Урок русского языка в 4 классе с использованием проблемно-поискового метода.
Тема: Неопределённая форма глагола.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Задачи урока:
Предметные:
Метапредметные:
Планируемый результат обучения.
Познавательные УУД:
знать, чем являются –ТЬ, –ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы.
уметь находить неопределенную форму глагола по вопросам и морфологическим признакам.
Личностные УУД:
проявлять интерес к новому учебному материалу;
понимать причины успеха в учёбе;
самооценка своих достижений.
Регулятивные УУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
Оборудование: учебник «Русский язык», рисунки, карточки для работы в парах, таблица с шифром и зашифрованным словом.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Настрой на урок. Запись даты.
II. Минутка чистописания.
(На доске записаны слова: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, сбегут.)
- Прочитайте слова. Найдите в них общее. ( Все слова глаголы. В каждом слове есть приставка. Все слова имеют безударную гласную в корне.)
-Какие можете назвать различия? ( Глаголы угрожают, сбегут множественного числа, а остальные – единственного. Глаголы выкопал, выдержал прошедшего времени. Глагол угрожают – настоящего. Глаголы зашагает, стемнеет, сбегут – будущего.)
-Отгадайте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нём парный звонкий всегда твёрдый звук. Какая это буква? Где она находится? ( Это буква ж. Она находится в корне – грож- глагола настоящего времени множественного числа угрожает и обозначает в нём парный звонкий всегда твёрдый звук [ ж ].
Жж Ж ж
жа же жи аж еж
III. Словарно-орфографическая работа.
-Слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, поработав с шифром. ( Таблица с зашифрованным словом и шифром).
- Какое это слово? (Это слово желать.)
- Запишите его.
- Подберите синоним к слову желать. ( Хотеть)
- Найдите слово желать в орфографическом словаре. Что можете сказать о его написании? ( В слове желать непроверяемая безударная гласная е и мягкий знак, обозначающий мягкость согласного)
- Прочитайте написанные на доске пословицы.
Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать - последнее потерять.
Много желать – добра не видать.
-Какой смысл в них заложен? ( В них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.)
-Запишите пословицы в тетрадь, подчеркните ошибкоопасные места.
IV. Актуализация знаний.
1. Игра «Пресс – конференция ».
На стулья перед классом садятся трое желающих. Остальные «журналисты» и «корреспонденты». Они задают «специалистам по глаголу» вопросы. Учитель оценивает их
« работу».
Примерные вопросы:
-Что такое глагол?
-Что обозначает глагол?
- Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи)
-Как изменяются глаголы? И т. д.
Физкультминутка.
2. Самостоятельная работа.
Упр. 368. (Дети выполняют все задания до текста упражнения.)
Коллективная проверка.
- Какие глаголы вы выписали? Их время и число?
(Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках.)
- У каких глаголов не смогли определить время и число? (читать, перелистывать, вставать, закутывать)
- На какие вопросы они отвечают? (что делать?)
V. Постановка проблемы.
- Что это за глаголы, у которых нельзя определить время и число?
VI. Поиск решения.
1. Наблюдение по учебнику.
Упр. 369.
- Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие? (нельзя)
- Чем похожи все глаголы в этих предложениях? (Отвечают на вопрос «что делать?» и оканчиваются на –ть.)
-Можно ли определить число у этих глаголов? (Нет)
Упр. 370.
Самостоятельная запись. Девочки пишут о том, что они любят, а мальчики заканчивают первое предложение. Проверка коллективная.
- Назовите глаголы, у которых нельзя определить время, число.
-На какие вопросы они отвечают?
-На что оканчиваются?
- А на какой ещё вопрос могут отвечать такие глаголы? На что оканчиваются? (проблемный вопрос)
-Чтобы ответить на него, выполним упр. 371. (устно по заданию)
Вывод: У глаголов, которые отвечают на вопросы «что сделать? что делать?», нельзя определить время и число. Они оканчиваются на –ть, -ти, -чь.
VII. Первичное закрепление. Сказка.
- Как бы вы назвали глаголы, у которых нельзя определить число, время? (предположения детей)
-Такие глаголы имеют 3 названия. Чтобы узнать, как называются такие глаголы, мы отправимся с вами на Остров глаголов.
- Глагол «покажет» совершенно точно покажет нам дорогу к Острову глаголов, где живёт Инфинитив. (Обращаю внимание детей на рисунок 1)
- Итак, перед вами Остров глаголов! Здесь все обожают действовать. Ну, просто всё время что-нибудь делают! Очень решительные особы! А вот и жилище Инфинитива. Странное. Правда, ребята? Дом - не дом, пещера – не пещера, изба- не изба. На двери табличка. Прочитаем хором.
