Урок русского языка в 3 классе по теме "Основа слова"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 3 классе по теме "Основа слова"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык +1
3 кл
12.07.2022
Урок русского языка в 3 классе по теме "Основа слова"
Урок развивающий и воспитывающий.
русский 1.docx

Тема урока: «Основа слова»

(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Тип урокаУрок открытия нового знания

Планируемые результаты:

Предметные :

·         Формировать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу(простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;

·         Формировать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

·         Формировать умение наблюдать за способами образования однокоренных слов;

·         Формировать умения подбирать слова с заданной морфемной схемой.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

·         Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;

·         Формировать умение использовать знаково-символические средства для представления информации;

·         Формировать умения осознанно использовать базовые межпредметные понятия.

Коммуникативные УУД:

·         Оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

·         Формировать умение понимать и принимать цель совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

·         Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

·         Оценивать результат своей деятельности.

Личностные:

·         проявлять интерес к русскому языку.

Ресурсы урока: проектор, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.

 

 

Ход урока

I.        Организационный момент

Слайд 1 - Доброе утро, ребята, и наши уважаемые гости.

Мы рады приветствовать вас на нашем открытом уроке.

- Ребята, давайте подарим гостям улыбки и заряд хорошего настроения.

 

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.

Слайд 2

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку 5!

 

- Мы продолжаем изучение темы «Состав слова». На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с новой для вас частью слова. Но прежде повторим известные вам части слова.

 

 

III. Самоопределение к деятельности

Слайд 3

— Прочитайте слова.

Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.

— Какое слово лишнее? (Предлог.)

— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.)

— Как называют части слова? ( Морфемы)

— Назовите части слова по порядку слева направо. (выезжает паровозик)

— Почему у паровозика несколько вагончиков с окончаниями?

— А кто знает, как называется часть слова, которую мы ещё не изучили?

— Сформулируйте тему урока. ( Основа слова)

Слайд 4

— Цель нашего урока: сформировать умение выделять основу в словах

и разбирать слова по составу (делить на морфемы).

 

IV. Актуализация знаний

Слайд 5 Минутка чистописания

1) Дд оад вдв дзу Двд

 

2) Дунай, Домодедово, Дзю, пе . чий дроз . , де .ский са . .

 

3) Дочк_ слушает мам_.

– Допишите слова так, чтобы получилось предложение.

– Прочитайте полученные предложения.

 

Слайд 6 (Дочка слушает маму. Дочку слушает мама.)

У всех получилось одинаково?

– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?

(Разные окончания на конце слов мама и дочка.)

– Мама и маму – это одно и то же слово или разные?

(Это  формы одного и того же слова.)

– Как называется изменяемая часть слова, которая образует форму

слова? (окончание)

Слайд щелчок

- Прочитайте, пожалуйста, слова. В каком столбике однокоренные слова, а в каком формы слова? (2 ст.- однокоренные, 1 ст.- формы)

дочка дочка

дочку доченька

к дочке дочурка

дочкой дочь

Найдите и подчеркните главные члены предложения. Как ещё мы называем подлежащее и сказуемое? ( основа предложения)

2. Словарная работа

Задание: объяснить значение словарного слова, не называя однокоренных слов. (дети объясняют по цепочке и записывают у доски)

Слайд 7-12

 

Девочка,

обед,

здравствуй,

помидор,

трактор,

самолёт (новое слово)

 

- Какое это слово? (сложное)

- Какие корни в этом слове? СамО лёт

- Запомним это слово с помощью приёма «Ассоциации». ( Два корня, как два крыла.

О- соединительная гласная.А не бывает. О похожа на форму корпуса самолёта.

- А ещё на какую деталь самолёта похожа О ( на окна самолёта)

- Кто знает, как называются окна в самолёте?(иллюминатор)

- Они обычно круглой формы, как буква О.

- Мы ещё вернёмся к этому слову и найдём в новые части слова.

 

V. Первичное усвоение новых знаний

- А сейчас давайте отгадаем необычные загадки- ШАРАДЫ. У нас должны получиться новые слова из частей слов, которые я буду называть. Внимание!

