Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин «Выскочка»"
Оценка 5

Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин «Выскочка»"

Оценка 5
docx
07.02.2023
Урок по литературному чтению в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин «Выскочка»"
Урок лит.чтения 4 класс.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ТАЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА  №34

 ИМЕНИ КАВАЛЕРОВ ОРДЕНА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

АЛЕКСАНДРЫ И ВАСИЛИЯ БОНДАРЕВЫХ»

 

 

 

 

 

 

Урок по литературному чтению

 

Тема М.М. Пришвин «Выскочка»

 

 

 

 

 

 

                                                                  Айдамирова С.Е.,

                                                                                     учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

2021 -2022  учебный год

 

 

Тема урока:   М.М. Пришвин «Выскочка»

Цель: 1. Познакомить детей с произведением Пришвина "Выскочка", с краткой  

              биографией писателя;

            2.Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать

             умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать

             прочитанное;

           3.Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение,  

            прививать любовь к  чтению.

           4.Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за  

             поведением  животных.

Планируемые результаты:

1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа.

2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий.

3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей

4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки для парной работы), иллюстрации.

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. Прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души!

2. Мобилизующий этап

Постановка проблемы

( Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц)

- Какой раздел мы изучаем? ( «Мы и природа»»)

-Ребята, узнайте птицу по описанию, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать 

У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница. (Сорока)  

(Информацию о сороке читают подготовленные дети)

1-​й ученик:

Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делают это они очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный.

2-​й ученик:

Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках.
Приблизительно в апреле-​начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы.
Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет. (Включается запись стрекотания сороки)

 

Речевая разминка

Скороговорка (скороговорка на доске)

Три сороки – тараторки тараторили на горке

Тра-та-та-та-та-та-та

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

( прочитать птичьим базаром, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией)

3. Формулирование темы и цели урока

 

-Тему нашего урока  вы определите сами.

-Для этого поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, запишите, соотнеся буквы с цифрами.  

-Какие слова получились? (Пришвин, выскочка)

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока (М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»)

-Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

4.Знакомство с биографией М.М. Пришвина

Рассказ «Выскочка» написал известный писатель М.М.Пришвин.

Чтение цитаты М.М.Пришвина "Дорога к другу".

"Рыбе -​ вода, птице -​ воздух, зверям -​ лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу -​ значит охранять родину".

-Как вы понимаете смысл этих слов?

-Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.

-Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?

-Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина .Сообщение о писателе сделают ваши одноклассники. Слушаем внимательно и анализируем.

Сообщения учеников

1 Ученик: М. Пришвин родился в1873 в Орловской области. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

2 ученик: В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются», - говорил Пришвин.

3 ученик: Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкойУ писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя, что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям.

Обобщение:

В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении. Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее. Этого человека можно назвать «Певцом природы». Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу.

 

 

Составление на доске «Кластера»

- Что мы знаем об этом человеке?

М.Пришвин - писатель - рассказы - сказки - о детях - о природе - о Родине - вызывают чувства любви к природе, Родине.

 

5.  Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление

- Переходим к изучению произведения «Выскочка»

Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова

- Кого в жизни люди называют выскочкой?  (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)

- Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова

-Как там раскрыто значение этого слова?

(Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)

Словарная работа (в паре)

Словарно - лексическая работа.

- Соедините слова и выражения с их значением, подберите синонимы к словам.

·         Выводок

·         Сородичи

·         Улучила

·         Поскакала дуром

·         С заскоком и с пыльцой в голове

- нашла подходящее время

- родственники.

- птенцы или детеныши млекопитающих, ещё живущие с матерью.

- не умная, глуповатая, странность в поведении

- не попорядку, как попало, не думая

 

Подберите синонимы к словам:

срам -                             разноцветный.

бдительность -              стыд, позор

радужный -                  зоркость, настороженность

Первичное чтение. 

1 остановка

-Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки.

-Кто является героем?  Как у собаки появилась такая кличка?

2 остановка

-Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

-Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?

3 остановка

- -Как повела себя Выскочка?

-Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?

4 остановка.   Методический приём «Дерево предсказаний»

- Сейчас будете работать в группе, не забывайте, правила работы:

·         выслушивайте мнение каждого,

·         активность всех ребят,

·         не кричите,

·         не забывайте про взаимоуважение и вежливость

- Подумайте и дайте ответы на вопросы.

Что будет дальше?

Чем закончится текст?

Как могут развиваться события?

6.  Физминутка

7. Обобщение прочитанного

Прочитайте вопрос и обсудите в группах. (Почему произведение называется «Выскочка»?) (Потому что одна сорока решила выделиться среди других, так зовут главную героиню).

- Какой это рассказ, веселый или грустный? (этот рассказ весёлый).

- Ребята, как вы считаете, от чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведётся от имени автора).

-К какому жанру относится это произведение?

-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)

-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека)

-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?

8. Организация исследовательской деятельности учащихся

(Этап закрепления работы над текстом)

Выборочное чтение

-Мы с вами ставили цель исследовать идейно-художественное содержание произведения.

Объект исследования: рассказ М.М. Пришвина «Выскочка»

Задачи исследования:

-  выявить художественные средства, которыми автор раскрывает образ героев

- определить главную мысль произведения

- постичь глубину мысли писателя и выяснить - чему же учит нас этот рассказ. А для этого мы должны быть вдумчивыми и внимательными читателями.

Работа в группах (правила работы в группе)

1 группа

Описание Вьюшки

(Веселая собачка, охотничья собака - эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

2 группа

Описание сороки до происшествия

С заскоком, в семье не без урода - крылатое выражение.

С пыльцой в голове - метафора

Поскакала дуром - быстро, не подумав

Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты

Воровка яиц – метафора

3 группа

Описание сороки после схватки

-Прочитать описание, показав голосом отношение автора к сороке

-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (с сожалением, юмором, иронией, смеётся над ней)

- Какой художественный приём автор использует (ирония)?

 

 

9. Составление “синквейна”

1. Написать имя существительное по теме.
2. 2-3 имени прилагательных
3. 2-3 слова-действия
4. Предложение
5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)

1.сорока
2. ловкая, хитрая, проворная
3. подскакала, вырвалась
4. Сорока осталась без хвоста.
5. Выскочка.

10. Рефлексия

- Над чем ты задумался на уроке? (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть впросак, не надо быть выскочкой)

- Встречали  вы людей похожих по характеру с сорокой?

 11. Итог урока

Пришвин М.М писал: "Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"

- Как вы думаете, почему Пришвин говорил так?

- Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?

- Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.

-Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

 Домашнее задание (Творческий пересказ от имени Вьюшки или Выскочки)

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка»

Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка»

Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет

Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет

Составление на доске «Кластера» -

Составление на доске «Кластера» -

Подумайте и дайте ответы на вопросы

Подумайте и дайте ответы на вопросы

Составление “синквейна” 1. Написать имя существительное по теме

Составление “синквейна” 1. Написать имя существительное по теме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2023