Дети: Ин-фи-ни-тив.
- Посмотрите: рядом белый круг, в середине которого нарисован циферблат, перечёркнутый крест-накрест чёрной краской. Это означает, что хозяин этого жилища не хочет знать, который час, вообще не хочет иметь ничего общего со временем. Поэтому, чтобы войти в жилище, надо снять часы. ( Снимаю со своей руки часы, открываю доску, на обороте доски рис. 2)
- Вот мы и в жилище. Но кто это? То ли принц, то ли разбойник с большой дороги. Совершенно нельзя определить. Поэтому он и называется неопределённой формой глагола, или начальной формой. Все глаголы имеют начальную форму. Учёные люди называют её инфинитивом. Прочитайте хором вопросы, на которые отвечает инфинитив.
Дети: Что делать? Что сделать?
-Приведите примеры глаголов, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
-Как называются эти глаголы? (Инфинитивом, глаголами начальной формы, глаголами неопределённой формы.)
VIII. Физкультминутка.
- Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я прочитаю вам стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта». Если встретится глагол неопределённой формы, нужно присесть и вытянуть руки вперёд.
Не мешайте мне мечтать!
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
IX Закрепление. Работа по картинкам.
- Ещё раз внимательно перечитайте глаголы неопределённой формы и подумайте, почему же рядом с табличкой на двери в жилище, на которой написано «Инфинитив» (рис. 1), нарисован круг, в середине которого циферблат, перечёркнутый крест-накрест. (У этих глаголов нельзя определить время)
- Почему же у Инфинитива вместо лица маска (рис. 2)? О чём это говорит? (Он не имеет лица)
- А сейчас, может быть, вы сможете объяснить, почему глаголы начальной формы называются глаголами неопределённой формы? ( У этих глаголов нельзя определить ни время, ни лицо.)
- Инфинитив хочет поделиться с вами своим секретом, тайной, которую всё время носит с собой.
( Беру из рук Инфинитива (рис. 2),свёрнутый лист бумаги, разворачиваю его, читаю)
У меня не только нет лица, но нет и числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но даже до одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много.
Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой?
( Не изменяется по числам)
- Прочитайте определение в учебнике на странице 108.
- Какие суффиксы имеет неопределённая форма глагола? ( Суффиксы –ть, -ти, -чь)
- В основу слова эти суффиксы не входят, так как являются формообразующими. В некоторых учебниках их называют окончаниями.
X. Работа в парах.
(На столах лежат карточки с отдельными частями слова, из которых надо «собрать» глаголы неопределённой формы)
Карточка 1.
Приставки: по-, вс-, при-.
Корни: -порх-, -черн-, -смотр-.
Суффиксы: -е-, -ну-, -ива-.
Окончания: -ть, -ть, -ть.
Карточка 2.
Приставки: за-, под-, на-.
Корни: -бел-, -сып-, -морг-.
Суффиксы: -а-, -ну-, -е-.
Окончания: -ть, -ть, -ть.
(Один ученик составляет слово. Второй проговаривает его орфографически. Записывают самостоятельно. Взаимопроверка. Оценивают в баллах (на полях): одна ошибка-«4», две ошибки-«3».)
На доске заранее записаны возможные варианты слов.
1 карточка: почернеть, вспорхнуть, присмотреть.
2 карточка: забелеть, насыпать, подморгнуть.
XI. Работа в тетради.
- Запишите глаголы делать, сделать в тетради, образуйте от них глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени. ( Делать - делаю, делал, буду делать. Сделать – сделал, сделаю.)
- От какого глагола нельзя образовать форму настоящего времени? ( От глагола сделать)
- Если глагол отвечает на вопрос «что сделать?», то от него не образуется форма настоящего времени.
XII. Домашнее задание.
Стр. 114 упр.3. Вам нужно выписать в один столбик глаголы в неопределённой форме, а в другой – все остальные. На стр. 108 - правило. Его надо выучить.
XIII. Итог урока.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
- На что оканчиваются глаголы в неопределённой форме?
-Указывает ли на время неопределённая форма глагола?
-Изменяется ли по числам неопределённая форма глаголов?
- Какую схему вы бы составили к сегодняшней теме?
Что делать?
Неопр. ф. гл. –ть, -ти, -чь
Что сделать?
XIV. Рефлексия.
- Что на уроке вам запомнилось?
- Что понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.