Тема урока : Неопределенная форма глагола
Цель: познакомить с неопределённой формой глагола; формировать умение распознавать глаголы в неопределённой форме.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание.
Метапредметные:
Регулятивные
- совершенствовать умение контролировать свою деятельность по результату;
- учиться адекватно оценивать своего одноклассника;
- формировать умение прогнозировать.
Познавательные
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение использовать глаголы в неопределенной форме в своей речи.
Коммуникативные
- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;
- формировать умение быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков сотрудничества.
Предметные:
- определять начальную форму глаголов;
- ставить глаголы в неопределенную форму.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Мы – особые девчонки,
Мы – особые мальчишки,
Мы – личности творческие,
Мы – думаем,
Мы – анализируем,
Мы – хотим много знать.
Сегодня мы продолжим раскрывать тайны русского языка.
- А началом нашей работы станет девиз (слайд)
- Прочитайте.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому!
- Как вы понимаете это высказывание?
- Подарим друг другу улыбку, с хорошим эмоциональным настроением начинаем урок. Вы будете размышлять, использовать свои знания на практике, коллективно работать. Помогут нам в сегодняшней работе произведения устного народного творчества.
II. Актуализация знаний
- Вспомните, что относится к таким произведениям. (пословицы, поговорки, загадки, сказки, песни, потешки, считалки..)
- Почему эти произведения называются – устное народное творчество?
- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать.
- Что вы не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Предположите, о какой части речи мы будем говорить на уроке? Что вы знаете о глаголах?
(Элемент игры «Микрофон», составляется ассоциативный куст по теме «Глагол»)
(Глагол – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что делают? и обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам. Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что делали? В будущем времени глаголы отвечают на вопросы что сделает? что будет делать? Глаголы изменяются по числам.
- Можем ли мы в нашей речи обходиться без глаголов?
- По частоте употребления в речи глагол занимает второе место. А какая часть речи занимает первое место? (имя существительное)
Каллиграфическая минутка с творческим заданием.
- Определите буквы, которые вы напишите. С их помощью слова делятся на две группы:
(буква д - непроизносимая согласная в словах сердце, звездный;
буква о – безударная гласная в словах поля, моря).
Словарная работа.
- К устному народному творчеству относятся пословицы. Что такое пословицы?
Обратимся к толковому словарю.
- Прочитайте пословицу: Где труд, там и радость.
- Как мы понимаем смысл этой пословицы? Запишите словарное слово: радость.
- Подберите однокоренные слова к слову радость: радостный, радовать.
- К какой части речи относится слово радостный? Разберем это слово по составу.
ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ, ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА.
III. Самоопределение к деятельности
- Что вы можете сказать про слово радовать? Придумайте с этим глаголом предложение, не изменяя глагольной формы. В каком времени происходит событие? (невозможно определить)
- Время определить нельзя.
- Можете ли вы определить число глагола? (нет, число тоже не определяется)
- Где возникло затруднение? (при определении признаков глагола)
- Почему оно возникло? (не знаем признаков таких глаголов)
- Если мы не можем определить ни числа, ни времени, то как можно назвать такую форму глагола? (Неопределенная)
Сформулируйте тему урока.
Слайд
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенная форма глагола.
Тема: Неопределенная форма глагола
Какие поставим цели?
1. Учиться находить глаголы в неопределенной форме.
2. Образовывать неопределенную форму глагола.
3. Запомнить вопросы, на которые отвечают глаголы в неопределенной форме.
Где можно найти интересующую нас информацию о глаголах?
- Предлагаю найти ответы на вопросы в сказке. Прочитайте название. Где мы можем узнать, что такое Инфинитив?
IV. Открытие нового знания
- Прочитайте Сказку об Инфинитиве. При чтении отмечайте признаки в карточке.
- Почему неопределенная форма так называется? Подтвердилось ли наше предположение? Какие суффиксы имеют глаголы в неопределенной форме? Как определить, что глагол стоит в неопределенной форме?
Составим алгоритм
Слайд
1. Определим, на какой вопрос отвечает глагол.
2. Найдем суффикс.
ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ, ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА.
Физминутка
Слайд
Прочитайте слова.
Цветет, заблестел, молчали, дежурить, зажечь, приходил, испечь, осветила, обжечь, появился, беречь, нести, освежать.
Задание: Если это глагол в неопределенной форме, хлопаем в ладоши.
Вывод: На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? Какие суффиксы имеют глаголы неопределенной формы?
- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).
Продолжите высказывание:
- Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы…
- Неопределённая форма – это …
- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на …
ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ, ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА
V. Усвоение новых знаний
Работа с фразеологизмами.
- Что такое фразеологизмы? Мы уже знаем, что есть словарь фразеологизмов.
Объясните фразеологизм одним глаголом, употребив его в неопределенной форме.
Следите за вопросом!
Держать язык за зубами - молчать
Зарубить на носу - запомнить
Повесить нос – грустить
Развесить уши - слушать
ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ, ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА
VI. Применение новых знаний
- Давайте разделимся на группы. По эмблемам. (сказка, песня, загадка)
Распределите роли, кто какую работу будет выполнять, выполните задание на листочке.
1 группа
Замените каждое словосочетание глаголом в неопределённой форме и запишите.
Разговаривать громко- кричать
покрыть краской -
лить слёзы -
сделать подарок -
одержать победу-
2 группа
Подберите глаголы-антонимы. Что такое антонимы?
Забыть-вспомнить
Открыть-
Молчать-
Найти-
3 группа
Образуйте глаголы неопределенной формы от имени существительного:
бритва - брить
коса -……..
пила -……..
чтение -……
смех -……
Проверим работу наших групп. 1 ученик от группы рассказывает по своей карточке. Другие учащиеся могут дополнять, оценивают ответ. Дети других групп оценивают работу светофором.
ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ, ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА
- К устному народному творчеству относятся сказки. Прочитать отрывок из сказки. Найти глаголы неопределенной формы, обозначить Н.Ф.
Сделаем вывод: На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?
- Какие суффиксы у глаголов неопределенной форме? (Ть, ти, чь)
ВОЗЬМИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИ, ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА
Домашнее задание находится в конверте.
Группа «Песня » - написать народную песню (отрывок), найти глаголы в неопределенной форме.
Группа «Сказка» - записать три пословицы, в которых встречаются глаголы в неопределенной форме.
Группа «Загадка» - записать три загадки, в которых встречаются глаголы в неопределенной форме.
Рефлексия. Итог урока.
— Вернёмся к нашему девизу – «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» (слайд)
— Найдем в этом предложении глаголы в неопределенной форме (Изучить, открыть.)
— На какие вопросы они отвечают? (Что сделать?)
— На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (На –ть, -ти, -чь).
— Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число)
— Интересно ли вам было на уроке?
— С каким настроением вы работали?
— Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Какое задание вам показалось наиболее трудным? А какое самым интересным?
- Оцените свою работу на уроке. Возьмите лист самооценки.
- С помощью светофора, оцените свою работу на уроке.
Я могу пользоваться новыми знаниями о глаголе, и могу это объяснить одноклассникам (Зеленый)
Я понял, что такое неопределенная форма глагола, но не уверен, что объясню другому. (Желтый)
Я не совсем понял, о чем шла речь на уроке. (Красный)
Слово народа необходимо беречь и любить. Мудрость народа – помогает творить, верить, мечтать и, конечно же, жить!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.