Тема: Лесная аптека
Цель: Формировать у учащихся знания о лекарственных растениях.
Задачи: 1. Научить определять и применять распространенные лекарственные растения, расширять знания о лекарственных растениях нашего края.
2. Развивать внимание, память, любознательность, самостоятельность рассуждения
3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, любовь к природе, животному и растительному миру планеты.
Оборудование:
· картинки с изображением лекарственных растений;
· выставка книг и журналов о лекарственных растениях;
· выставка лекарственных препаратов на основе лекарственных растений.
Ведущий.
-Что самое ценное в жизни человека? (Здоровье).
Здоровье-это красота, сила, это самое большое богатство. Оно нужно всем - и детям, и взрослым и даже животным. Здоровье было и есть самой важной частью человеческой жизни.
-А как вы думаете, ребята, что помогает людям быть здоровыми? (Здоровый образ жизни).
-А если вдруг человек заболел, что прописывает врач? (Таблетки, уколы)
- Ребята, давайте прочитаем, что написано на плакате.
ЛЕСНАЯ АПТЕКА НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕКА.
-А что еще можно использовать для лечения? (Лекарственные растения).
-Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке? (О лекарственных растениях).
- Сегодня мы познакомимся с удивительными жителями. Эти жители - лекарственные растения. Вы узнаете, какие растения называются лекарственными, где они растут, как правильно их собирать.
Лечение травами давно известно в народе. Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители почитались и получили название «зелёной аптеки».. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли… Что бы узнать, как называли этих людей, решим кроссворд.
Ведущий.
- Ребята, а вы хотели бы встретиться с травницей, которая рассказала вам о целебных свойствах растений, которые растут в окрестностях нашего поселка?
Давайте знакомиться - бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений.
Бабушка Егоровна.
- Здравствуйте, мои милые внучата. Чтобы понять секреты лечебных трав, нужно очень много знать о природе, соблюдать правила.
Давайте отправимся в путешествие. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определенные правила поведения. И надо помнить, что в лесу, и в поле, и на лугу мы в гостях у природы. Есть свои правила, которые надо соблюдать.
Правила друзей природы.
- Не шуми! Лес, луг – это дом, в котором живут растения и животные, нельзя шуметь в чужом доме.
- Лекарственные растения собирай только там, где их много.
- В лесу старайся ходить только по тропинкам, чтобы растения не погибли.
Поэтому помни: собирая, сохраняй.
А теперь добро пожаловать в лес.
- Лес – это наше богатство. Лес- это дом зверей и птиц. Лес- это чистый воздух и здоровье. Лес- богатство и краса, береги свои леса.
- Ребята, а какие растения растут в наших лесах? А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»?
- Давайте, ребята, пройдем по полянке, отыщем знакомые растения и вспомним их лекарственные свойства.
Знакомство с лекарственными растениями.
Ведущий.
Вот лекарственные травы - душица,
Зверобой и медуница,
Земляника и черника,
Чистотел, полынь, калина,
Лен, календула, крапива.
Травы где найти такие, знают жители лесные.
И о чем они для нас поведут сейчас рассказ.
(Ученики рассказывают о лекарственных растениях.)
1. Подорожник
2. Шиповник
3. Календула
4.Мать и мачеха
5. Липа
6. Ромашка аптечная
7. Малина
8.Крапива
9. Одуванчик лекарственный
10. Пастушья сумка обыкновенная
11. Тысячелистник
12. Полынь
Бабушка Егоровна.
- Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.
(Ребята подбирают 1 и 2 части пословиц и читают их, объясняя значение.)
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Собирай по ягодке – наберешь кузовок.
Растения – земли украшение.
Сломить растение секунда, а вырастить год.
Зеленый наряд радует взгляд.
Ведущий.
Отгадайте загадки:
1.С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед (липа)
2.Есть один такой цветок
Не вплетешь его в венок
На него подул слегка,
Был цветок и нет, цветка.(одуванчик)
3. На поляне у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки
Белоснежные (ромашки)
4. Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки.
Нам он, как хороший друг
Лечит раны ног и рук (подорожник)
5. Твой покой - моя забота,
Корень мой силен,
Если нервничает кто-то
Успокоит он (валериана).
6. Душиста и на вкус приятна,
Кладется в чай. Да это (мята).
7.Ах не трогайте меня,
Обожгу и без огня (крапива)
8. Говорят, я злой,
Для зверей плохой.
Не брани меня,
Пожалей меня (зверобой)
Ведущий: Внимание! Лесные звери!
Детёныши и их родители!
Даём объявление, всем на удивление.
Открылась аптека для птиц и зверей,
Кто болен, спешите сюда поскорей!
(Сценка)
Доктор Одуванчик: Что ж, пока приёма нет,
Приготовлю я обед!
Появляются лекарственные травы. Они лёгким бегом двигаются вокруг Доктора Одуванчика, а он их «размешивает» ложкой.
