Урок-мастерская как способ организации деятельности учащихся
Как учить сегодня? Можно ли каждого школьника научить решать задачи с интересом и увлекательно? Как расшевелить ребят на уроке? Как создать внутреннюю мотивацию? Как вызвать интерес? Каждый учитель решает эти задачи по-своему. Всякий раз, готовясь к уроку, пытаюсь отыскать новые пути совершенствования урока математики, приёмы и способы, позволяющие построить урок так, чтобы он доставил радость и учащимся и мне.
Чтобы ребятам было интересно, надо к познавательному процессу подключить их фантазию, эмоции, воображение. Особенно это касается работы с текстовыми задачами. Только доступная каждому увлекательная деятельность способна принести желаемые плоды. Для этого и надо на уроке создать условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности.
Урок-мастерская позволяет ученику не только познать школьные науки, но и осознать сам способ, пути рождения знаний. Она погружает ребенка внутрь познаваемого объекта. На мастерской внимание ребят направлено на задания. Через задания, логическую структуру мастерской учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя индивидуальную, парную и групповую работу. Деятельность ребенка – в центре образовательного процесса, а сам образовательный процесс носит диалоговый характер. Меняется сама обстановка в классе: ученики с разными возможностями ощущают себя одинаково способными. Поэтому результат работы на мастерской описывается не словами получил, овладел, узнал, запомнил, записал, а словами открыл, понял, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался, выбрал, приблизился.
Важное правило, используемое для создания ситуации успеха на уроке-мастерской: не спрашивайте ответа сразу, дайте время не только для того, чтобы подумать, собраться с мыслями, но обязательно записать свой ответ. Во-первых, когда ответ записан, его легко озвучить любому; во-вторых, ответит каждый, а не только тот, кто быстро соображает. Спросите всех по очереди, и вы, а также все ученики в классе услышите такие варианты ответов, которые бы никогда при обычной работе не услышали, причём их произнесут те, от кого вы подобного вообще не ожидаете. Каждый почувствует свою значимость, весомость, каждый поднимется в своих глазах, да и в глазах товарищей на новую ступеньку. Конечно, такая работа требует времени, но она позволяет включить в учебную деятельность всех и получать результат от всех.
Очень важен этап рефлексии. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в процессе работы мастерской. Дети учатся ощущать свои чувства и их высказывать. На этой фазе ученики могут также сообщить о том, чему они сегодня научились.
Я хочу предложить вам ознакомиться с одним уроком-мастерской. Почувствуйте себя пятиклассниками. Итак,
Мастерская «Я и задача»
Цели мастерской:
1. Актуализировать смысл слова «задача»
2. Помочь учащимся осознать и научиться преодолевать трудности при работе над задачей
3. Помочь учащимся осознать значимость такой дидактической единицы, как задача, и сформулировать личностно значимую цель изучения математики
4. Стимулировать возникновение самых разноплановых вопросов, связанных с понятием «задача», которые явились бы впоследствии мотивом для изучения различных методов решения задач
Методы и приемы, использованные в данной мастерской:
1. Метод конструирования вопросов
2. Метод вживания
3. Метод смыслового видения
4. Метод смысловых ассоциаций
5. Прием «Панель»
6. Прием «Закончи предложение»
Ход занятия
1. Человек приходит в мир. Сначала он маленький, его окружает любовь и забота. Он растет. И мир вокруг него становится другим. Человек стал взрослым, и возникает много разных вопросов. Папа и мама думают, покупать ли стиральную машину, и хватит ли денег. Если в семье праздник, то, сколько приглашать гостей и сколько надо продуктов, чтобы накрыть праздничный стол? Мы каждый день находим ответы на разные вопросы и решаем свои задачи. Вы пришли в школу и встретились с интересной наукой – математикой. Вам задачи предлагает учебник, а взрослым задачи предлагает сама жизнь.
Закройте глаза и представьте себе ассоциацию, которая возникает у вас
со словом «задача».
• Запишите слово «задача» и рядом одно слово, которое отражает ваше
состояние, когда вы слышите «задача».
