Тема урока: «Основа слова»
(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)
Тип урока: Урок открытия нового знания
Планируемые результаты:
Предметные :
· Формировать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу(простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;
· Формировать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
· Формировать умение наблюдать за способами образования однокоренных слов;
· Формировать умения подбирать слова с заданной морфемной схемой.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
· Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц, использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
· Формировать умение использовать знаково-символические средства для представления информации;
· Формировать умения осознанно использовать базовые межпредметные понятия.
Коммуникативные УУД:
· Оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;
· Формировать умение понимать и принимать цель совместной деятельности.
Регулятивные УУД:
· Понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
· Оценивать результат своей деятельности.
Личностные:
· проявлять интерес к русскому языку.
Ресурсы урока: проектор, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайд 1 - Доброе утро, ребята, и наши уважаемые гости.
Мы рады приветствовать вас на нашем открытом уроке.
- Ребята, давайте подарим гостям улыбки и заряд хорошего настроения.
II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
Слайд 2
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку 5!
- Мы продолжаем изучение темы «Состав слова». На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с новой для вас частью слова. Но прежде повторим известные вам части слова.
III. Самоопределение к деятельности
Слайд 3
— Прочитайте слова.
Приставка, предлог, суффикс, корень, окончание.
— Какое слово лишнее? (Предлог.)
— Обоснуйте свой выбор. (Это часть речи, всё остальное — части слова.)
— Как называют части слова? ( Морфемы)
— Назовите части слова по порядку слева направо. (выезжает паровозик)
— Почему у паровозика несколько вагончиков с окончаниями?
— А кто знает, как называется часть слова, которую мы ещё не изучили?
— Сформулируйте тему урока. ( Основа слова)
Слайд 4
— Цель нашего урока: сформировать умение выделять основу в словах
и разбирать слова по составу (делить на морфемы).
IV. Актуализация знаний
Слайд 5 Минутка чистописания
1) Дд оад вдв дзу Двд
2) Дунай, Домодедово, Дзю, пе . чий дроз . , де .ский са . .
3) Дочк_ слушает мам_.
– Допишите слова так, чтобы получилось предложение.
– Прочитайте полученные предложения.
Слайд 6 (Дочка слушает маму. Дочку слушает мама.)
–У всех получилось одинаково?
– Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился?
(Разные окончания на конце слов мама и дочка.)
– Мама и маму – это одно и то же слово или разные?
(Это формы одного и того же слова.)
– Как называется изменяемая часть слова, которая образует форму
слова? (окончание)
Слайд щелчок
- Прочитайте, пожалуйста, слова. В каком столбике однокоренные слова, а в каком формы слова? (2 ст.- однокоренные, 1 ст.- формы)
дочка дочка
дочку доченька
к дочке дочурка
дочкой дочь
Найдите и подчеркните главные члены предложения. Как ещё мы называем подлежащее и сказуемое? ( основа предложения)
2. Словарная работа
Задание: объяснить значение словарного слова, не называя однокоренных слов. (дети объясняют по цепочке и записывают у доски)
Слайд 7-12
Девочка,
обед,
здравствуй,
помидор,
трактор,
самолёт (новое слово)
- Какое это слово? (сложное)
- Какие корни в этом слове? СамО лёт
- Запомним это слово с помощью приёма «Ассоциации». ( Два корня, как два крыла.
О- соединительная гласная.А не бывает. О похожа на форму корпуса самолёта.
- А ещё на какую деталь самолёта похожа О ( на окна самолёта)
- Кто знает, как называются окна в самолёте?(иллюминатор)
- Они обычно круглой формы, как буква О.
- Мы ещё вернёмся к этому слову и найдём в новые части слова.
V. Первичное усвоение новых знаний
- А сейчас давайте отгадаем необычные загадки- ШАРАДЫ. У нас должны получиться новые слова из частей слов, которые я буду называть. Внимание!
1. Слово имеет такой же корень, как и в слове дружить, приставку, как в слове поехать, суффикс, как в слове ночка, и окончание, как в слове книга.
(ученик записывает у доски и выделяет части слова - окончание, корень , приставка, суффикс.)
ПОДРУЖКА
- Что такое корень? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
2. Суффикс, как в слове кормушка, окончание, как в слове реки, корень, как в слове игры.
ИГРУШКИ
- Что такое суффикс? (Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? (приставка)
3. Приставка, как в слове подъезд, корень, как в слове вода, суффикс, как в слове зимний, окончание, как в слове белая.
ПОДВОДНАЯ
- Что такое окончание? (изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании)
Слайд 13 (слова на экране)
- Все части слов мы с вами выделили, а где тогда прячется ещё одна часть слова, которая называется ОСНОВА? (ответы детей)
Слайд 14
- Верно. Основа слова – это часть слова без окончания.
- Какие части слова могут входить в основу?
Слайд 15 (в словах выделяем основу) + слово САМОЛЁТ
Слайд 16Стихотворение про основу
Слайд 17
-Что можно рассказать о слове по этой схеме? ( Основа может быть равна корню)
VI. Физкультминутка
Динамическая
VII. Первичная проверка понимания
Слайд 18
Упр. 179 (с. 95).
— Прочитайте текст. О ком в нём говорится?
— Что нового вы узнали из текста? Как ящерка спасается от врагов?
— Ребята, а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?
— Выполним задания.
— Прочитайте однокоренные слова с корнем ящер-. (Ящерица, ящерята, ящерка.)
— Назовите формы одного и того же слова. (Ящерица, ящерицей, ящерицу.)
— Выделить все части слова.
— Какая основа у однокоренных слов? (разная)
— А у форм слов? (одинаковая)
(Двое обучающихся выполняют это задание на доске.)
— 1 предложение разобрать по членам.
Ящерица лежала на камне4.
Слайд 19
— Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 96.
— О чём может рассказать словообразовательный словарь?
Слайд 20
Алгоритм Как найти основу
VIII. Первичное закрепление
Слайд 21-22
1. Работа в парах
Разобрать слова по составу
звонит наушники подарок
лось зелёный повар
под
снеж
ник
-
-
день
-
-
(Самостоятельное выполнение.Проверка.)
2. Работа в группах
Прикроватная, золото, косточка, синий, походка, безбилетник, книжка,
пёрышко, загородный, сапог, яблоко, игрушка, слонята, подлокотник.
1группа: Подобрать слова к данной схеме
2 группа: Подобрать слова к данной схеме
3 группа: Подобрать слова к данной схеме
4 группа: Обсудите, правильно ли выделены в первом слове приставка, во втором – корень, в третьем – суффикс, в четвёртом - окончание.
Пододеяльник, красота, школьник, весёлые.
5 группа: Подберите слова к схеме , где окончание нулевое.
Проверка работ( по упр. на диске) и зачитывают ответы.
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия
Работа с тестом устно в форме игры "Да-нет" ( "да"– хлопаем, "нет" -нет)
– Приставка – часть речи? (Нет.)
– Окончание – изменяемая часть слова? (Да.)
– Окончание входит в основу слова? (Нет.)
- Суффикс стоит после корня? (Да)
– Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.)
– С помощью изменения окончания образуются новые слова? (Нет.)
- Чтобы найти основу, нужно отделить приставку? (Нет)
- Основа может состоять только из одного корня? (Да)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.