Урок русского языка в 3 классе Тема: Начальная форма глагола Урок изучения нового материала
Оценка 4.8

Урок русского языка в 3 классе Тема: Начальная форма глагола Урок изучения нового материала

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
19.06.2024
Урок русского языка в 3 классе  Тема: Начальная форма глагола Урок изучения нового материала
Конкурсный урок русского языка. Урок изучения нового материала. Разнообразные современные виды работы. Деятельностный подход. Рефлексия. Проверка результата работы на уроке. Самоконтроль.
Урок Начальная форма глагола.docx

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Начальная форма глагола

Урок изучения нового материала

                                                                                   Составила  Ефрюгина И.М.,

                                                                                   учитель начальных классов,

                                                                                      Тюмень, МАОУ гимназия №5

I.                  Орг. момент.

Всем, всем – добрый день!

Я рада нашей встрече

И уникальной возможности провести урок вместе с вами.

II.               Разминка.

Ребята, вы делали  утром зарядку?

Какие упражнения вы  выполняли?

А зачем вы их выполнли?(Взбодриться, быть физически развитыми – поворотливыми, гибкими…

Были в вашей зарядке упражнения для ума?

Я вам предлагаю зарядку для ума.

?Слайд думающего человека

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Тот, кто делает зарядку,

Тот становиться умней.

 

Итак, уши на ширине плеч,

На плечах голова,

Начинается зарядка для ума.

1)    Подберите к словам антонимы.

Потеряет- …найдёт

Откроет - …закроет

Даст - …возьмёт

2)    Подберите синонимы

Охранял … защищал

Фантазировал – …мечтал

Шумел - …кричал

 

3)    Замените словосочетание одним словом

Даёт советы -…советует

Ведёт наблюдение - …наблюдает

     Очищает пол от сора -… подметает

4)    Замените фразеологизмы 1 словом(Пример: клевать носом – засыпать)

Держать язык за зубами - …молчать

Зарубить на носу -…запомнить

Наговорить с три короба - …наврать

Похвалить

III.           Составление таблицы. Формулирование темы.

Слайд выборочно названные глаголы

мечтал

подметает

закроет

молчать

запомнить

Что общего у слов, которые вы называли? (Глаголы)

Докажите.

Действительно, глагол обозначает действие. Он очень трудолюбивый. Не любит ленивых, и сам трудиться весь день: бегает, летает, скачет, мастерит, варит … Там что-то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу  вовремя, смогу все трудности преодолеть?

А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит? (Особенно если ему помогать)

А вы готовы преодолевать трудности на пути к знаниям?

Тогда в путь.

 

Чем отличаются глаголы? (Формой времени)

Определите в форме какого времени и  числа они употреблены?

Результаты занесём в таблицу.(У детей таблицы)

Слайд глаголы и таблица.

Глагол

Вопрос

Форма времени глагола

Число

Мечтал

Что делал?

Прошедшее

Единственное

Подметает

Что делает?

Настоящее

Единственное

Закроет

Что сделает?

Будущее

Единственное

Молчать

Что делать?

?

?

Запомнить

Что сделать?

?

?

 

Известно вам название формы глаголов, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать?

Значит, о какой форме глагола будет идти речь на уроке?Определите тему урока.

Ответ ребёнка. Появление слайда.

Слайд тема урока. Позднее на нём цели урока.

Форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

Определите цели урока.

На слайде.

1.Узнать название…

2.Узнать особенности…

3.Учится находить …

IV. Название формы глагола.

Предположите, как может называться форма глагола, у которой не определяется форма времени и число? (Неопределённая)

Что значит «неопределённая»?

Заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова

Слайд

Неопределённый – точно не  установленный.

                                                        С.И.Ожегов

Видеоролик.

Посмотрите фрагмент  и скажите, как ещё называется эта форма глагола и почему?

(Начальная, инфинитив от лат. неопределённый)

Что значит «Начальная»? (Начало. Первая форма. От неё можно образовывать 

                      формы времени. Т.е. какой глагол был в самом начале, изначально).

 

Итак, как вы определите,  что пред вами глагол неопределённой формы?

Слайд

Алгоритм

1.Задать вопрос.

2.Определить форму глагола.

V. Особенности глагола н.ф.

Прочитайте  глаголы.  Обведите номера столбиков, в которых записаны глаголы неопределённой формы.

Слайд    и у детей на листках. Потом для самопроверки номера на слайде надо обвести.

