Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: "Правописание приставок и предлогов"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: "Правописание приставок и предлогов"

Оценка 4.6
docx
21.01.2021
Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока:  "Правописание приставок и предлогов"
Русский язык.docx

 

 

Слайд 1 Урок   русского  языка  в  3  классе  УМК «Школа России»

Тема «Правописание приставок и предлогов»

Тип  урока : урок  объяснения  нового  материала

Цель: научить различать приставки и предлоги, правильно  писать их и употреблять  в речи.

Задачи:

Образовательные:

- овладеть навыками правильного написания приставок;

- знать отличительные признаки предлогов и приставок;

Развивающие:

- способствовать развитию  внимания, речи, орфографической зоркости;

- расширять знания, кругозор, словарный запас учащихся.

Воспитывающие:

-содействовать воспитанию коллективных навыков работы в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности;

- воспитывать уважительное и заинтересованное отношение к русскому языку.

Здоровьесберегающие :

- соблюдать правила  посадки  при  письме.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор,  раздаточный  материал.

учебник В. П Канакина «Русский язык» 3 класс, презентация «Правописание приставок и предлогов».

Ход урока.

 

1. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш  урок.

Сегодня на уроке  много гостей, а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не

покидало вас в течение всего  урока.  Поприветствуем улыбкой друг друга, пожелаем

мысленно себе удачи и   начнём урок.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (веселым, интересным, познавательным)

- Я надеюсь на то, что мы вместе с вами проведем этот урок с пользой для нас всех.

 Актуализация знаний.

Слайд 2. Девиз урока: «Узнавай новое. Пиши без ошибок».

Откройте  тетради, запишите  число  и  классная  работа.

Соблюдаем  правила посадки при письме.

 

 

Чтение стихотворения детьми:

Предлог: - О! Привет, Приставка-тёзка! 
Приставка: - И тебе привет, Предлог! 
Расскажи, зачем пожаловал 
Ты к ребятам на урок? 
Предлог: - Знаешь, очень огорчает, 
Что нас путают с тобой. 
Я-часть речи, понимаешь? 
Слово-я! Горжусь собой! 
Приставка:- Я, конечно, не часть речи, 
А всего лишь слова часть. 
Но со мной любое слово 
Можешь точно ты назвать: 

Ты приходишь, или входишь, 
Или речку переходишь. 
Я- часть слова, посмотри! 
Меня в помощники бери. 
Я дружна со словом очень, 
Вместе пишут нас всегда. 
Предлог:  А Предлог раздельно пишут, 
И это, право, не беда! 
Между словом и предлогом 
Можем ставить мы вопрос: 
На (какой?) на снежной горке 
Отморозил Коля нос! 


-Скажите, чем был огорчён предлог? 
(Тем, что его путают с приставкой) 

 

Слайд 3. Минутка чистописания

 

у   по   над   в   за   до   о   с   под   на   во   про

(Пишут соединения в тетради)

Посмотрите внимательно на строку. Что записали вы?  (предлоги и приставки).

- Где приставка?

  Где предлог?

 Кто бы нам понять помог?

- Можем ли мы, глядя на эту запись с уверенностью сказать, что это приставки?  

- Или предлоги?

- Значит, какую учебную  задачу  предстоит  нам  решить на  этом  уроке?  (Будем учиться различать  предлоги  и  приставки).

- Для чего  нужно  уметь  различать их? (Чтобы  правильно писать  слова  с  предлогами  и  приставками,  уметь правильно  употреблять  в  речи  приставки  и предлоги, правильно написать  письмо, заявление  и  другие  документы).

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?

Слайд 4.Тема: Правописание приставок и предлогов.

- А цель нашего занятия? 

Слайд 5 Цель: научимся  различать   приставки  и  предлоги

В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки:

 

В, ~  во, ~  за, ~  на, ~  с, ~  по, ~  о, ~  над, ~  у, ~   под, ~  от, ~  об, ~  про.

Предлоги и приставки могут одинаково зву­чать и состоять из одних и тех же букв, ~однако пишутся со словами они по-разному.

 

Предлагаю  разобраться  с  вопросом: « Как научиться различать, когда нужно писать предлог, а когда слово употребляется с приставкой»

 

Это  проблемный  вопрос урока ?

Побудем в роли  исследователей.

-Кто такие исследователи?

Для  этого  будем    вспоминать изученное, наблюдать, сравнивать, делать выводы

Вспомним изученное. Заполнение карточки

Работа в паре

Дети получают карточка на которой пропущены слова. Вы вместе со своим соседом по парте вписываете недостающие слова.

 

 

 

Предлог

Приставка

часть

-

-

служит

-

-

 

 

пишется

-

-

Слайд 6 Проверка

 

Теоретические сведения:

Что знаете о приставке?

Приставка~ этозначимая часть слова, которая со словом пишется слитно ислужит для образования новых слов.

 

Дополнительно  стих:

Перед корнем есть приставка.

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

 

- А что знаете о предлоге?