• Поделитесь своими ассоциациями в группе, а затем, все желающие
могут озвучить на класс.
2. Вы молодцы! У вас разные слова, давайте сейчас поможем ребятам, кто
правдиво написал о себе, что он боится задач.
Например, я знала мальчика Федю, который страшно боялся задач. А может, в нас иногда появляется такой Федя? Помогите, посоветуйте Феде, чтобы он не боялся задачи и мог ее решить. Вместе продумайте и запишите свои советы.
Советы Феде, решающему задачу:
•
•
Прочитайте (учитель пишет на доске)
3. А я придумала такие советы. Сосредоточимся на этих советах!
• Понять задачу.
• Наметить план решения.
• Осуществить план.
• Подумать над решением задачи.
4. Поступим как ученые-эксперты и проверим, годятся наши советы или нет.
• Досочините задачу, зная условие, подберите вопрос или несколько вопросов.
От группы представьте решение с одним вопросом. (Задание №1)
• Посовещайтесь в группах, запишите решение на отдельном листе.
• Проверяем, если есть вопросы, задайте их.
• Слушаем группы.
• Какими советами вы пользовались в работе?
5. Используя один из трех вопросов, которые написаны на листочке, что лежит у вас на парте, составьте задачу. Пусть Феде будет интересно решать то, что вы придумали. Мы ему их отдадим. (Задание № 2)
• На листочке в клеточку напишите условие и вопрос, а на другом – попробуйте составить схему (модель).
• Поменяйтесь листочками. Проверьте, помогите друг другу, решается ли эта задача.
• Слушаем группы. Покажите, какая из схем относится к данной задаче.
• Если есть вопросы – задавайте.
6. А мой знакомый ученый Василий придумал другие задачи, попробуйте проверить, решаются они или нет. (Задание № 3)
• Посовещайтесь в группах.
• Обоснуйте, почему можно или нельзя...
7. Мы говорили о задачах, поняли, что задачи бывают разные. Есть и такие, у которых условие может быть с лишними данными, или данных недостаточно, или данные противоречат друг другу.
• На своем листочке напиши, что тебе трудно, когда ты работаешь над задачей. Мне трудно...
• А теперь напиши письмо Феде и поделись, как ты будешь преодолевать эту трудность.
• Прочитайте, кто хочет.
8. Наше занятие подходит к концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими мыслями о сегодняшнем занятии (можно даже одним предложением). Вам помогут слова:
Я узнал ...
Я почувствовал ...
Я увидел ...
Я сначала испугался, но потом ...
Сначала я подумал ...
Я заметил, что я ...
Я сейчас слушаю и думаю ...
Мне интересно следить за ...
Я смотрел на ребят и ...
Ваши лучшие пять друзей: Что? Почему? Где? Когда? Как?
Если вам нужен совет, обратитесь к Что или к Почему. Обратитесь к Где, Когда и Как - и больше ни к кому не обращайтесь. (Ничему не верьте, но сомневайтесь только в том, что вызывает сомнение.)
Задание № 1
Кот Матроскин и Шарик решили обнести забором свой огород. Произведя измерения, они обнаружили, что длина больше ширины на 15 метров. А длина всего забора равна 150 метрам.
Задание № 2
1) Какова площадь сада?
2) Сколько понадобится столбов, чтобы огородить территорию замка по периметру, если их вкапывать в землю через 2 метра?
3) Найдите длину квадратной комнаты, если её площадь равна площади
прямоугольной комнаты.
Задание № 3
1) Площадь зала 36 м2 . Найдите длины сторон зала.
2) Сумма длины и ширины прямоугольного газона 900 м, причём длина в 5
раз больше ширины. Найдите площадь этого газона.
3) Ширина двери 90 см, а высота 2 м 10 см. Сколько граммов краски
понадобится, чтобы покрасить дверь с обеих сторон?
4) Периметр квадрата 24 см, а длина одной из его сторон 6 см. Найдите
площадь прямоугольника, ширина которого равна стороне квадрата, а
длина в 3 раза больше этой стороны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.