показатель мягкости). Слайд 2 - Скажите, пожалуйста, когда ь знак является разделительным, когда показатель мягкости. (разделительный ь знак пишется в корне слова, перед гласными и, е, ё, ю, я. Ь знак может указывать на мягкость согласного звука в двух случаях: если этот звук последний в слове и если за мягким согласным звуком следует тоже согласный). - Сегодня мы познакомимся ещё с одной функцией ь знака, но для этого нам нужно выполнить следующее задание. |
Организует диалог с учащимися на поиск особенностей звуков и букв.
Организует практическую работу по делению слов с мягким знаком на группы.
|
Учащиеся называют общие и отличительные признаки слов.
Участвуют в практической работе по распределению слов с мягким знаком на группы,
Формулируют вывод о написании мягкого знака в словах. |
Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. |
||||||||||||||||||
3. |
Постановка учебной задачи – мин Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. Б) Согласовать цель и тему урока.
Слайд 7, 8 Физминутка для глаз - 1 мин |
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. 1.Фронтальная работа. - Найдите сходства и отличия в группах слов и поделитесь своими выводами. Слайд 3 мышь плащ печь грач ночь мяч тишь камыш - В чём сходство слов? (имена существительные, на конце слов пишутся шипящие). - Чем отличаются слова в первом столбике от второго? (В 1-ом столбике слова с мягким знаком, а во втором без мягкого знак, в 1-ом столбике сущ. ж.р., во 2 – ом м.р.) - Как мы можем определить род имён существительных? (К существительным ж.р. ставим слово – она (моя), к существительным мужского рода – он (мой)). - В каких существительных мягкий знак на конце
после шипящих пишется, а в каких не пишется? (У сущ-ых ж.р. ь знак на
конце после шипящих пишется, а у сущ-ых м.р. не пишется). Слайд 5 - Сформулируем тему урока. (Правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих) Слайд 6 - Определим цели урока. (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях ь знак пишется, а в других не пишется, познакомиться с новой функцией мягкого знака). |
Выдвигает проблему.
Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. |
Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в словах.
Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. |
Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
||||||||||||||||||
4. |
Первичное закрепление – мин
Цель: А) Зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.
|
Слайд 9 - Давайте сравним наш вывод с правилом в учебнике. Работа с учебником правило стр. 31. - Прочитайте правило про себя, вслух. - Верны ли наши предположения? Составление алгоритма (плакат на доске) - Ребята, а сейчас мы закрепим полученные знания о написании ь знака после шипящих на конце имён существительных. 1. Работа с учебником с.32 упр. 55. Упражнения в подборе антонимов. - Прочитайте задание к упражнению. –Вспомните, какие слова называются антонимами. (слова, противоположные по значению) (Два уч-ся работают у доски, записывают по 3 пары слов, остальные учащиеся записывают 3 пары слов по выбору). Слово – антоним должно оканчиваться на шипящий. День – ночь, правда – ложь, старт – финиш, смех – плач, шум – тишь, полдень – полночь. - Какое правило встретилось нам в словах – антонимах? Вывод: (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.)
|
Организует работу над правилом.
Проверяет понимание способа действия. Организует работу по заданию учебника
|
Работают с учебником, формулируют вывод
Вспоминают, что такое антонимы. 2 учащихся работают у доски, записывают по 3 пары слов, остальные учащиеся записывают любые 3 пары слов в тетради, доказывают правильность написания. Используют схему или алгоритм. |
Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль. Познавательные: уметь проводить исследования по заданному алгоритму. |
||||||||||||||||||
5. |
Физкультминутка – 1 мин Цель: А) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся |
Имя
существительное – Мягкий знак, когда писать Вы должны мне подсказать! -Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если я назову существительное ж.р., в котором пишется мягкий знак- наклоны влево, вправо, м.р. без мягкого знака– прыжки на двух ногах. Слова: ёж, морж, печь, мышь, кирпич, речь, борщ, ералаш, ландыш, ночь, дочь, багаж, ключ, вещь. |
Диктует слова. |
Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу. |
Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности |
||||||||||||||||||
6. |
Закрепление |
– Отдохнули, а сейчас продолжим работу над закреплением изученной темы. Каждый из вас получил карточку с заданием. Перед вами группа слов. Девочки и мальчики будут выполнять разные задания, опираясь на данный алгоритм.
Проверка: Взаимопроверка - Ребята, при выполнении задания к какому правилу обращались? Вывод: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. |
Организует самостоятельную работу для мальчиков, для девочек. |
Выполняют самостоятельно задание по карточке.
Учащиеся записывают в тетрадь, определяют род имен существительных. Проверяют правильность выполнения самостоятельной работы. Делают выводы.
|
Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности эмоционально- нравственной отзывчивости. |
||||||||||||||||||
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – мин Цель: А) Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. Б) Проверить умение писать мягкий знак в именах существительных с шипящим звуком на конце.
|
- Продолжаем работу над закреплением изученной темы, самостоятельная работа. Разноуровневые задания Слайд 10 - Ребята, сейчас вы выполните задания по уровням. На карточках жёлтого цвета – задания 1 уровня (простые задания), карточки зелёного цвета – 2 уровень (более сложные задания), карточки красного цвета – 3 уровень (сложный уровень). Подумайте и выберите карточку с заданием, которое вы сможете выполнить. 1 – ый уровень. - Выписать слова на изученную сегодня орфограмму. А (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и настала полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Скоро мне (по) пался ёрш.. . 2 – ой уровень - Найти предложения к соответствующей схеме. Выписать слова на изученную сегодня орфограмму. А (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и настала полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Скоро мне (по) пался ёрш.. .
3 – ой уровень - Расположить (запишите) предложения в правильной последовательности и обозначить изученные орфограммы. А (у) дяди (на) леске бился лещ.. . Вот и настала полноч.. . Мы сделали шалаш.. . Скоро мне (по) пался ёрш.. . Проверка: Слайд 11 – самопроверка |
Организует самостоятельную работу
|
Работают в парах. Выполняют задание по алгоритму, определяют род имени существительного, почёркивают сущ. в предложениях.
Формулируют вывод, исходя из наблюдения.
|
Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь проводить исследования по заданному алгоритму. Коммуникативные: Осуществлять контроль, планировать способы взаимодействия.
|
||||||||||||||||||
8. |
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока - мин Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание.
|
- Наш урок подходит к концу. - Чему мы сегодня научились на уроке? - Писать имена существительные с мягким знаком после шипящих на конце. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется. - Результат нашей работы вы покажите, работая в группах. Работа в группах - Перед вами лежит листок А4 и фломастеры. Ваша задача оформить правило, с которым мы сегодня познакомились на бумаге. (То, чему сегодня на уроке мы учились, вы должны отобразить на листе. Можно нарисовать в виде схемы) Проверка: (Каждая группа представляет, свою работу) Вывод: (ответ учащегося - правило о правописании мягкого знака после шипящих на конце имён существительных) Оценивание: «Лесенка успеха» (на доске) Учащиеся оценивают свою работу на уроке, прикрепляют смайлик на ступеньке с оценкой, которую себе поставил. (Несколько учащихся комментируют свои оценки) Слайд 12 - Потрудились вы не зря- Вам спасибо от меня
|
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Организует рефлексию.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
|
Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности встретили.
Делают самооценку своей деятельности на уроке с помощью Лесенки успеха.
Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. |
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме по итогу урока. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.