Предлог~ это часть речи, которая со словами пишется раздельно ислужит для связи слов в предложении.

 

Дополнительно  стих :

Нужно помнить, что предлоги

Все такие недотроги –

Со словами непременно

Они пишутся отдельно

Слайд 7 Чтобы речь была красивой, точной, грамотной и понятной, ~ правильно  употребляйтеприставки со словами ~ и предлоги в своей речи.

 

Метод  исследования:

Запись на доске

Схватить (за)нос, на дороге(за)нос

Попробуйте между словами за нос поставить слово, например, большой.

(схватить  за  большой  нос)

А  в  слово  занос.

(на дороге  был снежный  занос)

Сделайте вывод:

Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос, а между приставкой  и  корнем  слова - нет.

Сравнение с. 132

Дополнительно  стих:

Надо знать

и твёрдо помнить

Назубок, не как-нибудь:

Между словом и предлогом

Можно вставить что-нибудь:

Иль вопрос, иль просто слово

Это правило не ново.

Слайд 8.Физминутка

 

Первичное закрепление

 

Выполнение упражнения 259

Что  интересного  заметили   у  слов  с  приставками?

 

Вывод: предлоги  не  пишутся перед  глаголами

 

Сравним наш  вывод  с  правилом на  с. 133

.

Дополнительно  стих:

 

Нет  ниточки  связать  слова?

Предлог   поможет  нам  всегда!

С  глаголом  рядом  не  стоит,

Писать с пробелом  нам  велит!

 

Игра на внимание.

1. Слова с приставками -  руки в стороны.

2. Слова с предлогами – руки на пояс.

(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.

 

Молодцы.

 

 

Слайд 9. Работа   в  группах

Запишите последние слова рядом  (слитно  или  раздельно)

 

Решили лисы кролика (за)печь, ___________

А кролик из духовки прыг (за) печь. ____________________

 

Зависело(от)мыла   ______________________

Веснушки  я  б  (от)мыла.   ______________

 

Сугробы снега вьюги (на)мели, ___________

И грузовик, как баржа, (на)мели. _________________

 

Я правило бубня (под)нос, ______________

в альбоме рисовал (под)нос. _____________

 

Вот (до)сада, ___________

 я не дошла(до)сада. __________________

 

Мы (у)виделись (у)дачи, __________________________

(По)желали всем (у)дачи. _________________________

 

Слайд 9. Проверка.

Учитель: Чтобы речь была красивой, точной, грамотной и понятной, правильно употребляйте приставки со словами и предлоги в своей речи!

 

Подведение итогов урока

Предлог: - Эй! Привет, Приставка-тёзка!

Приставка: - И тебе привет, Предлог!

Поняла, зачем сегодня приходил ты на урок!

Предлог: - Да, я понял, что я слово,

 ты всего лишь слова – часть.

Но нужны мы вместе в речи,

Вместе: Так как очень мы важны,

Будем мы всегда дружны!

 

 

А сейчас  я предлагаю вам проверить себя: что вы узнали и чему научились? Для этого мы выполним тест и оценим свою работу на уроке

 

СЛАЙД 10.  1. в)

                      2. б)

                      3. б)

                     4. в)

 

Всё правильно – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Оцените свою работу

«5» –   на доске

«4» –

«3» -

По результатам видно, что многие научились различать и правильно писать приставки и предлоги

 

Значит сегодня, не зря вы побывали в роли исследователей.

Выполнили ли мы задачи поставленные на урок

СЛАЙД 11.  Вернуться к задачам поставленным вначале урока

1.     Д/з с 132,133 правило, Т. Задания по выбору

СЛАЙД 12. Рефлексия. Посмотрите на экран. Выберите нужную для вас фразу и продолжите её.

Учитель: Я очень рада вашим успехам. Хочу пожелать вам, чтобы огонёк любознательности в ваших глазах не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составление алгоритма отличия предлога и приставки.Работа в группах.

(из слов-карточек дети составляют алгоритм отличия предлогов и приставок)

 

 

ПРЕДЛОГ                                             ПРИСТАВКА

часть речичасть слова

служит для связи слов в предложениислужит для образования новых слов

пишется со словамираздельно пишется с корнем слитно

после предлога можно поставить слово

 

- Пользуясь алгоритмом, расскажите правило о предлоге и о приставке.

(Дети рассказывают по составленному алгоритму правило)

 

 

Учитель:

Перед корнем есть приставка.Нет ниточки связать слова?

Слитно пишется она.Предлог поможет нам всегда!

И при помощи приставкиС глаголом рядом не стоит,

Образуются слова.Писать с пробелом нам велит!

- В каких приставках пишется букваа? В каких приставках пишется буква о?(слайд №4)

 

 

4. Упражнение в написании слов с приставками и предлогами по алгоритму.

Работа по учебнику(упр.110) .Письмо с комментированием.