 

1. Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, и окончание, как в слове книга.

(ученик записывает у доски и выделяет части слова - окончание, корень , приставка, суффикс.)

ПОДРУЖКА

- Что такое корень? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

 

 

2. Суффикс, как в слове кормушка, окончание, как в слове реки, корень, как в слове игры.

ИГРУШКИ

- Что такое суффикс? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? (приставка)

 

3. Приставка, как в слове подъезд, корень, как в слове вода, суффикс, как в слове зимний, окончание, как в слове белая.

ПОДВОДНАЯ

- Что такое окончание? (изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании)

 

Слайд 13 (слова на экране)

- Все части слов мы с вами выделили, а где тогда прячется ещё одна часть слова, которая называется ОСНОВА? (ответы детей)

 

Слайд 14

- Верно. Основа слова – это часть слова без окончания.

- Какие части слова могут входить в основу?

 

Слайд 15 (в словах выделяем основу) + слово САМОЛЁТ

 

Слайд 16Стихотворение про основу

 

Слайд 17

-Что можно рассказать о слове по этой схеме? ( Основа может быть равна корню)

 

VI. Физкультминутка

Динамическая

 

VII. Первичная проверка понимания

Слайд 18

Упр. 179 (с. 95).

— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?

— Что нового вы узнали из текста? Как ящерка спасается от врагов?

— Ребята, а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?

— Выполним задания.

— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)

— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)

— Выделить все части слова.

— Какая основа у однокоренных слов? (разная)

— А у форм слов? (одинаковая)

(Двое обучающихся выполняют это задание на доске.)

— 1 предложение разобрать по членам.

 

Ящерица лежала на камне4.

 

 

Слайд 19

— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.

— О чём может рассказать словообразовательный словарь?

Слайд 20

Алгоритм Как найти основу

 

VIII. Первичное закрепление

 

Слайд 21-22

1.    Работа в парах

Разобрать слова по составу

звонит наушники подарок

лось зелёный повар

 

 

 

 

под

 

снеж

ник

-

-

день

 

-

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Самостоятельное выполнение.Проверка.)

 

2.    Работа в группах

 

Прикроватная, золото, косточка, синий, походка, безбилетник, книжка,

пёрышко, загородный, сапог, яблоко, игрушка, слонята, подлокотник.

 

 

1группа: Подобрать слова к данной схеме

 

 

 

2 группа: Подобрать слова к данной схеме

 

 

 

3 группа: Подобрать слова к данной схеме

 

 

 

4 группа: Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень, в третьем – суффикс, в четвёртом - окончание.

Пододеяльник, красота, школьник, весёлые.

 

 

5 группа: Подберите слова к схеме , где окончание нулевое.

 

Проверка работ( по упр. на диске) и зачитывают ответы.

 

 

 

IX. Подведение итогов урока. Рефлексия

Работа с тестом устно в форме игры  "Да-нет" ( "да"– хлопаем, "нет" -нет)

– Приставка – часть речи? (Нет.)

– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)

– Окончание входит в основу слова? (Нет.)

- Суффикс стоит после корня? (Да)

– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)

– С помощью изменения окончания образуются новые слова? (Нет.)

- Чтобы найти основу, нужно отделить приставку? (Нет)

- Основа может состоять только из одного корня? (Да)


 

Тема урока: «Основа слова» (УМК «Школа

Тема урока: «Основа слова» (УМК «Школа

Мы продолжаем изучение темы «Состав слова»

Мы продолжаем изучение темы «Состав слова»

Словарная работа Задание : объяснить значение словарного слова, не называя однокоренных слов

Словарная работа Задание : объяснить значение словарного слова, не называя однокоренных слов

Слайд 13 (слова на экране) -

Слайд 13 (слова на экране) -

Слайд 21-22 1. Работа в парах

Слайд 21-22 1. Работа в парах

Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень, в третьем – суффикс, в четвёртом - окончание

Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень, в третьем – суффикс, в четвёртом - окончание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2022