Открытый урок русского языка в 3 классе.
Тема: Приставка. (Урок изучения нового материала).
Цели: образовательная – организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение ими понятия «приставка»; сформировать представление о приставке, как части слова;
развивающая – способствовать формированию у учащихся умения ставить цель учебной деятельности; способствовать развитию коммуникативных умений, опыта организации работы в паре в соответствии с правилами групповой работы;
воспитательная – создать условия, содействующие воспитанию культуры общения, формированию положительного отношения к процессу познания нового, закреплять знания о правилах дорожного движения.
Основные виды учебной деятельности: формулировать определение приставки; объяснять значение приставки в слове; выделять в словах приставки; образовывать слова с помощью приставок.
Планируемые предметные результаты освоения материала: правильно писать приставки; называть приставки, при помощи которых можно образовать однокоренные глаголы.
Универсальные учебные действия: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера, поиск и выделение необходимой информации.
Оборудование: картина дерева - символа русского языка с висящими на нём буквами, компьютер с мультимедиапроектором, презентация к уроку, раздаточный материал для каждого ученика, распечатка вопросов и ответов: Как называется? Где стоит в слове? Как обозначается? Для чего служит?; мягкие игрушки с картонными домиками, три листа с карточками для работы в группах при составлении определения приставки, начало фраз для рефлексии, таблицы для самооценки, тарелочки с водой и бумажные лилии с написанными внутри их словами для разбора по составу.
Ход урока:
1. Организационный момент с положительным психологическим настроем на урок.
- Ребята, сегодня у нас открытый урок. Поэтому так много гостей. Пожалуйста, повернитесь к ним и поздоровайтесь, даря им свои очаровательные улыбки. (Дети здороваются с гостями).
- Продолжаем как всегда четверостишием
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч. Он, как русский народ, многолик, Как держава, наша, могуч.
- Скажите, кому из вас нравится изучать наш русский язык? А что больше всего нравится? (Ответы детей).
- Тогда предлагаю подойти к нашему могучему дереву - символу русского языка, снять с него самую любимую вами букву и подарить её своим одноклассникам, и, обмениваясь при этом добрыми, тёплыми пожеланиями на урок. (Дети обмениваются буквами и пожеланиями).
2. Планирование действий.
- Садитесь и давайте познакомимся с девизом нашего урока.
Слайд №1.
Всегда, везде и всюду – хочу, могу и буду!
- Скажите, что это может для вас означать? (Я думаю, что если я что-то захочу, то смогу это сделать).
- Напомните мне, над каким разделом мы с вами работаем? (Части слова).
- Тогда скажите, а для этого раздела, что для вас значит слово «могу» из нашего девиза? ( Я могу находить и выделять в словах корень. Я могу находить и выделять в слове окончание. Я могу выделять основу слова.)
- Хорошо, тогда что для вас значит слово «хочу»? ( Я хочу узнать что-то новое. Я бы хотела познакомиться с новыми частями слова).
-Тогда ваши предположения, что же для этого мы «будем» делать? (Писать слова. Разбирать слова по составу. Писать предложения. Повторять словарные слова. Работать в группах.)
-Посмотрите, сколько действий вы запланировали, а начнём с минутки чистописания.
3. Чистописание.
Слайд № 2.
п / п /
- Посмотрите на экран. Какую букву мы будем сегодня прописывать? (Строчную букву пэ). Сохраняя закономерность, допишите до конца строки.
Во время работы включается спокойная музыка.
4. Организация проблемной ситуации.
- Найдите у себя на столах распечатки слов. Прочитайте их и подчеркните среди них слова, которые начинаются с буквы пэ. (Альбатрос, механик, песок, праздник, кислота, наряд, помидор, замечательно, пальто). Сколько слов вы подчеркнули? Катя, прочти их. Что вы можете сказать об этих словах? Как мы их называем? (Это словарные слова.) Посмотрите на них внимательно и скажите, а что ещё общее у этих слов, по какому признаку мы можем объединить их в одну группу? ( Они имена существительные). Назовите среди них существительное среднего рода. Докажите. Назовите слово из 8 букв. Назовите слово, которое начинается со звука (пь).
- Правильно. А сейчас проведём небольшой опыт, чтобы узнать, какое слово сегодня мы будем разбирать по составу. Найдите у себя тарелочки с водой. Возьмите цветок закрытой бумажной кувшинки и опустите его в воду. Вы наблюдаете, как лепестки цветка медленно раскрываются, и внутри сможете прочитать слово. (Переходы.)
- Выпишите это слово на следующей строке в тетради. Поставьте точку под нашей буквой. А теперь дайте характеристику звука. (Звук пь, согласный, мягкий, глухой, имеет пару). А теперь поработайте в парах с толковыми словарями и найдите лексическое значение слова «переходы». А какие бывают виды переходов? Кто напомнит мне, как же правильно мы с вами должны переходить дорогу?
- Ещё раз назовите раздел, который мы изучаем? (Части слова). Предлагаю вам разобрать это слово по составу. Кто желает поработать на доске? (Один ученик на доске выполняет разбор с объяснением: Начинаю с определения окончания слова. Давайте вспомним, что такое окончание? Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании. Продолжай, Наташа. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить его форму: переходы, переход, по переходу, к переходам. Окончание ы, выделяю его. Всё, что до окончания – это основа слова. Выделяю. Дальше определяю корень слова. Вспоминаем, что такое корень слова? Корень слова – это главная, значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Продолжай, Наташа. Чтобы найти корень, надо подобрать как можно больше однокоренных слов и выделить в них общую часть. Переходы, переход, ходил, ходок, ход. Корень ход, выделяю его. – Посмотрите, разобрали мы с вами слово по составу? (Нет). Что вызвало затруднение? (У нас осталась часть слова, перед корнем). Почему же это вызвало затруднение? (Мы ещё не проходили эту часть). Значит, какая же цель нашего сегодняшнего урока?