Доктор Одуванчик: Вот щавель, а вот кислица,
Одуванчик, медуница
Предложить друзьям я рад
Витаминный мой салат!
Эй, лесные звери, птицы,
Приходите подкрепиться!
(Вбегает Зайчик)
Зайчик: Доктор Одуванчик!
Я готовился на праздник
На торжественный парад
Барабанил, барабанил
Целых три часа подряд!
Доктор: Всё понятно, здесь заноза,
Обойдёмся без наркоза.
Я прохладный подорожник
Под повязку положу.
Подорожник лечит славно,
Он среди лечебных трав
Самый главный, это скажет
Вам любой ветеринар.
(Зайчик благодарит Доктора и уходит)
Медведь: Одуванчик, друг любезный,
Знаю я, что мед полезный.
Собирал его не даром,
Сам наелся до отвала.
А излишек, так и быть,
Рад тебе я предложить.
Доктор: Удружил, так удружил.
Рад, что друга не забыл!
(Медведь уходит)
Утка: Кряк! Помогите!
Ах, доктор, мой выводок очень хорош,
И каждый утёнок на маму похож.
Но дети, есть дети пищат и кричат
И вечно куда-то попасть наровят.
Сплошные волненья, ночами не сплю.
Волнуюсь за нашу большую семью.
(Плачет )
Доктор: Рассказ вызвал ваш у меня интерес
Вы нервный себе заработали стресс.
Нельзя волноваться, здоровьем шутить!
Настой валерьяны вам надо попить.
(Даёт пузырёк с лекарством)
Волк: Никто меня не любит,
Никто не приголубит,
Я вечно одинокий, голодный серый волк.
Болит спина уж слишком,
Найду я докторишку
«Лечи меня скорее», - скажу я грамотею!
Доктор: Ну-ка, Серый, хватить ныть
У тебя радикулит.
Вот берёзовые почки
Делай тёплые примочки.
Волк: Ладно, доктор, разберусь!
Что не так, назад вернусь!
Доктор: В моей лесной аптеке
Нет йода и касторки,
Зато есть мёд пчелиный, и мятная настойка.
Приходите все, кто болен,
Вам лекарства отпущу,
От любой болезни, хвори
Моментально излечу.
Ведущий
Окончен приём и закрыта аптека,
Но коль заболели и вам не до смеха,
Не надо бояться, не надо дичиться,
Спешите скорей у природы лечиться!
Бабушка Егоровна.
Молодцы, ребятишки, вы много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может рассказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные растения заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения, нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.
Правила сбора и обработки лекарственных растений.
(Учащиеся составляют правила и рисуют экологические знаки.)
Правило первое: что собирать.
Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих - стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
Правило второе: когда собирать.
Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики - в мае и сентябре, мать-и-мачеху - лишь в мае, шиповник - в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
Правило третье: как собирать.
Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
Правило четвертое: где собирать.
Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества - продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет - рвать его нельзя. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений очень мало.
Правило пятое: собирая, сохранять.
Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.
Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания - дачные чердаки.
При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь. Тогда все пойдет в дело, ничто не пропадет.
Ведущий.
- Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, которые ждут вас в библиотеках. На самом деле сейчас большое внимание уделяется лечению травами. Публикуется много печатных изданий: книг, травников, брошюр о методах лечения травами. Выходят в свет специальные газеты, посвященные народным способам лечения растениями. Вашему вниманию представлена лишь небольшая часть подобной литературы.
.
Ведущий.
- Ребусы «Лекарственные растения» (работа в группах)
- Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.
Вопросы к кроссворду:
1. «Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана.)
2. Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок. (Ромашка.)
3. Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива.)
4. Листочки - парные,
Цветки - янтарные,
Плоды - коварные:
И лечат, и калечат. (Зверобой.)
5. Сидит Аленка
В красной рубашонке;
Кто мимо идет –
Всяк поклонится. (Земляника.)
6. Степной травы пучок простой.
Он и сухой благоухает.
И разом степи надо мной
Все обаянье воскрешает... (Полынь.)
7. В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть. (Черника.)
8. Путник часто ранит ноги –
Вот и лекарь на дороге. (Подорожник.)
9. У реки, на лугу,
Босиком на снегу
Первые цветочки –
Желтые глазочки. (Мать-и-мачеха.)
10. Коготок короток,
А сквозь землю прошел –
Шапку золота нашел. (Календула.)
11. Ягоды - не сладость,
Зато глазу - радость,
И садам - украшение,
И дроздам - угощение. (Рябина.)
Ключевая фраза: лекарственные растения.
Ведущий.
- Какие растения называют лекарственными?
- Как правильно собирать лекарственные растения?
Человек! Ты царь природы.
О тебе веду я речь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный
Значит должен всем помочь.
- На память о сегодняшней встречи я хочу подарить вам небольшие памятки-книжечки, которые вы прочитаете всей семьей и может быть, те советы, которые здесь находятся, пригодятся для вашей семьи.
Ответ: Подорожник
Ответ: Малина.
Ответ: Календула
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.