ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ТАЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА №34
ИМЕНИ КАВАЛЕРОВ ОРДЕНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
АЛЕКСАНДРЫ И ВАСИЛИЯ БОНДАРЕВЫХ»
Урок по литературному чтению
Тема М.М. Пришвин «Выскочка»
Айдамирова С.Е.,
учитель начальных классов
2021 -2022 учебный год
Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель: 1. Познакомить детей с произведением Пришвина "Выскочка", с краткой
биографией писателя;
2.Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать
умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать
прочитанное;
3.Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение,
прививать любовь к чтению.
4.Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за
поведением животных.
Планируемые результаты:
1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа.
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.
3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки для парной работы), иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!
2. Мобилизующий этап
Постановка проблемы
( Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц)
- Какой раздел мы изучаем? ( «Мы и природа»»)
-Ребята, узнайте птицу по описанию, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать
У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница. (Сорока)
(Информацию о сороке читают подготовленные дети)
1-й ученик:
Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делают это они очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный.
2-й ученик:
Размещают
свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.
Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц.
Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются
птенцы.
Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет. (Включается запись
стрекотания сороки)
Речевая разминка
Скороговорка (скороговорка на доске)
Три сороки – тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
( прочитать птичьим базаром, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией)
3. Формулирование темы и цели урока
-Тему нашего урока вы определите сами.
-Для этого поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, запишите, соотнеся буквы с цифрами.
-Какие слова получились? (Пришвин, выскочка)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока (М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»)
-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
4.Знакомство с биографией М.М. Пришвина
Рассказ «Выскочка» написал известный писатель М.М.Пришвин.
Чтение цитаты М.М.Пришвина "Дорога к другу".
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину".
-Как вы понимаете смысл этих слов?
-Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.
-Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?
-Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина .Сообщение о писателе сделают ваши одноклассники. Слушаем внимательно и анализируем.
Сообщения учеников
1 Ученик: М. Пришвин родился в1873 в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.
2 ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются», - говорил Пришвин.
3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой. У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям.
Обобщение:
- В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Этого человека можно назвать «Певцом природы». Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.
Составление на доске «Кластера»
- Что мы знаем об этом человеке?
М.Пришвин - писатель - рассказы - сказки - о детях - о природе - о Родине - вызывают чувства любви к природе, Родине.
5. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление
- Переходим к изучению произведения «Выскочка»
Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова
- Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)
- Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова
-Как там раскрыто значение этого слова?
(Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)
Словарная работа (в паре)
Словарно - лексическая работа.
- Соедините слова и выражения с их значением, подберите синонимы к словам.
· Выводок
· Сородичи
· Улучила
· Поскакала дуром
· С заскоком и с пыльцой в голове
- нашла подходящее время
- родственники.
- птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.
- не умная, глуповатая, странность в поведении
- не попорядку, как попало, не думая
Подберите синонимы к словам:
срам - разноцветный.
бдительность - стыд, позор
радужный - зоркость, настороженность
Первичное чтение.
1 остановка
-Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки.
-Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?
2 остановка
-Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
-Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
3 остановка
- -Как повела себя Выскочка?
-Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?
4 остановка. Методический приём «Дерево предсказаний»
- Сейчас будете работать в группе, не забывайте, правила работы:
· выслушивайте мнение каждого,
· активность всех ребят,
· не кричите,
· не забывайте про взаимоуважение и вежливость
- Подумайте и дайте ответы на вопросы.
Что будет дальше?
Чем закончится текст?
Как могут развиваться события?
6. Физминутка
7. Обобщение прочитанного
Прочитайте вопрос и обсудите в группах. (Почему произведение называется «Выскочка»?) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).
- Какой это рассказ, веселый или грустный? (этот рассказ весёлый).
- Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).
-К какому жанру относится это произведение?
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)
-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека)
-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
8. Организация исследовательской деятельности учащихся
(Этап закрепления работы над текстом)
Выборочное чтение
-Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.
Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»
Задачи исследования:
- выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев
- определить главную мысль произведения
- постичь глубину мысли писателя и выяснить - чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.
Работа в группах (правила работы в группе)
1 группа
Описание Вьюшки
(Веселая собачка, охотничья собака - эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)
2 группа
Описание сороки до происшествия
С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.
С пыльцой в голове - метафора
Поскакала дуром - быстро, не подумав
Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты
Воровка яиц – метафора
3 группа
Описание сороки после схватки
-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке
-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)
- Какой художественный приём автор использует (ирония)?
9. Составление “синквейна”
1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)
1.сорока
2. ловкая, хитрая, проворная
3. подскакала, вырвалась
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.
10. Рефлексия
- Над чем ты задумался на уроке? (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)
- Встречали вы людей похожих по характеру с сорокой?
11. Итог урока
Пришвин М.М писал: "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"
- Как вы думаете, почему Пришвин говорил так?
- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?
- Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.
-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Домашнее задание (Творческий пересказ от имени Вьюшки или Выскочки)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.