(Дети с опорой на алгоритм объясняют написание слов с приставками и предлогами)

 

 

Физминутка

 

 

5.Работа в парах (слайд № 5)

- Прочитайте записи.  Что вы можете сказать о них? На какие 2 группы можно

разделить эти записи?  (слова с приставками и слова с предлогами)

- Запишите слова в 2 столбика: в 1 столбик –слова с приставками, во 2 столбик –слова

с предлогами. Приставки выделите,  предлоги подчеркните.

 

 

(до)ехал, (до)деревни, (по)дороге, (по)бежал,  (от)плыл, (от)берега, (за)магазин,

(за)бежал       

- Проверьте правильность выполнения задания.   (слайд № 6)

 

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- У вас на столах лежат карточки с текстом. Какое задание можно придуматьс текстом

на карточках?   (раскрыть скобки, выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги)    

(слайд№ 7)

 

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали

на санях польду. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный.

Всем было весело.

 

 

- Проверьте правильность выполнения задания.(слайд № 8)

- Прочитайте слова с приставками.Докажите, что это приставки.

- Прочитайте слова с предлогами. Докажите, что это предлоги.

 

 

7. Домашнее задание.

 

- Вот и подошёл к концу наш урок. Вы узнали много нового, но, чтобы ничего не

забыть, надо немного поработать дома. Предлагаю вам выполнить упражнение  №114

Во время выполнения задания пользуйтесь нашим алгоритмом.(слайд№9)

 

3. Составление алгоритма отличия предлога и приставки.Работа в группах.

(из слов-карточек дети составляют алгоритм отличия предлогов и приставок)

 

 

ПРЕДЛОГ                                             ПРИСТАВКА

часть речичасть слова

служит для связи слов в предложениислужит для образования новых слов

пишется со словамираздельно пишется с корнем слитно

после предлога можно поставить слово

 

- Пользуясь алгоритмом, расскажите правило о предлоге и о приставке.

(Дети рассказывают по составленному алгоритму правило)

 

 

Учитель:

Перед корнем есть приставка.Нет ниточки связать слова?

Слитно пишется она.Предлог поможет нам всегда!

И при помощи приставкиС глаголом рядом не стоит,

Образуются слова.Писать с пробелом нам велит!

- В каких приставках пишется букваа? В каких приставках пишется буква о?(слайд №4)

 

 

4. Упражнение в написании слов с приставками и предлогами по алгоритму.

Работа по учебнику(упр.110) .Письмо с комментированием.

(Дети с опорой на алгоритм объясняют написание слов с приставками и предлогами)

 

 

Физминутка

 

 

5.Работа в парах (слайд № 5)

- Прочитайте записи.  Что вы можете сказать о них? На какие 2 группы можно

разделить эти записи?  (слова с приставками и слова с предлогами)

- Запишите слова в 2 столбика: в 1 столбик –слова с приставками, во 2 столбик –слова

с предлогами. Приставки выделите,  предлоги подчеркните.

 

 

(до)ехал, (до)деревни, (по)дороге, (по)бежал,  (от)плыл, (от)берега, (за)магазин,

(за)бежал       

- Проверьте правильность выполнения задания.   (слайд № 6)

 

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- У вас на столах лежат карточки с текстом. Какое задание можно придуматьс текстом

на карточках?   (раскрыть скобки, выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги)    

(слайд№ 7)

 

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали

на санях польду. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный.

Всем было весело.

 

 

- Проверьте правильность выполнения задания.(слайд № 8)

- Прочитайте слова с приставками.Докажите, что это приставки.

- Прочитайте слова с предлогами. Докажите, что это предлоги.

 

 

7. Домашнее задание.

 

- Вот и подошёл к концу наш урок. Вы узнали много нового, но, чтобы ничего не

забыть, надо немного поработать дома. Предлагаю вам выполнить упражнение  №114

Во время выполнения задания пользуйтесь нашим алгоритмом.(слайд№9)

 

 

 

 

 

 


 

Слайд 1 Урок русского языка в 3 классе

Слайд 1 Урок русского языка в 3 классе

Слайд 2 . Девиз урока: « Узнавай новое

Слайд 2 . Девиз урока: « Узнавай новое

Можем ли мы, глядя на эту запись с уверенностью сказать, что это приставки? -

Можем ли мы, глядя на эту запись с уверенностью сказать, что это приставки? -

Слайд 6 Проверка Теоретические сведения:

Слайд 6 Проверка Теоретические сведения:

Сделайте вывод: Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос, а между приставкой и корнем слова - нет

Сделайте вывод: Между предлогом и следующим словом можно вставить другое слово или вопрос, а между приставкой и корнем слова - нет

За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили

За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили

А сейчас я предлагаю вам проверить себя: что вы узнали и чему научились?

А сейчас я предлагаю вам проверить себя: что вы узнали и чему научились?

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока: "Правописание приставок и предлогов"

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России". Тема урока:  "Правописание приставок и предлогов"

Составление алгоритма отличия предлога и приставки

Составление алгоритма отличия предлога и приставки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021