1.Идёт                        

   Зовут

   Бежит

 

2.Нести

   Идти

   Ползти

3.Забежал

   Придумал

    Прошёл

4.Беречь

   Стеречь

    Лечь

5.Стемнеть

   Убегать

   Хранить

 

Самопроверка по образцу. Слайд для с/проверки

Чем похожи слова 2 столбика, 4, 5? (ти, ть, чи)

Слайд (Попутное выделение частей ть, ти, чь)

В глаголах неопределённой формы эта часть слова является суффиксом.

М.итог

Составим схему  по изученному?

Из карточек на парте выберите те, которые подходят для составления схемы и выложите её на парте. (Работа в парах)

Карточки на партах с названием форм времени глагола, начальн. формой, неопред.ф.. инфинитив, Суффиксы Ть, ти, чь, л,сь, ся.

С/проверка по слайду.

 

 

Слайд                                           

 Неопределённая форма                         Что делать?                   - ть

 Начальная форма                                                                            -ти

 Инфинитив                                               Что сделать?                 -чи

 

Прочитайте  правило в учебнике на странице …, скажите, что можно добавить к сказанному  и внести в таблицу? (Суффиксы а,и,е,у,я,о)

Слайд с изменённой таблицей.                     

Неопределённая форма                         Что делать?                 -а-    -я -               -ть

 Начальная форма                                                                          -о-   -у-               - ти

 Инфинитив                                               Что сделать?               -и-   -е-               -чи

 

Итак, расскажите по таблице, что вы узнали о новой форме глагола?

VI.Физминутка.

Читаю стих. Глаголы нач. формы – подпрыгнули, др. формы – наклон впред.

Я учу глаголы.        В.Воскобойников

Я пришел из школы.

Я учу глаголы.

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод.

Применяется он так.

Новый метод этот:

«кричать» - кричу,

«вертеть» - верчу,

«двигать» - двигаю,

«прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал,

Я и двигал!

Я и топал,

Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей,

Вдруг звонок не зазвенел.

Открываю: наш сосед…(он живёт под нами)

Не причёсан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

_Прошу прощенья!

Это что- землетрясенье?

Или может быть слоны

Надо мной поселены?

-Уважаемый сосед.

Никого в квартире нет.

Я пришёл из школы.

Я учу глаголы.

VII. Развитие памяти.

Вам понравился этот метод?

Что полезного в этом методе?(Запоминание через действие)

Какие у него отрицательные стороны?

Я вам предлагаю использовать такой способ запоминания.

Можно слово не написать, а нарисовать? Например туча, стоять?

Я вам буду называть слова, а вы схематично их зарисовывайте на листке бумаги. Затем рядом на строчках вам  нужно будет, вспомнив по вашему рисунку их записать.

Можно параллельно выводить свои рисунки на слайде.

Светить

Бежать

Рассказать

Полетать

Зазвонить

Получилось?

С/проверка по слайду. Правильность слов и их написания.

А вы правильно грамотно записали слова?

Назовите орфограммы и подчеркните их.(Выделение цветом на слайде).

Слайд для с/проверки

Светить

Бежать

Рассказать

Полетать

Зазвонить

Что общего у записанных слов? (Н.ф) Докажите.

Какие из них подходят к схеме: 

VIII. Итог урока

Вот и урок подходит к концу?

Вернёмся к целям урока, подумаем, как мы потрудились?

Слайд с темой и целями урока.

Достигли ли поставленных целей?  Почему? (На все вопросы нашли ответы)

Значит легко справитесь с последним заданием.

Сформулируйте вопросы одноклассникам по теме урока.

Слайд с опорами

1.Как называется…

2.Назовите…

3.Приведите примеры…

Дом. задание

Нарисуйте глагол  неопред. формы.

Найдите пословицу, поговорку с глаголом неопределённой формы. Запишите на отдельном листке и подарите его завтра мне.

 

Мне приятно было работать с вами. Спасибо за сотрудничество.

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

Замените фразеологизмы 1 словом(Пример: клевать носом – засыпать)

Замените фразеологизмы 1 словом(Пример: клевать носом – засыпать)

Узнать особенности… 3.Учится находить …

Узнать особенности… 3.Учится находить …

Слайд

Слайд

Пел, пока у нас в прихожей, Вдруг звонок не зазвенел

Пел, пока у нас в прихожей, Вдруг звонок не зазвенел

Получилось? С/проверка по слайду

Получилось? С/проверка по слайду

Мне приятно было работать с вами

Мне приятно было работать с вами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2024