5. Целеполагание и поиск решения проблемы.
- Мы должны сегодня познакомиться с новой частью слова.
- Правильно, молодцы. Давайте вспомним, как мы знакомились с новыми частями слова. На какие вопросы мы должны будем найти ответы? (Как называется? Где стоит в слове? Как обозначается? Для чего служит?) Эти вопросы учитель вывешивает на боковую доску.
6. Физкультразминка.
- Но сначала проведём небольшую разминку. (Дети встают и, читая стихи, делают под них специальные движения).
Я шагаю на урок рисования, (шаг на месте) Чтобы выделить красиво окончания. (Двумя руками в воздухе изображают прямоугольник) Движенье продолжаю снова (шаг на месте) Всё, что до окончания – это основа. (Рисуют в воздухе модель основы) Шагаю вместе, со всеми вровень (шаг на месте) Дугою выделяю корень. (Руками изображают дугу)
7. Словарный диктант. Открытие темы урока.
- Чтобы узнать, как называется новая часть слова или тема нашего урока, предлагаю написать вам словарный диктант. С красной строки на следующей строке. Готовы? Пенал, рябина, иней, скоро, театр, альбом, весело, карандаш, алфавит. ( Один или два человека работают на переносных досках на оценку).
- Поменяйтесь тетрадками со своими соседями и приготовьте карандаши. Сейчас каждый из вас выступит в роли учителя и проверит написание слов, сверяясь с экраном.
Слайд № 3.
Пенал, рябина, иней, скоро, театр, альбом, весело, карандаш, алфавит.
- Если все слова написаны правильно, поставьте плюсы на полях. Верните тетради. Поднимите руки, кто сегодня за словарные слова получил плюс? Молодцы, вы уже заработали пятёрки за урок. А остальным надо поработать дома ещё над словами, в которых были допущены ошибки. Подчеркните в каждом слове первую букву. Собрав слово из этих первых букв, вы узнаете название нашей новой части слова. (Приставка). Учитель переворачивает карточку на боковой доске перед первым вопросом.
8. Продолжение открытия нового.
- Посмотрите, пожалуйста, на эти слова.
Слайд № 4.
бег побег
бегал забег
бегун набег
- Что вы можете сказать про все эти слова? (Они все однокоренные, родственные).
- Что можно сказать о словах второго столбика? (Все эти слова с приставками).
- Где же стоит приставка? Перед какой частью слова? (Перед корнем). Учитель открывает карточку на боковой доске перед вторым вопросом.
- Посмотрите ещё раз внимательно на слова второго столбика. Что происходило, когда к корню «бег» приставляли другие приставки? (Образовывались другие слова). Для чего же служит приставка? (Для образования новых слов). Учитель переворачивает карточку у следующего вопроса.
- Сейчас проверим, как вы это понимаете. Немного поиграем и проведём гимнастику для пальцев рук. Возьмите своих зверьков. Поставьте перед ними домики. Приготовьтесь изображать разные действия своих зверьков, когда я буду называть однокоренные глаголы с разными приставками. Подходит к дому, входит в дом, выходит из дома, обходит дом, уходит.
- Молодцы. Осталось перевернуть последнюю карточку и ответить на последний вопрос. Как обозначается приставка в словах. Учитель переворачивает последнюю карточку.
- Вернёмся к нашему проблемному слову второй строки. Теперь мы можем выделить на нём незнакомую часть? Почему? (Мы узнали, что эта часть слова – приставка и узнали, как она выделяется).
На доске и в тетрадях дети выделяют оставшуюся приставку.
9. Работа в группах.
- А теперь предлагаю вам поработать в группах над составлением определения приставки. (Дети по рядам на листах приклеивают фразы для того, чтобы получилось определение слова приставка). Листы групп вывешиваются на доску. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
10. Физкультразминка.
- Молодцы. Все группы справились с заданием. Предлагаю ещё немного отдохнуть и в «шагоритме» заучить небольшое новое четверостишие.
Перед корнем есть приставка. Слитно пишется она, А при помощи приставок Образуются слова.
11. Работа в парах.
- Дальше работаем в парах. Найдите карточки с текстом. Вы увидите, что в некоторых глаголах пропущены приставки. Вам нужно вставить их, чтобы получился логически правильный, связанный текст. А вставленные приставки ещё и выделить. (Дети работают парами над текстом, затем идёт проверка по слайду на экране). Поднимите руки, чья пара выполнила всё задание правильно? Молодцы. Нам осталось подвести итоги урока.
12. Подведение итогов и рефлексия.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (Познакомиться с новой частью слова).
- Достигли мы цели? (Да).
- Что же это за новая часть слова? (Приставка).
- Кто сможет дать определение приставки? (Ответы детей).
- А теперь пусть каждый из вас продолжит начатую фразу на карточке.
Было интересно…. Я выполнял задания….. Я понял, что…. Теперь я могу….. Я приобрёл…… Я научился…….. У меня получилось…… Меня удивило……. Мне захотелось…… Я бы не повторил такой ошибки, как ….
- Спасибо, я вас услышала. И прошу вас ещё попробовать дать себе самооценку за работу на уроке, заполнив такие таблицы.
Дети заполняют таблицы самооценки по теме урока.
13. Домашнее задание.
- Нам осталось только записать домашнее задание. Оно на экране.
Слайд №6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.